Новая транспортная схема СТА. Итоги исследования

ДГ разбирает новую транспортную схему. Часть 6. Предложения: изменения маршрутной сети

 5 373

Автор: Редакция

.

,

ДГ ознакомился с результатами масштабного исследования общественного транспорта Самары и Самарской области и предложениями по его реформированию, разработанными московским Центром экономики инфраструктуры по заказу Минтранса Самарской области.

В новую транспортную схему входит строительство нескольких транспортно-пересадочных узлов в Самаре и Тольятти, строительство новых ж/д путей и перенос станций, обособление трамвайных путей, изменение маршрутов автобусов в Самаре и Тольятти. Стоимость реализации предложений — от 25 до 62 млрд рублей.

Схема пока не принята минтрансом для реализации, но сейчас это важнейшая отправная точка для любых планов и мероприятий, связанных с общественным транспортом в регионе. Мы проанализировали доклад ЦЭИ и пересказываем его содержание для читателей.

Исследование огромное, так что мы разбили свое изложение на несколько частей для удобства чтения. Сейчас вы читаете шестую часть — об изменениях маршрутной сети.

Концепция изменений маршрутной сети

На основе созданной транспортной модели ЦЭИ разработал новую сеть маршрутов общественного транспорта для Самары и Тольятти.

В основе планирования новой сети лежит понятие «магистральных маршрутов». Это маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам, по которому осуществляются перевозки в пределах муниципального образования, ежедневно, с началом работы не позднее 6 часов и окончанием работы не ранее 23 часов с интервалом не более 15 минут в течение всего времени работы, обеспечивающие передвижение между двумя любыми остановочными пунктами, обслуживаемыми магистральными маршрутами, не более, чем с двумя пересадками.

Каркас транспортной сети составляют так называемые «магистральные частоходящие маршруты». В них достигается концентрация потоков, при этом за счёт отказа от избыточного дублирования маршрутов снижается время ожидания.

При планировании сети учитывался приоритет рельсового транспорта, стояла задача минимизации дублирования маршрутов, повышение доли транспорта большой вместимости, рельсового и электрического транспорта. Итоговая задача новой сети — обеспечить доступный и комфортный транспорт согласно показателям оптимальной загрузки, пешеходной доступности и так далее —  подробнее об этом читайте в части 1 нашего обзора.

Принципы формирования сети следующие.

1) Связь с центром: Все основные районы связаны прямым маршрутом с центральной частью города (подразумевается для городского округа Самары территория, ограниченная на севере набережной реки Волга, на востоке ул. Полевая, на юге — главным ходом Самара — Безымянка Куйбышевской железной дороги).

2) Обеспечение беспересадочных связей по основным сложившимся устойчивым корреспонденциям и к крупнейшим объектам тяготения (ВУЗы, мед. центры), ориентация на существующие мощные маршруты.

3) Отсутствие конкурентных связей вдоль маршрута для его наибольшей наполняемости по всей трассе (между любой парой остановочных пунктов формируемого маршрута выгоднее ехать на этом маршруте, а не пересаживаться на альтернативные — т.е. путь маршрута должен быть возможно более прямолинейным).

4) Общее количество пересадок, осуществляемых пассажиром в целях перемещения в центральную часть г. Самара, должно составлять не более 1 с учетом пересадки на метрополитен.

5) Общее количество пересадок, осуществляемых пассажиром в целях перемещения из любой точки маршрутной сети городского округа Самара / городского округа Тольятти в любую другую точку соответствующих городских округов должно составлять не более трёх.

6) Формирование каркаса сети на основе магистральных (интервал не более 10 минут в час пик, 15 минут в течение дня) маршрутов.

7) Сокращение взаимного дублирования маршрутов для обеспечения наполнения транспорта большой вместимости при высокой частоте.

8) Разнесение коридоров трамвая и безрельсового транспорта (просп. Ленина / ул. Ново-Садовая, ул. Партизанская / ул. Аэродромная, ул. Антонова-Овсеенко / Ставропольская, ул. Нововокзальная, ул. Ташкентская и др.) для роста эффективности.

9) Обеспечение удобных пересадок между маршрутами (в т.ч. на одной площадке) путём трассирования через общие участки сети, формирование ТПУ в узлах.

10) Простота и понятность: сокращение количества маршрутов, устранение неоправданных «теннисных ракеток» (движение встречных направлений маршрута по разным улицам).

11) Учет возможности обустройства разворотных площадок для автобусов БК.

12) Построение сети для существующей инфраструктуры (без капитального переустройства улиц и строительства трамвайных путей).

В основе формирования маршрутов, пишут эксперты ЦЭИ, лежит рельсовая сеть трамвая как транспорта, обеспечивающего наибольшую эффективность перевозок: прямые затраты на перевозку одного пассажира трамваем на 20-40% ниже, чем автобусом, количество ДТП уменьшается в 4 раза по сравнению с автобусным транспортом, на порядок уменьшается загрязнение окружающей среды.

За счёт физического обособления трамвайных путей, приоритетного проезда пересечений (обеспечивается главным образом на трамвае за счёт возможности перевозки больших потоков с интервалом не менее 2 минут) трамвай обеспечивает существенно более высокую надежность и скорость сообщения. После трамвая приоритет имеет троллейбусное сообщение.

Учитывая, что маршруты трамвая и троллейбуса ограничены существующей инфраструктурой, формирование сети начинается с оптимизации существующих трамвайных, затем — троллейбусных маршрутов, после чего оптимизируются автобусные маршруты на основе представленных выше принципов.

Предложенные изменения маршрутной сети Самары настолько радикальны, что их трудно даже описывать, не рискуя навлечь на себя взрыв гнева неподготовленного читателя. Мы попробуем сделать это нежно. Сразу отметим, что концепция ЦЭИ включает в себя поэтапный план внедрения этих изменений — маршруты меняются не сразу, а по мере строительства ТПУ и реконструкции улично-дорожной сети.

Вот как выглядела маршрутная сеть раньше:

И вот как она может выглядеть после внедрения изменений, предлагаемых ЦЭИ:

Предложения по маршрутной сети Самары на 2024 год

Рассмотрим эти изменения поподробнее.

Маршрутная сеть Самары: изменения

Вместо существующих 156 внутригородских и пригородных маршрутов в Самаре предлагается сформировать 90, из которых 70 автобусных, 11 трамвайных и 9 троллейбусных. Подчеркнем: все изменения предлагается произвести так, чтобы не только сохранить, но и улучшить транспортную доступность всех уголков Самары. Многие маршруты продляются, удаляются дубли. Сами трамваи и троллейбусы не пропадают, а работают по другим маршрутам. И тем не менее в ряде случаев жители Самары потеряют возможность добираться из одного конца города в другой без пересадок. Просим читателей изучать следующие строки, по возможности, с холодным сердцем — или, может быть, сначала принять успокоительные средства. И напоминаем, что это пока всего лишь предложения и идеи, хоть и профессиональные и обоснованные.

Трамваи

№ 1 — объединяется с № 7
№ 3, 5 — продляются до Хлебной площади
№ 8, 13, 19, 4/23, 25 — сохраняются
№ 22 — продляется до ул. Пионерской
№ 2, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 18, 20, 20к, 21, 24к — отменяются

Троллейбусы

№ 4, 6, 7, 8, 13, 15, 17, 18 — сохраняются
№ 9, 16, 19, 20, 4к — отменяются
№ 10 — заменяется на автобус № 10

Автобусы

№ 1 — полуэкспресс с продлением до ул. Батайская и оборудованием на ней отстойно-разворотной площадки (ОРП)
№ 2 — изменение трассы: по ул. Ново-Садовой вместо пр. Ленина, через ул. Ерошевского, Панова вместо просп. Масленникова. Обустройство ОРП на Ленинградской, Ерошевского, Панова, Революционной. Где именно, разработчики не указывают. Для самарцев же очевидно, что на этих улицах очень мало места, да попросту нет места для ОРП больших автобусов. Впрочем, и для самих автобусов. Сейчас это двухполосные улицы с односторонним движением.

Предлагаемая трасса А2Предлагаемая трасса автобуса №2

№ 3 — продление к Хлебной площади.
№ 6 — продление до АТП ЗАО Агро-Авто.
№ 7 — продление к м. Безымянка.
№ 8 — изменение трассы через Заводское шоссе и пр. Кирова для обеспечения посадки на м. Кировская.
№ 9, 12 — продление до ул. Олимпийская.
№ 10 — по трассе троллейбуса № 10, продление до Кабельного завода и вокруг Безымянского рынка.
№ 17, 32 — сокращение до Хлебной площади.
№ 21 — сокращение до Завода Металлург.
№ 24 — продление к 6 причалу.
№ 34 — перенос трассы на ул. Дыбенко вместо ул. Гагарина — Победы, продление до Хлебной пл.

Предлагаемая трасса А34Предлагаемая трасса автобуса №34

№ 35 — изменение трассы по ул. Аэродромная, Революционная, Гагарина через м. Гагринская до а/ст Аврора в обе стороны.
№ 37 — продление до «Самара Арены».
№ 41 — продление к новой жд платформе на уд. Ленинградской.
№ 51 — сокращение до «Самара Арены» со стороны Красной Глинки (да, мы тоже в шоке).
№ 59 — продление до ОП Санаторий Волга по ул. Стара-Загора, пр. Кирова и далее до Санатория Волга по 7-й Просеке.
№ 63 — продление по ул. Авроры, Гагарина, Революционной для пересадки на м. Гагаринская.
№ 65 — сокращение до ОП «Троллейбусное депо № 2» (с обустройством разворотной площадки на Кабельной).
№ 66 — изменение трассы через ул. Революционную (пересадка на метро Гагаринская).
№ 68 — замена на А 268 от мкр. Крутые Ключи до м. Кировская
№ 70 — перенос трассы на ул. Гагарина — ул. Авроры (вместо Аэродромной) для пересадки на метро, продлевается к «Самара Арене».
№ 85 — новый маршрут от Ж/Д вокзала по ул. Спортивная (в обратном направлении — Агибалова) Чернореченская, ул. Владимирская, ул. Новоурицкая, ул. Авиационная, ул. Клиническая, ул. Дзержинского, ул. Партизанская, ул. Мяги (Диагностический центр), ул. Гагарина, ул. Авроры, продление ул. Авроры, ул. Лейтенанта Шмидта.

Предлагаемая трасса А85

Предлагаемая трасса нового автобуса №85

№ 110, 410а — сокращение до ТПУ Самара Арена.
№ 123, 124, 474, 126ю — сокращение до м. Кировская.
№ 423, 103к — продление до м. Кировская.
№ 140а,141 — изменение трассы — по ул. Гагарина, Революционной, Московскому шоссе для пересадки на м. Гагаринская.
№ 392, 429 — сокращаются до ЦАВ, изменение трассы по ул. Гагарина, Революционной, Московскому шоссе для пересадки на м. Гагаринская.
№ 492 — сокращение до ЦАВ и перенаправление по ул. Революционная для пересадки на м. Гагаринская.
№ 401 — сокращение до а/ст Аврора, изменение трассы по ул. Гагарина, Революционной, Московскому шоссе для пересадки на м. Гагаринская.
№ 109к, 109д — изменение заезда в Юг-2.
№ 127, 128, 140, 109д — изменение трассы по Фрунзенскому мосту.
№ 11, 13, 26, 36, 38, 47, 50, 52, 55, 61, 67, 75, 76, 78, 79, 80, 113, 139, 389, 406, 101а, 110м, 5д, 119, 177, — сохраняются.
№ 4, 12, 22, 27, 29, 30, 39, 46, 56, 89, 92, 96, 99, 131, 203-297, 447, 687, 126с, 21м, 410м, 48д, 48к, 74к, 480 — отменяются.

В докладе ЦЭИ описывается четырехлетний план внедрения транспортной схемы, согласно которому изменения маршрутной сети могут быть поэтапными, так что основные перемены приходятся на третий-четвертый год реализации.

Потребность в подвижном составе в Самаре

По оценке ЦЭИ, Самаре для работы на 90 маршрутах потребуется 1247 единиц транспорта (сейчас их около 1,9 тыс.). Из них 200 трамваев (из них 128 — большого класса, 61 — сочлененные, 11 — одиночные), 157 троллейбусов, 940 автобусов (из них 387 — большого класса, 205 — среднего, 273 — малого).

Сейчас в Самаре не требуют обновления 39 трамвайных вагонов и 55 троллейбусов, констатировали эксперты ЦЭИ. Доклад, однако, был написан осенью 2020 года, а в июне 2021 года в самарском ТТУ появились 22 новых троллейбуса.

Автобусов большого и даже среднего класса, впрочем, по-прежнему катастрофически мало. По данным ЦЭИ, из четырех городских перевозчиков в Самаре они есть только у «Самара Авто Газ» — 114 машин ЛиАЗ-5293. У них же — около 200 машин МАЗ-206 (это средний класс). Все остальное — «пазики» и другие представители малого класса. Соответственно, требуется закупка примерно 250 больших автобусов. Во сколько все это обойдется? Читайте в следующих частях.

Читайте также:

Автор фото на обложке: редакция ДГ

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте