ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

История завода клапанов: цеха в храмах, ответственные детали для тракторов, жилье для рабочих на Кряжу и в старой Самаре

 1 461

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Исследование промышленного наследия Самары привело нас на место, где в XVI веке началась история нашего города.

Здесь же во времена догубернской Самары находился кафедральный собор — храм Казанской иконы Божией матери. Место с богатейшей историей, в том числе и промышленной.

Завод, о котором пойдет речь в сегодняшнем материале, за свою историю сменил несколько названий, но для простоты мы чаще всего будем именовать его заводом клапанов.

Днем своего рождения предприятие в разные годы считало разные даты. Самая «старая» из них — 23 октября 1930 года. Тогда на базе мастерской № 2 Трактороцентра, находившейся в здании бывшего Казанского собора, было решено организовать завод по изготовлению тракторных запчастей.

Впрочем, от момента принятия решения до начала его претворения в жизнь прошел год. Вот заметка из газеты «Волжская коммуна» от 27 сентября 1931 года. 

Из него мы узнаем, что ремонт тракторов прекращен только что, спустя 11 месяцев после принятия решения о передаче мастерской «Трактороцентра» под новый завод.

Предприятие, которое еще предстояло организовать, находилось в ведении «Ватозапчасти» — Всесоюзного государственного объединения по производству и сбыту автомобильных и тракторных запасных частей и деталей.

В газете «Рабочая Самара» от 28 сентября 1931 года дается более развернутая информация о новой стройке. 

Планировалось, что на заводе будут трудится 3000 человек. Помимо цехов должны были появиться клуб, кинотеатр и баня. К самому заводу планировалось проложить трамвайную линию. 

Первый корпус механического цеха должен был вместить 120 станков. Полностью в эксплуатацию завод планировалось принять в январе 1933 года.


Первым директором завода клапанов стал Иван Григорьевич Балюра. С 1924 по 1930 год он работал на Средневолжском станкозаводе, затем был директором Бузулукской машинно-тракторной станции.

В должности директора завода клапанов Иван Балюра работал с сентября 1931 по сентябрь 1934 года. В 37-м был осужден по статьям «вооруженное восстание» и «контрреволюционная организационная деятельность». Спустя два года погиб в исправительно-трудовом лагере. Реабилитирован в 1958-м. 

Но вернемся к истории завода клапанов. В апреле 1932 года была пущена его первая очередь.


Первой продукцией завода стали поршневые пальцы, валики вентилятора, валики коробки скоростей. Несколько позже — те самые клапаны и шатунные болты.

Самарские храмы

Рядом с площадкой будущего завода  и непосредственно на ней находилось три церкви. Мы уже упоминали Казанский собор, где как раз и работали мастерские по ремонту тракторов — предок завода клапанов.

Еще два культовых сооружения находились на нынешней улице Водников, между Кутякова и Князя Засекина: Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1685 году, и церковь Смоленской иконы Божьей Матери (справа), возведённая на два века позже.


Информацию о судьбе храмов мы можем почерпнуть в многотиражке завода клапанов, которая в начале своего существования именовалась «Сталинец», а позднее — «За автоматизацию». Итак:

«В одном из храмов размещался монтажный цех. Для его сноса заводу пришлось обращаться в Москву в Комитет Русской православной церкви при Совнаркоме СССР».

Речь в данном случае идет о Спасо-Преображенской церкви. Что касается информации о сносе, то здесь, видимо, имеется в виду перепланировка здания и приспособление его под нужды завода.

«В большой церкви наверху был размещен столярный цех завода, а в подвале этой церкви материальный склад. В этом же подвале в годы войны народные ополчения проводили занятия».

Это было описание церкви Смоленской иконы Божьей Матери. Ее снесли в начале 1950-х годов при строительстве моста через реку Самару. 

И, наконец, описание Казанского собора:

«На площадке нынешнего кузнечного цеха тоже была церквушка с подсобными зданиями и места захоронения, которые сносились при планировке площадки».

Снос храма был совершен весной 1931 года. Упомянутый кузнечный цех находился на нечетной стороне улицы Кутякова, между улицами Алексея Толстого и Степана Разина.

Подробнее о истории самих храмов вы можете прочесть в статье историка Андрея Макарова.

Трудности роста

Молодое предприятие сразу же столкнулось с трудностями. Зима 1931—1932 года выдалась на редкость суровой, став испытанием как для строителей, так и для рабочих. Центральное отопление в цеха провести не успели. Пришлось пользоваться буржуйками, установленными в проходах между станками. Температура в цехах не поднималась выше 12 градусов. 

Еще одной проблемой стала низкая квалификация рабочих. Так, когда во второй половине 1932 года на завод поступили новые четырехшпиндельные станки, выяснилось, что работать на них никто не умеет. 20 лучших производственников были оперативно отправлены на Харьковский тракторный завод проходить двухмесячное обучение.

Общая численность рабочих и ИТР на заводе в 1932 году колебалась в районе 200 человек. В 1934 году, когда предприятие было полностью введено в эксплуатацию, здесь трудилось уже 859 рабочих и 104 ИТРовца.

Первый государственный план по выпуску продукции завод клапанов получил в 1934 году. Тогда он именовался «Трактородеталь».  Трактора как сельскохозяйственные машины становились все более массовой техникой. При этом запчасти для них покупались в основном за рубежом. Потребность в импортозамещении и была одной из основных причин организации завод клапанов.

Но сами станки для «Трактородетали» все же были импортными. Путеводитель по Куйбышеву 1936 года перечисляет их: «горизонтально-ковочные машины «Кайзер-Линг», токарные «Леблонды», автоматы четырехшпинедельные «Альфред-Шютте», шлифовальные унгера с ременной трансмиссией, шведские бесцентрово-шлифовальные станки «Лид-Кипинг», плоско-шлифовальный «Гарднер» и т.д».

За импортными станками последовали и «спецы» из-за границы. Многотиражка завода клапанов скупо информирует о том, что труд их хорошо оплачивался, вследствие чего с пуском оборудования иностранцы не торопились. Равно и не горели желанием усердствовать в передаче опыта. В одной из статей многотиражки их называют поименно — чех Везельман и итальянец Рэо.

Тем не менее 3 апреля 1934 года была пущена первая ковочная машина из пяти полученных из Германии. Оператор-наладчик «Гипровато» товарищ Громов за неполную смену изготовил на ней 530 клапанов.  Всего за 1934 год завод выпустил 285 тысяч своих флагманских деталей. Спустя полвека такое количество клапанов будет выдаваться предприятие за двое суток. Но не будем забегать так далеко вперед.

С самого начала своего существования завод клапанов взялся за строительство жилья для своих работников. Так, в 1933 году было построено два барака на Комсомольском спуске в площадью 1200 квадратных метров.  Они стояли на месте нынешнего дома с адресом Водников, 44 / Комсомольская, 6.


Заметка от августа 1940 года о жизни в бараке завода клапанов. 

За следующие пять лет жилой фонд завода пополнился домом на улице Степана Разина, 1, который существует и поныне. 


Еще был дом на улице Молодогвардейской, адрес которого многотиражка завода клапанов не указала, и три барака по улице Шоссейной. Забегая вперед скажем, что предприятие еще внесет свою лепту в застройку Куйбышевского района Самары.

Также у завода клапанов появился подшефный детский сад № 6 (Степана Разина, 62а) и школа № 57 (Главная, 3). 

К началу 1935 года в состав завода «Трактородеталь» входили пять цехов: кузнечный, механический, термический, инструментальный и ремонтный.

В путеводителе по городу Куйбышеву 1936 года о предприятии писали:

«Сейчас это крупное предприятие, снабжающее машинно-тракторные станции и совхозы Союза ответственными деталями для тракторов.

Продукция завода: палец поршня, клапан для двигателя, болт шатуна, гайка болта шатуна для тракторов СТЗ и ЧТЗ и штанготолкатель для тракторов СТЗ».

С 1 ноября 1936 года предприятие стало именоваться Куйбышевским заводом «Автотрактородеталь». 

На следующем снимке представлено его заводоуправление в тот период. Сейчас это восточное крыло здания с адресом улица Князя Засекина, 6а.

Количество работников завода клапанов росло. В 1940 году на предприятии трудилось 1636 человек. Особенно заметен стал рост числа женщин, которых на заводе клапанов было 42,5%. Многие из них сразу же осваивали профессии, ранее считавшиеся мужскими. Так, в кузнечном цеху была организована женская бригада штамповщиц. 

При этом на заводе клапанов имелась диспропорция. Например, термический и кузнечные цеха были большими и покрывали производственные потребности с лихвой, а вот ремонтный и инструментальный — имели малую мощность. 

Назревала необходимость в реконструкции предприятия. Решение о ней было принято в 1939 году. На реконструкцию было ассигновано 29 миллионов рублей. В результате нее мощность завода увеличилась бы в пять раз. Завершить реконструкцию завода клапанов планировали в 1942 году.

Впрочем, выделенные на реконструкцию средства осваивались не в полном объеме. Тем не менее к 1941 году был возведен новый корпус кузнечного цеха, а центральный материальный склад переоборудовали под цех инструментальный.

В годы Великой Отечественной войны

Как и все предприятия страны, завод «Автотрактородеталь» занялся выпуском военной продукции. В его случае это были сопла и стабилизаторы к реактивным снарядам, а также мины. К середине 1942 года было освоено их массовое производство.

Оказал завод помощь и одному крупному предприятию, эвакуированному в Куйбышев из Москвы. В одном из корпусов «Автотрактородетали» были размещены электропечи и пирометрический щит Государственного подшипникового завода, известного нам как ГПЗ-4.

Они работали здесь до весны 1942 года, когда оборудование было отправлено на Безымянку, в филиал подшипникового завода, который позднее станет именоваться ГПЗ-9.

Участвовали работники завода клапанов и в патриотических починах своих коллег с других предприятий. В конце 1941 года его работники откликнулись на инициативу Средневолжского станкозавода о постройке за счет личных средств жителей области танковой колонны.

Работница отдела кадров завода клапанов Клюева первой отчислила пятидневный заработок на эту благую цель.

Ниже представлена заметка из газеты «Волжская коммуна» от 3 января 1943 года. В ней рассказывается об инициативе рабочих завода клапанов досрочно выполнить двухмесячную программу по выпуску продукции.


В конце декабря 1943 года полностью завершил переезд в новый пятиэтажный корпус кузнечный цех. В нем были установлены сложные ковочные машины, мощные паровые молоты, мостовой кран, прессы.

Имелись раздевалки и душевые для рабочих. Как писала заводская многотиражка, «цеху было присуждено переходящее Красное знамя. Кузнецы закрепили свой успех и длительное время прочно удерживал первое место по заводу.»

Титульная продукция, производимая заводом клапанов, была актуальна и в годы войны. Так, в августе 1943 года на предприятии было выпущено 12 тысяч клапанов, пальцев и шатунных болтов для машинно-тракторных станций Смоленской области.

Много оборудования, инструмента и запасных частей было отправлено на Харьковский тракторный завод, разрушенный в годы войны.

Послевоенная пятилетка

В 1945 году на завод возвращались демобилизованные фронтовики. Кто-то из них, как Александр Васильевич Москалев, работал здесь еще до войны. В 1936 году он устроился на завод клапанов слесарем.

Сражаясь на разных фронтах, Александр Москалев был награжден орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени и десятью медалями. В начале 1980-х годов он работал на заводе слесарем-наладчиком в цехе автоматических линий.

Токарь Владимир Серов пришел на «Автотрактородеталь» после демобилизации в 1946 году. Владимир Вячеславович прошел всю войну, став кавалером ордена Славы всех трех степеней. 


Жизнь на заводе постепенно приобретала привычные мирные черты. 12 июня 1945 года указом Верховного совета были возвращены отпуска. Вновь появились выходные дни, на первых порах еще объявлявшиеся специальным приказом по заводу.

Тем не менее первые послевоенные годы были для завода клапанов тяжелым периодом. Он работал нерентабельно, срывая договорные обязательства по выпуску ряда остродефицитных деталей к тракторам СТЗ.

Причин было множество: перебои в снабжении материалами, поступление некалиброванного металла и отсутствие его учета, большой процент брака и т.д.

Кроме того, заводу клапанов не везло с директорами. Точнее, с их количеством. За 15 лет существования предприятия сменилось 11 директоров. Многотиражка писала: «Большинство из них выдвигалось из заводской среды, они были плохо подготовлены для руководящей работы и не имели для этого соответствующих данных».

В 1946 году эта неприятная традиция прервалась. На завод пришел опытный управленец — Лев Моисеевич Астринский, до этого руководивший безымянским филиалом ГПЗ-4. Должность директора завода клапанов он занимал 16 лет.

В 1947 году был смонтирован и пущен новый паровой котел большой мощности для обеспечения паровых молотов в кузнице и отопления цехов.

Было освоено изготовление остродефицитной детали — шатуна. Вновь организован и вошел в строй 2-й механический цех, который в годы войны специализировался на выпуске военной продукции. Теперь он выдавал детали для тракторов «Универсал» и СТЗ-НАТИ.

Летом 1948 год на завод клапанов была проложена железнодорожная ветка протяженностью в 200 метров.

Численность работников завода клапанов к концу 1940-х годов колебалась в районе 2200 человек, что делало его одним из крупнейших заводов исторического центра Самары.

Завод клапанов в 1950-х годах

Первый год нового десятилетия ознаменовался для работников предприятия радостным событием — у них появился свой клуб. Он находился в одном из зданий на территории завода.

Тяготы периода становления и военного лихолетья остались позади, можно было заняться благоустройством.

«В  прошлом году высажены деревья, кустарники. В цехах полы устилаются металлической плиткой. С наступлением весны двор покроется асфальтом», — писала многотиражка завода клапанов в феврале 1952 года.

По результатам работы в 1951 году заводу «Автотрактородеталь» было присвоено высокое звание предприятия коллективного стахановского труда. Этому радостному событию газета «Волжская коммуна» посвятила целую полосу.


Однако в 1953 году завод клапанов государственный план не выполнил. Главная причина крылась в постоянно растущих запросах сельского хозяйства на поставку тракторных запчастей и увеличении плана по их производству. 

Энтузиазм и творческая инициатива рабочих были высоки, но давал о себе знать низкий уровень технологической подготовки завода. Был взят курс на переход от отдельных станков и автоматических линий к комплексной автоматизации производства. 

Процесс этот занял много времени. Лишь в марте 1959 года постановлением Совмина РСФСР завод клапанов был преобразован в комплексно-автоматизированное предприятие, а спустя два года на заводе, впервые в стране, были установлены и введены в эксплуатацию автоматические линии по производству клапанов к двигателю СМД-14.

Но вернемся на несколько лет назад. В 1957 году по предложению работников кузнечного цеха коллектив завода включился в борьбу за выполнение 8-часового задания за 7 часов.

Этой инициативой завод клапанов предвосхитил директиву XX съезда КПСС и стал первым предприятием Куйбышевской области, перешедшим с 8-часового рабочего дня на 7-часовой.

Здесь стоит напомнить, что до марта 1967 года суббота не была выходным днем.

Также во второй половине 1950-х годов для успешного внедрения автоматизации производства на заводе были организованы ячейка научно-технического общества (НТО) и отдел механизации и автоматизации.

Дома для работников завода клапанов

Во второй половине 1950-х годов предприятие развернуло широкое жилое строительство. Прежде всего на площадке в поселке Кряж, в районе улиц Вильнюсской, Гомельской и Минусинской.

Помимо возведения многоквартирных домов, здесь выделялись участки земли под индивидуальное жилое строительство.

«Народ весь молодой, задорный», — писала в мае 1958 года о новых жителях Кряжа многотиражка завода клапанов.

В этом же районе находился один из подшефных детских садов предприятия, ныне носящий № 21 (улица Оросительная, 13).

В исторической части города завод клапанов вел надстройку уже существующих зданий. Практика, распространенная в 1930—1950-х годах.

Так, в 1958 году был надстроен пятый этаж на бывшей мельнице купца Журавлева (Алексея Толстого, 128).


Из других заметных надстроек, заказчиком которых выступил завод клапанов, стоит отметить сталинку с адресом Степана Разина, 41 (на фото ниже) и здание конторы мельницы Башкировых (Водников, 20).


Вообще у объектов, имевших отношение к «Автотрактородетали», была широкая география. Например, их спорткультбаза находилась на Коровьем острове (заметка слева), а дачные участки для заводчан выделялись на Сорокиных хуторах.

 

В преддверии нового десятилетия

Конец 1950-х годов стал для завода клапанов временем активного роста. Многотиражка предприятия сообщала, что к нему была проложена еще одна железнодорожная ветка и на ней смонтирован башенный кран.

Но, конечно, самой главной задачей была реконструкция кузнечного корпуса и строительство нового здания под бытовые помещения. Разгар этих работ пришелся на 1959 год.


В новом десятилетии кузнечный цех завода клапанов вновь будет в авангарде трудовых свершений.

Но об этом вы узнаете в одном из следующих материалов спецпроекта «Промышленное наследие».


Мы благодарим за помощь в написании этого материала: 

— краеведа Евгения Альмяшева,
— Самарский областной историко-краеведческий музей имени Петра Алабина.

А также сотрудников музея истории города Самары им. М. Д. Челышова (ул. Фрунзе, 49).

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте