КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Площадь Чапаева: памятник Василию Ивановичу, кладбище красноармейцев и самарский театр драмы

 4 177

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Наша сегодняшняя героиня хоть и не велика по размерам, зато была главной в городе на протяжении 20 лет, деля с площадью Революции право принимать парады, митинги и другие празднично-пропагандистские мероприятия.

Итак, встречайте, площадь Чапаева!

Митинг на площади Чапаева в 1931 году

На ней прописано всего одно здание, но какое — Самарский академический театр драмы имени Максима Горького! Появился он здесь, на высоком волжском берегу, в 1888 году. Подробнее о том, что этому предшествовало, вы можете прочесть здесь.

Театр слева от струковского сада

Площадь перед театром, доселе остававшаяся безымянной, естественно, была названа Театральной. Одновременно с устройством Пушкинского сквера небольшая зеленая зона появилась и перед входом в самарский храм Мельпомены.

Городской театр и Иверский монастырь в Самаре

В октябре 1915 года сюда от перекрестка улиц Фрунзе и Красноармейской была проложена служебная линия трамвая. Транспорт следовал по ней к театру ко времени окончания спектаклей. Вагон трамвая можно рассмотреть на следующем фото 1924 года.

Трамвай на Театральной площади

В 1918 году эта ветка стала грузовой и была продлена до самарской ГРЭС и дровяных складов под Ярмарочным спуском. Трамвай покинул площадь Чапаева перед установкой памятника Василию Ивановичу и бойцам его отряда. Но не будем забегать так далеко вперед.

Вернемся в дореволюционные времена. Скверик рядом с городским театром еще в те времена рассматривался как место установки памятника. Претендовали на увековечивание своей памяти уважаемые люди: Петр Алабин и Михаил Челышев. Что любопытно, идея установки памятника была озвучена в 1913 году. Здесь столкнулись интересы двух противоборствующих партий. Гласные городской думы, поддерживавшие Альфреда фон Вакано, хотели увековечить Петра Владимировича, а члены «челышевского кружка» — Михаила Дмитриевича. Впрочем, после начала Первой мировой войны появилось множество других проблем и тема установки памятника на Театральной площади стала не столь актуальной.

Весной 1918 года площадь подверглась переименованию. Теперь она называлась Красной, а сквер у входа в городской театр был приспособлен под кладбище жертв контрреволюции.

Памятник Интернационалу и могилаНынешняя площадь Чапаева в 1921 году

Всего в период с декабря 1917 по январь 1922 года на нем было похоронено 12 человек. Их фамилии перечислены на мемориальной доске, установленной на доме Крайисполкома (Шостаковича, 5).

В недолгий период правления КОМУЧа площадь вновь стала называться Театральной. С октября 1918 по март 1921 года опять стала Красной, после чего была переименована в площадь Парижской коммуны.

Архивный документ о переименовании площади

Революционное французское правительство было так любимо в советское время, что его 50-летие отмечалось всеми культурными учреждениями города. Только посмотрите на список участников.

1921 год в Самаре

Площадь Парижской Коммуны сразу же была выбрана местом установки нового памятника — Третьему Интернационалу. Его проект был разработан членами самарского ВХУТЕМАСа — художниками Георгием Ряжским и Николаем Поповым, архитектором Константином Михайловым и скульптором В.Б. Бибаевым.

Проект был весьма амбициозным. Планировалось использовать новые прогрессивные материалы — стекло и металл, обелиск венчался прожекторами — «маяками на пути к коммунизму», а земной шар, который держали на своих плечах пролетарии, должен был подсвечиваться в ночное время. На все это великолепие требовалось 5 миллионов рублей.

Памятник Третьему Интернационалу в Самаре

Первый камень на месте будущего памятника был установлен 1 мая 1921 года. Поблизости была водружена на пьедестал его гипсовая модель.

Закладка камня в фундамент памятника 3 Интернационала

Денежные средства на памятник Третьему Интернационалу так и не были выделены, а в декабре 1921 года основные силы местного ВХУТЕМАСа (художники Попов, Ряжский и Адливанкин) вернулись в Москву.

В общем, в годы Гражданской войны жизнь на бывшей Театральной площади била ключом, чего не скажешь о самом храме Мельпомены, который неуклонно приходил в упадок. Билеты стали бесплатными, но распределялись среди рабочих масс. Появился, как писал самарский театральный критик Смирнов-Треплев, «актер военного времени», который не имел никакой художественной квалификации и был привлечен в театр возможностью получать более высокий, по сравнению с рядовым советским служащим, паек.

«Городской театр, в трех сезонах 1918 — 1921 годов, постепенно шел к упадку во всех отношениях, и накануне «нэпа» представлял донельзя загрязнённое, запущенное, плохо освещенное здание, с плохо слаженными полу-халтурными постановками», — резюмирует Смирнов-Треплев.

Ситуация начала выправляться в 1922 году. В годы НЭПа вход в театр вновь стал платным и сюда начала ходить состоятельная публика. Но к обозреваемой нами площади Чапаева это уже отношения не имеет.

Самарский городской театр в 1924 году

А имеет к ней прямое отношение памятник легендарному красному комдиву, который стал одним из символов нашего города. Но прежде чем перейти к нему, скажем пару слов о самом Василии Чапаеве. Его полководческий талант раскрылся в Заволжье, в немалой степени и на территории тогдашней Самарской губернии. Вот только в освобождении Самары от белочехов Василий Иванович участия не принимал. Хотя этот факт был отмечен даже в приказе о присвоении ему ордена «Красного знамени» (14 июля 1919 года):

«6 и 7 октября 1918 г., руководя отрядом (Николаевской дивизией) на подступах к Самаре, занятой чехословаками, одним из первых переправился через реку Самарку, воодушевляя тем свои и соседние части, что способствовало быстрой переправе частей и занятию Самары. Всегда предводительствуя своими частями, он храбро и самоотверженно сражался в передовых цепях, неоднократно был ранен и контужен, но всегда оставался в строю».

Тот же подвиг приписывается Василию Ивановичу и «Волжской Коммуной» в заметке от 5 сентября 1934 года.

Статья 1934 года

На самом же деле в освобождении Самары принимала участие 1-я Николаевская стрелковая дивизия под руководством соратника Чапаева Сергея Захарова. У Василия Ивановича в начале октября 1918 года, впрочем, тоже хватало забот. Ему было поручено руководство только что созданной 2-й Николаевской стрелковой дивизией, которая должна была сковывать силы Уральского казачьего войска.

Сергей Захаров и Василий Чапаев-minКрасные командиры: Сергей Захаров (слева) и Василий Чапаев

Теперь же перейдем непосредственно к памятнику Василию Чапаеву. Или Чепаеву. На протяжении примерно пяти лет можно было встретить оба варианта написания его фамилии, полемика между сторонниками буквы А и буквы Е велась и на страницах газет. Кто победил, мы с вами хорошо знаем.

Чапаев и Чепаев

Появление памятника Чапаеву в Самаре было приурочено к 15-летию революции.

ВКа-1931-11-27-о памятнике Чапаеву27 ноября 1931 года

Двумя главными фигурами авторского коллектива, работавшего над ним, были известный скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард. Сроки для выполнения работ были крайне сжатые — всего восемь месяцев, в связи с чем пьедестал не успели облицевать и какое-то время он был просто оштукатурен. Ниже приведена статья Матвея Манизера, в которой он подробно рассказывает о работе над памятником.

ВКа-1932-11-02-о памятнике Чапаеву

Из нее мы узнаем множество интересных фактов. В частности то, что в процессе работы было создано два основных варианта памятника. Тот, который, условно говоря, «занял второе место», планировалось установить в Чапаевске. Что, как мы понимаем, сделано не было.

РабСам-1931-09-27-проект пам. Чап

Надо также отметить, что площадь Парижской Коммуны была не сразу выбрана местом для установки памятника. Еще одним вариантом был перекресток улиц Рабочей и Чапаевской, то есть по сути нынешняя площадь Куйбышева. Однако скульптор Манизер выступил против этой локации. Обо всем этом вы можете прочесть в следующей газетной заметке от 22 августа 1932 года. Обратите внимание, что ее автор почему-то использует название Театральная площадь, а не площадь Парижской Коммуны.

ВКа-1932-08-22-на стр-ве памятника Чапаеву-minЗаметка от 22 августа 1932 года

Памятник Чепаеву был открыт 5 ноября 1932 года. Да, именно так была первоначально написана фамилия Василия Ивановича на его пьедестале.

Памятник Чапаеву в Самаре 1932 год

На следующей фотографии (1935 год) фамилия легендарного комдива уже подписана через букву А, хотя на памятнике по-прежнему фигурирует Е.

ЧЕПАЕВ

Одновременно с установкой памятника Василию Ивановичу и бойцам его отряда разрабатывался проект перестройки здания театра в конструктивистском ключе. Один из вариантов реконструкции представлен ниже.

Проект реконструкции самарского театра

Помимо перелицовки фасада, планировалось осуществить расширение самого здания, пока еще в небольших объемах. За счет этого театр должен был получить две курительные комнаты.

Глобальной «реконструкции» подвергся и актерский состав. В 1931 году к нам в Самару прибыл «ленинградский театральный десант» во главе с уроженцем нашего города Николаем Симоновым. Здесь киношный Петр I до 1934 года совмещал должность руководителя театра и актера.

Александр Амелин Николай Симонов Вера Ершова

Реконструировать хотели и саму площадь Чапаева. Планировалось расширить ее за счет спрямления улицы Куйбышева, но самое главное — проложить лестницу от памятника до берега Волги.

Реконструкция площади Чапаева в 1934 годуЗаметка 1934 года.

Глобальная реконструкция детища архитектора Чичагова произошла в 1965—67 годах. Вот что про нее писал Ваган Каркарьян в своей книге «Самара — Куйбышев — Самара»:

«Она улучшила функциональную и технологическую стороны театра, значительно повысился комфорт. Сценическая часть стала технически более современной. Но при этом была потеряна живописность силуэта чичаговского театра: исчезли шатры на боковых фасадах, высокие дымники, завершения шпилей, увеличилась протяженность здания и изменились пропорции, появился новый объем – сценическая коробка.

От старого здания остался без больших изменений лишь фасад, обращенный на площадь, но и он лишился навесов над входом.<…>. Особенно радикально изменены боковые фасады. Но в целом можно считать реконструкцию, несмотря на вынужденные потери первоначального облика, успешной».

Реконструкция театра драмыВерхнее фото — 1950-х годов. Коллаж Дмитрия Орлова

Реконструкцию производил строительный трест №11. В книге, посвященной его 50-летнему юбилею, работа на объекте с кодовым названием «Теремок» описываются так:

«Строители должны были при сохранении фасада здания, внутренней планировки зрительного зала значительно расширить помещения театра, был создан новый репетиционный зал, пристроены гримерные, технические службы и другие необходимые для жизнедеятельности театра помещения <…> Они стремились, чтобы дополнительные постройки не разрушали очарование первоначального вида знаменитого на всю Россию красно-белого изящного «Теремка». И они добились своей цели. Спрятанные внутрь, в тыльную часть здания службы, никак не портили внешний вид здания.

Реконструкция театра драмы в 1967 году

4 сентября 1967 года здание драматического театра было принято в эксплуатацию. И первый свой спектакль в зале обновленного театра благодарные актеры играли для строителей».

Театр драмы в 1967 году

В ходе реконструкции здание театра получило еще одну обновку — в гербовые щиты на парадном фасаде вернулись символы Самарской губернии.

Герб на театре Драмы

Только вместо исторического степного козла реставраторы изобразили сибирского горного (вверху), к Средней Волге и гербу Самарского губернии 1878 года отношения не имеющего.

Гербы Самарской губернии

Продолжая тему реконструкций театра на площади Чапаева, приведем еще один отрывок из книги Вагана Каркарьяна «Самара — Куйбышев — Самары»:

«В 1989 году была предпринята еще одна попытка реконструировать театр — появилась потребность в малом зрительном зале. Архитектор Ю.И. Мусатов предложил сделать пристрой, аналогичный главному фасаду, за счет хозяйственного двора театра со стороны Пушкинского сада. Но тут недремлющее око городской общественности резко выступило против неизбежного резкого искажения облика театра. Здравый смысл победил».

В 2018 году было официально принято решение о реконструкции здания Самарского академического театра драмы им. Горького. В конце 2019 года началась разработка проекта. Подробнее о нем вы можете прочесть в статье ДГ.

Один из проектов реконструкции здания самарского театра драмы
Один из проектов реконструкции здания самарского театра драмы

Сейчас этап проектирования еще продолжается. Пока не ясно, приобретет ли чичаговский «Теремок» свои изначальные черты, как это предусматривал один из предложенных ранее проектов, либо каноничным будет признан его облик, появившийся после реконструкции 1967 года. Одно совершенно точно — он, а вместе с ним и вся площадь Чапаева, останутся одной из главных достопримечательностей Самары.


Текст: Андрей Артемов
Газетные заметки: Евгений Альмяшев
Архивные документы и фото: Евгений Малинкин

Современные фотографии: Елена Вагнер

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Маяковского
Проспект Масленникова
Проспект Металлургов
Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Некрасовская
Никитинская
Николая Панова
Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Олимпийская
Осипенко
Партизанская
Первомайская
Пензенская
Печерская
Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
Полевая
Промышленности
Пугачевская
Пролетарская
Пугачевский тракт
Пушкина
Рабочий городок
Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
Республиканская
Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
Самарская
Свободы
Сергея Лазо
Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Улица Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
Солнечная
Спортивная
Ставропольская
— Улица Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2
Строителей
Ташкентская
Теннисная
Товарная
Тухачевского
Ульяновская
Урицкого
— Улица Физкультурная. Часть №1 / Часть №2
Фрунзе
Хлебная площадь

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте