КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Ново-Вокзальная: кинотеатр «Юность», парк «Молодежный» и сквер Авиаконструкторов

 6 515

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня мы поговорим об истории одной из главных улиц Безымянки, которая по своей дорожно-транспортной значимости уступает только мэтрам в лице проспекта Кирова и улицы Победы. А вот сможет ли она с ними потягаться с историко-архитектурной точки зрения, поможет разобраться наша статья. Итак, встречайте — улица Ново-Вокзальная!

Начнем мы ее исследование с дореволюционных времен. В 1888 году в непосредственной близости от нынешней улицы Ново-Вокзальной появился комплекс построек психиатрической больницы. Место это было выбрано по причине удаленности от тогдашней городской черты. В случае бегства буйного пациента его шансы добраться до границы Самары были не очень велики.

Примерно в тот же период было построено здание с адресом Ново-Вокзальная, 178. Это каменное здание бывшей трапезной Загородного архиерейского скита, которое в 1992 году было перестроено под Церковь Иоанна Предтечи.

Возможно оно является старейшим на улице Ново-Вокзальной, ведь архиерейский скит был открыт в октябре 1867 года. Но вот когда именно была построена эта каменная трапезная доподлинно неизвестно. Хотя здание безусловно дореволюционное и потягается в «долголетии» с психиатрической больницей.

Следующий всплеск строительной активности в районе нынешней улицы Ново-Вокзальной датируется 1920-ми годами. Тогда поблизости от железной дороги строился Город-сад работников завода «Сажерез». Главной его улицей была Калинина, а Ново-Вокзальной как таковой не существовало вовсе.

Самара с прилегающими окрестностями  1934
Карта Самары 1934 года.

Немного хаотично разбросанные приусадебные участки имели адреса по ныне не сохранившимся улицам с громкими названиями — Крупской, Островского, Чернышевского и т.д.

На приведенной выше карте мы видим психлечебницу, при ней кладбище, а выше нынешнего проспекта Карла Маркса начинались Средние сады. Тогда же, в 1930-х годах, на Безымянке появились первые многоэтажные дома, но сейчас они имеют адреса по другим улицам. Зато в генплане 1937 года «Большой Куйбышев» улица Ново-Вокзальная отмечена как одна из основных магистралей города.

Более-менее осмысленная застройка улицы Ново-Вокзальной началась в годы войны. Тогда были застроены, преимущественно бараками, квартал 656 (четная сторона Ново-Вокзальной, от Свободы до Вольской) и 678 (нечетная сторона улицы в тех же границах).

Карта 1943 года
Карта-схема Куйбышева 1943 года.

Кое-какие постройки с тех пор сохранились. Это заурядные двухэтажки №24, а также 30, 32, 34, которые прячутся за печально известным кинотеатром «Юность».

Кинотеатр Юность

Возвели их в 1942 году. Эти дома можно считать старейшими на улице Ново-Вокзальной, так как дореволюционные корпуса психиатрической больницы имеют адреса по улице Нагорной.

Эвакуация на Безымянку оборонных заводов в сотни раз повысила значимость железной дороги. В годы войны сформировался нынешний дуэт из станции «Безымянка» и платформы «Пятилетка». О первой частенько вспоминала многотиражка Куйбышевской железной дороги. Стоит также сказать, что здание вокзала станции «Безымянка» имеет адрес Ново-Вокзальная, 1.

Продолжая тему 1940-х годов, заметим, что тогда улица Ново-Вокзальная именовалась Одиннадцатой линией Безымянки. Переименование случилось в 1949 году. Впрочем, даже спустя десятилетия это название некоторые горожане считали унылым.

Ново-Вокзальная-ФОТО-01-ВКа-1987-11-11-о названиях улиц1987 год.

Несмотря на появление улицы Ново-Вокзальной как таковой, в списках избирательных округов ее поначалу игнорировали, обходясь лишь упоминанием единственных застроенных кварталов.

Первыми по-настоящему достойными в архитектурном плане зданиями улица Ново-Вокзальная обзавелась уже при Никите Сергеевиче.

Ново-Вокзальная, 5
Ново-Вокзальная, 5

С 1956 по 1959 год были построены дома №№ 5, 8, 9, 10, 12 и 14. Гонения на сталинский ампир тогда уже велись и некоторые из этих домов уже полностью лишены каких-либо «архитектурных излишеств».
Тем не менее, по сравнению с множеством бараков послевоенной поры эти дома были весомым жилищным прорывом. Естественно, эти стройки освещались куйбышевскими газетами.

Ново-Вокзальная-ФОТО-14-Ленинское Знамя-1959-12 мая

Обратите внимание на достаточно известный в масштабах Безымянки топоним Третий участок. 48-квартирные дома — это довоенный квартал Сажереза.

Интересно следующее фото, сделанное примерно в 1960 году. Тогда на перекрестке Ново-Вокзальной и Победы была остановка трамвая и автостоянка, а нынешний сквер Авиаконструкторов был обнесен забором.

Улица Ново-Вокзальная. 1960 год

К слову, в советское время от перекрестка Ново-Вокзальной и Победы отходили автобусы (№136) в аэропорт «Курумоч», а в доме №12 был филиал агентства Аэрофлот и билетные кассы.

Ново-Вокзальная-ФОТО-17-ВЗя-1969-02-20-реконстр. авиакасс по НВ-12
Газетная заметка 1969 года.

Парадные сталинки в 1958 году дошли до улицы Свободы. Самая помпезная из них (на левом фото) хоть и тянется вдоль улицы Ново-Вокзальной, адреса по ней не имеет.

В этом же квартале мы можем видеть двухэтажное здание городской поликлиники №10, которое интересно прежде всего сохранившейся оградой, решетку которой поддерживают пузатые колонны, отсылающие нас к псевдорусскому стилю 1880-90-х годов.

Детская больница

В конце 1950-х годов улица Ново-Вокзальная стала жилой на участке от Вольской до проспекта Юных Пионеров. Здесь появились скромные кирпичные двухэтажки, построенные по «горьковскому методу» рабочими Авиационного завода.

В 1960 году почин коллег поддержали моторостроители, застроившие участок от Ставропольской до Нагорной. Примерно в те же годы между улицей Черемшанской и проспектом Карла Маркса появился частный сектор.

Остатки города-сада Сажереза, расположенные близ улицы Ново-Вокзальной, канули в лету в 1960 году. Тогда современные дома пришли на участок между улицами Физкультурной и Красных Коммунаров. Еще в те годы здесь проходила граница между районами, что порождало проблемы, связанные с благоустройством территории.

Ново-Вокзальная-ФОТО-23-ВЗя-1979-06-07-неблаг-во по НВ у буд. Птички
Газетная заметка 1979 год.

Интересно, что львиная доля жилых зданий на улице Ново-Вокзальной тогда располагалась на ее четной стороне. А нечетной достался медицинский кластер: больница имени Семашко (1942 год) и горбольница №8, построенная заводом им. Фрунзе.

Ново-Вокзальная-ФОТО-25-ВЗя-1972-09-05-новая больница на НВ1972 год.

Практически между ними расположен парк «Молодежный» (в советское время — им. 50-летия ВЛКСМ). Ему посвящена любопытная газетная заметка 1974 года. В ней, например, упоминается сквер «Огонек» (ныне территория Свято-Воскресенского мужского монастыря на проспекте Кирова). Сам парк «Молодежный» в те годы «стал местом выпивок».

Ново-Вокзальная-ФОТО-27-ВЗя-1974-03-07-пробл. парка на НВ-ЮП
Газетная заметка 1974 года.

В 1980-х годах парк все-таки облагородили, но, увы, фотографий того периода  — считанные единицы. Вот, например, как выглядело местное озеро, когда еще было водоемом.

Озеро в парке Молодежный

В конце 1950-х годов было решено взяться за барачные кварталы между улицами Свободы и Вольской. Они получили сразу две весомых обновки. В 1959 году была построена школа №65. Над ней шефствовал трест «Промстрой», который к 1991 году снабдил учебное заведение огромным пристроем.

По обеим сторонам школы разместились два четырёхэтажных общежития «Промстроя».

Напротив школы в 1961 году открылся кинотеатр «Юность» на 800 мест.

Ново-Вокзальная-ФОТО-33-ВКа-1961-07-06-открытие к-тра Юность
1961 год.

Он имел два зала – розовый (с выходом на Томашевский тупик) и зелёный (с выходом на Ново-Вокзальный тупик). В соседнем доме №36 располагалась главная контора стройтреста №11. Вместе с кинотеатром они позируют на снимке 1964 года.

Ново-Вокзальная-ФОТО-35-ВКц-1964-10-07-фото НВ с к-ром Юность и трестом

В 1985 году на площадке между кинотеатром и трестом был открыт памятник военным строителям.

Ново-Вокзальная-ФОТО-39-Труд Строителя-1985-15 мая

Во дворе здания стройтреста располагалась спортивная площадка, на которой соавтору этой статьи Евгению Альмяшеву довелось играть в футбол в конце 1980-х. Она запечатлена на следующем фото 1969 года. Вдали виднеется угол улиц Вольской и Ново-Вокзальной.

Ново-Вокзальная-ФОТО-37-Труд Строителя-1969-20 марта

Теперь давайте посмотрим на район кинотеатра «Юность» с высоты 1965 года. Условные обозначения:

Красный контур – кинотеатр «Юность»;
Жёлтый контур – школа №65;
Зелёный контур – двухэтажная застройка 1942 года;
Синий контур – контора Треста № 11;
фиолетовый контур – Безымянский крытый рынок.

От рынка и до улицы Матросова (бывшего Томашевского проезда) сквозь барачную застройку протянулись два тупика, названия которых, видимо, просто скопировали с названий пересекаемых ими улиц. Голубая линия относится к Ново-Вокзальному тупику, а коричневая линия к Томашевскому.

Ново-Вокзальная-ФОТО-38-Спутник-1965-январь-2

В 1972 году завод «Гидроавтоматика» под руководством директора Шишкова начал зачистку квартала 656 от барачной застройки. Расположенному через дорогу кварталу 678 повезло меньше, там она частично сохранилась до наших дней.

Две угловые «высотки» на перекрёстке Ново-Вокзальной и Свободы тоже дело рук стройцеха этого завода, но их нумерация относится к улице Свободы. В 1971-1972 годах  Стройтрест № 11 возвёл дом №42 на углу с Вольской.

Евгений Альмяшев: «В период с 1980 по 1988 г.г. я жил в этом квартале, в доме по Матросова, 21, куда, кстати, тоже долетал шум от станции Безымянка – летними ночами очень хорошо были слышны маневровые работы, особенно на сортировочной горке, да переговоры дежурных по станционным громкоговорителям».

К ней мы и отправимся, взглянув все на те же спутниковые снимки января 1965 года. Там, где сейчас расположена «Птичка», нет никаких строений, зато в теплое время года это скверик, привлекающий в том числе и маргинальные элементы. Его начали вырубать лишь в 1990-х годах, и какое-то время здесь располагалась самовольная барахолка.

Ново-Вокзальная-ФОТО-45-Спутник-1965-январь-1

Следующий отрезок — от Вольской до Ставропольской. Красным контуром выделена «народная застройка» Авиационного завода, а жёлтым контуром – территория больницы им. Семашко.

Ново-Вокзальная-ФОТО-46-Спутник-1965-январь-3

Обратите внимание на девственный снежный покров парка «Молодежный» и нынешней территории стадиона «Орбита».

Следующий отрезок — от Ставропольской до проспекта Карла Маркса. Голубой контур у «народной застройки» завода им. Фрунзе, а зелёный — у психиатрической больницы. Трамвайного движения здесь еще нет.

Ново-Вокзальная-ФОТО-47-Спутник-1965-январь-4

Да и самой улицы Ново-Вокзальной здесь по сути нет. Немногочисленные в ту пору автомобилисты использовали для своих перемещений улицу Брестскую и Калинина.

На следующем снимке «микрорайонный» отрезок улицы Ново-Вокзальной. Жёлтыми линиями выделен Кленовый колок на перекрестке с улицей Стара Загора. Здесь же располагались обширные владения Минобороны, включая стадион СКА (красный контур). Местный посёлок назывался Военка.

Ново-Вокзальная-ФОТО-48-Спутник-1965-январь-5

В зеленом контуре — здание казармы под № 116, которое было построено в 1959 году. Сейчас здесь офисный центр, а на память от военного прошлого осталась красная звезда.

Казарма на улице Ново-Вокзальной

Соседняя с казармой двухэтажка датирована 1958 годом постройки и скорее всего была возведена для офицеров этой же части.

Следующий отрезок, от улицы Фадеева до Московского шоссе, более обитаем. Здесь мы видим поселок Карбюраторный, который появился еще в начале 1940-х годов.

Ново-Вокзальная-ФОТО-53-Спутник-1965-январь-6

На следующем снимке улица Ново-Вокзальная тоже больше напоминает направление. Она зажата между территорией подстанции Томашев Колок (четная сторона) и ещё одной воинской части (нечетная сторона). Часть Ново-Вокзальной от Ново-Садовой до улицы Солнечной окружена садами.

Ново-Вокзальная-ФОТО-54-Спутник-1965-январь-7

От военных остался один краснокирпичный дом, построенный еще в 1939 году. Его адрес — Ново-Вокзальная, 251а.

На месте военного городка на Ново-Вокзальной

Еще одна достопримечательность этой локации — торец дома №267. В 2017 году московские графитчики украсили его портретом знаменитого конструктора ракетно-космической техники Дмитрия Козлова.

Дмитрий Козлов

В 1966 году улицу Ново-Вокзальную ожидали большие перемены. Началось самое масштабное строительство в истории Куйбышева — возведение микрорайонов Северо-Восточного массива. Первым из них стал микрорайон IX.

samara-1981

Буквально за какие-то десять лет улица Ново-Вокзальная стала здесь такой, какой мы можем ее видеть из окна трамвая №7.  Отметилась она и рекордом. В феврале 1968 года случилось историческое событие – в нашем городе сдали первый девятиэтажный панельный дом по адресу Ново-Вокзальная, 231.

Ново-Вокзальная-ФОТО-64-ВКа-1968-02-20-фото 1го панельного 9эт. дома в VII мкр

Конечно, такое масштабное строительство было подкреплено развитием общественного транспорта.  В 1966 году началась прокладка трамвайной линии от улицы Победы до проспекта Карла Маркса. Спустя три года трамвайная линия зашла на Ново-Вокзальную со стороны Волги. Летом 1969 года две этих линии были соединены.

В годы зрелого брежневского застоя активно достраивались микрорайоны VII и XI. Вести со стройплощадок с удовольствием печатали куйбышевские газеты.

В 1980-х годах новостройки перешагнули через Московское шоссе и направились в сторону Волги. На чётной стороне улицы появились общежития, а по нечётной вырос микрорайон «Метеоцентр».

Тогда же, в 1980 году, завод «Гидроавтоматика» обустроил стадион «Орбита», часть территории которого сейчас занимает одноименный спортивный комплекс.

В последние годы существования СССР улица Ново-Вокзальная добралась и до Солнечной, где возводились одноименные микрорайоны. На первых порах жизнь в этих новостройках была не сахар.

Ново-Вокзальная-ФОТО-89-ВЗя-1990-08-16-пробл. благ-ва дома по НВ-277
1990 год.

В начале 1982 года на перекрёстке Ново-Вокзальной и Победы был вырыт огромный котлован, положивший начало станции «Безымянка». Метрополитен стал главной стройкой перестроечного Куйбышева, которая не могла обойтись без технических проблем и неудобств для местных жителей. Чего только стоит газетная заметка про мостик над котлованом, пройти по которому было непростым испытанием.

Доводилось это делать и соавтору этой статьи.

Евгений Альмяшев: «Перед ноябрьскими праздниками 1982 года года лучших учеников нашего класса принимали в пионеры и для торжественности события решили провести мероприятие не в пределах родной школы № 80, а в музее славы завода 9 ГПЗ – «девятка» была шефом нашей школы. От школы до завода мы добирались пешком как раз через метростройку. От появления котлована и до пуска метро прошло почти шесть лет».

Рядом со свежеоткрытой станцией «Безымянка» появился еще и памятник. Летом 1981 года Николай  Кузнецов (главный конструктор СНТК) был награждён второй звездой Героя Соцтруда, за что получил право на прижизненную установку бюста. Выбор места для него занял три года.

Еще два года потребовалось на установку. Лишь 19 августа 1986 года состоялось торжественное открытие бюста. Тренд самарской «неспешности» был успешно поддержан.

В 2014 году этот безымянный сквер был официально наречен сквером Авиаконструкторов.

Даже в постсоветский период свободного места на улице Ново-Вокзальной хватало. Были зачищены бараки в 678 квартале, напротив психиатрической больницы появились высотки поволжской серии с круглыми лоджиями, еще несколько домов появилось на месте бывшего военного городка в VIII микрорайоне.

Новостройки на месте военного городка

В 1997 году на углу Ново-Вокзальной и проспекта Карла Маркса открылось новое здание ЗАГСа Промышленного района.

Здание ЗАГСа Промышленного района

В XXI веке на улице Ново-Вокальной, в IX и XI микрорайонах, появились точечные высотки — дома №146а и 116б. Помимо жилых зданий появилось и место отправления культа — Церковь иконы Божией Матери «Умиление» на территории парка «Молодежный». Ее построили в 2008 году.

Храм

В ближайшие годы улица Ново-Вокзальная будет часто мелькать в информационном поле. Ведь уже началось проектирование второго трамвайного поворота на Ставропольскую.

Ну и напоследок скажем о Ново-Вокзальном тупике, адрес по которому сохранил одноэтажный дом времен войны, а главной достопримечательностью является штаб поисково-спасательной службы СО.


Текст: Андрей Артемов и Евгений Альмяшев

Фото: Елена Вагнер

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Маяковского
Проспект Масленникова
Проспект Металлургов
Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Некрасовская
Никитинская
Николая Панова

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook