КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Заводское шоссе: от телег артели «Ход» к космическому Куйбышеву

 8 391

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня мы поговорим о самой рабочей лошадке из всей конюшни самарских дорог. О Заводском шоссе, которое проходит по отъявленным промзонам Самары. Жилого сектора тут минимум, но так было не всегда.

Прольет свет на историю Заводского шоссе краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев. Комментарии Андрея Артемова к авторскому тексту даны курсивом.


Заводское шоссе проходит по территории трех районов Самары: Промышленного, Советского и чуть-чуть Железнодорожного. Поэтому для удобства мы разделим его на три участка:

№1 — от улицы Авроры до XXII Партсъезда;
№2 — от XXII Партсъезда до проспекта Кирова;
№3 — от проспекта Кирова до улицы Земеца.

Начнем мы наше повествование с 1930-х годов. Заводского шоссе тогда еще не было, но неподалёку от его будущей трассы на участке №1 уже располагалось несколько предприятий: толево-рубероидный завод, кирпичный комбинат и производственная артель «Ход».

Имена первых двух увековечены в названиях платформ железной дороги, а нынешняя Стахановская когда-то именовалась в честь артели «Ход». В годы войны на ее территории разместился завод аэродромного оборудования «Старт» (об истории предприятия читайте здесь).

Артель «Ход» занималась выпуском и ремонтом телег и саней. Перед войной обозостроительный завод артели имел четыре цеха: деревообделочный, кузнечный, механический и сборочный. Во время эвакуации сюда завода из Киева площадку посетили корреспондент «Красной звезды» Илья Эренбург и американский журналист Генри Кэсседи. О его впечатлениях читайте здесь.

Увы, каких либо фотографий артели «Ход» не сохранилось, но есть материалы куйбышевских газет, где руководство предприятия хорошенько пропесочивают. Справа — фотография, сделанная с Безымянской ТЭЦ по направлению к нынешней улице XXII Партсъезда. Предположительное местонахождение артели «Ход» отмечено красной стрелкой.

На участке №2 имелось еще одно крупное (по тогдашним меркам) предприятие – СаЖеРез (позже КЗЗЧ им. Куйбышева, сейчас — 9 ГПЗ), располагалось рядом с ЖД, поодаль от будущего Заводского шоссе. Подробно останавливаться на нем мы не будем, так как официально он «прописан» на улице Калинина.

Все в тех же 1930-х годах был разработан генплан развития города «Большой Куйбышев». Уже в нем будущему Заводскому шоссе было предначертано стать главной транспортной артерией нашего города-курорта. На приведенной ниже схеме оно отмечено желтой линией.

План Большой Куйбышев

Обратите внимание, что на ней отмечена и территория артели «Ход», и КЗЗЧ (СаЖеРез), а вот на территории нынешнего ПАО «Кузнецов» (бывший завод №24 им. Фрунзе) должен был расположиться автозавод. Но подробнее об этих планах вы можете почитать здесь.

Главный же импульс для развития Заводское шоссе получило летом 1940 года, когда рядом с ним началось строительство трёх крупных предприятий — двух авиационных заводов и одного авиамоторного.

Взглянем на две фотографии начала 1940-х годов. Заводское шоссе на них выделено желтой линией. На левом снимке красной стрелкой отмечены корпуса КЗЗЧ (9 ГПЗ), на фото справа интересен изгиб, который тогдашнее Кировское шоссе делало в сторону платформы Пятилетка.

А вот следующий снимок сделали уже немцы в 1943 году. Летчиков Люфтваффе интересовал моторостроительный завод №24, слева от которого можно видеть обширный барачный поселок (в красном контуре).

Заводское-ФОТО-04-Куйбышев-1943-фотосъёмка немцев-1

Ныне от него ничего не осталось, но его следы мы попытаемся отыскать в избирательных списках по городу Куйбышеву. Первые из них, где упоминается Заводское шоссе, датированы декабрем 1945 года.

Из них мы можем сделать вывод, что тогдашнее Заводское шоссе ограничивалось отрезком от нынешней улицы Земеца до XXII Партсъезда.

Также избирательные списки дают некоторое представление о тогдашнем нейминге районов. В частности, понятие «юнгородок» — это не название района как такового, а жилой квартал, построенный каким-либо предприятием — «юнгородок завода им. Ворошилова». Он в свою очередь входит в состав более крупного территориального образования — Южного поселка.

Самым старым непромышленным зданием нынешнего Заводского шоссе можно признать школу №8, построенную в 1949 году.

Итак, участки Заводского шоссе №2 и 3 были запечатлены на фотографиях и схемах военных лет, а вот участок №1 впервые попал в кадр лишь в январе 1965 года.

Скорее всего, автодорогу проложили здесь в послевоенный период, и она неоднократно пересекалась с различными железнодорожными ветками. Весной 1956 года в «Волжской коммуне» было напечатано объявление о строительстве ветки вдоль 132-135 км ЖД. Упомянутый в объявлении завод – это будущий завод ЖБИ №5.

Заводское-ФОТО-12-ВКа-1956-04-28-стр-во ЖД ветки 135-132 км.

Вот как выглядело Заводское шоссе (желтая линия) в 1965 году. Вот самое его начало. Обратите внимание, что улица Авроры (красная линия) еще не переходит в Южное шоссе, а переезд через железнодорожные пути (синяя линия) располагается на расстоянии в полкилометра.

Заводское-ФОТО-13-Спутник-1965-1

Мне удалось найти два упоминания этого участка в городской прессе. Оба они касаются тяжкой жизни автолюбителей, вынужденных там проезжать.

На следующем снимке также участок №1. Обращает на себя внимание наличие здесь частного сектора между Заводским шоссе (желтая линия) и железной дорогой. Сейчас от него остались всего пара домиков.

Заводское-ФОТО-14-Спутник-1965-2

Здесь же, рядом с платформой Киркомбинат имеется одинокостоящий трехэтажный дом (Заводское шоссе, 16), построенный в начале 1970-х годов. Что интересно, в избирательных списках советского времени он не встречается вовсе.

Следующий снимок подводит нас к XXII Партсъезду. Обратите внимание, сколько еще пустующей территории было вдоль Заводского шоссе в 1965 году.

Заводское-ФОТО-15-Спутник-1965-3

В правом нижнем углу можно видеть жилую застройку военных лет, на месте нынешнего ТЦ «Победа». Еще один ТЦ — «ДиПорт» — так и вовсе бывшее здание заводоуправления сталелитейного завода.

На следующем снимке — участок №2, на котором Заводское шоссе представлено еще в «жилом виде». Позднее на место барачной застройки будет перенесен завод «Продмаш».

Заводское-ФОТО-16-Спутник-1965-4

Жилая застройка этого участка отражена в избирательном списке 1965 года.

Заводское-ФОТО-23-Выборы-1965-01-02 - копия

Куда более населен был отрезок №3. Он уместил в себе сразу три избирательных участка.

Как видно на следующем снимке, даже вблизи главных авиационных заводов Куйбышева имелись пустыри. Но пройдет каких-то два года, и на месте одного из них появятся три общежития (красный прямоугольник), построенных заводом «Прогресс».

Заводское-ФОТО-17-Спутник-1965-5

В архитектурном плане они малопривлекательны, но и здесь можно найти кое-что интересное. Например, большую вывеску «Грот» (о ее предназначении не знают даже местные старожилы) и жеманную кошечку. Неравнодушные читатели ДГ сообщили, что в этом помещении в 1980-х годах размещался молодежный клуб завода «Прогресс».

В те же 1960-е годы началось активное строительство номерных микрорайонов. Жилье в них получали все те же рабочие оборонных заводов, которым предстояло до них добираться. Как итог, в Юнгородке появилось третье «транспортное кольцо». Восстановим хронологию их появления:

в июле 1943 года появилось трамвайное кольцо;
в 1956 году — троллейбусное;
в середине 1960-х годов к ним добавилось автобусное кольцо, то, где сейчас конечная остановка маршрутов 21, 29, 38 и 47.

Вот как оно выглядело в советское время.

Продолжая транспортную тему, приведем две интересных заметки из куйбышевских газет. Они датируются 1969 годом, и в них описывается состояние нынешнего Заводского шоссе на участке от Авроры до XXII Партсъезда. Причем именуется оно просто «дорогой».

На протяжении следующих 20 лет ситуация улучшалась не сильно. Хотя определенный прогресс налицо, в газетной заметке 1987 года дорогу от толево-рубероидного до сталелитейного завода все-таки признали частью Заводского шоссе.

Свои проблемы были и на других участках Заводского шоссе. В частности, в районе нынешнего рынка «Норд», печально известного постоянными ДТП, в том числе и со смертельным исходом.

Заводское-ФОТО-40-ВЗя-1989-06-03-фото с перекр. XXII Парт. и Зав.ш.-статья

Годы брежневского застоя стали для Заводского шоссе золотым временем. Здесь появилась масса новых предприятий, и были модернизированы уже существующие. Вот лишь некоторые эпизоды:

1971 год — открылась новая проходная завода «Авиаагрегат» (Заводское шоссе, 55);
1972 год — открыт памятник Михаилу Фрунзе у проходной Моторостроительного завода;

Памятник Фрунзе

1973 год — введен в эксплуатацию новый корпус завода «Промсвязь» (Заводское шоссе, 1);
1974 год — открыт подземный переход через Заводское шоссе (в районе остановки «ОАО «Моторостроитель»);
1980 год — введен в эксплуатацию Молокозавод (Заводское шоссе, 99).

Обо всем этом можно прочесть в приведенных ниже газетных заметках.

В тот же период новым брутальным административным корпусом обогатился завод «Гидроавтоматика».

Гидроавтоматика

В 1983 году была обнародована программа реконструкции Заводского шоссе. Главное, что удалось реализовать – путепровод в створе Заводского шоссе через проспект Кирова. Он внес глобальные изменения в транспортную сеть Юнгородка и Безымянки (в том числе было упразднено троллейбусное кольцо), о чем можно прочесть в следующих газетных заметках.

Закончим же мы наш рассказ о Заводском шоссе самой интересной для нас темой — жилищным строительством, которое в 1970-1980-х годах имело место только на участке №3.

Четная сторона Заводского шоссе — это микрорайон АВИА, о котором мы достаточно подробно писали в статье, посвященной улице Железной дивизии. К сказанному в ней добавим, что разработкой его проекта занимался целый творческий коллектив во главе с известным куйбышевским архитектором Юрием Храмовым.

Этот микрорайон, построенный для рабочих Авиационного завода, был обласкан вниманием на всех уровнях — от заводской до областной прессы. В то же время нечетная сторона Заводского шоссе этим похвастаться не могла. Здесь застройку вел завод им. Фрунзе («Моторостроитель»), и она удостаивалась лишь скупых упоминаний в многотиражке предприятия.

Работы здесь велись все 1980-е годы. Своего имени собственного этот микрорайон не получил. В заводской прессе в ходе строительства ее просто именовали «предзаводской площадкой». Впрочем, парочку домов тут успели возвести и в 2000-х годах. Последним аккордом стало строительство так называемого «арендного дома» по адресу: Заводское шоссе, 61. Квартиры в нём будут предоставляться работникам ПАО «Кузнецов», причём на тот срок, пока они трудятся на предприятии.

Дом этот граничит с печально известным стадионом «Восход».

Еще парочка достопримечательностей нечетной стороны Заводского шоссе — одно из подразделений вездесущего «Газпрома» и малая архитектурная форма неизвестно происхождения (рядом с улицей Боярова).


Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Улицы Майская и Минская
— Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Проспект Масленникова
Маяковского
Проспект Металлургов

Материалы из куйбышевских газет предоставлены Евгением Альмяшевым
Фотографии: Елена Вагнер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook