КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Московское шоссе: парк Гагарина, Средние сады, КАТЭК и ипподром

 2 048

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Мы продолжаем исследовать историю и достопримечательности Московского шоссе. Сегодняшний материал будет посвящен его микрорайоной части, густо обставленной панельками. Но и более весомых достопримечательностей здесь будет немало.

Начинается наше путешествие от перекрестка с улицей Советской Армии. Главная достопримечательность здесь — Парк Гагарина, торжественное открытие которого состоялось 9 июля 1976 года. Но прежде чем окунуться в эпоху брежневского застоя, узнаем, что представляла собой эта местность во времена Самары купеческой. На приведенной ниже карте 1898 года синей звездочкой отмечено место пересечения нынешних Московского шоссе и улицы Советской Армии.

Карта Самары 1898 год

Как вы видите, правая (нечетная) сторона шоссе густо усеяна дачными участками. Вот что пишет о них Константин Головкин:

«В 5-ти верстах от города справа идут сады: Неклютина, Буслаева, Курунова, Петрова, Глухова, Баркова, Парашина, Новокрещенова, Максакова, Бунина, Среднева («12-й год»), Анфимова и Вотрих (8 верст)».

Описанные дачные участки простирались примерно до нынешней улицы Губанова. На картах 1920-30-х годов весь этот массив именуется Средними садами.

Самара с прилегающими окрестностями  1934

В тех же 1930-х годах здесь нашлось место и широко распиаренным дачам НКВД.

Согласно появившейся в конце 1980-х годов легенде, здесь производились массовые расстрелы и захоронения жертв «Большого террора». Согласно сведениям очевидцев, при сооружении гребного канала был найден череп с пулевыми отверстиями. Якобы на рубеже 80-90-х годов проводились и локальные археологические раскопки, но никаких фотографий или документов, подтверждающих, что парк Гагарина является братской могилой, нет.

20 мая 1990 года здесь был установлен памятник жертвам политических репрессий. Спустя 12 лет он был заменен скульптурной композицией «Спас».

Сторонники «версии» массовых расстрелов в парке Гагарина, как правило, апеллируют к до сих пор не рассекреченным документам, где и находится вся правда по этому вопросу. Мы же обратимся к тому, что имеем.

Слева — списки избирательных округов 1946 года, где упомянуты дачи МВД, а справа — документ 1962 года, в котором содержатся сведения об облагораживании окрестностей Московского шоссе.

Как вы видите, дачи были милицейские, а не чекистские. Но вернемся к самому парку Гагарина, который, не будем забывать, детский. В следующей газетной статье, приуроченной к его открытию, подробно описываются многие его достопримечательности.

Московское-ФОТО-28-ВЗя-1976-07-10-открытие Парка им. Гагарина
Оно состоялось 9 июля 1976 года

Новый парк быстро набирал популярность, во многом за счет кинотеатра «Антошка» на базе самолёта Ан-10 и кафетерия «Мороженое» в скоростном речном судне «Ракета-6», которое до того, как переместиться в парк Гагарина, успело перевезти миллион пассажиров.

Завершая рассказ о парке Гагарина, скажем, что как юридическое лицо он имеет адрес по улице Советской Армии, и мы еще поговорим о нем в посвященной ей статье. Однако большинство достопримечательностей в нем расположены ближе к Московскому шоссе. Это и «сырные ворота» и многострадальное колесо обозрения.

Перекресток Московского шоссе и улицы Советской Армии в советские годы дополняло Т-образное здание инфекционной больницы, хорошо заметное на спутниковом снимке 1965 года.

Инфекицонная больница на Московском шоссе

Напротив парка Гагарина в 1968 году было построено здание Куйбышевского политехникума связи (Московское шоссе, 120), спустя еще два года рядом с ним появилось студенческое общежитие.

По диагонали от парка Гагарина располагается обширная территория завода имени Тарасова, который был введен в эксплуатацию еще в 1934 году. Профилем предприятия было изготовление карбюраторов для автомобильной промышленности, поэтому завод долгое время назывался карбюраторным (другие его названия – КАТЭК и КЗАТЭ). Хотя юридически он находится на улице Ново-Садовой, его территория со стороны Московского шоссе тоже богата на промышленные артефакты.

Начнём с объекта, строительство которого началось еще в 1932 году. Речь идет об электроподстанции Томашев Колок. Находится она между улицей Ново-Вокзальной и территорией БКК.

Московское-ФОТО-02-ВКа-1932-03-06-энергостр-во

Попутно были возведены две высоковольтных ЛЭП – одна шла из старой части города до Томашева колка, а другая от Колка на Безымянку для энергообеспечения стройплощадки железнодорожно-ремонтного завода.

Карбюраторный завод был построен, прямо скажем, на краю цивилизации, поэтому синхронно с его строительством обсуждалась идея прокладки сюда железнодорожной ветки.

Еще в 1935 году была начата подготовка трассы, но «железка» пришла на Карбюраторный завод лишь в годы войны как ответвление Линдовской железной дороги, построенной для нужд 4 ГПЗ. Как же должна была пройти эти линия по первоначальному проекту?

Ниже приведен один из вариантов генплана Куйбышева 1935 года. Проектируемая железнодорожная ветка отмечена на нем жирным пунктиром. Красная линия — нынешнее Московское шоссе, желтая — улица Ново-Вокзальная.

Железнодорожная ветка на КАТЭК

Но железная дорога пришла на КАТЭК не с востока, как планировалось, а с юга, с улицы Советской Армии. В послевоенные годы заводская многотиражка часто писала о ней, иногда в критическом тоне. Так, в заметке 1947 года состояние железнодорожной ветки была названо «хаотическим».

В советское время здешний заводской пейзаж украшала водонапорная башня. В 1976 году пальму высотного первенства перехватила труба новой заводской котельной, существующей по сей день.

К началу 1940-х годов у карбюраторного завода появился жилой поселок на Семейкинском шоссе. Он представлял собой частный сектор, все улицы которого были Продольными и различались только номером. Лишь в 1952 году они получили собственные имена.

Своих максимальных размеров поселок Карбюраторного завода достиг в 1950-х годах. Территориально он находился в Молотовском районе Куйбышева, а вот сам КАТЭК — в Сталинском. В результате благоустройство поселка стопорилось. Молотовский райисполком считал, что за поселок должен отвечать КАТЭК. Завод же считал, что благоустройством должно заниматься районное руководство. Такая чехарда продолжалась пять лет, пока весь поселок не был присоединен к Сталинскому району.

Немного пролить свет на повседневную жизнь обитателей Карбюраторного поселка позволяет следующая статья. Очень приятны, с эстетической точки зрения, пропагандистские пассажи и советские клише, передающие колорит той эпохи, как, например, в предпоследнем абзаце.


А вот как поселок карбюраторного завода (желтый контур) выглядел с высоты. В синем контуре территория самого КАТЭКа, а красная линия — Московское шоссе.

Карбюраторный поселок

В 1976-1978 году весь частный сектор в этой локации был зачищен и на карте Куйбышева появился XI микрорайон. На следующем фото строится дом №121 по Московскому шоссе, а на заднем плане можно видеть высотки у кинотеатра «Шипка».

Московское-ФОТО-27-ВЗя-1976-06-25-фото из XI мкр.

Строительство нового жилого микрорайона дало толчок к появлению здесь подземного перехода. В 1994 году к нему добавится еще одна достопримечательность — новое здание заводской проходной.

По всей видимости, тогда же, в 1970-х годах, появился и заводской стадион «Искра».  КАТЭКу он служил до середины 2000-х годов, когда его поглотила вторая очередь ТЦ «Парк Хаус» и стоянка при нем.

Еще одна достопримечательность в окрестностях XI микрорайона — введенный в эксплуатацию 7 января 1988 года булочно-кондитерский комбинат.

Достаточно любопытна судьба четной стороны Московского шоссе между улицами Ново-Вокзальной и Аминева. Вот что о ней пишет Константин Головкин:

«В 7 верстах от города по Семейкинскому шоссе расположена так называемая Константиновская дача. Она ранее принадлежала купцу Александру Ивановичу Константинову, отчего и сохранилось это название. При даче был фруктовый сад, небольшой лесок, деревянный обширный дом и хозяйственные постройки. В 1910-х годах она перешла в ведение Лиги борьбы с туберкулезом, где каждый год имели приют несколько десятков больных, лечащихся кумысом.»

В конце 1930-х годов на месте бывшего Константиновского сада появился военный городок.

Озеление Московского шоссе. 1963 год1963 год.

Его территория хорошо просматривается на спутниковом снимке 1965 года.

Военный городок в Самаре.
Спутниковый снимок 1965 года. Красная линия — Московское шоссе, желтая — улица Аминева. Звездой отмечена территория военного городка.

В позднесоветское время здесь размещались сразу три части строительных войск. Территория военного городка начала застраиваться современными жилыми домами во второй половине 1980-х годов. Сейчас от него остался один двухэтажный дом, затерянный в глубине квартала и имеющий адрес по улице Ново-Вокзальной.

Московское-ФОТО-24-ВЗя-1989-08-23-новый маг. по Моск.ш.-254

Как видно из спутникового снимка, за улицей Аминева в сторону ипподрома тянулись дачные участки. Эта локация была отведена под них еще в конце 1930-х годов.

Чуть раньше дачников, в 1936 году, здесь прописался самарский ипподром. Тогда его адрес выглядел просто и незатейливо — 8-й километр Семейкинского шоссе.

Ипподром

Но прежде чем поговорить о нем, скажем о том, что находилось между ним и улицей Губанова. Здесь располагалась территория Областной сельскохозяйственной выставки. В общем, самарский аналог столичной ВДНХ.

Московское-ФОТО-11-ВКа-1955-09-27-областная СХ выставка

В 1988 году здесь был построен павильон для выставки товаров народного потребления, от которого осталась лишь газетная заметка. А о сельскохозяйственной выставке напоминает лишь маленький прудик, скрытый от посторонних глаз за многочисленными автосалонами.

Вообще на территорию около ипподрома в позднесоветский период у куйбышевских градостроителей были амбициозные планы. Чего стоит только идея прокладки широкого бульвара вдоль улицы Губанова, который должен был стать продолжением парка Воронежские озера. Осуществить задумку не получилось, но прочувствовать грандиозность планов можно здесь.

Ну а сам ипподром чуть-чуть не дотянул до своего 80-летия. О его истории ДГ уже писал, как раз во время его окончательной гибели. Ниже приведены газетные заметки, рассказывающие о буднях куйбышевского ипподрома. Первая — хулительная, описывающая здешнюю неблагоустроенность. Вторая — признание в любви к лошадям.

Недавно у ипподрома даже отняли остановку общественного транспорта, переименовав ее в «Площадь авиаконструктора Ильюшина». О спортивном объекте сейчас напоминает только входная арка.

Входная арка самарского ипподрома

Противоположная сторона Московского шоссе на этом участке не богата достопримечательностями. Здесь царит VII микрорайон, застройка которого началась в 1966 году в районе улицы Воронежской, а к Московскому шоссе добралась спустя 8 лет.

Здесь впервые были построены дома в виде ломаных линий (№№ 147 – 155 и 177 – 185). О трудностях из возведения рассказывается в следующей статье.

В 1976 году жилая застройка пришла и на угол Московского шоссе с улицей Ново-Вокзальной. Здесь были построены дома №143 и 145.

Московское-ФОТО-19-ВЗя-1976-02-26-перекр. Моск.ш.-НВ

Позже остальных, в 1982-83-х годах, возвели дома с №№161-173, ныне отделенные от Московского шоссе корпусами ТЦ «Империя». Их строил ДСК-22. Что интересно, здешняя остановка общественного транспорта называлась «Седьмая просека».

Московское-ФОТО-23-ВЗя-1982-12-04-о благ-ве в районе М.ш.-Амин.

Завершая рассказ об этом отрезке Московского шоссе, взглянем на списки избирательных округов 1965 года. Тогда еще не было привычных нам номерных микрорайонов, поэтому можно встретить массу винтажных топонимов: некие стандартные дома, южные и северные бараки, дачи Госбанка и т.д.

Московское-ФОТО-14-выборы-1965

Даже школа №43 — не та, о которой вы подумали. Это сейчас она в Приволгане, а в 1965 году находилась в бывшем общежитии, у проходной завода КАТЭК (Ново-Садовая, 307).

Но вернемся к Московскому шоссе, тем более, что мы подобрались к одному из главных транспортных узлов на нем. И одному из самых известных памятников Самары.

Памятник самолету ИЛ-2

Перекресток Кировского и Семейкинского шоссе приобрел большое значение в конце 1930-х годов, когда в районе поселка Красная Глинка началось строительство гидроузла. ТЭЦ, которая должна была снабжать стройку электроэнергией, строили в нынешнем Юнгородке. Московскому шоссе выпала честь соединять эти части будущего энергетического кластера. В 1940 году была проведена его реконструкция на этом участке.

Обратите внимание на термин «спрямление дороги». Не совсем понятно, то ли речь идет о выбоинах и ухабах, то ли о самой трассировке шоссе.

В 1963 году Шоколадной фабрике (тогда она еще располагалась на улице Молодогвардейской) предписывалось убрать с Семейкинского шоссе ледник. Где именно он находился, пока установить не удалось.

Шоколадная фабрика Россия

В 1969 году на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова появилась кольцевая развязка, спустя год было улучшено освещение, а в 1975-м здесь был установлен памятник самолету ИЛ-2.

«Перейдя» проспект Кирова (нынешнее его кольцо с Московским шоссе отмечено синим кругом), вновь взглянем на карту 1898 года и попытаемся понять, что нас ждет впереди.

Карта Самары 1898 года.

Как видите, ничего особенного нас не ждет. Дачные участки тут уже заканчиваются, начинаются частновладельческие земли самарских помещиков — Чарикова и Паршинского.

Позволим себе небольшое лирическое отступление. Среди тех самых наследников Чарикова был известный русский дипломат и историк Николай Чарыков. Наш город он периодически посещал в детские годы. Именно из Самары он отправился в Эдинбург, учиться в Высшей школе. Путь Николая Чарыкова лежал через Волгу и Крым. Во время остановки в Саратове он посетил тамошний городской парк и записал в дневнике, что Струковский в Самаре лучше. Подробнее о Николае Чарыкове читайте здесь.

Освоение этой территории самарцами началось еще до революции, когда здесь возник маленький хутор Яблонька, ставший со временем крупным дачным поселком, чья территория практически соответствовала нынешнему Приволжскому микрорайону. Строительство последнего началось в 1978 году.

Прочесть об этом подробнее можно в наших статьях, посвященных улицам Георгия Димитрова и Зои Космодемьянской.

Через дорогу от только строящегося Приволгана уже стояли XIII и XIV микрорайоны. По иронии судьбы их дома адресов по Московскому шоссе не получали. Исключение здесь составляет только строящийся ТЦ «Эль Рио». А вот так этот участок Московского шоссе выглядел в 1985 году.

Вид на перекресток Московского шоссе и улицы Георгия Димитрова

С достопримечательностями тут, прямо скажем, туго. Но, поскребя по сусекам, мы находим детский сад «Русич», построенный хоть и в годы перестройки, но стилизованный под архитектуру времен Владимира Красно Солнышко.

Также к достопримечательностям можно отнести бывший магазин игрушек «Буратино» на углу с улицей Зои Космодемьянской.

Московское-ФОТО-07-ВЗя-1985-07-24-стр-во маг. Буратино по М.ш.-306 - копия

Близ улицы Ташкентской нас поджидает монолитный дом, построенный в 1992 году. По первоначальному проекту он должен был быть на два этажа выше.

На этом Московское шоссе заканчивается. Но только с точки зрения нумерации домов. Дело в том, что здания, стоящие за улицей Ташкентской, имеют адреса следующего вида: Московское шоссе 16 км, 5, Московское шоссе 18 км, 25а и все в таком духе.

Об этих самых «км» и о том, где заканчивалось Семейкинское шоссе в стародавние времена, читайте в следующей статье.


Текст: Андрей Артемов и Евгений Альмяшев
Архивные документы и фото: Евгений Малинкин

Фотографии: Елена Вагнер

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Маяковского
Проспект Масленникова
Проспект Металлургов
Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments