,
Мещанский поселок, крупнейший дореволюционный пригород Самары, оставил на память о себе считаное количество зданий и чуть меньше десяти улиц, среди которых Чернореченская выделяется своей протяженностью и разнообразием архитектурного облика.
На карте города она появилась на рубеже XIX — XX веков. Тогдашняя протяженность Чернореченской была весьма скромной, она простиралась от Владимирской до Дачной.
Буквально через десять лет Чернореченская станет куда более заметной. Она дойдет до Петропавловской площади, разделяя территории купеческих садов Субботина и Чаковского. На севере Чернореченская добралась до улицы Семейкинской (Киевской), где заканчивается и по сей день.
В 1914 году на Чернореченской появилась первая и единственная дореволюционная достопримечательность — здание 4-й пожарной части (ныне — пожарная часть №1 Ленинского района).
За ним располагалось здание 2-й полицейской части (Пролетарская, 74). Весь этот комплекс был спроектирован архитектором Зельманом Клейнерманом в так называемом кирпичном стиле. Поучаствовали в его создании и другие видные самарские зодчие: Дмитрий Вернер наблюдал за ходом строительных работ, а подряд на них получил Георгий Мошков. При закладке фундамента пожарной части возникли проблемы с откачкой грунтовых вод, что отсылает нас к названию улицы Чернореченской. Хотя, по правде сказать, в те времена пожарка стояла на улице Пушкинской, которая в 1970-х годах исчезла с карты города.
Пожарная часть на Чернореченской и по сей день в строю, репортаж ДГ о работе здешних огнеборцев можно прочитать здесь.
В середине 1920-х годов Мещанский поселок был переименован в Железнодорожный. Быт здесь, впрочем, так и оставался мещанским. Чтобы представить жизнь самарских окраин сто лет назад, достаточно прочесть следующую газетную заметку. Разгуливающие по улицам козы и свиньи, обилие постоялых дворов и скрытых шинков, разгул хулиганов, с которыми боролись дружинники местного клуба. «В неприглядной картине Железнодорожного поселка виновата осень», — резюмирует автор заметки.
Самарские почвы с радостью делились с самарцами летом пылью, а в межсезонье грязью, о чем сообщала местная пресса.
В конце 1920-х годов на улице Чернореченской началась большая стройка. На месте бывшего Субботинского сада по проекту архитектора Петра Щербачева возводился сборный пункт Красной Армии. Ниже приведен его первоначальный план.
Были построены пять корпусов: призывной пункт, два общежития, медицинская часть и кухня-столовая. До наших дней дошли три из них. Самый крупный — корпус №4 — занимает место в центре квартала. Здание мрачное, но притягательное, навевающее воспоминания о нетленном хите группы «Король и Шут».
Куда более скромен корпус №1, также возведенный на рубеже 1920-30-х годов. О нелегкой судьбе его жильцов писала газета «Волжская Заря» в июне 1994 года. Из этой статьи мы в частности узнаем, что в позднесоветский период здесь жили семьи военных, «утративших связь с армией» или прибывших в наш город «по обмену».
Здание, в котором располагались амбулатория и карантин, ныне заброшено. Оно выходит на перекресток улиц Чернореченской и Григория Аксакова. По нумерации это корпус №5. В советское время здесь находился Военторг №1108.
Пожалуй, самым известным жильцом этого квартала был начальник отдела боевой подготовки штаба Приволжского военного округа Александр Василевский, будущий маршал. В нашем городе он прожил почти два года, с 20 декабря 1934 года по 11 ноября 1936-го.
Поучаствовал сборно-пересыльный пункт Куйбышевского облвоенкомата на Чернореченской и в события периода «Куйбышева — запасной столицы». 25 августа 1941 года он был передан особой группе НКВД по охране правительственных учреждений, прибывшей в эвакуацию в наш город.
В послевоенный период территория Сборного пункта также усиленно застраивалась. В первой половине 1950-х годов здесь появились три сталинки — Чернореченская, 8, корпуса 6, 7 и 8. Обратите внимание, что в приведенной ниже газетной заметке журналист все еще называет этот район окраинным.
В позднесоветский период было снесено два корпуса Сборного пункта, которые стояли вплотную к нынешнему Чкаловскому проезду. На их месте сейчас пятиэтажные дома с адресами Чернореченская, 8, корпуса 2а и 3.
Отдав должное этому кварталу, вернемся обратно, в конец 1920-х годов, когда все его конструктивистские корпуса были целы. Погодком корпусов Сборного пункта Красной Армии можно считать замечательный (не с бытовой, а с краеведческо-эстетической точки зрения) одноэтажный барак с адресом Чернореченская, 7, который обещали снести еще в прошлом году.
Удивительны два факта: то, что он сохранился до наших дней, и то, что Публичная кадастровая карта называет датой его постройки 1958 год. Архитектурный облик этого строения куда более созвучен году 1928-му. Вполне возможно, что следующая газетная заметка посвящена именно ему.
Впрочем, появлялись тут и более презентабельные постройки. Так, в 1932 году был возведен кооперативный жилой дом «Железнодорожник» (Чернореченская, 4). Жалобы его жильцов на незамощенность улицы попали в 1934 году на страницы «Волжской Коммуны».
В год, когда Самара стала Куйбышевом, на Чернореченской появилась еще одна весомая достопримечательность — молочный завод. Помимо своей заглавной продукции он производил творог, сливочные и цукатные сырки, мороженое, сыр и т.д. Адресом молочного завода была Чернореченская, 6. Публичная кадастровая карта приписывает к нему даже некое «производственное здание» 1917 года постройки.
Немалое значение улице Чернореченской уделялось в генеральном плане развития города «Большой Куйбышев», который был принят в 1937 году. Согласно ему главный административный центр города должен был расположиться в районе пересечения улицы Революционной и Московского шоссе. Само собой, он должен был иметь связь с районом железнодорожного вокзала. Для этого куйбышевские градостроители планировали задействовать две трассы. Одна из них — транспортного назначения — выходила бы непосредственно к вокзалу. От нее же начинались бы Черновское и Смышляевское шоссе, известные нам как улицы Гагарина и Антонова-Овсеенко соответственно. Сама же транспортная магистраль, запроектированная в далеком 1937 году, знакома каждому самарцу под именем Центральная, ну или проспект Карла Маркса, кому как больше нравится.
Параллельно ей, но ближе к Волге должна была пройти еще одна трасса, которая имела бы главным образом архитектурное значение. Ее ширина должна была составлять 40 метров. Бульвар в начале улицы Чернореченской — все, что осталось от идеи создания этой архитектурной магистрали.
В предвоенные годы улица Чернореченская продолжала жить своими маленькими в масштабах города заботами. Например, так и не была построена баня на пересечении с Коллективным переулком.
В 1946-47 годах в «Волжской Коммуне» дважды сообщали о том, что на улице Чернореченской будут построены дома для семей офицеров куйбышевского гарнизона.
Адресов в заметке, конечно же, нет, но на основании данных ПКК мы можем предположить, что это были дома №5, 9 и 11. Все они датируются 1948 годом постройки.
Если для середины квартала подходили и двухэтажные дома, то ближе к Никитинской площади высота домов возрастала.
На перекрестке Чернореченской и Спортивной в 1954 году было построено здание Геофизического треста.
Наибольший вклад в архитектурное оформление этого перекрестка внесли куйбышевские железнодорожники, в 1955 году построившие дом с адресом Чернореченская 2/1.
В следующей заметке рассказывается о том, как в этом доме велась работа с подрастающим поколением.
Одним словом, район улицы Чернореченской от Спортивной до Желябовской (ныне — Григория Аксакова) в 1950-х годах динамично рос и развивался. Таким «точкам кипения» в советское время полагалось иметь собственный кинотеатр. И улица Чернореченская получила его в 1959 году. Точнее, тогда были озвучены планы по постройке кинотеатра «Комсомолец».
Приведенная выше заметка найдена в многотиражке завода клапанов. Обратите внимание, что автор называет район улицы Чернореченской «нашим».
Видимо, уже тогда предприятию был выделен здесь участок земли для строительства дома. Возведен он будет лишь спустя восемь лет.
Завод клапанов отметится на Чернореченской длинной пятиэтажкой под номером 13.
Вероятно, комсомольцы работали не очень активно, и новый кинотеатр был открыт лишь весной 1963 года. И под другим именем.
Кинотеатр «Россия» получил адрес Чернореченская, 15, который за 16 лет до этого был закреплен за одним из офицерских домов, о которых мы упоминали выше.
Во второй половине 1990-х годов кинотеатр, как полагается, был закрыт, после чего в его помещении начал работать ночной клуб.
Он базировался на Чернореченской до конца 2000-х годов. А в 2010-х здание неоднократно порывались отреставрировать.
Сначала здесь планировали открыть гимнастический центр, а в 2018 году «Россию» было решено передать молодежному театру «Мастерская». Впрочем, реализация этого проекта пока буксует.
Первая половина 1960-х годов подарила улице Чернореченской еще несколько новых зданий. Про жилую пятиэтажку №21а сказать особо нечего, а вот ее сосед куда более интересен.
Адрес Чернореченская, 21 в советское время был закреплен за институтом «Промзернопроект». Правая часть здания была построена в 1977 году. Именно этот институт проектировал знаменитый элеватор на Хлебной площади.
Напротив бывшего «Промзернопроекта» в 1965 году было возведено общежитие ТТУ (Чернореченская, 12).
На его крыше был установлен специальный прожектор, освещавший сотрудникам ТТУ путь к месту работы. В 1970 году он уже не работал, чему была посвящена следующая газетная заметка. Темный переулок, о котором в ней говорится, — не сохранившаяся до наших дней улица Фабричная.
В конце 1960-х годов тремя домами (№№25, 27) на Чернореченской отметилось одно из старейших промышленных предприятий Самары — Средневолжский станкозавод. Соседний дом (Чернореченская, 27а) был построен куйбышевским железнодорожниками (НГЧ-4 и завод «Красный Октябрь» МПС) в 1973 году.
Конечно, жилые дома станкозаводцев находились далековато от их места работы на Красноармейском спуске, но что поделать. Примерно на таком же расстоянии от места учебы жили студенты техникума транспортного строительства, чье общежитие и по сей день имеет адрес Чернореченская, 19.
Еще одна ниточка, ведущая с улицы Чернореченской в исторический центр, — дом №31, который был построен для сотрудников Куйбышевского элеватора.
Потом строительная активность в этом районе утихла. До последнего упорствовала улица Базарная, не желавшая исчезать с карты Самары.
Руки строителей дошли до ее частного сектора лишь в годы перестройки. Так, в 1985-м началось строительство дома №16а. Станкозавод потратил на его возведение три года.
Дома №16 и 16а по Чернореченской окончательно облагородили архитектурный облик этого района. Улица Базарная назло всему выжила, отступив к проспекту Карла Маркса.
К слову, в 1981 году в «Волжской Заре» вышла заметка, автор которой предложила переименовать улицу Чернореченскую в честь Героя СССР артиллериста Владимира Овсянникова.
Известно, что жил он в доме №74, который территориально находился примерно там, где сейчас соседствуют дома №32 по Клинической и Чернореченской. В эту пограничную локацию между 4 и 5 Мичуринскими микрорайонами мы с вами и отправимся.
Увы, кроме уже упомянутой пожарной части других дореволюционных зданий на отрезке между Владимирской и Киевской не сохранилось. Да и довоенных тоже. Свой архитектурный облик Чернореченская начала формировать здесь в 1978 году. Тогда были построены дома №№20, 22 и 24.
По другую сторону улицы Клинической были возведены дома №32 и 34. Достаточно оперативно, уже к 1983 году, построили все нынешние панельки улицы Чернореченской. К этому моменту на нее с улицы Пролетарской были перенесены трамвайные пути.
Имелись планы вообще убрать трамвайные пути с улиц Мичурина и Клинической, перенеся их на Владимирскую и Чернореченскую.
В связи с этим вспомним об отрезке Чернореченской, на котором она перестает быть транспортной артерией. Помимо гипотетической трамвайной линии здесь могла появиться районная поликлиника.
Но это все так и осталось в планах, и в годы активного строительства Мичуринских микрорайонов этот кусок земли приспособили под свалку. Его благоустройства пришлось ждать до 1989 года.
Также в Мичуринских микрорайонах нашлось место образовательным учреждениям. В 1980 году открылся детский сад №267, а спустя пять лет рядом с ним Средневолжским станкозаводом был построен детский сад №300.
В 1984 году на улицу Чернореченскую переехала школа №25, которая ведет свою историю от гимназии сестер Харитоновых.
Был на улице Чернореченской и свой долгострой — универсам «Мичуринский». Возводили его не торопясь, в течение аж десяти лет.
Открылось новое место шопинга уже после развала СССР, в апреле 1992 года. «Выбор действительно богатый, но цены кусаются», — поделилась своими впечатлениями одна из первых покупательниц «Мичуринского».
Также 1990-е годы вписали в пейзажи улицы Чернореченской несколько офисных зданий.
В ближайшее десятилетие у улицы Чернореченской, помимо отреставрированного и отданного театралам кинотеатра «Россия», может появиться еще одна достопримечательность — собственный автобус.
Московский Центр экономики инфраструктуры в этом году разработал новую сеть маршрутов общественного транспорта для Самары и Тольятти. Одна из новинок для столицы губернии — автобус №85, который планируется пустить от железнодорожного вокзала до спуска Лейтенанта Шмидта.
По Чернореченской новый маршрут должен пройти на участке от Спортивной до Владимирской. Но будем честны, в реализацию этого проекта верится еще меньше, чем в реставрацию кинотеатра «Россия».
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Фото: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Улица Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
— Ставропольская
— Улица Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
— Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2
— Строителей
— Ташкентская
— Теннисная
— Товарная
— Тухачевского
— Ульяновская
— Урицкого
— Улица Физкультурная. Часть №1 / Часть №2
— Фрунзе
— Хлебная площадь
— Площадь Чапаева
— Улица Чапаевская. Часть №1 / Часть №2
— Челюскинцев
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте