КРУПНЫМ ПЛАНОМ

История и достопримечательности Хлебной площади: дом палача, хлебные амбары, элеватор Госбанка и комбикормовый завод

 7 122

Автор: Андрей Артёмов

.



,

В Самаре два десятка площадей. Некоторые из них на слуху у каждого самарца, другие —  локальны и известны только жителям района, в котором они находятся. Шансы удостоиться отдельной статьи в нашей «Энциклопедии самарских улиц» есть и у тех, и у других, но с непременным условием — должны иметься здания, «прописанные» на этой площади.

Наша сегодняшняя героиня входит в число топонимических тяжеловесов. В ее запасе — три века истории, широкая известность среди жителей города и, что немаловажно конкретно для нашего проекта, восемь зданий с гордым адресом «Хлебная площадь, …».

Хлебная площадь в Самаре

Первая Хлебная площадь появилась в Самаре в самом начале XVIII века. Ее возникновению способствовало уничтожение пожаром 1703 года самарской крепости, построенной Григорием Засекиным. Место, на котором она стояла, расчистили и застраивать не стали. Образовавшаяся площадь в разные годы была известна горожанам как Сенная, Пшеничная и Щепетильная. Последнее название связано с «щепетильным товаром» — так в дореволюционные времена называли галантерею и парфюмерию.

Эта Хлебная площадь дожила до начала 1930-х годов, когда на ее территории начали строительство завода запасных частей «Трактородеталь».

Газетная заметка 1934 года
Газетная заметка 1934 года

Сейчас ее территория уже очищена от корпусов этого предприятия и представляет собой пустырь, будущее которого покрыто мраком.

Что же касается второй самарской крепости («Земляного замка»), то она была построена в 1704-1706 годах. Вот что пишет о ней купец и краевед Константин Головкин: «В момент ее возведения, надо думать, кругом построек не было, а потому с нее открывался большой кругозор на восток, юг и запад, что было крайне необходимо в далеком прошлом, чтобы заблаговременно увидать приближение неприятеля.

Высота площади, на которой была земляная крепость, по современному измерению была на 17-20 сажен (около 40 метров — прим.ред) выше уровня Волги. Крепость имела форму удлиненного четырехугольника».

Схема второй самарской крепости

Валы «Земляного замка» были окончательно срыты 1853 году с помощью арестантов, по личному распоряжению губернатора. Освободившаяся территория оказалась поделена на две части: северную, где был посажен Александровский сад, и южную, которая стала еще одной самарской площадью, на первых порах — Безымянной.

Самара не была бы Самарой, если бы не приспособила это место под торговлю. Вот что об этом писала газета «Самарские губернские ведомости» в 1860 году: «По крайней мере, на наших глазах, образовалась площадь на берегу реки Самары, что позади театра, где прежде были глубокие рвы и сваливалась всякая нечистота, а теперь устроен сенной базар. Эта площадь официально называется Ново-Александровскою, но до сих пор в народной речи преобладает ее прежнее название Вшивый базар».

Здесь было место массовой стрижки самарцев. Рынок с аналогичным названием имелся и в Москве, о чем сообщал Адам Олеария: «<…> особое место, где русские, сидя при хорошей погоде под открытым небом бреются и стригутся. Этот рынок у них называется Вшивым рынком, так устлан волосами, то по ним ходишь, как по мягкой обивке». Думается в Самаре картина была похожая.

Помимо названий Безымянная, Сенная и Вшивая в раннегубернский период по крайней мере часть Хлебной площади именовалась Театральной. В честь городского театра, который находился на месте будущей хлебной биржи (Степана Разина, 3а).

Городской театрЗдание театра на рисунке Петра Подбельского

Название же Полицейская площадь впервые появилось на плане Самары 1853 года. Однако на последующих картах вплоть до 1870-х годов ее подписывали достаточно редко. Особыми достопримечательностями тогдашняя Полицейская площадь не обладала. На том месте, где позже построят элеватор Госбанка, проходил крутой и глубокий овраг. Рядом с ним, на Вшивом базаре, стояла ветхая избушка в два окна, в которой жил городской палач. Работал он на Троицкой площади, где на лобном месте проводились экзекуции над осужденными. Овраг в честь работника плети и топора именовали Палачевым. Работу он потерял в 1865 году.

К тому моменту под Полицейской площадью, на берегу Самарки уже высилились стройные ряды хлебных амбаров. Первым местом их появления были окрестности старой Хлебной площади, где они заняли берега Волги и Самарки. Уже в 1804 году их насчитывалось 90 штук.

Вид на старую Хлебную площадь с Волги. В центре -- Казанский собор. На первом плане видны ряды хлебных амбаров. Фото примерно 1870-х годов.
Вид на старую Хлебную площадь с Волги. В центре — Казанский собор. На первом плане видны ряды хлебных амбаров. Фото примерно 1870-х годов.

В 1830-40-х годах их было построено особенно много. Счет уже шел на сотни: деревянных амбаров было 223, плюс 10 каменных. По прибрежной полосе реки Самары они протянулись до улицы Садовой. Осенью в них засыпалось зерно нового урожая, а весной, как только Волга и Самарка освобождалась ото льда, оно перекочевывало на баржи и пароходы, которые везли его вверх по великой русской реке.

Хлебные амбары на берегу реки Самарки

В августе 1875 года к амбарам была проложена железнодорожная ветка. Газета «Самарские губернские ведомости» писала по этому поводу: «Сегодня совершилось событие, действительно значительное для нашего края: впервые раздался в Самаре свисток паровоза от Самарской станции. Ветвь к Хлебной площади готова, а также готов временный железнодорожный путь от этой ветви к реке Волге».

Железнодорожная ветка к Хлебной площади

Хлебные амбары имелись у многих известных самарских купцов. Так, в 1900 году клан Субботиных имел их в собственности более двадцати. Стоимость крытого железом хлебного амбара доходила до трех тысяч рублей, что равнялось цене добротного кирпичного дома.

Строительство бухты на реке Самарке

В 1913 году им пришлось потесниться. На берегу реки Самары началось строительство элеватора Госбанка. Это стало для хлебных амбаров началом конца.

Как писал Константин Головкин, «с постройкой элеватора роль и значение амбаров стали падать, а в годы революции, в период голода (1920-21 годы) и отсутствия в городе дров, они был разобраны и расхищены на топливо. В настоящее время их не осталось и десяти».

Элеватор Госбанка в Самаре

Что касается элеватора Госбанка, мы писали о нем подробно и даже побывали внутри этого объекта культурного наследия.

Processed with VSCO with m5 preset

К этой статье мы добавим две крайне любопытные газетные заметки. Первая приурочена к 10-летнему юбилею элеватора. Из нее мы в частности узнаем, что во время штурма Самары белочехами на его крыше находился наблюдательный пункт, который посещали товарищи Куйбышев и Галактионов, а само здание серьезно пострадало от артиллерийского обстрела неприятелем.

ВКа-1926-09-19

Следующая заметка 1927 года повествует о работе элеватора, его технологических процессах.

ВКа-1927-09-18-на элеваторе-001

Но не будем забегать так далеко вперед. Вернемся в дореволюционные времена. В апреле 1915 года на Полицейскую площадь пришел трамвай №1, на котором можно было добраться отсюда на далекую городскую окраину — в Мещанский поселок.

Впрочем, сама площадь так и оставалась не спланированной и представляла собой по сути пустующий участок земли между элеватором и трамвайной линией. С 1918 года и по крайней мере до 1924-го местные обыватели использовали его под разведение огородов. Позднее здесь возник один из городских базаров.

Хлебная площадь в начале 1930-х годов

Рассказ о советском этапе в жизни Хлебной площади мы начнем с некоторой топонимической путаницы. После революции Полицейская площадь была переименована в Милицейскую. Старая Хлебная площадь после постройки завода клапанов перестала существовать. Ее название по наследству перешло Милицейской (бывшей Полицейской) площади.

Например, справочник 1936 года «Весь Куйбышев» в разделе «Улицы, переулки, площади» Милицейскую уже не называет. Хотя одно ее упоминание в нем все-таки присутствует.

Милицейская площадь

Дополнительную неразбериху вносит газета «Волжская Коммуна», которая 1 августа 1944 года сообщает о переименовании Милицейской площади в Хлебную.

Переименование Милицейской площади

После затишья эпохи НЭПа, с наступлением индустриализации жизнь на нынешней Хлебной площади вновь забила ключом. Рядом с ней в 1930-х годах начались три крупные стройки. Мы уже упоминали о заводе «Трактородеталь» — будущем заводе клапанов, выпускавшем такие изделия, как палец поршня и болт шатуна для тракторов СТЗ и ЧТЗ.

Второй стройкой стал комбикормовый завод, который возводился рядом с элеватором на берегу Самарки. В марте 1932 года газета «Волжская Коммуна» оптимистично сообщала, что к осени он уже будет готов.

О постройке Комбикормового завода на Хлебной площади

Нужно сказать, что торжественный ввод в эксплуатацию комбикормового завода действительно произошел именно в это время года. Но уже в 1935 году.

Ноябрь 1935 года -- открытие комбикормового завода

Если нас читают животноводы, то им, возможно, будет интересно узнать состав тогдашнего комбикорма.

ВКа-1935-11-02-комбикормовый завод

Проходная комбикормового завода в духе времени была построена в стиле конструктивизм. Ныне это здание заметно перестроено.

Проходная комбикормового завода

Третьей стройкой вблизи Хлебной площади была швейная фабрика (ныне — корпус СЭМЗ), для размещения которой приспособили бывшее зернохранилище. Об этом сообщает газетная заметка 1931 года.

1931 год -- строительство Швейной фабрики на Хлебной площади-min

Занятые на строительстве этих трех предприятий сезонные рабочие жили в бараках, которыми была застроена Хлебная площадь. Бараки постепенно сносились, но процесс этот растянулся на несколько десятилетий.

Хлебная площадь в 1950-х годах

Благоустройство Хлебной площади началось в 1935 году и победно завершилось в 1971-м, когда был упразднен находившийся здесь колхозный рынок. Об этом процессе вы можете прочесть в представленных ниже газетных заметках и архивных документах.

Обновлению подвергся и комбикормовый завод. Старый был снесен, а новый, который мы все с вами можем лицезреть, был пущен в эксплуатацию в 1978 году.

Новый комбикормовый завод

В постсоветский период Хлебная площадь жила достаточно размеренной жизнью. В 2009 году на ней была построена церковь Смоленской иконы Божией Матери, названная так в честь дореволюционного храма, который стоял на старой Хлебной площади.

Processed with VSCO with m5 preset

В 2013 году начались археологические раскопки второй самарской крепости. Были найдены деревянные конструкции, которые, как полагают археологи, были частью оборонительного вала того самого «Земляного замка». Увы, в 2017 году в результате коммунальной аварии раскоп был затоплен.

В 2018 году Хлебная площадь потеряла трамвайное кольцо (этого требовало строительство Фрунзенского моста). Вернуть его на место должны вроде бы в 2022 году. Но найдутся ли на это средства, пока неизвестно.

Впрочем, даже без трамвая Хлебная площадь продолжает оставаться крупным транспортно-пересадочным узлом. Многие проходящие по ней автобусные маршруты идут в Куйбышевский район. О его транспортных проблемах мы писали совсем недавно. Ниже представлена газетная заметка 1982 года, в которой также критикуется работа ОТ, проходящего через Хлебную площадь.

ВЗя-1982-03-25-проблемы дисп. авт. на Хлеб.пл.-001

Ну и в качестве бонуса предлагаем вам прочесть газетную заметку 1977 года, в которой рассказывается и о самой Хлебной площади, и об экспериментальном элеваторе, который как раз начинал строится.

ВКа-1977-05-21-планы стр-ва элеватора на Хлебной пл


Текст: Андрей Артемов
Газетные заметки: Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин

Современные фото: Елена Вагнер

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Маяковского
Проспект Масленникова
Проспект Металлургов
Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Некрасовская
Никитинская
Николая Панова
Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Олимпийская
Осипенко
Партизанская
Первомайская
Пензенская
Печерская
Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
Полевая
Промышленности
Пугачевская
Пролетарская
Пугачевский тракт
Пушкина
Рабочий городок
Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
Республиканская
Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
Самарская
Свободы
Сергея Лазо
Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Улица Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
Солнечная
Спортивная
Ставропольская
— Улица Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2
Строителей
Ташкентская
Теннисная
Товарная
Тухачевского
Ульяновская
Урицкого
— Улица Физкультурная. Часть №1 / Часть №2
Фрунзе 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте