КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Ленинградская: тучерезы, купеческие дома и квартал речников

 10 659

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Сегодня мы с вами продолжим познавать историю и  достопримечательности улицы Ленинградской. Становимся спиной к Дяде Степе и движемся в сторону великой русской реки.

Первая часть нашего путешествия по Ленинградской.

Здесь, прямо друг напротив друга, стоят два здания антагониста, подчеркивающие эклектичность застройки улицы Ленинградской. По четной стороне – рядовая 10-этажка (1970 года), где некогда располагался Военторг. К счастью, дом стоит с большим отступом от красной линии и не диссонирует с исторической застройкой. Вот как выглядело это место в годы Первой мировой войны.

Дом на месте Военторга

Напротив Военторга – трехэтажный дом с элементами русско-византийского стиля, принадлежавший купеческому клану Сидоровых.

Дом купца Сидорова

Неплохо бы дополнил здешнюю архитектурную палитру некогда деревянный дом (Ленинградская, 51), с весьма любопытной резьбой.

Ленинградская-51

Увы, своего Том Сойер Феста он не дождался, и ныне его фасад тотально облагорожен.

А теперь настает время гигантов. Конечно с поправкой на дореволюционные времена. В первую очередь обратим внимание на корпус Медицинского университета.

Этот тучерез был построен в 1913 году и первоначально принадлежа двум уважаемым дамам – Александре Юриной и Софье Ященко, женам известных самарских юристов. Практически сразу после постройки в нем открылась частная женская гимназия Арсеньевой. В отличии от прочих доходных домов этому творению Засухина суждено было не пойти по кривой дорожке коммунального жилья, а выбрать путь административного здания. Чего тут только не было. От комендатуры ОГПУ (1922-1926 годы) до средней школы №74. С началом Великой Отечественной войны здание отдали под нужды медиков, здесь в том числе находился эвакогоспиталь № 3274. Позднее доходный дом Юриной-Ященко перешел в ведение медицинского университета.

Любопытна история не только дома, но и этого места вообще. Еще в 1840 году здесь стоял деревянный дом на каменном фундаменте принадлежащий купцу 2-й гильдии Николаю Шихобалову, главе, ставшего в последствии легендарным, самарского купеческого клана. Их дом во второй половине XIX века выглядел так.

Первый дом Шихобаловых

Если дом Юриной-Ященко номинально считается модерновой постройкой, то стоящий напротив дом купца Сидорова отсылает нас к русско-византийскому стилю. Как пишет Ваган Каркарьян, в этой постройке проявилось необычное нововведение архитектора Георгия Мошкова – использование аркад византийских храмов в проектировании жилых зданий. Например, основание купола решено в виде аркатурного пояса и ряда вытянутых арочных окон.

Дом Сидоровых на Панской

В начале 1930-х годов в архитектурную палитру Ленинградской ворвется конструктивизм, как и предрекал путеводитель по Самаре 1925 года.

1925 год

Когда было построено общежитие ОГПУ (1931 год) сам этот орган госбезопасности уже перебрался на улицу Степана Разина.

Общежитие ОГПУ

Здание построено по проекту Петра Щербачева и выделялось наличием магазина «Динамо». На приведенной ниже фотографии прекрасно видны те самые невзрачные дома, наследие царского режима, о которых писалось все в том же путеводителе 1925 года.

Ленинградка-магазин Динамо

Оставшийся угол перекрестка Чапаевской и Ленинградской некогда занимало здание мастерской Крайпошивтреста, также авторства Петра Щербачева.

Чапаевская-Ленинградская

Появилась она не на пустом месте. Первым ее этажем стал торговый пассаж купца Николая Масленникова.  Его стоимость к 1900 году – 10000 рублей, цифра, прямо скажем, весьма солидная. На приведенной ниже фотографии можно наблюдать процесс надстройки здания и примерно понять, как выглядел фасад дома Масленникова.

Швейное ателье

Здание  было снесено в 2008 году и на его месте могло появиться вот такое торгово-офисное здание.

Бенетон

Но пустырь на месте ателье мод остается незыблем по сей день. Единственная польза от него – открывшаяся взорам самарцев дореволюционная реклама.

Дом Нуйчева

Она украшает дом строительного подрядчика Алексея Нуйчева. Изящную модерновую постройку с запоминающимся фасадом, мотивы оформления которого отсылают нас на Ближний Восток. Тут и строгие женщины древнеегипетской наружности и звезды Давида и изображения богини Исиды.

Дом Нуйчева (2)

А еще здесь находится самарская «стена Цоя».

Следующий участок богемной атмосферы, который живее всех живых – арка художников в дома №50.

Арка художников

По соседству с ней – доходный дом купца Василия Жукова, позеленевший после последней покраски. Колористическое решение спорное, но дом все равно интересный.

Дом Жукова

Здесь, например, провел свои детские годы куйбышевский поэт Михаил Авдеев. На первом этаже, в ту пору, располагались мясной и молочный магазины. В первом из них, по воспоминаниям Авдеева, работал единственный в Куйбышеве грузчик-еврей.

Еще полвека назад на перекрестке Ленинградской и Фрунзе находились два архитектурно полярных здания. По нечетной стороне – бывшая гостиница «Националь».

Гостиница Националь

В начале XX века на ее месте стоял двухэтажный дом купца Павла Гудкова. В 1893 году здесь, в фотографии Шарыгина впервые запечатлел себя для фото-истории молодой Володя Ульянов.

Свою нынешнюю этажность здание получило в 1911 году, когда перешло в руки купца Василия Сурошникова. Фасад гостиницы «Националь», что интересно, менялся еще в дореволюционные времена. Поглядите, например, на балконы второго и третьего этажей на приведенных ниже фото.

Самое же большое изменение во внешнем облике здания – замена массивного купола волнообразным аттиком, произошла, по-видимому в 1930-х годах, после того как в «Национале» произошел сильный пожар, запечатленный на следующем фото.

Пожар в гостинице Националь

Обратите внимание на пацаненка, беспечно шагающего по пожарному рукаву.

А вот фотография советского периода, когда на первом этаже «Националя» прописался известный на весь Куйбышев кондитерский магазин.

20_Гостиница Центральная

Напоследок фотография начала 2000-х годов. В подвале гостиницы тогда находился ночной клуб «Бешеный страус» принадлежавший одиозному самарскому бизнесмену Алексею Шаповалову.

Напротив «Националя», до конца 1960-х годов стоял одноэтажный торговый пассаж, на рубеже XIX-XX веков принадлежавшей «Торговому Дому Пермяковой с сыновьями».

Буратино на Ленинградке

В советское время в нем располагался магазин культтоваров «Буратино», а в 1970 году здесь будет построен пятиэтажный дом с магазином «Жемчуг».

Дополняется перекресток домом провизора Позерна. Пусть не самым эффектным внешне, но с некогда старейшей аптекой Самары. Она появилась здесь еще в 1873 году и была одной из самых популярных в городе. В 1887 году здесь даже было устроено ночное дежурство медиков.

Лениградская-Фрунзе

Узнать подробнее о семействе Позернов, их связи с улицей Ленинградской и Самарой в целом можно здесь.

Меж тем мы с вами незаметно оказались на самом первом участке «самарского Арбата». Да, в далеком уже 1986 году первая пешеходная улица исторического центра зародилась именно здесь, между улицами Куйбышева и Фрунзе. Об этом свидетельствую архивные документы.

Это внесло значительное изменение в транспортную схему города. До этого по Ленинградской проходила троллейбусная линия и курсировало несколько автобусных маршрутов (№3 и №18). На представленных ниже снимках запечатлено открытие троллейбусного движения по улице Ленинградской в 1949 году.

Говоря о достопримечательностях этого отрезка нельзя обойти стороной дом купца Константина Головкина. Да, самарский Леонардо да Винчи жил на втором этаже дома №34, а на первом этаже у него был магазин писчебумажных принадлежностей и художественный салон.

Перекресток Ленинградской и Куйбышева мы достаточно подробно рассмотрели в статье о улице Дворянской. Но учитывая историко-архитектурную значимость здешних зданий, кое-что скажем о них дополнительно. Помните купца Николая Маслленикова? Так вот, дом №28 по Ленинградской в 1900 году также принадлежал ему.

В советское время здесь находился легендарный гастроном «Утес». Ради интереса поглядите на его ассортимент 1935 года. Есть все, даже пресловутые «французские булки». Мог ли позволит себе эти яства рядовой куйбышевец – это уже другой вопрос…

Скажем мы и о здании Главпочтамта, т.к именно на его «ленинградском» фасаде запечатлено в виде барельефа панно «Индустрия» брюссельского скульптора Константина Менье. Он изображает происшествие на стекольном заводе. Пролетарии-стеклодувы вынимают из доменной печи давший трещину глиняный горшок с раскаленным стеклом.

Стеклодувы

По соседству от Главпочтампта притаился еще один, уже полноценно модерновый особняк. До последнего времени его владельцем считался архитектор Петр Головкин, брат Константина Павловича. Но самарские архивисты доказали, что он этим усадебном местом никогда не владел. Модерновый особняк целиком и полностью на совести купца Григория Сапрыкина, специализировавшийся на продаже рыбы (осетры, севрюга, белуга) и икры (паюсной и зернистой).

Впрочем, нельзя исключать, что дом был построен по проекту Петра Головкина.

После дома купца Сапрыкина наше путешествие начинает катиться под откос. Ноги сами несут нас к великой русской реке. Но пару остановок мы сделать обязаны. Собственно первая из них – на углу с улицей Степана Разина.

Вот дом дворянки Реутовской. Взгляните, на его изначальный вид (фото примерно 1905 года). Как вы видите особняк Сапрыкина еще не построен, его место занимают какие-то заурядные домишки.

Дом Реутовской

Чем для нас важен дом Реутовской? Да тем, что там жил опальный великий князь Николай Романов. Человек, биография которого достойна экранизации.

Не менее интересен дом стоящий по диагонали. Взять хотя бы его владельцев. На рубеже XIX — XX веков им был известный самарский капитан и агент пароходного общества «Кавказъ и Меркурий» – Иван  Ляховский, а с 1913 года – не менее известный самарский архитектор Платон Шаманский, который перестроил дом в стилистике ампира.

Дом Ляховского-Шаманского

Не обошелся этот перекресток и без новостройки. Внешний ее вид, мягко скажем, не поражает воображение, а задний двор заставляет вспомнить о том, что вдоль Панской когда-то шел глубокий овраг.

Долгострой

Дом №7 по улице Ленинградской, несмотря на скромный внешний вид, затрагивает сразу несколько культурно-краеведческих кодов города.

Ленинградский-спуск

Во-первых, тут находится библиотека №9, а ведь Самара, как мы знаем, культурная столица Поволжья. Во-вторых, построил его в 1951 году потомственный самарский архитектор Петр Щербачев. В-третьих, до того как его построили, здесь находились пароходные склады Жигулевского пивоваренного завода. В-четвертых — дом строился для куйбышевских речников (а что наш город без Волги?).

Волжская коммуна (г. Самара), 20. 11. 1931

Вот так, даже за самым невыразительным фасадом, скрывается целая полифония смыслов города-курорта.

На углу Ленинградской и Алексея Толстого мы еще и попадаем праздник. Повод торжественный: открытие городского водопровода в 1886 году.

Ленинградская -- Алексея Толстого

На фото, помимо праздничной толпы, развевающихся триколоров и служителя закона, поймавшего вышедшего за оцепление мальчишку, привлекает внимание разноэтажный кирпичный дом. Он принадлежал мещанам Ильиным и неплохо сохранился до наших дней.

Дом мещан Ильиных

Напротив него новостройка в комплекте с арт-объектом, которую мы условимся называть «Дом рыцаря».

Увы, жизнь его не пощадила. Кто-то из добрых самарцев экспроприировал у рыцаря меч, а в 2018 году над доспехами воина поработали вандалы. Прощаемся с доблестным рубакой и выходим на улицу Максима Горького. Вот вид на Ленинградский спуск в самом начале XX века.

Панской спуск

Не очень впечатляет, да? Зато видны шатры дома мещан Ильиных. И обратите внимание на двухэтажный дом в левой части кадра. Он нам еще пригодится. Немного прокрутим спираль истории вперед.

Ленинградская1960-е годы.

Сталинка с адресом Ленинградская, 1. Это также работа Петра Щербачева, датированная 1957 годом. Строилась эта сталинка, само собой для куйбышевских речников. Да и дореволюционный дом напротив тоже пока цел. Он будет снесен во второй половине 1990-х годов. На его месте появится дом, построенный про проекту архитектора Алексея Моргуна.

Ленинградская, 2. Дом Моргуна

Он хоть и несколько великоват, по сравнению с советской застройкой улицы Максима Горького, но выглядит в разы солиднее и привлекательнее безликих «коробок» понатыканых близ волжского берега в 2000-х годах.

А что же снесенный дом на котором мы несколько раз акцентировали ваше внимание? Дело в том, что в нем провел первые шесть лет жизни Валентин Ежов. Известный советский киносценарист, на счету которого «Баллада о солдате» и «Белое солнце пустыни». Ну а мы, подобно красноармейцу Сухову наконец-то завершили свой долгий путь по улице Ленинградской. Надеемся, что это путешествие заставило вас еще больше полюбить «самарский Арбат».


Текст: Андрей Артемов
Фото: Елена Вагнер

ДГ благодарит за предоставление материалов для статьи начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина.

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Ленинградская. Часть №1

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook