Самарские программисты разработали приложение Chattern для проведения удалённых уроков, в котором учитель и ученик могут писать ручкой в обычной тетради.
Корреспондент ДГ Юлия Сацук поговорила с одним из создателей Chattern Натальей Онучак, чтобы узнать, в чем новизна платформы, почему она лучше Zoom’a и зачем заниматься разработкой в России, если есть возможность продать ее за рубеж.
Chattern – это онлайн платформа, в которой репетитор может проводить уроки, передавая без пространственных искажений то, что он пишет или рисует перед собой на листе бумаги. Ученик на другом конце видеосвязи видит, что пишет учитель, и так же может передавать в режиме реального времени вид своей рукописной страницы.
Для этого каждому необходимо иметь под рукой лишь телефон и компьютер. Чтобы начать урок, пользователю нужно всего лишь зайти в приложение через браузер и направить камеру на лист бумаги, где планируется работа. В качестве веб-камеры используется обычный смартфон, чтобы репетиторам и ученикам не пришлось покупать дополнительные устройства для работы с платформой.
Далее потребуется включить спецрежим и обозначить границы листа или рабочей зоны, где пользователь планирует писать от руки. После чего можно довериться алгоритмам Chattern, которые в режиме реального времени трансформируют изображение таким образом, что обычная рукописная страничка будет выглядеть «нормальной», читаемой для обоих участников видеосвязи.
«Skype и Zoom – это просто видеосервисы, они не специализированы для репетиторов»
— Что подтолкнуло вас к разработке платформы?
— Изначально мы делали маркетплейс, но не простой, а с возможностью видео-консультаций. Мы хотели, чтобы любые специалисты, начиняя от психологов и закачивая репетиторами, могли продавать свои консультации в видео-формате. Но таких маркетплейсов много, и мы стали искать, чем нам отличиться.
И так как одной из аудиторий, на которую мы рассчитывали, были репетиторы, мы стали решать их основную проблему.
Это сейчас проведение уроков онлайн стало мейнстримом, но в доковидное время такой формат не был востребован.
Учителя приноровились к различным программам, но в них не было возможности писать от руки. Это была одна из причин, по которой многие не хотели уходить в онлайн.
А те, кто переходил на удаленный режим преподавания, пытались решить проблему кустарными способами. Например, с помощью различных ухищрений пытаясь закрепить веб-камеру вертикально прямо над листом бумаги, чтобы показывать ученику, что пишет учитель. Мы же применили научный подход к решению данной проблемы.
— В чем он заключается?
— Вам нужны только смартфон и ноутбук. Ноутбук для самого занятия: в окне приложения преподаватель и ученик видят друг друга, видят, что каждый из них пишет в тетради, а также окно с учебными материалами. Телефон же нужен, чтобы считывать и передавать изображение страницы, на которой пишет пользователь.
При этом уникальность нашего решения заключается в том, что телефон может быть расположен практически под любым углом и с любой стороны рукописной страницы. Далее работает чистая математика.
Мы первые, кто применил алгоритм проективного преобразования плоскости для передачи видеоизображения в режиме реального времени во время видеосвязи и придумали использовать для этого обычный смартфон.
В результате работы алгоритмов репетитор и ученик видят плоскую страницу и могут спокойно читать, что на ней написано.
— Можно использовать любой телефон?
— У нас можно использовать любой телефон, на котором установлен один из браузеров. У кого есть лишняя HD веб-камера, можно использовать и ее вместо смартфона. Только совсем дешевые камеры не потянут видео, будут “квадратики”.
— А в чем преимущество вашей разработки, если уроки уже проводят в Zoom и Skype?
— Skype и Zoom – это просто видеосервисы, они не специализированы для репетиторов, педагогам приходится как-то изворачиваться и применять их для своей работы. А мы единственные специализированные, мы нишевые.
«Со стартапом ты планируешь, а жизнь показывает, что нужно на самом деле»
— Пока ваше приложение рассчитано на двух человек, чего вы хотите в дальнейшем?
— Мы стартап, и со стартапом ты планируешь, а жизнь показывает, что нужно на самом деле. У нас были планы сначала на двух участников, потом расширить на групповые занятия — класс или вуз. По сути, мы хотели заменить Zoom. А далее мы планировали продолжить работу над маркетплейсом.
Мы запустились месяц назад, и у нас идут тестирования с настоящими репетиторами, мы отрабатываем обратную связь.
Репетиторы нам очень помогли, они надавали нам множество практических идей, рассказывая, как они проводят уроки и что им было бы удобно. Поэтому мы увидели потребность и решили не становиться универсальным видеоконференцсервисом (ВКС), а стать узкоспециализированной, но лучшей платформой для репетиторов.
— А что уже добавили, опираясь на их советы?
— Выбор цвета маркеров. Потому что нам объясняли, что для лучшего восприятия информации ребенком в отдельных зонах нужно писать разными цветами. Добавили работу с изображениями, учебными материалами, сохранение материалов урока и т.п.
Это необходимо для привлечения внимания ребёнка. Мы же этого не знаем, мы не преподаватели и особо не знаем, как работает детский мозг.
— А чего им не хватает сейчас?
— Удобства для детей. За время ковида репетиторы перестроились на онлайн-доски, но когда случился ковид, узкоспециализированного сайта для репетиторов не было, поэтому люди стали искать инструменты, как выкрутиться.
И самым распространенным выходом стала комбинации Zoom или Skype с виртуальной доской. Zoom используют как видеоконференцию, а виртуальную доску как способ передачи информации.
Но на этих досках невозможно писать. Представляете, как сложно писать мышкой ребенку? Да и к тому же это большая трата времени урока.
Наш мозг устроен так, что когда мы решаем уравнение, например, мы погружаемся в решение. А тут приходится думать, как это изобразить. Усилия в итоге уходят не на то.
— Но на досках можно писать…
— Да, на многих виртуальных досках можно печатать формулы. Но это опять же печатание. Например, уравнение, в котором икс два в квадрате — надо писать икс, потом выбрать нижний регистр, потом верхний, потом равно, потом корень.
И если репетиторы перестроились, за время работы стали более ловкими, стали быстрее печатать, купили графические планшеты и пишут с помощью стилуса, то дети — нет.
Поэтому пока мы решили маркетплейс передвинуть совсем на другое время, а сейчас сконцентрироваться на репетиторстве и поженить лучшее от доски и от рукописного урока.
— А что именно в плане рукописности вы хотите сделать?
— Мы хотим, чтобы был бесшовный переход. Написали, сделали снимок, инструментами доски можно что-то поделать, возможность подключить планшет, где можно на экране рисовать.
Мы хотим сделать такой переход, чтобы и тут, и там была возможность писать от руки.
— Есть что-то из того, что педагоги считают острой необходимостью?
— Ну, цвета маркерам мы внедрили, ещё по их советам сделали возможным менять толщину ручки и подключили отзеркаливание. Например, камеры айфонов снимают по-другому, и поэтому есть необходимость.
Учителя еще хотят иметь возможность игрового взаимодействия, чтобы устраивать небольшие паузы во время урока и возможность поощрять учеников, например, выдавая смайлики за правильно решенную задачку. Еще они хотят сохранить функционал виртуальных досок в дополнение к возможности писать от руки.
— Вы планируете расширять возможности платформы, чтобы ей могли пользоваться группы?
— Да, мы будем тестировать в школах. В Новокуйбышевске есть школа-интернат для детей с ограниченными возможностями.
Вы знаете, что есть такие учителя-надомники, которые ходят домой к детям с инвалидностью. И одно из применений нашей программы — это то, что учителя-надомники смогут проводить уроки онлайн.
«Мы просто компьютерщики, которые решили работать над чем-то своим»
— А вообще это ваш первый проект?
— Да, мы просто компьютерщики, которые решили работать над чем-то своим. Мы вообще жили за границей и работали на зарубежные компании. Но решили заняться своими разработками.
Мы искали на глобусе, где хотим жить, и в итоге вернулись в свой любимый город – Самару.
— Где вы нашли деньги на свою разработку?
— У нас в России есть Фонд содействия инновациям, его в академической среде называют фондом Бортника. От этого фонда мы и получили первый грант.
— Почему вы не стали искать инвесторов на разработку?
— Когда мы решали, где будем внедрять нашу разработку, перед нами встал вопрос, как мы хотим жить. Отталкиваясь от этого, нужно было выбирать между венчурными инвесторами российскими, иностранными и грантами. В итоге мы выбирали между Долиной (Прим.ред. – Кремниевая Долина — известнейший технопарк к юго-западу от Сан-Франциско) и российскими грантами. Почему в итоге выбрали грант?
Когда отдаешь разработку венчурным капиталистам, ты фактически лишаешься своего продукта. Они получают долю в компании, часть прав на разработку, при этом ты становишься их наемным работником. Выходит, что у тебя вроде и доля есть, но над тобой появляется начальство.
Что нам нравилось в российских грантах — это то, что тебе дают денег и хоть и требуют серьезную отчетность, чтобы не было нецелевого расходования средств, ты остаешься сам себе хозяином и у тебя долю средств в компании никто не забирает.
Пусть первый грант смешной, но дальнейшие гранты — они серьезные и все без отдачи доли компании и шефства над тобой.
— Как долго вы разрабатывали проект?
— Мы игрались за свой счет, без финансирования, просто рассматривали идею и возможности. Нам нужно было выбрать технологию, посмотреть, как все будет работать.
Например, когда мы решили в таком виде создавать приложение, то есть работающим в веб-браузере, нам нужно было использовать технологию, которая передает видео через браузер.
Несколько лет назад многие браузеры вообще не поддерживали эту технологию. И вот мы игрались несколько лет с идеей, а потом уже знали что делать, получили грант и всё сделали.
— Какие у вас ближайшие планы?
— Тестирование, внедрение доски, бесшовный переход от написания от руки к компьютерному взаимодействию.
Фото обложки отсюда
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте