КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Калинина: главная улица Города-сада, сквер фураг и дом НКВД

 1 568

Автор: Андрей Артёмов

Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных улиц Безымянки, названной в честь «всесоюзного старосты» и большого любителя женщин Михаила Калинина.

Расскажет нам о ее истории и достопримечательностях краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев. Комментарии Андрея Артемова к авторскому тексту выделены курсивом.


До весны 1949 года часть улицы Калинина (от улицы Победы в сторону Ставропольской) называлась 9-й линией Безымянки.

Но был еще Город-сад работников завода «Сажерез». Он занимал территорию в границах нынешних улиц Александра Матросова, Победы, проспекта Кирова и ж/д путей. Практически все его улицы носили имена видных большевиков, что можно увидеть в избирательных списках 1939 года.

«Сажерез» позднее будет именоваться заводом им. Куйбышева, а в послевоенное время — 9 ГПЗ. В 2018 году история этого предприятия оборвалась.

Несколько его корпусов имеют адрес как раз по улице Калинина. Есть все основания полагать, что они были построены еще в довоенный период (выделены красным цветом).

Улица Калинина

Когда-то путь на завод лежал прямиком в створе улицы Калинина, и там даже был перекинут пешеходный мостик через железнодорожные пути. Позже его сдвинули ближе к Кировскому мосту, то есть к нынешней платформе Пятилетка. Из-за этого на страницах заводской прессы кипели споры. Трудящиеся не желали делать крюк к новому мостику и упрямо лезли напрямую через пути, что вело, в том числе, и к смертельным исходам. Дело дошло до того, что работники 9 ГПЗ стали требовать, чтобы завод профинансировал строительство подземного пешеходного тоннеля. Споры о нем окончились только после пуска метрополитена.

За железнодорожным полотном сохранились несколько частных домов, имеющих адрес по улице Калинина. В большинстве своем это уже вполне современные коттеджи, но кое-где еще можно встретить домишки Города-сада.

Улица Калинина. Город-сад

Старейшим общественным зданием на улице Калинина стоит признать бывшую школу №108. После образования в 1978 году Промышленного района здесь разместилось его РОВД.

Стоит отметить, что перед заселением сюда людей в погонах в здании в 1970-х годах размещалось кулинарное училище Облпотребсоюза. Об этом ДГ рассказал первый руководитель Промышленного района Алексей Родионов. Кулинарное училище в итоге переехало в Зубчаниновку на улицу Азовскую.

В 1939 году был построен жилой дом №11. По информации из всемирной паутины, которая, впрочем, кажется вполне реальной, дом был построен для сотрудников НКВД, работавших в предтече знаменитого Безымянлага — Самлаге. В квартирах был паркет, существовали специальные комнаты для прислуги, а шестигранные окна на чердаке дома в случае необходимости могли превратиться в пулеметные гнезда.

Дом НКВД

Подробнее о внутренней начинке этого дома можно почитать здесь. По соседству расположился сквер «Родина», который горожане по привычке именуют сквером Калинина.

Сквер Калинина

Для Безымянки это такое же сакральное место, как «Три вяза» для исторического центра. Локация, плотно ассоциирующая со знаменитыми куйбышевскими фурагами.

Здесь же расположен и один из двух выявленных объектов культурного наследия этой улицы — «Дом жилой с почтой» по адресу Калинина, 6 / Победы, 98.

Дом с почтой

Построена эта приятная сталинка в 1954 году и сейчас переживает капитальную реставрацию фасада. По соседству с ней стоит двухэтажное здание Безымянской АТС, которая была открыта в 1956 году.

Соседний дом, по адресу Калинина, 10, более всех богат милыми нашему сердцу архитектурными излишествами. Впрочем, общая обшарпанность фасада отвлекает от неоклассической красоты лепных элементов.

IMG_8362

Есть информация, что дом построен в 1953 году силами 9 ГПЗ. Квартиры здесь были коммунальными, а из-за тонких ненесущих стен слышимость между комнатами и квартирами была очень высока. Еще одна архитектурная особенность этого дома — монументальная арка.

Но, само собой, улица Калинина — это не только сталинки, но и дома куда более простой архитектуры, которые появились здесь в годы войны. Так, двухэтажки на углу с улицей Свободы были построены в 1942 году.

Здесь же, аккурат напротив Безымянского рынка сохранился, пожалуй, самый колоритный кусочек «Куйбышева — запасной столицы». Речь идет о семи одноэтажных бараках, три из которых имеют адрес по улице Калинина. Нужно сразу оговориться, что эти бараки построены из кирпича в отличие от тех деревянных или шлакоблочных, в которых жили узники Безымянлага. Единственный элемент комфорта здесь — упитанный котик, на котором приятно отдыхает глаз.

Историю этих домов опубликовал в своем ЖЖ блогер Владимир Нехорошев. Согласно его сведениям, эти бараки некогда были образцово-показательным кварталом, в котором сначала жили работники треста №11, а с июня 1944 года сюда переселили находившихся в Куйбышеве немецких военнопленных-антифашистов. Архивных подтверждений этому, увы, нет. Но то, что этот квартал в годы войны по инфраструктуре мог считаться образцово-показательным, вполне вероятно.

Теперь давайте взглянем на фотографии военных лет. На следующем снимке 1941 года улица Калинина отмечена красной линией, а зеленой — улица Воронежская. Одиноко стоящее здание — тот самый «Дом НКВД» (Калинина, 11).

Калинина-ФОТО-18-1941-военная съёмка

Следующий снимок — дело рук Люфтваффе и датируется он 1943 годом. Хорошо видно, что уже застроен квартал №678, тот самый, где располагаются одноэтажные «бараки антифашистов». Да и главный корпус больницы Семашко уже построен.

безымянка снимок времен войны -- 1943

Между прочим, это тоже выявленный объект культурного наследия. Имя Семашко больница получила неслучайно. Непродолжительное время в 1901 году Николай Александрович жил и работал на территории Самарской губернии. До сих пор в списке ОКН есть дом №70 по улице Самарской, «в котором жил государственный и партийный деятель Семашко Николай Александрович (1901-02)». Строчка в списке есть, а вот самого дома давно нет.

Ниже — материал, посвященный 25-летию больницы Семашко, опубликованный в одной из куйбышевских газет.

Больница Семашко

В 1945 году появились двухэтажки между Безымянским рынком (Калинина, 23) и улицей Вольской. Сам же рынок был открыт в 1949 году.

К середине XX века современная улица Калинина была застроена лишь наполовину. Зато именно по ней проходила граница Кировского и Молотовского районов.

Дадим небольшие пояснения: квартал №680 расположен в границах Ново-Вокзальной, Свободы, Калинина и Победы, а №678 — между Свободой и Вольской.

На 1950-е годы пришёлся пик жилого строительства на улице Калинина. В 1951 году появилась двухэтажная застройка по ее нечётной стороне от Вольской до Тихого переулка. Существует красивая легенда, согласно которой здешние дома построены пленными немцами по оригинальный проектам немецких же архитекторов 1930-х годов. Увы, реальность оказалось более прозаичной. Все здешние дома — это типовая советская серия 1-228, разработанная в начале 1950-х.

В 1956 году по улице Калинина был пущен троллейбус. А именно — маршрут №7, соединявший Юнгородок с Ипподромом.

Также во второй половине 1950-х годов начал застраиваться ее отрезок от Черемшанской к проспекту Карла Маркса, представляющий собой частный сектор. В 1958 году завод имени Фрунзе (он же — «Моторостроитель») начал «народную стройку», возведя несколько кварталов вдоль Калинина от Ставропольской вверх до Черемшанской. Этот район в заводской прессе окрестили «городком строителей», а самарские урбанисты именуют его «красными домами».

Район приятный по планировке, с большим количеством зелени, сразу видно, что люди строили эти кварталы для себя. Впрочем, скоро камерные двухэтажки «горьковского метода» морально устареют. Наступит эра хрущевок.

Первые из них появятся здесь в 1960 году в самом начале улицы (дома №2 и 4). Во дворе там находился детский сад №242, построенный силами 9 ГПЗ. Ныне это маленький офисный центр.

Теперь посмотрим на спутниковые снимки 1965 года. На первом из них – отрезок улицы Калинина (красная линия) от железной дороги и до улицы Свободы.

Калинина-ФОТО-49-Спутник-1965-1

В желтом контуре — квартал №721«а», в зелёном — квартал №721, а в синем — квартал №680, тот самый, с которого началась высотная Безымянка. На месте Дворца спорта авиационного завода пустырь, а вот принадлежавший предприятию стадион «Крылья Советов» просматривается хорошо.

В сквере Калинина еще не построено кафе «Рассвет», о существовании которого сейчас напоминает только загадочный кованый элемент на фасаде.

Кафе Рассвет

А вот что вспоминали о кафе «Рассвет» образца 1980-х годов самарские лабухи. Их воспоминания о других ресторанах города читайте здесь.

Ресторан Рассвет

На следующем снимке — улица Калинина на отрезке от Свободы до Нагорной.

Калинина-ФОТО-50-Спутник-1965-2

В жёлтом контуре — «проклятый» квартал №678, тогда еще с большим количеством бараков, в зелёном — квартал 689 с Безымянским рынком, в синем — квартал №688, в голубом — квартал №687 (застроен в 1960-1961 годах).

Здесь улица Калинина проходит сквозь территорию парка, который до 1968 года назывался заурядно — Кировским районным, после — парком имени 50-летия ВЛКСМ, а сейчас — Молодежным.

P6zm8gIJAc0

Много лет ходят разговоры о том, что озеро в парке заполнят-таки водой, но увы, дальше обещаний дело не идет.

Парк Молодежный

На следующем снимке — улица Калинина от Ставропольской в сторону Линдовской железной дороги.

Калинина-ФОТО-57-Спутник-1965-3

В цветных контурах — «городок строителей» завода имени Фрунзе: жёлтый — квартал №651, синий — квартал №692, зелёный — №652 и голубой — квартал №691.

В частном секторе улица Калинина идёт ломаной линией. На углу с Черемшанской любопытное здание — Самарский региональный центр для одарённых детей. Изначально здесь располагалась школа №50, позже переехавшая по этой же улице в 15«а» микрорайон. В путеводителе по городу Куйбышеву 1966 года упоминается автобусный маршрут №20, который следовал отсюда в Юнгородок.

???????????????????????????????

Нужно сказать, что автор этих строк прожил восемь лет на улице Александра Матросова, и ему часто доводилось ходить пешком на Безымянский рынок через «барачный» квартал №678. То, что летом он выглядел более выигрышно из-за обилия зелени, было слабым утешением для его жителей. В самом начале 1990 года на профсоюзной конференции работников авиазавода ставился вопрос о сносе бараков, большинство из которых находились на балансе этого предприятия.

Увы, 1990-е поставили на этих планах крест. Хотя, может быть, в этом есть свой плюс. Давно муссируются слухи о создании музея Безымянки, и думается, эта барачная локация как никакая другая подходит для его размещения.

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина

Фотографии: Елена Вагнер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments