,
Сегодня мы расскажем о номерных улицах, расположенных в Октябрьском районе города и ведущих свою историю еще с довоенных лет. Район, в котором они находятся, изначально именовался Городом-Садом, но вряд ли кто-то сейчас вспоминает это название. Итак, встречайте, улицы Радиальные.
Располагаются они между территорией бывшего СамГУ, улицами Ново-Садовой, Советской Армии и Московским шоссе.
Эта территория стала выделяться городскими властями под жилую застройку во второй половине 1920-х годов.
Селились здесь в том числе и работники завода имени Масленникова. Добраться к своим станкам они могли на общественном транспорте — трамвае №5. Его разворотная петля находилась на месте нынешнего ДК «Современник». Интересно, что до 1934 года «пятерка» ходила лишь в летний период.
К моменту переименования Самары в Куйбышев район Карбюраторного завода (в который вошли и улицы Радиальные) стал полноценным пригородом Самары. В черту города его тогда еще не включали. По количеству зданий в 1936 году поселок Карбюраторного завода лишь немного уступал Безымянке.
Но вернемся непосредственно к улицам Радиальным. Они появились не одномоментно. Так, в избирательных списках за 1937 год фигурировали лишь четыре из них.
Школа №20, где волеизъявлялись жители Города-Сада, ныне имеет адрес ул. Академика Павлова, 85. К 1939 году на своих местах были уже все восемь Радиальных улиц.
В раннесоветский период в куйбышевских газетах об улицах Радиальных писали редко. Исключение — заметка 1959 года из многотиражки ЗИМа, посвященная нехватке в этом районе водопроводных колонок.
В 1950-х годах Карбюраторный завод (ныне — завод им. Тарасова) начал активную застройку 8-й Радиальной улицы. В 1957 году здесь стартовало возведение квартала двухэтажных домов методом «народной стройки». Ниже представлены фотографии из многотиражки этого предприятия, на которых запечатлен ход строительства.
Все возведенные двухэтажные (и один трехэтажный) дома карбюраторщиков получили адреса по 8-й Радиальной улице. Ниже представлены современные пейзажи этого квартала.
Помимо жилых домов тут находились два заводских детских сада. Один из них при жизни имел №80 (8-я Радиальная, 2). Построен он был в 1939 году.
Другой ясли-сад — №206 (8-я Радиальная, 31) — открылся значительно позднее, в 1961 году.
Необходимость в нем появилась из-за активной застройки этого района. В 1958 году была возведена сталинка на углу с улицей Советской Армии, а в 1961-м панельные хрущевки (8-я Радиальная, 6 и 10).
Что касается детских садов, то когда в самом конце 1992 года на базе завода имени Тарасова создавалось акционерное общество, оба этих детских сада планировалось оставить в его хозяйственном ведении.
Ныне здания детсадов заброшены. До последнего времени они служили корпусами Самарской гуманитарной академии (СаГА) и колледжа при ней. Свое существование это учебное заведение прекратило в декабре 2019 года. В бывшем детском саду №206 в ближайшее время может открыться школа для детей с ментальными нарушениями.
Из всех Радиальных улиц 8-я, конечно, фаворит, но пора поговорить и о ее менее архитектурно значимых соседках.
1-я Радиальная коротка и представлена исключительно частным сектором.
2-я Радиальная уже более солидна и проходит от улицы Кольцевой до Ново-Садовой.
3-я Радиальная, если так можно выразиться, «провинциальна». Она расположена строго внутри Сад-Города и не доходит до крупных магистралей — Московского шоссе и Ново-Садовой.
4-я Радиальная в 1965 году была переименована в честь Героя СССР, летчика Петра Потапова.
5-я Радиальная улица примечательна, пожалуй, лишь тем, что упирается в здание филологического корпуса Самарского университета им. Королева.
6-я Радиальная — сама протяженная среди своих товарок. Пролегает между Московским шоссе и улицей Ново-Садовой. Может похвастаться пятиэтажным домом №66, возведенным в 1964 году.
В 1977 году ее окрестности попадали под огонь критики «Волжской Зари» из-за устроенной здесь стоянки тяжёлой техники одного из подразделений «Куйбышевремстроя».
В остальном здесь также царствует частная застройка. Зачищена от нее была лишь четная сторона 6-й Радиальной на отрезке от улицы Финской до Ново-Садовой. То, что появилось на месте этого частного сектора, представлено на следующих фото.
В интервью ДГ улицу 6-ю Радиальную вспоминал сын известного куйбышевского архитектора Алексея Моргуна Дмитрий:
«Первая квартира моих родителей была на 6-й Радиальной улице. Ну как квартира — комната, конечно. Причем там была особенность: её затапливало. Натурально. Видимо, высоко стояли грунтовые воды, и весной они поднимались выше пола. Там отец под ножки кровати подкладывал кирпичи, чтобы она не в воде стояла».
7-я Радиальная улица в 1965 году получила имя Героя СССР Николая Гастелло. Найти в куйбышевских газетах заметку или статью об этом переименовании, увы, не удалось. Зато отыскался материал, посвященный уроженцу Самарской губернии Анатолию Бурденюку, члену экипажа бомбардировщика ДБ-3, которым командовал Николай Гастелло.
Тогда еще 7-й Радиальной улице посвящена газетная заметка 1964 года. В ней содержатся жалобы жителей здешних бараков на неблагоустроенность территории и коммунальные проблемы.
Вспоминает соавтор этой статьи Евгений Альмяшев: «В детстве (скорее всего в 1978-1980 годах) я ездил со своей бабушкой, которая работала на ЗиМе, в этот барачный район, где у нее жила знакомая портниха. Дело было летом, и бараки посреди зелени выглядели гораздо веселее, нежели зимой».
Бараки, о которых идет речь в этой заметке, были снесены уже в годы перестройки. На их месте завод имени Масленникова возвел дом №37 по улице Гастелло.
В ближайшей перспективе на Радиальных улицах возможно появление новых высотных домов, особенно в районе 8-й. Квартал двухэтажных домов уже под прицелом застройщиков.
Текст и фото: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Улица Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
— Ставропольская
— Улица Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
— Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2
— Строителей
— Ташкентская
— Теннисная
— Товарная
— Тухачевского
— Ульяновская
— Урицкого
— Улица Физкультурная. Часть №1 / Часть №2
— Фрунзе
— Хлебная площадь
— Площадь Чапаева
— Улица Чапаевская. Часть №1 / Часть №2
— Челюскинцев
— Чернореченская
— Черемшанская
— Чкалова
— Шостаковича
— Энтузиастов
— Проспект Юных Пионеров. Часть №1 / Часть №2
— Ярмарочная
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте