КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Георгия Димитрова: от Яблоньки и Сад-Совхоза до панельного счастья

 1 802

Автор: Андрей Артёмов

Наша «Энциклопедия самарских улиц» не ищет легких путей, и поэтому сегодняшняя статья будет посвящена улице, история которой попадает лишь в разряд новейшей.

Какие ассоциации может вызвать улица Георгия Димитрова? Бесконечные панельки, хрущевки, которые казалось бы стояли здесь всегда. Может быть старина Ной пришвартовал свой кончег к одной из них, а вовсе не к Арарату…

Но хватит лирики. Пролить свет на историю улицы Георгия Димитрова мы попросили краеведа-энтузиаста Евгения Альмяшева, а мои комментарии к автроскому тексту будут даны курсивом.


В отличии от предыдущих улиц, о которых я писал, сегодняшнюю нашу героиню нельзя найти не только на довоенных картах, но и на спутниковых снимках середины 1960-х годов. Вот как бы выглядела на них нынешняя улица Георгия Димитрова.

Улица Георгия Димитрова

Полвека назад на месте обозреваемой улицы находились фруктовые плантации Сада-Совхоза, да размещался небольшой посёлок Яблонька. Первый занимал обширные площади в районе нынешних XII, XIII и XIV микрорайонов. В нём выращивались яблоки, вишня, малина и прочий плодово-ягодный ассортимент.

Блогер Владимир Нехорошев утверждает, что сад здесь был разбит еще в 1906 году, и принадлежал Императорскому военному конезаводу, который помещался на месте уже бывшего ипподрома. Подробнее об этом читайте здесь.

Парадная арка сада располагалась в районе нынешнего пересечения проспекта Кирова и улицы Стара- Загоры, и даже здешняя троллейбусная остановка называлась «Сад-Совхоз». Что же до посёлка Яблонька, то его остатки и сейчас числятся на карте где-то между трамвайными путями на Ташкентской и новым стадионом.

Доводилось читать о том, что он существует давно, но в дореволюционных списках населённых пунктов по Самарскому уезду его не нашлось. Осенью 1937 года в избирательных списках по Молотовскому району (соответствует нынешнему Волжскому району Самарской области) наряду с Красной Глинкой и Сорокиным Хутором можно было увидеть и посёлок Яблоновка.

ГД-ФОТО-03-ВКа-1937-11-04-выборы-ИО-Яблоновка

Обратите внимание, где-то рядом с «Самара Ареной» уже 80 лет назад существовал стадион!

На войну отсюда призывали не по городской квоте, а отдельно. Из шестидесяти человек домой вернулась только половина, так что наличие памятного обелиска в честь павших жителей посёлка вполне справедливо.

После войны посёлок Яблонка (именно в таком написании) вошёл в состав Куйбышева, попав в списки Сталинского (ныне Октябрьского) городского района. Если в 1950 году избиратели посёлка ходили голосовать на Поляну Фрунзе, то чуть позже — в расположенный неподалеку клуб.

ГД-ФОТО-05-ВКа-1950-01-25-ИО-Яблонка

Был он весьма далёким от совершенства, но зато теперь можно было голосовать по месту жительства.

По всей видимости «клуб» — это ныне заброшенный Дом культуры в поселке Радиоцентр (Парадная, 8). А школа №49 располагалась на 9-й просеке и функционировала как минимум до 1979 года.

Пространство Сад-Совхоза виделось лакомым кусочком для высотной застройки, поскольку здесь не требовалось масштабного сноса ветхого жилья. В 1967 году началось возведение XII микрорайона (в районе «Шоколадки»), а двумя годами позже — XIII-XIV микрорайонов.

Микраши

Будущая улица Георгия Димитрова тогда называлось 1-й Продольной и должна была идти вниз от Московского шоссе в сторону улицы Стара-Загоры. В 1969-1971 гг. ее оперативно застроили пятиэтажными жилыми домами. Здесь есть о чём порассуждать с архитектурной точки зрения.

Начнём с отрезка Димитрова по чётной стороне возле Московского шоссе. Здесь оборудован обширный «пятак», на котором стоят автобусы. До строительства Приволжского микрорайона здесь располагалась конечная остановка автобусов под названием «XIV микрорайон», хотя территориально «пятак» находится в XIII микрорайоне. Район улицы около него был застроен хрущёвками (пример — дом №44) поздних модификаций – с подъездами в виде крыльца и без окон на торцах зданий.

 

Вниз по чётной стороне разместились пятиэтажные общежития. Здесь их с полдюжины, причём те, что выходят к самой улице (№№ 36-42), соединены друг с другом одноэтажными галереями, где в советское время размещались столовые. Нечётная сторона улицы по фасаду своему застраивалась пятиэтажными панельными домами улучшенной планировки – «ленинградками». Здесь их располагали в цепочку по три штуки, их возведение датириуется 1970-1971 годами.

двор улучшенки

Конечно же, это строительство — не только жилое, но и транспортное — освещалось в куйбышевской прессе.

Обратите внимание, в дневное время автобусы не ходили. Оно и неудивительно: все маршруты были заточены исключительно под доставку рабочих на заводы. Из-за своей узкой специализации все они в постсоветский период приказали долго жить. Помянем их упоминанием трасс.

Автобус №16 — выезжал по Стара-Загоре на проспект Кирова и шел до улицы Береговой.
Автобус №29 — делал то же самое, но сворачивал с проспекта Кирова на Заводское шоссе и ехал в Юнгородок.
Автобус №46 — следовал по Московскому шоссе и проспекту Масленникова до Фабрики-кухни.

В первой половине 1970-х годов в сторону улицы Ташкентской было проложено два внутриквартальных проезда.

ГД-ФОТО-17-ВЗя-1974-07-20-фото с ул. Г.Димитрова
Проезд, выходящий к трамвайной остановке «Больница им.Калинина». 1974 год.
ГД-ФОТО-16-ВЗя-1971-03-30-фото из XIV мкр.
Проезд, выходящий на трамвайную остановку «Лесная». 1971 год.

В 1974 году около второго появился крупный универсам «Орбита» — самый известный объект на этом отрезке улицы.

ГД-ФОТО-18-ВЗя-1974-07-17-фото универсама в XIV мкр.

В том же 1974 году в Куйбышеве началось возведение нового типа жилых домов — панельных девятиэтажек-«малосемеек». Внешне они выделялись «скошенными» балконами и такой же формой лифтовой будки на крыше. Дома подобного типа рассчитывались на 171 квартиру каждый.

???????????????????????????????

К 1975 году территория Сад-Совхоза уже была полностью застроена.

ГД-ФОТО-21-1975

6 октября 1977 года, аккурат в канун принятия новой Конституции СССР, Горисполком распорядился начать снос той части посёлка Яблонька, которая попадала в зону застройки Приволжского микрорайона. Естественно, это широко освещалось в городской прессе.

Из последней статьи мы узнаем, с каких домов началось строительство Приволгана. Границы стартового участка — Ташкентская, Московское шоссе, Георгия Димитрова и улица Высотная (прообраз нынешней  Силина).

Интенсивность уличного движения по улице Димитрова возрастала, и в 1978 году, по просьбам трудящихся, был установлен светофор на перекрестке со Стара-Загорой.

Внимательный читатель, конечно же, обратит внимание на то, что улицу Димитрова неохотно застраивали на этом участке. Его время настало в 1978 году, когда близ перекрестка со Стара-Загорой появился новый широкоформатный кинотеатр «Самара».

Сейчас от кинотеатра осталось разве что прежнее название остановки общественного транспорта, впрочем, в ближайшее время его могут сменить.

Но вернемся в Приволжский микрорайон. Вот как выглядел его план (взят из книги Вагана Каркарьяна «Самара-Куйбышев-Самара»). Улица Димитрова выделена желтым, а красной линией — Демократическая. Обратите внимание, что на пересечении современных проспекта Кирова и Молодежной запроектирован стадион.

кар274

Новый микрорайон — новые улицы. Но наша сегодняшняя героиня в конце 1970-х годов все ещё некреативно именовалась 1-й Продольной.

ГД-ФОТО-31-1978-схема
Карта-схема Куйбышева 1978 года

Местные жители по этому поводу выражали своё возмущение в городской прессе.

ГД-ФОТО-32-ВЗя-1978-04-13-о желат. переимен. улиц
1978 год

Над переименованием размышляли довольно долго. И вот, в 1980 году улицы новых самарских микрорайонов получили благозвучные и идеологически выверенные названия.

ГД-ФОТО-33-ВЗя-1980-01-01-новые улицы Приволж. мкр

1-я Продольная получила имя Георгия Димитрова, известного болгарского коммуниста, в октябре-декабре 1941 года жившего в Куйбышеве в Доме крайисполкома. Интересное интервью с автором книги о «Болгарском Ленине» читайте здесь.

Застройка Приволжского микрорайона велась со стороны Ташкентской в сторону бывшего Ипподрома, поэтому дома по ее нечётной стороне появлялись раньше – в 1979-1981 гг. Чётную сторону застраивали вплоть до 1984 года. На первом фото — перекрёсток Московского шоссе и улицы Георгия Димитрова осенью 1980 года. Есть и снимок этого района, сделанный летом следующего года из иллюминатора самолета.

А вот фотография 1985 года. В ее центре перекресток улицы Георгия Димитрова и Московского шоссе.

1985 год

Имеет адрес по улице Георгия Димтитрова и местный аналог «интеграла» из 4-го микрорайона. Правда жители Приволгана именуют его «червяком». Построен он в 1984 году.

В 1988 году неподалёку от развязки Димитрова — Молодёжная появилось торговое здание в форме шапито. Под таким именем оно и прижилось в лексиконе самарцев, хотя сейчас его почти не видно.

ГД-ФОТО-41-ВЗя-1988-09-10-фото Шапито

Говоря о Приволжском микрорайоне, стоит упомянуть и входящий в его состав микрорайон «Строитель» в границах улиц Бубнова, Молодежной, Георгия Димитрова и Московского шоссе. Построенный в первой половине 1980-х годов, он может похвастаться наличием некоторых «архитектурных излишеств» и эпичного по внешнему виду детсада «Русич».

В первой половине 1990-х годов улица Георгия Димитрова шагнула ближе к Волге, пересекая Демократическую. Этот шаг имел следующую предысторию.

В середине 1980-х годов, когда была озвучена программа об обеспечении каждой советской семьи отдельным жильём до 2000 года, в СССР стали появляться молодёжно-жилищные комплексы или МЖК. От обычного строительства хозспособом, которое уже было достаточно известно, оно отличалось тем, что контингент трудящихся на себя граждан был ограничен возрастом в 35 лет. МЖК формировались при крупных заводах Куйбышева — №№ 1, 18 и 24, а затем возникла идея городского МЖК. Для него выделили территорию в районе улиц Демократической — Димитрова, и в 1993 году этот дом с номером № 20/129 увидел свет.

ГД-ФОТО-44-МЖК

В первой половине 90-х улицу Димитрова застроили вплоть до её пересечения с улицей Солнечной.

ГД-ФОТО-45-на Солнечной

В тот же период рассматривался вопрос о том, чтобы проложить троллейбусную линию по улице Димитрова с выходом на Московское шоссе в сторону бывшего Ипподрома. Для этого была нужна новая подстанция. В 1991 году город выделил на неё деньги, но трест «Промстрой» отказался её возводить, а когда в 1992 году желание появилось, средств на реализацию проекта уже не было…


Дорогие наши читатели! Если вы можете также подробно и интересно описать улицу, которая мила вашему сердцу, сообщите об этом нашему штатному краеведу ВКонтакте или Facebook.

Если ваш материал будет соответствующего качества, то мы гарантируем вам его размещение на сайте «Другого города» и гонорар. Дерзайте!

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments