,
Наше путешествие по улице Ново-Садовой продолжается. Сегодня мы пройдем большую ее часть, от бывшего оврага Подпольщиков до бывшей Поляны Фрунзе.
Улица Ново-Садовая: клуб «Звезда», Фабрика-кухня и руины ЗИМа
Территория Постникова оврага была облюбована еще «протосамарцами» в позднем палеолите о чем писал Константин Головкин: «На левой стороне оврага, около устья, в обрывах Волги и в 1/2 верстах от Волги на краях, занятых посевами и бахчами, сделаны археологические находки, а именно черепки гончарной посуды первобытного насельника этой местности. В 1915 году в устье оврага сделан местными саперами незатопляемый деревянный мост.»
В память об этих саперах одна из улиц близ устья Постникова оврага носит название Саперная. Истинная слава к этим местам пришла в середине XIX века, когда врач Нестор Постников открыл здесь первое широко известное в России кумысолечебное заведение. Прочесть о нем подробнее можно здесь.
Мы же вернемся к улице Ново-Садовой и узнаем, как она пересекала Постников овраг. Вот что пишет Константин Головкин: «Дорога спускаясь к оврагу идет по плотине, замощенной камнем и огороженной перилами, а в центре, по оси оврага, еще в 1890-х годах стояли деревянные сквозные ворота виде арки с вывеской, на которой написано: «Первое кумысолечебное заведение доктора Н.В.Постникова, утвержденное в 1858 году».
Кумысолечебница Постникова гремела на всю страну. Ныне эта локация не может похвастаться столь значимыми достопримечательностями. Но кое-что здесь все-таки есть. Во-первых сам овраг — достопримечательность природно-ландшафтного толка.
Кроме того — зоопарк. Здесь он обосновался в 1992 году. Очень быстро стало понятно, что выделенная территория маловата. На протяжении последних 10 лет зоопарку подыскивают новое место жительства, но безуспешно.
Рядом расположена армянская апостольская церковь Сурб Хач, открытая в 2013 году. Около нее тогда же был установлен памятник жертвам геноцида армян в Османской империи, а также жертвам землетрясения в Армении 1988 года.
Другие здешние достопримечательности представляют медицинский кластер. Во-первых, это Областной противотуберкулезный диспансер им. Постникова, идейный потомок знаменитой кумысолечебницы. В советское время он сменил немало названий. Не раз реконструировался и его главный корпус (Ново-Садовая, 154), построенный в 1913 году.
Прямо на Ново-Садовую выходит корпус Областной клинической станции переливания крови, построенный в 1963 году.
Нечетная сторона улицы Ново-Садовой близ Постникова оврага может похвастаться свежим элитным жильем на месте бывших курмышей.
Сделаем прогноз: в ближайшие годы Постников овраг будет постоянным гостем самарского инфополя. Причиной тому грандиозный проект продления улицы Авроры до Ново-Садовой. Разработать его должны уже к ноябрю 2020 года.
В связи с этим хотелось бы вспомнить о некоторых дорожно-транспортных проектах советского периода касающихся улицы Ново-Садовой. Вот, например, газетная заметка 1978 года с описанием поистине наполеоновских планов. Чего стоят только четыре подземных перехода (один все-таки построили, но в виде станции метро «Алабинская») и двух пешеходных мостиков. Помнится, идея надземных переходов не раз обсуждалась при недавней реконструкции Московского шоссе.
Не менее интересна большая статья 1985 года, в которой улица Ново-Садовая рассматривается в связке с улицей Самарской. В ней вновь упоминается пешеходный мостик напротив завода Тарасова и предрекается роль нового административного центра города району улицы Потапова (от Ново-Садовой до проспекта Карла Маркса).
Отчасти свой современный вид улица Ново-Садовая приобрела благодаря реконструкции Московского шоссе начала 1970-х годов. Пропускная способность главной городской магистрали тогда заметно снизилась. Именно по этой причине была форсирована прокладка улицы Демократической и расширение проезжей части Ново-Садовой (в основном от Советской Армии до Поляны Фрунзе).
А с районом Постникова оврага мы простимся вот такой фотографией. На ней улица Ново-Садовая уходит от него в сторону Загородного парка. Год 1969-й.
Следующая локация, которую мы рассмотрим, — «Университет. Глазная больница». Сами корпуса Госа имеют адрес по улице Академика Павлова, но пройти мимо них просто так мы не могли. Ниже представлена газетная заметка, повествующая о проекте нового здания Куйбышевского университета.
Реализован он был лишь частично. Так и не был построен актовый зал в форме «улитки». Он должен был располагаться на месте храма Святой Татьяны и соединяться с лекционным корпусом. В проекте не были обделены и гуманитарии. Им полагался пятнадцатиэтажный учебный корпус слева от основного университетского здания.
Последнее, что мы вспомним по поводу университета, — это асфальтовая дорожка, проложенная вдоль трамвайных путей в Постников овраг в 2017 году. О ней мечтало не одно поколение студентов Госа.
Что касается Областной офтальмологической клиники имени Ерошевского, то ее открыли в 1963 году.
Изначально здание строили как медсанчасть для куйбышевских нефтяников, но авторитет Тихона Ерошевского сыграл свою роль, и областное руководство отдало здание офтальмологам.
Взглянем на район «Универистета — Глазной больницы» в 1965 году и двинемся дальше. На спутниковом снимке цифрой 1 отмечена территория, которую сейчас занимает самарский зоопарк, цифрой 2 — место, где стоят корпуса СамГУ.
Следующее место силы, конечно же, Загородный парк. Одноименная остановка общественного транспорта близка как к месту отдыха, так и к одной из цитаделей самарской науки.
По адресу Ново-Садовая, 221 располагается филиал ФИАН – Физического института академии наук имени Лебедева. В Куйбышеве он был открыт в 1980 году, а собственным зданием обзавелся спустя восемь лет.
Сейчас территория вокруг ФИАНа активно застраивается высотными зданиями. Исключение — стоящий на углу Ново-Садовой и Академика Платонова офис строительной компании. Это здание представляет собой приблизительную компиляцию внешнего облика двух памятников архитектуры: особняка Наумова (левая часть здания) и второго корпуса земской управы, что стоит на углу улиц Льва Толстого и Фрунзе.
Между ФИАНом и Загородным парком находится недавно реновированный бульвар, украшенный памятником гигантскому аммониту.
Что касается Загородного парка, то он был открыт в 1932 году. Обратите внимание, что в посвященной этому событию газетной заметке указывается, что освоена только 1/5 отведенной под парк территории. И действительно, по генплану «Большой Куйбышев» Загородный парк должен был протянутся от оврага Подпольщиков до улицы Советской Армии.
Немало внимания парку уделено в путеводителе по Куйбышеву 1936 года. Приводится и цифра его посещаемости — 3 млн человек за год. Неплохо для города с населением 350 тысяч человек.
В советское время в Куйбышеве было сразу два парка, названных в честь буревестника революции: ГПКиО (Струкачи) и ЦПКиО (Загородный), что выглядело немного странно. В ЦПКиО находились разные аттракционы вплоть до вертикального колеса и парашютной вышки, а в 1980-е годы там существовала комната смеха, которой не было в других парках Куйбышева.
В конце 1970 года на территории парка открылся теннисный корт «Буревестник», примечательный наличием мозаичных панно.
Мозаики, по счастью, в целости и сохранности, чего не скажешь о многочисленных скульптурах, разбросанных в советское время по территории Загородного парка. Из них выстоял только неказистый Ильич, да типовой памятник советской семье.
За территорией Загородного парка начинается отсчет номерных просек. Вплоть до 1970-х годов это был дачный массив с минимальным количеством высотных домов. Вот как планировали развивать эту локацию в 1933 году.
Сейчас на смену дачному массиву пришли высотки-человейники, таунхаусы и коттеджи уважаемых людей. Конечно, вспомним и о гостиницах. Первенцем среди них стал «Ренессанс» (2003 год).
Прямо за ним начинается зона влияния КАТЭКа. Карбюраторный завод являлся детищем первой пятилетки. Строился он под лозунгом «Ни гроша «Форду» — даешь советский карбюратор!».
Возведение карбюраторного завода было объявлено комсомольской стройкой и продолжалось с 1931 по 1934 год. Контора карбюратстроя находилась на одной из купеческих дач.
Были, конечно, и проблемы, связанные прежде всего с неблагоустройством территории и плохой транспортной доступностью.
Территория рядом с заводом была полна природных ландшафтов, с которыми приходилось бороться. На следующем фото мы видим постройку моста где-то между 4-й и 5-й просеками.
Вот как выглядела панорама Карбюраторного завода в 1936 году. Обратите внимание на водонапорную башню. Она стояла близ нынешнего кольца на пересечении Московского шоссе и улицы XXII Партсъезда.
Дорожных и транспортных проблем хватало на заводе и после его пуска. Следующая газетная заметка сообщает о том, что некоторые рабочие были вынуждены в два часа ночи возвращаться в город пешком. Причем не идти туда, а «итти».
Параллельно строительству самого завода шло возведение жилых домов для его рабочих. Прежде всего это стоящие «елочкой» дома №275, 277 и 279 (между 6-й Радиальной и Гастелло). Построены они были в 1932-1935 годах.
Строил завод свои дома и на противоположной стороне Ново-Садовой, но они в основном имеют адреса по улице Советской Армии. Далеко не всем повезло получить квартиры в этих домах. Для менее удачливых существовали барачные поселки, коих у карбюраторного завода было два: Южный и Северный. Вообще здешняя топонимика была весьма причудливой.
Тут вам и литерные дома, и стандартные дома, и бараки, и даже дом некоего Одинаркина. На спутниковом снимке 1966 года отмечены:
Красный контур — заводская застройка 1930-х годов,
Синий контур — ориентировочные границы южных бараков карбюраторного завода (к 1966 году они практически все были снесены),
Желтый контур — северный барачный поселок (снесен в начале 1970-х годов при расширении территории завода),
Красная стрелка — ДК «Современник»,
Синяя стрелка — фабрика-кухня завода (ныне — ТЦ «Апельсин»),
Желтая стрелка — Детский инфекционный стационар (Ново-Садовая, 222).
Послевоенное жилое строительство здесь осуществлялось следующим образом. С 1958 по 1962 годы была застроена нечётная сторона Ново-Садовой на отрезке от 6-й Радиальной и до Советской Армии.
В 1965-1967 годах посредством возведения «хрущёвок» были зачищены южные бараки.
В 1970 году на перекрёстке Ново-Садовой и Советской Армии появились две высотные «свечки». Стоит отметить и длинный дом под № 164 «А», который был заселён в 1974 году. Он был примечателен и известным на весь Куйбышев магазином «Турист».
Про заводской клуб «Современник» мы расскажем в статье об улице Советской Армии, а пока посмотрим на современное состояние завода имени Тарасова, который, к счастью, еще держится на плаву.
К слову, имя Александра Михайловича Тарасова, который работал на заводе с момента пуска по 1948 год, предприятие носит уже 45 лет. А соавтор этой статьи Евгений Альмяшев летом 1991 года проходил трёхнедельную практику в цехе № 15 ЗиТ, который располагался в северной части заводской территории, как раз на месте уже упомянутых северных бараков.
Как и в случае с Постниковым оврагом, территория рядом с заводом Тарасова в ближайшие годы будет регулярно мелькать в самарских СМИ. Причиной тому продление улицы XXII Партсъезда от Московского шоссе к Ново-Садовой. Этот район застроен достаточно хаотично, в диапазоне от гаражных массивов до центрального офиса Сбербанка (здание построено в 1996 году).
Окончательно простимся с районом завода имени Тарасова и двинемся в сторону Барбошиной поляны. Впрочем, на углу с Ново-Вокзальной нас вновь подстерегает связанный с ним объект. Дома №321 и 323 тоже построены заводом Тарасова.
Если давать этой локации какое-то имя, то подойдет «район Метеоцентра». Городок метеорологов был построен здесь в 1974-1976 годах.
Куйбышевские СМИ активно освещали эту стройку. В одной из газетных заметок гидрометцентр красиво назван «Дворцом погоды» и сообщается, что по размерам и «начинке» такой есть только в Минске.
В 1985 году в городе началась застройка микрорайонов «Ипподром» и «Метеоцентр», которая затронула нечётную сторону улицы Ново-Садовой.
Здесь активно применялись дома Поволжской серии с круглыми лоджиями. В период с 1986 по 1988 год застройка этих двух «микрашей» в общих чертах была завершена. Тогда же появилась и школа № 124.
Сейчас эта локация известна по двум причинам. Во-первых — многочисленные ТЦ, понатыканные у каждой трамвайной остановки, и муралы, украсившие торцы панелек к чемпионату мира по футболу.
Что касается нечетной стороны Ново-Садовой, то ее застройка пришлась на времена перестройки. Вот как вспоминает об этом Евгений Альмяшев: «В июне 1986 годы моя семья отдыхала на 9-й Просеке в профилактории «Дубовая роща» и пару-тройку раз мы ездили по Ново-Садовой из профилактория в Загородный парк. Затем автор этих строк на пять лет потерял этот район из виду и вернулся в него, как уже было сказано ранее, в июне 1991 года в честь практики на заводе Тарасова. Было неожиданным увидеть территорию, располагавшуюся напротив завода и ранее бывшую сугубо зелёной и малоэтажной. За пять лет «разлуки» здесь появилось огромное количество новых домов, а всё это нашествие именовалось микрорайоном «Солнечный», точнее пятью такими микрорайонами».
До жилого строительства здесь охотно размещали медицинские учреждения.
Что любопытно, жилое строительство по нечетной стороне улицы Ново-Садовой планировалось лишь на 300 метров «в глубину», по направлению к Волге.
От строительства Солнечных микрорайонов пострадал завод Тарасова. В следующей газетной заметке рассказывается о том, как пионерский лагерь им. Терешковой, принадлежащий предприятию, лишился изрядного куска территории.
На приведенном выше спутниковом снимке 1966 года улица Ново-Садовая отмечена красной линией, 8-я просека — желтой. Улицы Солнечной еще нет и в помине. Красная стрелка указывает на озеро, которое упомянуто в статье. Оно, по счастью, сохранилось до наших дней и находится около школы №154.
Весьма содержательна и следующая газетная заметка 1988 года. В ней упоминается грандиозный советский проект обеспечения каждой семьи отдельной квартирой к 2000 году. Счастливчики должны были заселить Солнечные микрорайоны и Самарское Заречье. Не менее утопический проект — организация на берегу Волги, от 1-й просеки до района нынешней Барбошиной поляны, огромной парковой зоны.
И если Самарское Заречье так и осталось несбыточный мечтой (хотя и по сей день имеется в генплане), то Солнечные микрорайоны были построены большей частью еще в годы существования СССР.
Здешняя застройка не блещет какой-либо оригинальностью, но тысячи квадратных метров жилья не могли не попасть на страницы куйбышевских и самарских газет.
Тем временем мы добрались до Барбошиной (до революции Барбашиной) поляны. Место это крайне интересное, заслуживающее отдельной статьи, но мы ограничимся лишь несколькими фактами. Во-первых, здесь снимали фильм «Тимур и его команда».
В годы Великой Отечественной войны в здешнем дачном поселке жило свыше 800 работников 4 ГПЗ, которые страдали от отсутствия культурного досуга.
В 1954 году на поляну Фрунзе пришел трамвай.
Следующая заметка 1973 года повествует о том, как проходили испытания трехвагонного трамвая. В подготовке его запуска участвовали чехословацкие специалисты, прибывшие в Куйбышев.
Тогда же трамвайная линия была продлена в сторону XIV и XV микрорайонов. В 1982 году в кольцо была сделана «врезка» с тем, чтобы сюда можно было пустить (и обеспечить разворот) трамвай № 25.
По соседству с трамвайным кольцом существует еще и троллейбусное, которое хотели демонтировать еще в 1980-х годах. Тогда планировалось, что конечной остановкой троллейбусов станет улица Георгия Димитрова.
Из этой газетной заметки мы также узнаем, что в клубе ТТУ на улице Больничной некогда выступал сам Муслим Магомаев. Но к улице Ново-Садовой это никакого отношения не имеет.
Свой рассказ о ней мы завершим на Кирилло-Мефодиевском соборе. Закладка его первого камня состоялась в 1994 году, а первая Божественная литургия была совершена 24 мая 2001 года.
Что любопытно, колокольню храма украшает базовая станция сотовой связи.
На перекрестке с проспектом Кирова улица Ново-Садовая плавно переходит в Демократическую, оставляя после себе приятное послевкусие разнообразного историко-архитектурного ландшафта.
Текст: Андрей Артемов и Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Ново-Садовая. Часть №1, Часть №2
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте