КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Площадь Куйбышева: кафедральный собор, Дворец культуры и бункер Калинина

 2 112

Автор: Андрей Артёмов

Сегодня речь пойдет о городской площади, адрес на которой имеет всего одно здание. Но какая это площадь и какое это здание!

За свою историю она сменила несколько названий:
— До 1924 года площадь называлась Соборной,
— С 1924 по 1935 годы — Коммунальной,
— В 1935 года площадь была переименована в площадь Куйбышева

Пристальное внимание мы уделим истории здания театра оперы и балета, адрес которого — Площадь Куйбышева, 1. Впрочем, дореволюционную судьбу этой локации мы тоже не обойдем стороной. Все-таки почти полвека на нынешней площади Куйбышева стоял величественный кафедральный собор.

Сведения о его строительстве мы почерпнем в краеведческой картотеке Константина Головкина:

«На имеющихся планах 1804 и 1839 гг. площадь, на которой ныне стоит кафедральный собор, не показана, и только на плане 1852 года она нанесена с назначением под Соборную церковь в размере 4-х городских кварталов.

До этого времени город, разрастаясь к северу, в беспорядке застроил и будущую площадь. Площадь долгое время строительства собора представляла из себя изрытую ямами местность , которая образовалась оттого, что горожане брали здесь песок для построек. В нижнем подвальном этаже собора ютились, имея бесплатный ночлег и проводя летом ночи, разного рода темные люди.

В мае 1866 г. начальник губернии распорядился об очистке площади от обывательских домов и усадеб для постройки Кафедрального собора. Оказалось, что под эту площадь должно отойти 4 квартала, на которых имелось 102 дворовых места. Перевод жителей на другое место продолжался еще в 70х годах по постановлению городской думы.

В 1869 г. 25 мая был совершена закладка собора в память спасения императора Александра II от покушения бывшего 4 апреля 1866 года. Собор построен по плану архитектора профессора тайного советника Жибера. Постройка продолжалась 25 лет. Стоимость храма составила 517906 рублей, из которых 372109 руб. ассигновано городской думой и 145797 руб. собрано пожертвованиями».

Книгу профессора Георгия Бичурова, посвященную истории Самарского кафедрального собора, читайте здесь.

В декабре 1929 года было принято решение о строительстве самого большого в городе Дворца культуры. Первоначально планировалось реконструировать здание кафедрального собора, прежде всего перепланировать его внутреннее пространство, демонтировать купола и главки. Разработку проекта поручили архитектору Петру Щербачеву.

Однако спустя полгода решение было изменено. В связи со сложностью переоборудования храма под ДК, а также из-за финансовой затратности этого проекта кафедральный собор было решено разобрать. Его снос начался в том же 1930 году.

Кафедральный собор был полностью разобран к весне 1932 года, но сама Коммунальная площадь была завалена строительным мусором. В городском бюджете не было денег ни на ее расчистку, ни на строительство Дворца культуры.

После переименования Самары в Куйбышев было принято решение о постройке памятника Валериану Владимировичу. В апреле 1935 года Совнаркомом были выделены необходимые на его постройку средства. Сроком открытия памятника было назначено 1 мая 1936 года.  Вероятно именно тогда руководству Куйбышевского края удалось выбить и средства на постройку Дворца культуры, который был бы композиционно связан с памятником Куйбышеву.

Архитектору Александру Полеву было поручено в срочном порядке составить задание на проектирование ДК. Объем здания не должен был превышать 60000 кубических метров, а стоимость работ не должна была превышать 5 миллионов рублей.

В мае 1935 года было принято решение установить памятник, а вместе с ним и построить здание Дворца культуры на Коммунальной площади. Вскоре было решено отказаться от идеи конкурса, а заключить договор на разработку проекта с маститым советским архитектором Алексеем Щусевым.

В итоге договорится со Щусевым не удалось и проектирование взяли на себя архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Может так было задумано изначально, ведь в представленном выше документе указывается: « … с привлечением для разработки проекта людей по усмотрению тов. Щусева». Видимо этими людьми и стали Щуко с Гельфрейхом, разработанный которыми эскизный проект Дворца культуры выглядел так.

Щуко

Однако столичные архитекторы были поражены недугом гигантомании и, как следствие, втрое превысили объем здания и в четыре раза — его стоимость. Щуко и Гельфрейх переработали проект, но даже в «ужатом» виде он оказался слишком затратным, и договор с ними был расторгнут.

Куйбышевский Горсовет сразу же утроил закрытый конкурс, к участию в котором были приглашены местные архитекторы. Было разработано четыре проекта, каждый из которых в той или иной степени был подвергнут критике.

1. Проект Абрама Каневского.

ДК Куйбышева

2. Проект Петра Щербачева.

ДК. Проект Щербачева

3. Проект Александра Полева.

Волжская коммуна, 1935, 8 июля, № 155, с. 3

4. Проект Николая Каценеленбогена (при участии Николая Телицына).

Кацененеленбоген

В итоге за счет более простой и понятной планировки внутренних помещений на уровне Крайисполкома победил последний проект.

Вместе с тем он и проект Александра Полева были представлены на утверждение в Наркомпрос РСФСР, которым в то время руководил Андрей Бубнов, до революции некоторые время живший в Самаре. Оба проекта подверглись критике, но разработка Каценеленбогена была оценена выше, в том числе и скульптором Манизером, автором памятника Валериану Куйбышеву. Свои изменения в проект самарских архитекторов внес известный ленинградский зодчий Ной Троцкий. Окончательный эскизный проект куйбышевского Дворца культуры был утвержден в апреле 1936 года.

Также он был отобран для экспонирования на Парижской выставке. Сроком окончания строительства была была объявлена осень 1936 года. Стройматериалы для него доставлялись со всего СССР. Цемент — с сенгилеевского завода «Большевик», гравий — из Оренбурга, восемь тонн гвоздей были доставлены из Сталинграда, два вагона стали прибыло из Донбасса. Местными стройматериалами были бутовый камень, алебастр и черный дуб. На стройке трудились преимущественно наемные рабочие из сельской местности. Осенью многие из них возвращались в села на уборку урожая.

В течении 1935 года велись преимущественно земляные работы. Был засыпан котлован на месте Кафедрального собора и начато рытье нового под Дворец культуры.

Кафедральный собор
Площадь Куйбышева после сноса кафедрального собора и перед постройкой дворца культуры.

Что любопытно, первоначально размещать в здании Дворца культуры профессиональный театр не планировалось. Дать ему там помещения решили лишь в апреле 1937 года. Это в свою очередь вновь изменило проект здания — со стороны улицы Галактионовской решено было построить для нужд театралов дополнительные подсобные помещения. 25 марта 1938 года Облисполком принял решение о предоставление помещений во Дворце культуры Художественному музею (до этого он входил в состав музея краеведческого, который располагался в особняке Сурошникова).

К 5 мая 1938 года здание Дворца культуры было готово на 91,5%, его техническая готовность составила 86,5%. 1 октября был составлен акт о передаче ДК от Управления строительством его директору Михаилу Лакиреву. Ввод здания в эксплуатацию состоялся 4 ноября 1938 года. Днем позже состоялось торжественное открытие памятника Валериану Куйбышеву. Ниже представлены заметки из газеты «Волжская коммуна» от 5 ноября 1938 года.

Ниже представлена схема помещений Дворца культуры им. Куйбышева.

Театр оперы и балета

Вот как описывают архитектурные достоинства Дворца культуры им. Куйбышева архитекторы Виталий Стадников и Олег Федоров в своей книге «81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре» (2006 год).

Грандиозный памятник ленинградской версии позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена огрубленная, брутальная классика. После того, как в Москве взорвали Храм Христа Спасителя, Самаре оставалось последовать примеру и создать «величайшее в истории города архитектурное произведение — храм для трудового народа» , как писалось в итоговой книге «Архитектура Куйбышева за ХХХ лет советской власти».
Пожертвовав функциональной логикой ради грандиозной образности, авторы, похоже, переусердствовали со средствами художественного убеждения, нагромоздив равнозначные по силе воздействия детали, что не дает точки отсчета для их сравнения и оценки. Тем же грешит и градостроительное решение объекта, поскольку при фронтальном восприятии в поле зрения нет других зданий, и вместо задуманного архитектурного контраста, ансамбля, получается сюрреалистический пейзаж. Это величественный и грозный памятник своему времени формирует стилевой и масштабный образ центральной части города.

В книге «Архитектурный путеводитель Самара 1920-1940-х годов» отмечается интересная деталь: «Спаренные колонны несут в себе новый символический смысл — связь рабочих и крестьян. Статуи физкультурницы и рабочего, читающего книгу, установлены и нишах ризалитов и указывают на назначение здания».

Дворец культуры имени Куйбышева попал на страницы альбома «Советская архитектура за XXX лет РСФСР» изданного в 1950 году.

1950 год.

В годы Великой Отечественной войны большую часть Дворца культуры им. Куйбышева занимал эвакуированный в наш город Большой театр. Подробную историю его пребывания в нашем городе читайте здесь.

Еще одна достопримечательность площади Куйбышева — так называемый бункер Калинина (Объект №2). Вход в него располагается в неприметном здании близ Дворца культуры.

Он строился одновременно с бункером Сталина и предназначался для эвакуации Генерального штаба Красной Армии. На приведенных ниже фотографиях краеведа Игоря Махтева, внутренние помещения бункера Калинина в 2002 году.

Этот объект и поныне не утратил своего стратегического значения.

С 2006 по 2010 годы велась масштабная реставрация здания театра оперы и балета. В ходе нее была заменена скульптура рабочего с книгой, т.к она была признана аварийной. Что характерно, физкультурница с мячом сохранилась лучше своего спутника и до сих пор украшает фасад театра опера и балета, несмотря на свой преклонный, по человеческим меркам, возраст.

При работе над статьей были использованы материалы:

— Из книги «Архитектура и градостроительство Самары 1920-х — начала 1940-х годов» (2010 год),
— Группы Архивы Самарской области соцсети Вконтакте,
— Из блога Вадима Кондратьева.


Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments