КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Старый и Стационарный переулки: ДК «Волга», профилакторий «Прогресса», техникум имени Козлова и станция Мирная

 4 004

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня мы поговорим о районе, который с полным правом может именоваться курмышом. Он со всех сторон окружен железнодорожными путями, гаражными массивами, промзонами и вообще является частью Юнгородка. Образуют этот райончик два переулка — Старый и Стационарный.

При всей видимой депрессивности он обладает несвойственными самарским курмышам чертами: здесь имеются архитектурно выразительные здания, памятник (пусть и малоизвестный), крупный техникум, да и транспортная проблема стоит не так остро. Район дуалистичный, а значит история его тоже весьма интересна.

Для начала дадим ему имя. В списках избирательных округов и краеведческой литературе он именуется Призаводской (вариант — Предзаводской) площадкой. Помимо Старого и Стационарного, в нее входили переулок Костромской и исчезнувший в лихие 90-е Ясельный. Свои нынешние имена они получили только в 1957 году. До этого дома здесь нумеровались по кварталам, упоминания о которых можно найти в Публичной кадастровой карте.

Стар-Стац-ФОТО-18-история дома по Литвинова-129

Сама же Призаводская площадка входила в состав Южного поселка Безымянки. Вернакулярная цепочка (от больше к меньшему) выглядит следующим образом: Юнгородок — поселок — квартал.

???????????????????????????????Избирательный список 1945 год.

На представленной ниже немецкой схеме Куйбышева 1943 года Призаводская площадка отмечена красной звездочкой. Красная линия — улица Земеца, синяя линия — Заводское шоссе. Как мы видим, железнодорожные пути тогда шли напрямую на территорию авиационного завода №1 (РКЦ «Прогресс»).

схема немцев

Строительство здесь жилых домов началось также в 1943 году силами только что созданного стройтреста №11. Шлакоблочные двухэтажки были по тем суровым временам вполне неплохим жильем. В советское время они стояли на балансе авиационных заводов №1 («Прогресс») и №18 («Авиакор»).

Стар-Стац-ФОТО-42-За ударные темпы-1986-18 июня-min-min
Заметка «Ждем перемен» — июнь 1986 года, заметка «Снова равнодушие» — август 1962 года. Дом на фото — Стационарный переулок, 5.

Думается, с коммунальными проблемами жители этих двухэтажек-ветеранов встречаются и сейчас, но внутрь этих домов мы заглядывать не стали, ограничившись видами весьма уютных двориков.

Все они построены в 1943 — 46 годах. Надо еще отметить, что здесь же, на Призаводской площадке, сходятся две «директорские» улицы Юнгородка — Земеца и Литвинова.

Медицинский кластер

С ним связаны самые архитектурно выразительные здания в этом районе. Так, весьма солидно смотрится бывший стационар медсанчасти №3 Куйбышевского авиационного завода (Литвинова, 129).

Бывшая стоматологическая поликлиника
Фото Павла Пешкова

В прессе о нем, увы, писали нечасто. Удалось нам найти лишь жалобу медиков в газете «Волжская Заря» (октябрь 1980 года) на неуклонный рост числа гаражей рядом со зданием медсанчасти.

Стар-Стац-ФОТО-27-ВЗя-1980-10-16-неблаг-во МСЧ у платф. Мирная

Позднее здесь был открыт стоматологический центр «Авиакора». О нелегкой судьбе этого здания ДГ писал в октябре 2018 года.

Стар-Стац-ФОТО-22-За ударные темпы-1992-2 декабря-2

Соседний адрес — Литвинова, 131 — также принадлежал уже бывшему медицинскому учреждению. В позднесоветский период в нем размещался стационар детской городской больницы №9.

Зарисовки-дом по Литвинова-131-min
Фото Евгения Альмяшева

Еще более привлекательно здание с адресом Стационарный переулок, 4. Его портик с шестью колоннами ионического ордера — яркий (хоть и остающийся без внимания) пример освоения классического наследия в советской архитектуре. Не имеющий, увы, никакого охранного статуса.

Сталинский ампир
Фото Инги Пеннер

Информации об этом здании крайне мало. Известна дата его постройки — 1944 год. Для Куйбышева военного времени объект, что и говорить, впечатляющий. По имеющимся у нас данным, в советское время это был профилакторий завода «Прогресс», на рубеже XX — XXI  веков превращенный в жилой дом.

Очаг культуры

Между двумя бывшими медучреждениями разместился дом культуры. Тоже бывший. Клуб «Волга» был одним из первых, построенных на Безымянке, — по-видимому, еще в годы войны. Тогда он имел адрес Южный поселок, дом №18. Его фотографий того периода не сохранилось.

Стар-Стац-ФОТО-50-За ударные темпы-1967-8 февраля-1Газетная заметка 1967 года.

Доподлинно не известно, силами какого предприятия был возведен клуб «Волга». Однако мы точно знаем, что в начале 1970-х годов он принадлежал заводу КАПО (ныне — «Авиаагрегат»), который затеял строительство его нового, современного здания.

Стар-Стац-ФОТО-52-Передовик-1986-18 июня
Июнь 1986 года

Завершить его смогли только в 1988 году. Зато здание получилось вполне симпатичным, в духе советского модернизма.

Клуб Волга в Юнгородке
Фото Инги Пеннер

Есть сведения, что в середине 1990-х в ДК «Волга» открылся ночной клуб «Черный кот». Отбивший клиентуру у «Пеликана», но достаточно быстро уступивший пальму первенства «Манхэттену». Всемирная паутина о «Черном коте» почти ничего не помнит, зато имеется красочное описание в газете «Будни»:

«Через некоторое время своего существования «Черный кот» стал ассоциироваться с кучей шприцев и иголок в радиусе 50 метров. Также непременным атрибутом заведения была до столбняка обкурившаяся братва. Которая, как и полагается, била в рожу всякому, кто за это на нее косо смотрит.

Будни

12 июля 1997 года. Газета «Будни».

Впрочем, эта статье точного местоположения «Черного кота» не указывает, ограничиваясь указанием «в Юнгородке».

Уже несколько лет «Волгу» пытаются продать. Ее текущая цена на Авито чуть меньше 13 миллионов рублей. Пожалуй, не так уж и дорого для 2726 квадратных метров. Да и внутри здание выглядит более-менее пристойно, но отважится ли кто-то на покупку «Волги» — большой вопрос.

Учебные заведения

Помимо медицинских учреждений и дома культуры Призаводская площадка может похвастаться наличием нескольких учебных заведений. Одно из них появилось еще в годы войны. Это была школа рабочей молодежи завода №18 им. Ворошилова, помещавшаяся в одноэтажном бараке.

Стар-Стац-ФОТО-29-За ударные темпы-1969-8 января-фото-min

Чуть позже в надстроенном до двух этажей здании находилось ГПТУ №5, являвшееся базовым училищем для Куйбышевского авиационного завода.

Бывшая школа рабочей молодежи
Фото Евгения Альмяшева

К 1970-м годам стало понятно, что оно не соответствует уровню предприятия-гиганта. Для кузницы его кадров было решено построить новое здание.

Стар-Стац-ФОТО-31-За ударные темпы-1972-23 февраляФевраль 1972 года

Как мы видим, место для нового здания ГПТУ №5 выбрали в районе уже несуществующего ДК «Мир», но потом его «сослали» на Призаводскую площадку. Стройка планировалась достаточно масштабная и для нее пришлось снести несколько жилых домов:  ул. Электрифицированная (Литвинова), 133 и Стационарный переулок, 9 и 12.

Стар-Стац-ФОТО-32-За ударные темпы-1973-6 июняИюнь 1973 года

Их жители наверняка радовались, ведь жизнь в этих шлакоблочных домах была не сахар. О их нелегком быте можно прочесть в многотиражке авиационного завода «За ударные темпы».

Стар-Стац-ФОТО-33-За ударные темпы-1962-21 февраля-Y-min
Газетные заметки 1962 — 63 годов.

Новое здание ГПТУ №5 получило адрес Стационарный переулок, 11. До этого его имел дом, также мучавший своих жильцов. В заводскую многотиражку они жаловались: «У нас нет настоящей кухни, и мы вынуждены готовить пищу в грязном неприспособленном помещении, которое переоборудовано под кухню из санузла».

Однако строительство нового здания ГПТУ и его общежития шло весьма неторопливо.

Стар-Стац-ФОТО-36-За ударные темпы-1981-5 августа1981 год.

Общежитие (Стационарный переулок, 11) было введено в эксплуатацию в 1987 году, тогда же достраивался и сам учебный корпус.

Стар-Стац-ФОТО-37-За ударные темпы-1987-18 сентября
Сентябрь 1987 года.

Сейчас бывшее здание ГПТУ №5 — второй корпус Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения имени Дмитрия Козлова.

Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения
Фото Евгения Альмяшева

А первый корпус этого учебного заведения расположен неподалеку, прямо за железнодорожным «полукругом».

Свою историю он ведет от ГПТУ №12, которое было закреплено за заводом «Прогресс». В отличие от авиаторов, ютившихся в двухэтажном шлакоблочном здании, ракетчикам повезло. Они грызли гранит науки в кирпичной четырехэтажке на Земеца, 24а.

Ракетчики построили для своего ГПТУ новое здание в 1986 году.

Стар-Стац-ФОТО-58-Заводская жизнь-1986-5 сентября-min-min
Заметка «С новосельем, ребята» — сентябрь 1986 года. Заметка о наборе учеников — апрель 1989 года.

А вот общежитие для него было построено заранее, еще в 1983 году.  Оно стало одним из «подарков» строительного цеха завода «Прогресс» к 90-летию этого предприятия. Напомним, что начинался путь космического гиганта в Москве с производства велосипедов.

Объединенные ГПТУ №5 и №12 стали Самарским техникумом авиационного и промышленного машиностроения имени Дмитрия Козлова.

Завершая тему образования, скажем, что в советское время по адресу Стационарный переулок, 7 имелось еще и ГПТУ-32, готовившее рабочих разных специальностей: от электрогазосварщиков до машинистов бумагоделательных машин.

Малоизвестный памятник

Теперь пришла пора поглядеть на анонсированный в начале этой стать памятник. Располагается он в очень укромном месте — между ДК «Волга», неоклассическим домом с колоннами и зданием «Специального управления федеральной противопожарной службы № 39 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Старый переулок, 7).

Памятник МЧС

Бронзовый пожарный запечатлен Ингой Пеннер.

Ясельный переулок

Помимо Старого, Стационарного и Костромского переулков на Призаводской площадке раньше имелся еще один. Своему названию он обязан детским яслям №28. Где они находились, установить пока не удалось. Все жилые дома по Ясельному переулку были снесены к середине 1990-х годов.

Однако карты Гугл верят в то, что он еще жив и проходит рядом с трамвайным кольцом маршрутов №9, 13 и 24.

Ясельный переулок карты Гугл

Мы же считаем, что Ясельный переулок шел по несколько другой траектории: параллельно железнодорожной линии, идущей от станции Самарка к станции Пятилетка. На спутниковом снимке 1967 года мы отметили его красной линией. Синяя линия — Костромской переулок. Желтый круг показывает место, где сейчас находится трамвайное кольцо.

Карта 1967 года

Еще одна потеря для детей Призаводской площадки — детский сад №104, также переформатированный под жилой дом (Земеца, 13).

Бывший детский сад Юнгородок
Фото Павла Пешкова

Железнодорожные пути

Призаводская площадка неразрывно связана с железной дорогой. У нее даже есть «эксклюзивная» станция — Мирная.

В далеком прошлом она именовалась 139-м километром. Первая электричка прибыла на нее 7 ноября 1944 года.

Первая электричка на Безымянку

В советские времена станцией Мирная активно пользовались работники многочисленных заводов Юнгородка. При этом существовали разные проблемы, начиная от опоздания электричек и кончая неблагоустроенностью пассажирских платформ и станционных зданий. Примеры этого можно почерпнуть в старых газетах, причём не только в многотиражках предприятий, но и в общегородских «Волжской Коммуне» и «Волжской Заре».

Когда-то на Мирной действительно был перекидной пешеходный мостик, на котором в 1980-е годы соавтор этой статьи Евгений Альмяшев любил ожидать электричку. Оттуда был хороший вид на город – в частности, на район улиц Советской Армии и Блюхера с трубой ЦОК, радиотелефонной вышкой «Алтай» и тремя двенадцатиэтажками ЦСКБ.

Что же касается железнодорожного полукруга, по которому движутся электрички на Жигулевское море и Курумоч, то точная дата его постройки неизвестна.

Электричка на Жигулевское море

Вероятнее всего, это середина 1950-х годов. Во всяком случае, в прессе он впервые упоминается 21 августа 1957 года. Своим появлением этот путь явно обязан Жигулевской ГЭС, в ходе строительства которой возрос железнодорожный трафик в сторону Тольятти.

Стар-Стац-ФОТО-09-Большевистское знамя-1957-7 ноября7 ноября 1957 года

Для путепровода была сооружена специальная насыпь, через тоннель в которой можно попасть на Призаводскую площадку со стороны улицы Земеца.

Тоннель под железнодорожными путями

Надеемся, что после прочтения нашей статьи вы убедились, что этот район является одним из самых интересных и содержательных курмышей Самары. Однозначно подходящим для экстремального нонконформистского туризма.


Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев

Фото: Инга Пеннер, Евгений Альмяшев, Павел Пешков

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Маяковского
Проспект Масленникова
Проспект Металлургов
Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Некрасовская
Никитинская
Николая Панова
Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Олимпийская
Осипенко
Партизанская
Первомайская
Пензенская
Печерская
Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
Полевая
Промышленности
Пугачевская
Пролетарская
Пугачевский тракт
Пушкина
Рабочий городок
Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
Республиканская
Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
Самарская
Свободы
Сергея Лазо
Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
Солнечная
Спортивная
Ставропольская
— Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter