КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Бобруйская: Чуваши, староверы и «несчастливый» маршрут

 1 987

Автор: Андрей Артёмов

В рамках спецпроекта «Энциклопедия самарских улиц» мы постепенно завершаем исследование буквы Б. Подробному обзору сегодня подвергнется улица, названная в честь прекрасного белорусского города Бобруйска. Ее историю расскажет краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев.

Мои комментарии и дополнения к авторскому тексту будут даны курсивом.


Улица Бобруйская невелика собой, и во время ее обзора мы иногда будем отклоняться от нее на 100-150 метров влево или вправо. Ее длина составляет 1,93 километра, если считать от первых домов улицы, расположенных у перекрестка с Сепараторным переулком.

При этом Бобруйская успевает пересечь 15 разных улочек и проездов, а дойти по ней можно от окрестностей предприятия СКАДО до корпусов завода «Металлист». Она проходит по району Самары, негласно именуемым Чувашами (ударение на вторую А), о котором регулярно и не первый год пишет блогер Игорь Кондратьев.

Происхождение названия этого района местными краеведами доподлинно не расшифровано. Впрочем есть версия, которая выглядит достаточно логичной. Озвучил ее самарский блогер Владимир Нехорошев.

А теперь перейдем непосредственно к истории. На карте-схеме Самары 1927 года район Бобруйской выглядит пустоватым.

ФОТО-01-Бобруйская-1927-схема города

Это было незаселённое пространство между Чёрновскими садами и железной дорогой. Пятнадцатью годами позже на немецких схемах появляются геометрические фигуры, примерно соответствующие современному району улицы Бобруйской – Измайловского переулка – Южного проезда — Можайского переулка.

ФОТО-02-Бобруйская-1942-немецкая схема города

В дальнейшем этот отрезок Бобруйской окажется самым динамичным, а поскольку я живу метрах в 400 напротив него, то кое-что в обзоре будет из разряда «рассказов очевидца».

В годы первых сталинских пятилеток промышленное развитие Самары (Куйбышева) шло, в том числе, и вдоль железной дороги. Толево-рубероидный завод, Мясокомбинат, производственная артель «Ход», «Сажерез» возводились рядом со стальной магистралью, давая жизнь и новым остановочным пунктам железной дороги. Одна из таких строек возникла на 133 км, увековечившись на картах города под названием «Киркомбинат». Третий посёлок Киркомбината расположился как раз в районе будущей улицы Бобруйской. Из старых избирательных списков 1937 или 1939 гг. трудно установить, что и где располагалось точно – не было тогда здесь улиц, но наиболее приметную деталь посёлка определить можно. Это два длинных кирпичных дома в три этажа каждый, один из которых (под № 89А) стоит и по сию пору.

ФОТО-03-Бобруйская-Выборы 1937 и 1939

Мне ещё с детства памятен весьма приличный магазин игрушек, размещавшийся в той части дома № 89А, которая выходит к Можайскому переулку.

ФОТО-04-Бобруйская-2017-дом № 89 А с магазином

Второй такой же дом располагался ближе к Бобруйской, в районе современного высотного дома № 89. Я хорошо его помню, поскольку путь на электричку лежал мимо него. Слышал, что он сгорел где-то в конце 1980-х. Помимо этих «двух каменных домов», в 3-м посёлке располагались и жилища барачного типа.

Послевоенные избирательные списки указывают на то, что именно тогда началась застройка улицы Бобруйской на всём её протяжении. Поначалу, кстати, она называлась Южным переулком.

В 1946 году в составе 3-го посёлка Киркомбината значились школа, детсад и ясли. В 1950 году обозначена застройка по Южному переулку, располагавшемуся на месте современной Бобруйской — между улицей Стандартной и Южным проездом. В 1952 году улица Бобруйская уже сформирована по современной нумерации домов — №№ 1-131 по нечётной стороне, №№ 2-160 по чётной. Застройка тогда была исключительно одноэтажной.

В работах Игоря Кондратьева в качестве застройщиков Чувашей упоминаются рабочие заводов «Рейд» и 9 ГПЗ (бывшего «Сажереза»). Изучение многотиражек «Рейда» не дало ничего, а вот в многотиражке подшипниковцев упоминается о застройке района 133 км в 1951 году индивидуальными домами – поначалу без их электрификации.

Езды оттуда до 9 ГПЗ было ровно три остановки электрички, а ходили они часто. В 1989 году я сам ездил так с Киркомбината до Пятилетки. Завод шефствовал над нашей школой, и мы проходили производственную практику на 9 ГПЗ.

Заметим также, что нумерация домов по Бобруйской ведёт отсчёт от Сепараторного переулка, а это очень «подшипниковое» название. По ходу 1950-х годов на Бобруйской возникли и очаги двухэтажной застройки – в Третьем посёлке Киркомбината, а также между переулком Бельским и улицей Каменногорской и между улицами Крейсерной и Витебской.

Бобруйская, 47. Угол с улицей Крейсерской

В те годы изрядной проблемой для Чувашей было отсутствие более-менее приличной школы. В 1958 году рядом с Бобруйской, по Бельскому переулку было построено здание школы № 151, дававшей неполное среднее образование.

ФОТО-09-Бобруйская-Школа № 151

В таких «непричёсанных» районах школа зачастую значит больше, чем просто «школа». Она проработала вплоть до 2017 года, пока её не закрыли по санитарно-гигиеническим соображениям, а весь персонал перевели в крупное и более современное здание школы № 91 на улице Балаковской.

Как раз в районе школы улица Бобруйская имеет небольшой, но очень отчётливый холм, где горизонт, кажется, можно потрогать рукой. Снимки оттуда небезынтересны, особенно в сторону СКАДО.

ФОТО-10-Бобруйская-виды холма

Предприятие СКАДО – это Самарские канатные дороги. Основано оно было ещё до войны, а на Южный проезд перебралось в 1951 году, т.е. одновременно с жилой застройкой Чувашей подшипниковцами.

По полулегендарным сведениям блогера Владимира Нехорошева, до Великой Отечественной войны канатная фабрика размещалась в районе ТЦ «Космопорт». О чем косвенно свидетельствует местный топоним — Канатный переулок. Фотографии того периода не сохранилось, но есть снимки строительства канатной фабрики на ее нынешнем месте.

С точки зрения транспортной доступности Чуваши были удобны при проезде по железной дороге, а вот «безрельсовая» связь с более обжитыми частями города была усложнена. Сюда ходил (или не ходил, если дело было по снежной зиме) автобус № 13. Он соединял Чуваши через Пятый проезд (прежнее название улицы Авроры) с заводом им. Масленникова. Фактически это был первый маршрут, проходивший через будущую автостанцию «Аврора».

ФОТО-12-Бобруйская-автобус
Вид с территории школы №151 в сторону улицы Бобруйской. Красной стрелкой отмечен тот самый автобус №13. Источник фото

До строительства комплекса Южного моста, включавшего в себя сначала путепровод через ж/д пути у Толевого (1973 год), а затем и переход через реку Самара (1974 год), улица Промышленности не имела своего нынешнего транспортного значения. На спутниковых снимках 1965 года отлично видна трасса автобусной цивилизации по Южному проезду – Бельскому переулку – улице Бобруйской в сторону завода «Металлист». Что интересно, сам завод застройку по Бобруйской не вёл.

ФОТО-13-Бобруйская-1965-вся

Автобус № 13 перемещался с улицы Бобруйской на улицу Промышленности через Измайловский переулок (смотри снимок ниже).

Измайловский переулок

Когда в 1964 году по улице Промышленности пустили трамвай, возникла даже одноимённая остановка. Помню, что ещё в 1987 году по направлению трамвая в сторону Авроры она располагалась не после поворота на Аэродромную, а до – вплотную к мечети. В 1940-50-е годы переулок назывался несколько иначе – Измаильский. Я был крайне удивлён списками ИО к выборам 1957 года.

ФОТО-14-Бобруйская-Выборы-1957-переезд на 133 км

По Измаильскому переулку шла граница между двумя соседними округами, и там дважды упоминался железнодорожный переезд, которым, очевидно, этот переулок завершался. Правда в отличие от других бывших переездов (у СКАДО и у Завода аэродромного оборудования, к примеру), Измаильский переезд невозможно разглядеть на старых снимках со спутников.

Перенос маршрута автобуса №13 с улицы Бобруйской и Южного проезда на улицу Промышленности произошел в 1979 году.

ФОТО-16-Бобруйская-про автобус № 13
Предоставлено Павлом Пешковым

Произошел он, видимо, еще и потому, что улицу Промышленности наконец-то заасфальтировали. В детские годы я ещё мог наблюдать со своего балкона пассажирские ЛиАЗы, крадущиеся по узкой улице Бобруйской, но самому ездить на нём довелось только по Промышленности. С проблемами маршрута, о которых в 1976 писала «Волжская заря», лично я не сталкивался, но вполне верю в то, что в плохую погоду езда по Чувашам становилась делом адовым.

ФОТО-17-Бобруйская-ВЗя-1976-12-01-проблемы автобуса № 13

Вернёмся к спутниковой фотосессии 1965 года. На Третьем посёлке Киркомбината в рамках красного контура обозначена застройка, сохранившаяся и до наших дней.

К тому времени улица Бобруйская стала выше ещё на один этаж – в 1963 году на углу с Измайловским переулком был сдан мрачноватого вида четырёхэтажный дом под № 93А.

Бобруйская, 93а

Позже в этом квартале появятся два пятиэтажных дома – по Южному проезду, 186 (со встроенным магазином) и по Измайловскому переулку, 10А. Первый возвели в 1973 году для работников Киркомбината. Точная дата постройки второго дома, изначально спроектированного под общежитие, неизвестна – где-то на стыке 1960-х и 1970-х годов. Сначала он был заселён работниками 9 ГПЗ, в 1979 году его передали под заселение учащимися заводского ГПТУ.

ФОТО-20-Бобруйская-Ленинское Знамя-1979-11 мая
Газета «Ленинское знамя» 11 мая 1979 года

В веке XXI в этом здании разместилась колония-поселение.

Летом 1980 года моя группа покидала детский сад № 320 (Партизанская, 236), в честь чего был сделан панорамный снимок в сторону улицы Промышленности и реки Самары.

ФОТО-21-Бобруйская-1980-ДС 320

Панельные дома в кадре относятся к улице Партизанской, а высотных застроек за ними не видно – если что-то и было, в кадр не попало. Спустя 7 лет этот район смотрелся совсем по-иному.

Вид на улицу Бобруйскую
Вид в сторону улицы Бобруйской с колеса обозрения в парке Победы. 1987 год. Источник фото

Что тридцать лет назад, что сейчас люди в нашем городе рады заселяться в новые дома, даже в 300-400 метрах от полотна железной дороги… Сейчас современных высотных домов на улице Бобруйской насчитывается три. В 1995 году появился длинный дом № 89, в 1999 году — кирпичный дом № 89Б, а в 2011 году сюда же «ввинтили» дом на 18 этажей под номером 93.

Немалый интерес представляет улица Бобруйская и её окрестности в теологическом плане. Осенью 1990 года на соседней улице Стандартной открылась старообрядческая церковь в честь Покрова.

ФОТО-26-Бобруйская-Голос строителя-1990-27 сентября
Газета «Голос строителя». 27 сентября 1990 года

Подробнее о старообрядцах-беглопоповцах читайте здесь.

А на самой Бобруйской есть православная церковь. Возникла она на месте старого детского садика, когда императора Николая Второго возвели в страстотерпцы.

ФОТО-27-Бобруйская-церковь РПЦ

К Николаю II особой симпатии я не испытываю, но должен отметить тамошних звонарей — они очень хорошо играют на колоколах.


Дорогие наши читатели! Если вы можете так же подробно и интересно описать улицу, которая мила вашему сердцу, сообщите об этом нашему штатному краеведу ВКонтакте или Facebook.

Если ваш материал будет соответствующего качества, то мы гарантируем вам его размещение на сайте «Другого города» и гонорар. Дерзайте!

Другие материалы рубрики «Крупным планом»:
Улица Алексея Толстого
Улица Александра Матросова
Улица Аэродромная

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments