,
Сегодня мы поговорим о, без сомнения, самой прогулочной улице Безымянки. Не просто улице, а целом проспекте, который пролегает между двумя самарскими парками и оснащен аллеей с зелеными насаждениями. Итак, встречайте — проспект Юных Пионеров!
Отсчитывать его историю можно с 16 апреля 1937 года, когда исполком Горсовета выделил под индивидуальную застройку 19 гектаров земли к востоку от Психиатрической больницы. Назван этот частный сектор был поселком имени Пятилетки. Ниже представлены его изначальные границы.
Уже тогда планировалось, что в центре него, на месте нынешнего проспекта Юных Пионеров, будет широкий бульвар. Впрочем, ждать этого пришлось более 20 лет.
Что касается поселка имени Пятилетки, то он застраивался на рубеже 1930-40-х годов и сейчас его дома можно наблюдать на нечетной стороне проспекта Юных Пионеров, между улицами Воронежской и Краснодонской.
В годы войны к частному сектору добавилась барачная застройка, не сохранившаяся до наших дней. Тогда наш сегодняшний герой звался Пятой улицей Безымянки. Как известно, номерные названия в 1949 году были упразднены. На карте Безымянки, следуя ее сибирско-дальневосточному топонимическому тренду, появилась улица Красноярская.
Могла она носить и имя собственное. В мае того же 1949 года рассматривалась возможность переименовать Пятую улицу Безымянки в улицу Котовского.
19 мая 1972 года, в день пятидесятилетия основания пионерской организации, улицу Красноярскую переименовали в проспект Юных Пионеров.
Первый квартал многоквартирных жилых домов на проспекте Юных Пионеров появился в 1941 году. В общегородском реестре квартал имел номер 707. Строится он начал еще в довоенный период для рабочих авиационных заводов Безымянки. Кварталу 707 посвящена весьма любопытная газетная заметка от мая 1955 года.
Детский сад, с которым соседствовали курятники и сараи для мелкого рогатого скота, ныне имеет адрес Юных Пионеров, 127а (в центре следующего фото). Стоящее справа здание детской больницы ныне превращено в офисный центр.
В 1950 году проспект Юных Пионеров украсили краснокирпичные двухэтажки на отрезке между проспектом Кирова и улицей Каховской.
Тогда же, в начале 1950-х, появился квартал финских домиков между улицей Советской и Ташкентским переулком. Из газетных заметок более поздних лет мы узнаем, что дома по четной стороне были закреплены за заводом «Экран», а по нечетной — за моторостроительным заводом им. Фрунзе.
На дворе — 1985 год. Жители «экрановских» финских домиков жалуются на отсутствие газа, центрального отопления, воды и канализации. И завидуют куда более везучим моторостроителям, живущим по другую сторону проспекта Юных Пионеров, у которых помимо вышеперечисленных коммунальных благ имелись даже ванные.
Несчастливые «экрановские» домики снесли около 20 лет назад, в то время как порядка 20 «моторостроительских» еще в строю.
Один из этих финских домиков (Юных Пионеров, 167) два года назад критически пострадал от пожара и был скрыт фальшфасадом. В таком неприглядном виде он пребывает и по сию пору. Не помогло даже открытие в этом году стелы «Город трудовой доблести» в сотне метров от этой заброшки. Была лишь увеличена высота фальшфасада.
В 1951 году четная сторона проспекта Юных Пионеров между улицами Металлистов и Советской была застроена каркасно-щитовыми двухэтажками. Такими же, как в расположенном неподалеку 66 квартале.
К 1954 году была застроена двухэтажными домами нечетная сторона проспекта между улицами Каховской и Советской. Здесь уже имелось несколько локальных достопримечательностей. Так, в доме №141 в советское время размещалось ГПТУ-13, которое готовило машинистов башенных кранов и экскаваторов, слесарей-ремонтников и маляров.
Видимо, чтобы сподручнее было следить за его учащимися, через дорогу в доме №139 находился опорный пункт охраны правопорядка. С ним соседствовало домоуправление №1 завода «Экран». Приведенная ниже газетная заметка 1973 года повествует о том, как предприятие закупило для детей своих сотрудников хоккейную экипировку и пригласило для работы с ребятами тренера. Все для того, чтобы юные «экрановцы» в дворовых баталиях не уступали более многочисленным «моторостроителям», жившим в окрестных кварталах.
Все эти двухэтажные дома находились на балансе предприятий Безымянки, что впоследствии найдет отражение в распределении между ними участков на аллее Трудовой славы. Так, дом №149 на углу с Юбилейной был закреплен за заводом аэродромного оборудования «Старт».
Дом №161, ныне находящийся в распоряжении Городского управления вневедомственной охраны, изначально был общежитием Куйбышевского авиационного завода.
А дом №155, обладающий более насыщенным декором, чем его аскетичные коллеги, находился на балансе авиационного завода №1 (ныне — РКЦ «Прогресс»).
Следующий всплеск строительной активности на проспекте Юных Пионеров произошел в 1958 году. Тогда был возведен ряд краснокирпичных двухэтажек на отрезке от Краснодонской до Воронежской. Как минимум три из них (№№100, 106, 120) принадлежали заводу «Авиаагрегат».
Тогда же началось освоение пустынных земель за улицей Ново-Вокзальной. Свободные гектары отошли Куйбышевскому авиационному заводу, который в 1958 году организовал здесь свою «народную стройку». Были возведены десятки двухэтажных кирпичных домов. В центре квартала был построен детский сад №166 под кодовым названием «Улыбка» (Юных Пионеров, 77).
В газетной заметке указывается, что из-за рельефа местности (детсад стоял «на горе») в нем имелись проблемы с водоснабжением. Нельзя не отметить и жалобы на самарскую пыль, которые, как мы видим, были актуальны не только для исторического центра дореволюционных времен.
Организация бульвара на проспекте Юных Пионеров произошла в 1961 году. Озеленение и разбивка клумб, судя по следующему фото, легли на женские плечи. На заднем плане позируют дома №155 (крайний слева), 153 и 149.
Тогда же, в начале 1960-х годов, проспектом Юных Пионеров была взята планка высотности жилых домов в три этажа. Произошло это в квартале «народной стройки» 9 ГПЗ.
Например, трехэтажным было женское общежитие этого предприятия (Юных Пионеров, 34а), построенное в 1962 году и доставлявшее своим жильцам многочисленные неудобства, о которых не единожды сообщала заводская многотиражка.
А вот о соседнем мужском общежитии подшипниковцев (Юных Пионеров, 34) в январе 1965 года была опубликована вполне комплиментарная статья. Здесь даже имелся свой изолятор! К счастью, не тюремный, а медицинский.
В этом же квартале у 9 ГПЗ находился и свой детский сад, построенный в 1960 году. В лихие 90-е он был закрыт, а на рубеже XX-XXI веков передан в руки Самарской епархии. В итоге тут открылась Церковь Воздвижения креста Господня с детским епархиальным центром при ней. Здесь же находятся редакции газеты «Благовест» и журнала «Лампада».
Не отставал от своих коллег по промышленному кластеру и Куйбышевский агрегатный завод (ныне — «Авиаагрегат»), отметившийся в 1961 году домами в квартале 687 (проспект Юных Пионеров, 97 и 99). Их можно наблюдать на заднем плане следующей фотографии.
Теперь перенесемся в 1965 год и посмотрим, что тогда представлял собой проспект Юных Пионеров. На приведенном ниже спутниковом снимке мы отметили:
Красная линия — проспект Юных Пионеров,
Оранжевая линия — так и не застроенный его участок между Средне-Садовой и улицей XXII Партсъезда. Обратите внимание, что нумерация домов на нынешнем проспекте Юных Пионеров начинается с цифр 32 и 55,
Красная стрелка — достраиваемые в 1965 году дома дом №38 и 40,
Красная звезда — пустырь на месте будущего спорткомплекса «Орбита»,
Зеленый контур — территория, которая будет застроена в 1966-67-м годах пятиэтажками из силикатного кирпича (№№ 55 — 67).
Здесь также имелись заводские общежития. Например, возведенное КЗКС (Юных Пионеров, 57). О быте молодых кабельщиц вы можете прочесть в заметке из «Волжского комсомольца».
Дома №63, 65 и 67 были построены заводом «Гидроавтоматика». В заметке из многотиражки, посвященной их вводу в эксплуатацию, этот район назвали «молодой окраиной нашего города».
На фасаде заводского общежития (Юных Пионеров, 65) укреплена мемориальная доска.
На следующем спутниковом снимке запечатлен отрезок проспекта Юных Пионеров от улицы Калинина до Каховской. Как вы видите, озелененный бульвар тогда заканчивался у проспекта Кирова (синяя линия).
Красной стрелкой обозначен дом №130а. Если присмотреться, видно, что он огорожен строительным забором. На спутниковом снимке 1966 года (справа) его уже нет.
Странно, что такую трехэтажную сталинку, актуальную для 1950-х годов, возвели уже в эпоху панельных хрущевок.
В 1967 году слева от него было возведено здание химчистки (Юных Пионеров, 122). Оно дожило до наших дней, хотя и полностью сменило свою начинку.
На следующем спутниковом снимке — отрезок проспекта Юных Пионеров от Каховской до Ташкентского переулка. Здесь примечательны прежде всего многочисленные бараки на территории нынешнего XVIII микрорайона (зеленый контур).
На их фоне школа №168, открытая 1 сентября 1962 года, кажется настоящим гигантом.
Барачная застройка этого района выглядела примерно так, как на следующем фото. До звездного часа этого квартала оставалось более чуть более 20 лет.
В последние годы перед переименованием улицы Красноярской в проспект Юных Пионеров здесь появится еще несколько домов в квартале №701. Построены они были заводом «Прогресс» в 1971 году и имели номера 108, 114 (газетная заметка слева) и 118.
Заметки из куйбышевских газет предоставлены Евгением Альмяшевым.
Фото: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Проспект Карла Маркса
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Улица Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
— Ставропольская
— Улица Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
— Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2
— Строителей
— Теннисная
— Товарная
— Тухачевского
— Ульяновская
— Урицкого
— Улица Физкультурная. Часть №1 / Часть №2
— Фрунзе
— Хлебная площадь
— Площадь Чапаева
— Улица Чапаевская. Часть №1 / Часть №2
— Челюскинцев
— Чернореченская
— Черемшанская
— Чкалова
— Шостаковича
— Энтузиастов
— Южный проезд
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter