КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Московское шоссе: 4 ГПЗ, Ботанический сад и студгородок авиаторов

 8 137

Автор: Андрей Артёмов

.



,

В Самаре есть две главных улицы. С историко-архитектурной точки зрения — бывшая Дворянская, ныне улица Куйбышева. А если говорить о градостроительно-транспортной значимости, то главной улицей Самары абсолютно точно является Московское шоссе. Его истории и достопримечательностям и будет посвящен наш сегодняшний материал.

Помимо краеведа-энтузиаста Евгения Альмяшева, познать Московское шоссе нам поможет самарский купец и художник Константин Головкин, в чьей краеведческой картотеке описывается его трассировка и достопримечательности.

Как дорога на село Семейкино Московское шоссе появилось еще во второй половине XIX века. Полноценным шоссе оно стало в 1903 году. Протяженность его составляла 23 версты, то бишь 24,5 километра.

Теперь посмотрим на карту 1910 года, где мы отметили нынешнее Московское шоссе красной линией (край карты соответствует улице Потапова).

Московское шоссе на карте 1910 года

Дадим слово Константину Головкину: «Начинается Семейкинское шоссе от окраины (в то время) города — Солдатской слободки, от военного провиантского магазина.

На второй версте, слева, начинаются фруктовые сады горожан. Первый сад бывший Буреева (Буреевский угол) — Анисимова, затем Кириллова, Савельева, Аргентова (Аннаева), ныне — Алексеевской. Пройдя последний сад, шоссе пересекает верховье Постникова оврага.»

Практически все описанные Константином Павловичем объекты есть на карте 1910 года. На ней же можно наблюдать территорию Артиллерийского городка (Учреждений военно-артиллерийского ведомства). С 1919 года он стал именоваться Линдовым, в честь убитого мятежными красноармейцами большевика Гавриила Линдова. Большая часть сохранившихся зданий Артиллерийского городка находится на улице Мичурина. Ближе к Московскому шоссе стоит одна из его казарм, лишенная одной стены.

Казарма Артиллерийского городка

В 1941 году Линдов городок был выбран местом для эвакуации московского ГПЗ-1. Первый эшелон с оборудованием прибыл в наш город 8 октября 1941-го, а уже 21 ноября была собрана первая партия из трёх тысяч подшипников. После эвакуации в Куйбышев завод получил новое название — 4 ГПЗ.

Оборудования было много, бывший артиллерийский городок для размещения предприятия не приспособлен, в итоге 4 ГПЗ был отдан бывший завод «СаЖеРез», располагавшийся на Безымянке. Туда в феврале 1942 года отправили большую часть кузнечного оборудования, и в дальнейшем выпускали конические роликовые и крупногабаритные подшипники. Так появился 9 ГПЗ. Но вернемся на Московское шоссе.

Подшипниковый завод стал настолько важным производством, что ради него была построена железнодорожная ветка протяженностью в 12 километров. Первый паровоз по Линдовской железной дороге прошел 1 мая 1942 года. Следующая заметка 1984 года описывает военную историю 4 ГПЗ.

Московское-ФОТО-10-Красное Знамя-1984-24 декабря

Здесь привлекает внимание информация о бараках для работников завода, которые построили на улице Сызранской (проспект Карла Маркса). На спутниковом снимке мы отметили их синим контуром. Красная линия — Московское шоссе, желтая — улица Врубеля.

Бараки 4 ГПЗ

Интересна информация о том, что неисправные паровозы, стоящие в тупиках Куйбышевского железнодорожного узла, были перебазированы в Линдов городок и стали использоваться как временные котельные. И наконец, мы узнаем о первоначальном предназначении здания рынка «Караван»: до размещения цехов подшипникового завода это был гараж Союзтранса.

Сейчас о существовании 4 ГПЗ напоминает лишь его южная проходная.

Планы постройки на его месте нового городского микрорайона так и остаются планами. Зато очень быстро возводится здание очередного офисного центра.

Новый офисный центр в Самаре

Судьбу подшипникового завода разделил хлебозавод №9. Первую продукцию он выдал 10 августа 1939 года. Снос заводских корпусов был произведен в 2016 году. Сейчас здесь возводятся очередные высотки. Застройщик, видимо памятуя о присвоении аэропорту Курумоч имени легендарного конструктора, претенциозно назвал свой ЖК — «Королев».

Богатую историю имеет нынешний офисный центр по адресу Московское шоссе, 3. В советское время здесь находилось заводоуправление 4 ГПЗ.

Заводоуправление 4 ГПЗ

А построено оно было и вовсе в середине 1930-х годов. Это типовой проект общеобразовательной школы. В те годы она носила №23.

8lDjSscUtYk

Обратите внимание на то, что географическим ориентиром для школы выступает не Семейкинское шоссе, а Линдовский рынок (в народе — «Цыганка»). Подробнее о нем читайте в статье про улицу Коммунистическую.

А вот жилое строительство в районе Семейкинского шоссе развивалось медленно. В избирательных списках 1937 года к нему было приписано лишь пять домов. К 1945 году ситуация изменилась не сильно.

Дома на нечетной стороне — дореволюционные бараки, которые находились на месте нынешнего ТРК «Айсберг». И не будем забывать, что изначально это было здание НИИ подшипниковой промышленности, построенное здесь в 1974 году.

Московское-ФОТО-28-ВКа-1974-04-21-субботник на М.ш.-Мич
Сквер перед ТРК «Айсберг», вид на площадь Памяти. 1974 год.

А вот первый жилой микрорайон на тогда еще Семейкинском шоссе появился в 1952 году. Это литерные дома напротив ОЦ «Скала». Радость его первых жильцов была недолгой, т.к они столкнулись с массой недоделок.

Последнее, на что мы посмотрим, покидая район бывшего Линдова городка — скульптура коня у ТЦ «Сила спорта». Её автор, скульптор Валентин Кубриков, 1,5 года назад изготовил памятник Виктору Цою, который пока так и не нашел своего места в нашем городе.

Скульптура коня у ТЦ Вертикаль

В районе пересечения Московского шоссе и улицы Луначарского до 2000 года проходила та самая Линдовская железная дорога. В XXI веке надобность в ней отпала.

(цветные фото взяты здесь)

На смену железнодорожной линии сюда пришел метрополитен. Станция метро «Московская» начала строиться еще в 1988 году. Тогда ее планировали назвать «Проспект Карла Маркса». Открыли ее лишь в декабре 2002 года.

Но вернемся в 1940-е годы, когда Семейкинское шоссе подверглось первой серьезной реконструкции. После войны его расширили до восьми метров.

Отрезок Московского шоссе между улицами Луначарского и Врубеля интересен тем, что его нечетная сторона нежилая, да и вообще зданий тут совсем немного. В советское время здесь была единственная достопримечательность — железнодорожная станция Линдов город, имевшая в своем распоряжении шесть путей.

Если в первое послевоенное десятилетие она никому не мешала, то во второй половине 1950-х годов ситуация изменилась. Количество жилых домов в округе резко увеличилось и местные жители отнюдь не радовались наличию рядом железной дороги и создаваемых ею шумов.

Между Линдовской станцией и улицей Авроры располагались угольные склады 4 ГПЗ (вероятнее всего напротив школы №92) и прирельсовая база. Последнюю использовал, в частности, Дом Печати, потреблявший большие объёмы бумаги. Будни Линдовской железной дороги в 1993 году описаны в следующей заметке.

Московское-ФОТО-43-Красное Знамя-1993-7 сентября

А вот четная сторона гораздо более насыщенная. Жилые дома от Московского шоссе отделяет парк Мира, который появился в советское время как сквер, благодаря усилиям все того же 4 ГПЗ. Старейший из здешних домов — №6 — построен в 1949 году. Однако большая часть домов вдоль улицы Маломосковской построена во второй половине 1950-х годов. Вот фотография, на которой (на заднем плане) видны дома №10 и 12 по Московскому шоссе.

Московское-ФОТО-44-Красное Знамя-1962-29 сентября

Каких-либо архитектурных откровений вы тут не найдете, за исключением бывшего здания Штаба ВВС ПриВО.

Бывший штаб авиации ПриВО

Куда интереснее следующий квартал, от Революционной до Врубеля. Он встречает нас домом №28, где в советское время располагался магазин «Детский мир».

Московское-ФОТО-54-Труд Строителя-1972-12 апреляЗаметка 1972 года

Также не будем забывать, что именно здесь, на пересечении Московского шоссе и Революционной, согласно плану «Большой Куйбышев» 1937 года должен был расположиться главный общественно-административный центр города. Не сразу, а к 1950 году. Проект не был реализован даже частично.

Пожалуй, все, что от него осталось в советское время, это Октябрьский проспект. Такое помпезное название до 1991 года носила улица Лукачева. Между ней и Ботаническим садом в 1967 году появился студенческий городок авиастроителей.

Впоследствии он медленно, но верно разрастался. Корпус КуАИ, который вы видите на предыдущем фото, был «закрыт» от Московского шоссе еще одним, в котором сейчас находится факультет электроники и приборостроения. Его фасад украшают мозаичные панно.

Уже в постсоветский период эта локация обогатилась двумя памятниками. В 1997 году был установлен монумент «Энергия-Буран», а в 2011-м — бюст Сергея Королева.

Трамвайная линия отделяет студгородок авиаторов от территории Ботанического сада. Эта территория была облюбована самарцами еще в XIX веке. Вновь дадим слово Константину Головкину:

«Этот участок был взят в аренду у казны Егором Аннаевым, который обсадил его по границе аллеями из берез, засадил весь яблонями, вырыл и устроил посредством запруд два пруда, в каковых развел карасей.

В последнее время этот сад, до революции, находился в аренде наследников Борисова — А.В. Алексеевской (Борщевой), которая выстроила прекрасную деревянную дачу в мавританском стиле по проекту архитектора П.П. Головкина».

Как выглядела дача, построенная младшим братом Константина Головкина Петром, остается только гадать. Но вернемся непосредственно к ботаническому саду. Как научное учреждение он был организован в 1932 году.

После недавней реконструкции главный вход в Ботанический сад был перенесен на улицу Врубеля, а прежний главный стал служебным.

Завершая тему Ботанического сада, рекомендуем прочесть историю о том, как его директор пьянствовал с американским послом.

Локация на противоположной стороне Московского шоссе не менее интересна. Сейчас трудно представить, но здание ТЦ «Русь» первоначально было Домом такси (если менее пафосно — таксопарком). По традиции, строили его очень долго — с 1966 по 1975 год.

Соседствуют с бывшим Домом такси здания коммерческой направленности, самое известное из которых — башня одного из сотовых операторов. Он же в 2010 году установил подле своего офиса пять скульптурных композиций, обыгрывающих стихотворение Корнея Чуковского «У меня зазвонил телефон».

Дойдя до улицы Авроры, мы вновь вернемся к теме административно-общественного центра города. В годы застоя его планировали разместить именно здесь. На макете 1976 года Московское шоссе мы отметили красной линией. Красное кольцо — на пересечении с улицей Авроры, а желтое — на перекрестке с улицей XXII Партсъезда.

Проект нового общественного центра Куйбышева. 1976 год

Большая часть новой застройки должна была сосредоточиться на месте поселка завода КАТЭК (от Ново-Садовой до Московского шоссе) и на территории безымянного района за автовокзалом (от Московского шоссе до проспекта Карла Маркса).

И вновь Московское шоссе в центре внимания. Что же куйбышевские градостроители сулили лично ему? Об этом нам расскажут газеты тех лет. Описанные в следующей заметке высотные дома в 25-30 этажей и впрямь появились, как раз за упоминающимся в статье автовокзалом. Даже дом в виде трилистника имеется, который мог стать самым высоким в городе.

Только вот советский проект наверняка предполагал наличие среди этих высотных домов детских садов, школ и больниц, в то время как нынешние застройщики эти социальные объекты игнорируют.

В связи с грандиозными градостроительными планами в 1972 году была начата реконструкция Московского шоссе на участке от улицы Гагарина до Ботанического сада. Обратите внимание на схему в следующей газетной заметке. Уже в 1972 году предполагалось строительство двухуровневой развязки на пересечении с улицей Авроры, а саму ее планировалось продлить до Ново-Садовой, вдоль Ботанического сада.

Московское-ФОТО-61-ВЗя-1972-07-26-о начале реконстр. Моск.ш.

Конечно, трудно представить, что еще 50 лет назад Московское шоссе было шириной всего в 12 метров. На следующем фото можно видеть его изначальный вид, где-то в районе нынешнего парка Мира.

От парка Мира (тогда еще сквера) и «откусили» приличный кусок земли для расширения шоссе. Параллельно с этим шла реконструкция улицы Авроры, транспортный поток по которой должен был значительно усилиться после открытия Южного моста. Окончательно первая очередь реконструированного Московского шоссе вступила в строй в 1976 году.

Естественно, не обошлось без недоделок. Одну из критических статей в адрес дорожников в 1977 году напечатала газета «Волжская Заря».

Московское-ФОТО-85-ВЗя-1977-02-22-пробл. реконстр. М.ш.

И если реконструкция дорожно-транспортной сети была проведена, то все градостроительные планы, связанные с новым общественным центром города, пошли прахом. Хотя кое-что построить удалось — например, комплекс Центрального автовокзала в 1980 году.

Центральный автовокзал и гостиница Октябрьская

Одновременно с комплексом Центрального автовокзала строился новый корпус института связи. Вот с ним вышла заминка, длиной в 13 лет. А ведь первоначальные планы были весьма грандиозны. Тут тебе и общежитие, и спортивный комплекс с плавательным бассейном. Все это в окружении зеленых насаждений.

В итоге новый корпус института связи был сдан в эксплуатацию лишь в 1988 году, в значительно более скромном варианте. Обещанных зеленых насаждений не наблюдается по сей день.

Однако жители окрестных кварталов наверняка радовались даже такому затяжному строительству, ведь раньше на месте института располагался асфальто-бетонный завод, ухудшавший здешний экологический фон.

Асфальто-бетонный заводДокумент 1972 года.

Если посмотреть на участок между нынешним автовокзалом и ПГУТИ на спутниковом снимке 1965 года, то видно, что здесь безраздельно властвует частный сектор.

Московское-ФОТО-76-спутник-1965-1-3

На нечетной стороне Московского шоссе он начал «зачищаться» еще в советское время и окончательно сошел на нет к середине 2010-х. А вот частный сектор на четной стороне держится по сей день и совсем не намерен уступать свое место высотной застройке.

Отчасти это можно объяснить тем, что четная сторона заселялась еще в 1930-х годах. Эта локация тогда называлась по разному, иногда сад-город, чуть чаще — поселок Карбюраторного завода.

Первые ласточки высотной застройки долетели сюда в 1960-х годах. Тогда были построены дома №66 по 6-й Радиальной улице и №108 по Московскому шоссе. В списках избирательных округов 1965 года они просто именовались как «новые дома». Спустя год к ним добавится пятиэтажка с адресом Московское шоссе, 110.

Завершая первую часть нашего путешествия по Московскому шоссе, скажем о том, как на нем появлялся общественный транспорт.

С 1932 по 1949 год по нему проходила трамвайная линия. Совсем небольшая, от улицы Московской до Мичурина. Троллейбус пришел на Московское шоссе в июне 1956 года и остался здесь навсегда. Первые пассажиры могли доехать на «рогатом» транспорте от проспекта Масленникова до Ипподрома.

Московское-ФОТО-77-ВКа-1956-06-27-пуск трол. до Ипподрома

В 1978 году троллейбус стал ходить до улицы Коммунистической.

Сам бог велел пустить по Семейкинскому шоссе автобусы, но с ними было не все гладко. В марте 1926 года Самарская контора Автопромторга анонсировала в газете «Волжская коммуна» открытие ряда  маршрутов в уездные города и одного пригородного.

По предложению горсовета пригородный маршрут должен был следовать от кольца трамвая №1 в Железнодорожном посёлке (район пересечения улиц Московской и Чернореченской) по Семейкинскому шоссе, 4-й дачной просеке (улица Советской Армии), Ново-Садовой до Барбошиной поляны, дабы не дублировать трамвай. Однако эту схему отвергли.

Летом того же года по Семейкинскому шоссе поехали автобусы в Серноводск и Мелекесс. Впрочем, автотранспорт в губернии был ещё недостаточно развит, и после закрытия Самарской конторы Автопромторга автобусное движение осуществлялось с перебоями и только в уездные города. Ситуация стала налаживаться к середине 1930-х годов. В ноябре 1935 года трестом «Горкомтранс» был открыт новый маршрут, связывающий город Куйбышев и Безымянку.

Автобусный маршрут
Эта схема и информация о автобусных маршрутах предоставлена Павлом Пешковым

По нынешнему Московскому шоссе автобус проезжал от улицы Мичурина примерно до Революционной, где сворачивал на ныне не существующее Безымянское шоссе. А в 1941 по Московскому шоссе проехали первые автобусы «ЗИС-16» в Управленческий район Гидроузла.


Текст: Евгений Альмяшев и Андрей Артемов
Архивные документы и фото: Евгений Малинкин

Фотографии: Елена Вагнер

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Маяковского
Проспект Масленникова
Проспект Металлургов
Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
Мориса Тореза

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook