,
Наш сегодняшней материал будет посвящен не столько отдельно взятой улице, сколько негласному району города, известному как Западный поселок.
Он является одной из «составных частей» главного негласного района Самары — Безымянки. Он куда менее известен чем городок Металлургов, Машстрой или Юнгородок, но тем не менее история градостроительного становления Западного поселка не менее интересна.
Но прежде чем приступить к ее изучению, обратимся таки к улицам. Главной в Западном поселке стоит признать улицу Рыльскую. На ней сосредоточена большая часть жилых домов, кроме того, ее контуры на карте похожи на цифру шесть.
Названа улица в честь старинного русского города, расположенного в Курской области. Рыльск настолько стар, что помнит еще времена «Слова о полку Игореве». Но в данном случае выбор пал на него из-за битвы на Курской дуге. Активная застройка Западного поселка началась как раз в 1943 году. Кроме того, в Юнгородке есть еще два переулка, названные в честь городов Курской области: Льговский и Щигровский.
Помимо улицы Рыльской мы не раз упомянем пересекающийся с ней Управленческий тупик. Он ценен для нас тем, что связан с довоенной историей Западного поселка. Вспомним мы и об улице Вятской, третьей по значимости в этой локации. Есть еще Черновский проезд, но представлен он всего одним домом.
Вспомнив обо всех четырех улицах Западного поселка, перейдем к его истории, которая началась в 1930 году. Тогда, 21 августа, началось регулярное авиасообщение между Самарой и другими городами СССР. А аэродром, способствовавший этому, находился на Безымянке, между нынешними Гаражным проездом и проспектом Кирова.
К северо-западу от аэродрома обустраивался Авиагородок. Проект его застройки не был реализован даже наполовину, но, что приятно, несколько все-таки построенных зданий сохранились до наших дней.
Так, здание с адресом Управленческий тупик, 3 в 1930-х годах было штабом аэродрома. На память о той эпохе ему досталась пятиконечная звезда на фасаде и ленточное остекление лестничного марша.
Публичная кадастровая карта (далее — ПКК) датирует это здание 1938 годом постройки. В послевоенное время здесь находилось Кировское отделение Госбанка, в честь которого названа остановка общественного транспорта на Заводском шоссе. Рядом, в здании с адресом Управленческий тупик, 8, размещался обслуживающий его комбинат питания.
1934 годом ПКК датирует здание Отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по городу Самаре (Управленческий тупик, 5). В нем в довоенный период размещалась авиашкола.
Для офицерского состава аэродрома в 1932 году были построены трехэтажные кирпичные дома с адресами Управленческий тупик, 10 и 12, а также Рыльская, 9.
Воздушная гавань просуществовала на Безымянке до 1940 года. Подробнее прочесть о ней вы можете в статье Михаила Ицковича, а соавтор этого материала Евгений Альмяшев отыскал в газете «Рабочая Самара» разгромную статью по поводу куйбышевского аэропорта, датированную 30 июля 1931 года.
Здесь все, как мы любим: отвратительная телефонная и телеграфная связь, отсутствие транспортного сообщения с Самарой, плохое снабжение работников аэродрома и аэропорта питанием и т.д.
Нужно также заметить, что ни на одной из карт города 1930-х годов аэропорт отмечен не был, хотя обслуживал он гражданские рейсы. Зато его следы встречаются в справочнике 1936 года «Весь Куйбышев».
Так, школа №62, которая и по сей день стоит на улице Рыльской, упоминается там как начальная, а ее местоположение указано лаконично — «Аэропорт». Официальной же датой своего рождения это учебное заведение считает октябрь 1944 года, когда было построено его нынешнее кирпичное здание.
Строил его трест №11. Возведение школы с водяным отоплением, водопроводом и канализацией заняло всего два месяца.
Завершая тему аэропорта, взглянем на стоимость полетов самолетами «Аэрофлота» в 1936 году. Удовольствие было не из дешевых, учитывая среднюю зарплату рабочего в 250 рублей.
В 1938 году территорию нынешнего Западного поселка, по крайней мере частично, планировали отдать в ведение военно-строительного управления ПриВО для постройки здесь механического завода. Но в итоге это предприятие появилось спустя два года на улице Революционной.
Теперь плавно перейдем к 1940-м годам, когда Западный поселок оказался в эпицентре событий, связанных с разворачиванием на Безымянке эвакуированных сюда заводов.
Еще в марте 1940 года в Куйбышеве началось строительство завода легких металлических конструкций (далее — «Стальконструкция»), территория которого находилась между нынешними проездом Мальцева, Заводским шоссе и улицей XXII Партсъезда. Через год уже был возведен главный корпус завода, но осенью 1941-го его передали в ведение моторостроительного завода №24 им. Фрунзе. Здесь для нужд последнего было организовано литейное производство. На карте города «Стальконструкция» успела отметиться барачным поселком.
Теперь взглянем на немецкие карты-схемы и снимки Безымянки 1943-44 годов. На одной из них «в кадр» попали лишь бывшие здания Авиагородка в Управленческом тупике.
Подпись можно перевести с немецкого как «управление заводов», что перекликается с топонимом из списка избирательных округов — Управленческий квартал.
На следующей карте-схеме, датированной 1944 годом, мы отметили улицу Рыльскую красной линией. На ней уже можно видеть многочисленные дома Западного поселка.
К победному 1945 году на улице Рыльской были построены дошедшие до наших дней дома — № 10, 12, 14, 16, 18, 20, 26, 28 и 30. Большей частью это шлакоблочные двухэтажки, притом некоторые из них имеют на фасаде декоративные элементы.
В том же 1944 году была застроена и большая часть улицы Вятской.
Возвращаясь к Рыльской нельзя не сказать о находящихся на ней одноэтажных бараках, конечно, перестроенных, но дающих наглядное представление о застройке большей части Безымянки в 1940-х годах. Их неказистость жители стараются компенсировать благоустройством двора, что видно на фото слева.
Напротив этих бараков, по воспоминаниям очевидцев, в 1960-х годах находился ледопункт, то есть место для заготовки льда. Зимой при помощи поливки из шлангов формировали огромную глыбу льда, после чего сверху ее засыпали опилками. Летом от нее отбивали ломами куски, используемые для охлаждения газировки, которой торговали с тележек на улицах Куйбышева.
В послевоенный период остро встал вопрос о благоустройстве Западного поселка и его транспортной связи с внешним миром. Этому посвящена следующая газетная заметка от апреля 1953 года.
Здесь интересны два момента. Во-первых, автор заметки называет датой рождения поселка почему-то 1945-й год. Во-вторых, Управленческий квартал выделяется как одна из частей Западного поселка.
Еще одна газетная заметка того же периода была посвящена отсутствию маршрутов общественного транспорта.
Частично эту проблему решил автобус № 9, ходивший от Мясокомбината до Металлурга по Заводскому шоссе. После открытия в 1962 году путепровода в створе улицы XXII Партсъезда девятка стала ходить по нему, а в 1963 году сюда же пришел трамвай. Хотя пустить его по Заводскому шоссе (от Юнгородка до Западного поселка) планировали еще в годы войны.
Примерно в 1950-х годах в Западном поселке было построено здание бани №15, которое сейчас имеет немного странный адрес Рыльская, 15э.
Рядом с ней можно обнаружить фундамент снесенной аптеки, привлекающий внимание кафельной плиткой с изображением дельфина.
В 1960 году на улице Рыльской были построены два краснокирпичных дома №40 и 42.
К полувековому юбилею революции Западный поселок подошел вот в таком виде.
На спутниковом снимке 1967 года мы отметили улицы, проезды и тупики теми же цветами, что и в списке избирательных округов.
В 1970 году поселок Западный получил первый высотный дом — пятиэтажку под номером 24. В 1975 году было построено нынешнее здание архива Куйбышевской железной дороги (Рыльская, 15).
Также с улицы Рыльской осуществляется подъезд транспорта к городской товарной станции Безымянка. Репортаж 1986 года о ней представлен ниже.
В 1970-х годах несколько новых домов появились и на улице Вятской, но на финише десятилетия Рыльская вырвалась вперед за счет девятиэтажки под номером 44.
Западный поселок в годы развитого социализма не раз попадал на страницы куйбышевских газет. В заметке 1977 года с горечью сообщается, что в нем нет ни овощного, ни молочного магазина, но есть винный, расположенный к тому же рядом со школой и детским садом.
Судя по всему, злосчастный магазин находился на месте дома №13 по улице Рыльской.
В следующие два года критике подвергались общежитие завода имени Фрунзе и строители, разрушившие спортивную площадку школы №62.
В 1978 году, когда был образован Промышленный район Куйбышева, Западный поселок вошел в его состав. Если взглянуть на административную карту Самары, то видно, что он со всех сторон окружен территорией района Советского.
В 1982 году были построены два пятиэтажных общежития-«кубика» для работников пищевой промышленности.
Рыльская, 24а для жиркомбината, а 24б — для молочного завода.
Представить общажный быт позднесоветской эпохи позволяет следующая газетная заметка.
В середине 1980-х годов рядом с краснокирпичными трехэтажками авиаторов были возведены дома №3, 3а и 13 по улице Рыльской.
Вместе с сотнями квадратных метров жилья Западный поселок получил новое место для шоппинга: в 1985 году в доме по Рыльской, 13 открыли обновленный промтоварный магазин.
В одном из этих же домов (по имеющейся информации — №3) в те годы жил мальчуган, которому суждено было стать самым известным самарским футболистом в постсоветской истории «Крыльев Советов». Речь идет об Александре Анюкове. Вот отрывок из его интервью 2003 года:
Корреспондент: Ты до сих пор живешь на окраине Самары, на улице Рыльской, в районе спортзала «Литейщик» (улица Вятская, 18а — прим.ред). И, по словам очевидцев, после каждой домашней победы «Крыльев» в родном дворе тебя встречают как национального героя. И почти каждый предлагает выпить. Как удается отказываться от многочисленных предложений?
Александр Анюков: Слова типа: «Саня, пойдем, выпьем!», – не стоит воспринимать буквально. Или как руководство к действию. У меня во дворе очень много друзей, знакомых, со многими из которых я вижусь очень редко. И таким способом они меня приветствуют…
В 1994 году Анюков играл в команде «Самарец», которая выиграла чемпионат Детской футбольной лиги.
В том же году в поселке Западный появилось высшее учебное заведение — Самарский юридический институт ФСИН России.
Спустя девять лет на его территории был построен храм в честь Святого благоверного князя Дмитрия Донского. Если вы хотите окинуть взором сразу весь комплекс зданий юридического института, то сделать это лучше всего с пешеходного моста станции Безымянка.
Такой перед нами предстала улица Рыльская и Западный поселок в целом. Анклав жилой застройки, запертый между промзоной и железной дорогой. Эта окраинность, «курмышевость», видимо, и отпугивает потенциальных застройщиков, которым здесь было бы где развернуться, ведь аварийных домов в поселке хватает.
Напоследок еще несколько снимков Западного поселка, которые передают его заповедную атмосферу.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Улица Республиканская
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram