КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Комсомольская площадь: от вокзала де Рошфора к «концу Льва Толстого»

 1 893

Автор: Андрей Артёмов

Сегодня мы поговорим о месте, которое известно далеко за пределами Самары. Речь пойдет о Комсомольской площади на которой находится железнодорожный вокзал. И сотни жителей других городов ежедневно лицезреют ее архитектурный ансамбль.

А мы поговорим не только о нем, но и об истории этой городской локации. Первоначально площадь называлась Вокзальной (также встречается название Привокзальная). Впервые вопрос о ее переименовании был поднят в 1904 году.  1 июля прибывший в Самару император Николай II провел на ней смотр войск отправлявшихся на Дальний Восток воевать с самураями. Спустя 5 дней на заседании гордумы исполняющий должность городского головы Николай Арычкин и гласный Афанасий Шешлов предложили переименовать площадь, на которую ступала нога самодержца, в Николаевскую.

Прибытие Николая II
Торжественная встреча императора Николая II на ж/д вокзале Самары. 1904 год.

Однако дело о переименовании отложили в долгий ящик. Вспомнили о нем лишь спустя 6 лет. В 1910 году умер Лев Толстой. Городская дума приняла решение переименовать Вокзальную площадь в площадь графа Л.Н. Толстого, а также установить здесь бюст великого писателя. Впрочем, самарский губернатор Николай Протасьев это постановление думы отменил. Тем более что площадь еще шесть лет назад хотели назвать Николаевской.

Самое интересное, что это название она и получила в 1912 году, когда были забыты поражение в войне с Японией и первая русская революция. Впрочем, самарцы по старинке называли площадь Вокзальной. Новое название не прижилось. А 28 октября 1948 года Вокзальную площадь переименовали в Комсомольскую, в честь 30-летия со дня создания одноименной организации.

Старейшим зданием, ныне имеющим адрес на Комсомольской площади стоит признать здание технического училища (Самарский железнодорожный колледж им. Буянова).

Оно было открыто в 1879 году. Первоначально была возведена лишь центральная часть здания. Примерно в 1904-1907 годах к нему были добавлены два симметричных пристроя.

Безусловно имеет дореволюционную историю и стоящее рядом здание, ныне полностью скрытое фальшфасадом. Его история туманна. Доподлинно известно что в 1970-2000-х годах здесь размещались силовые ведомства — РОВД и прокуратура Железнодорожного района, а также районный военкомат.

???
Источник фото

Невооруженным глазом видно, что верхние два этажа надстроены, ленточное остекление в середине фасада дает понять, что произошло это скорее всего в конце 1920-х — начале 1930-х годов.

А вот сведения о дореволюционной истории здания очень скудны и ограничиваются тем, что это был административный корпус железнодорожного вокзала. По поводу даты постройки и архитектора, выскажем лишь предположение, что возведено оно в 1910 году Валентином Тепфером. В те годы по его проекту был построен пристрой (с рестораном) к железнодорожному вокзалу, а некоторые детали фасада перекликаются с аналогичными на доходном доме Сурошникова, также построенном Тепфером.

В 1927 году на тогдашней Привокзальной площади была закончена постройка грандиозного для тех лет здания управления Самара-Златоустовской железной дороги (Комсомольская площадь 2/3).

Строительство управления ЖД

Оно по совместительству стало первой большой работой молодого архитектора Петра Щербачева. Он предложил сразу три варианта фасада в разных архитектурных стилях: русского классицизма, итальянского ренессанса и «модернизированной классики».

Первый вариант
Один из отклоненных проектов

Стоит отметить, что находящийся тогда в фаворе конструктивизм Щербачев проигнорировал. В итоге получилась прекрасная в своей эклектичности постройка, в которой причудливо переплелись соцреалистические барельефы, советская символика и сферические купола по бокам здания, отсылающие нас к архитектуре Востока.

Также стоит сказать, что в 1930-х годах у входа в здание стояли две скульптуры кузнецов-молотобойцев. Их автором стал Николай Копылов, известный как автор памятника «Символ освобождённого труда», который в 1919 году заменил на постаменте Александра II.

В конце 1930-х годов их внешний вид подвергался критике и скульптуры были демонтированы. В 1946 году была проведена реконструкция здания. Проводил ее все тот же Петр Щербачев. Здание приобрело замкнутый контур (каре), были изменены интерьеры, благоустроена прилегающая территория.

Самым молодым, и в то же время, самым значимым зданием имеющим адрес на Комсомольской площади является железнодорожный вокзал. Первое его здание было построено еще в 1876 году по проекту архитектора Николай де Рошфора.

Что интересно, в советское время оно входил в список ОКН как «Железнодорожный вокзал ст. Самара, откуда В.И. Ленин выезжал в Петербург, Сызрань, Алакаевку в 1889-1893 г.г., а также бывал проездом в 1897-1900 г.г.» О том, по какой причине он был выведен из списка ОКН читайте в документе предоставленном нам сотрудником СОГАСПИ Евгением Малинкиным.

Вопросу целесообразности постройки нового железнодорожного вокзала уделил большое внимание в своей книге «Самара-Куйбышев-Самара или Три портрета одного города» архитектор Ваган Каркарьян.

Последнее на что мы обратим внимание — вид от вокзала на Комсомольскую площадь, который неоднократно и кардинально менялся.

Вокзальная площадь

Это фото датируется примерно 1900 годом. На первом плане можно видеть Часовню Иверской иконы Божией Матери. Она была построена в 1877 году и снесена в середине 1920-х годов. Деревянные дома в правой части кадра простояли до 1970-х годов. А вот двухэтажное здание  огороженное забором — Константиновская богадельня, дожила до наших дней. Сейчас это один из корпусов Самарского государственного колледжа.

На следующих снимках запечатлена Комсомольская площадь в 1930-х (слева) и 1960-х годах (справа).

И конечно, близость железнодорожного вокзала сказалась на транспортном значении Комсомольской площади.

В июне 1896 года здесь сюда была проложена линия конно-железной дороги;
В марте 1915 года на Вокзальную площадь пришел трамвай;
В ноябре 1942 года Вокзальная площадь и площадь Революции были соединены троллейбусной линией.


В тексте использованы фотографии самарского писателя и краеведа Владимира Самарцева.
Современные фото: Елены Вагнер

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments