КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Площадь Кирова: Дворец культуры, дом «Шанхай», филиал универмага «Юность» и первый подземный переход в Самаре

 1 403

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня мы расскажем о главной площади Безымянки, которая носит имя большевика Сергея Кирова. Сама она не велика по размерам, но зато ее архитектурный ансамбль заслуживает самого пристального изучения.

Дворец культуры на площади имени Кирова

Проспект Кирова, 145
Охранный статус: объект культурного наследия регионального значения

В декабре 1950 года вышло Постановление Совета министров СССР о разрешении строительства в Кировском районе Куйбышева Дворца культуры объемом 90 тысяч кубических метров. Заказчиком был определен авиационный завод № 1 им. Сталина (ныне РКЦ «Прогресс»).

Нужно отметить, что по генеральному плану 1937 года «Большой Куйбышев» главный Дом культуры Безымянки должен был разместиться на перекрестке улицы Победы и Ново-Вокзальной, а на нынешней площади Кирова планировалось построить здание для драматического театра. Но этим планам не суждено было сбыться.

Драматический театр на Безымянке

Дворец культуры Кировского района было решено начать строить не с нуля, а с использованием уже разработанного проекта. Как указано в архивных документах, «осуществленного в городе Молотове для завода п/я 211». Однако главный фасад здания предстояло переработать.

Город Молотов — современная Пермь, а предприятие, обозначенное как почтовый ящик 211, ныне именуется ОАО «Пермский моторный завод». Но в 1940 году, когда проектировался его Дворец культуры, это еще был завод № 19 имени Сталина. Сам проект ДК был разработан архитектурно-проектной мастерской Ленгипрогора.

Строительство пермского ДК началось в 1940 году и завершилось спустя 12 лет. Ниже приведены несколько его фотографий.

Но вернемся в Куйбышев. На следующей иллюстрации показан проект Дворца культуры на площади Кирова, разработанный куйбышевскими архитекторами. По всей видимости, это и есть тот самый переработанный проект пермского ДК.

Проект ДК им. Кирова

Впрочем, в краеведческой литературе можно найти еще одного претендента на звание прототипа Дворца культуры на площади Кирова. Речь идет о ДК нижнетагильского металлургического комбината, возведенном в 1952 году. Он был построен в стиле помпезного сталинского ампира и производил прекрасное впечатление.

ДК в Нижнем Тагиле

Замена пермского варианта на нижнетагильский вполне вероятна, время на нее было, ведь расчистка территории и рытье котлована под Дворец культуры Кировского района стартовали лишь в августе 1954 года.

Как на грех, в конце 1955 года было принято постановление «Об устранении излишеств в строительстве и архитектуре». Сталинский ампир с его богатым декором, портиками и колоннами был подвергнут беспощадной критике.

К тому моменту Дворец культуры был построен чуть выше фундамента. Проект пришлось отправить в Москву на доработку. В итоге Дворец культуры в Кировском районе был уменьшен примерно на треть, стал П-образным, хотя изначально должен был быть квадратным, портик, имевшийся в первоначальном проекте, также решено было убрать.

Строительство велось силами завода № 1 (директор – Виктор Литвинов) и треста № 11. Хотя объем работы был настолько велик, что приходилось просить помощи у других заводов Безымянки.

Ближе к завершению строительства на заседаниях художественного совета, ведавшего ходом работ, все чаще поднимался вопрос о том, что здание, увы, совсем не напоминает Дворец культуры. В итоге было решено возвести портик с десятью колоннами, чтобы придать зданию более величественный вид и приблизить его к образцам классической архитектуры. Это потребовало дополнительных расходов.

Автор проекта Дворца культуры, архитектор А.В. Тарасов, выполнил необходимые чертежи, но подписывать их своим именем не стал, опасаясь возможных последствий.

ДК Кирова в советское время

Ввод Дворца культуры Кировского района в эксплуатацию происходил постепенно. Первым начало работать его левое крыло.

В 1959 году открылся кинозал. В первом квартале 1960-го в строй должны были вступить спортивный зал и комнаты для кружковой работы. Об этом можно прочесть в приведенной ниже заметке от 31 декабря 1959 года.

Но, видимо, что то пошло не так. Во всяком случае в прогрессовской многотиражке от 20 декабря 1960 года спортзал и комнаты для кружковой работы еще значатся в списке того, что должно начать свою работу.

В итоге ввод Дворца культуры Кировского района в эксплуатацию состоялся 31 октября 1961 года. Здесь было где развернуться: театральный зал на 1000 мест, кинозал на 650, конференц-зал – 420 мест. Имелся и спортивный зал, рассчитанный на присутствие 250 болельщиков. Кружки художественной самодеятельности получили для своей работы 11 просторных комнат. Проектировался даже плавательный бассейн, но от этой идеи отказались.

Год 1961-й стал для Безымянки не только знаменательным, но и в какой-то мере переломным. Окончательно завершилась эпоха советской неоклассики в архитектуре. Дворец культуры Кировского района стал ее лебединой песней. В том же 1961 году Куйбышев полноправно утвердился в качестве одной из космических столиц Советского Союза. Благополучно вернулся из своего космического вояжа Юрий Гагарин: от аэродрома «Безымянка» к Обкомовской даче на 1-й просеке путь его лежал через площадь Кирова. Да и в последующие годы здесь можно было встретить кортежи с покорителями космоса. Но вернемся в ДК на площади Кирова.

10 мая 1962 года в главной газете страны — «Правде» — появилась статья «Еще раз по поводу излишеств в строительстве и архитектуре». Вот отрывок из нее:

«Так, в Куйбышеве в результате незаконного изменения проекта к Дворцу культуры был пристроен десятиколонный портик с фронтоном. В зрительном зале удобные и экономичные люминесцентные светильники заменили бронзовыми люстрами. В зале установили дорогостоящие кресла, изготовленные по специальному заказу по образцам мебели прошлого столетия».

Люстра во Дворце культуры имени Кирова

Автор статьи дает слово и виновнику расходования бюджетных средств, секретарю Куйбышевского горкома КПСС Алексею Росовскому: «Ведь мы привыкли, что дворцы культуры должны быть с портиками. Без портика Дворец культуры был бы похож на швейную фабрику». Уже после выхода статьи, в июне 1962 года, на заседании Секретариата ЦК Алексею Росовскому был объявлен выговор.

Отдельно хочется сказать о названии этого очага культуры. До 1978 года это был Дворец культуры Кировского района. Затем, после образования Промышленного района города, он стал называться ДК им. Кирова.

На рубеже 1990-2000-х годов Дворец культуры стали называть ДК им. В.Я. Литвинова в честь директора завода «Прогресс», курировавшего его строительство. Но найти информацию об официальном переименовании нам не удалось. В списке объектов культурного наследия (далее — ОКН) здание с адресом проспект Кирова, 145 обозначено как «Дворец культуры на площади им. Кирова». МАУ г.о. Самара «Дворец творчества», в ведении которого находится этот ОКН, именует его «ДК на площади имени Кирова».

Внутреннее убранство Дворца культуры на площади Кирова пронизано авиационно-космической тематикой. Стоит отметить, что занимались им московские художники,  том числе Клавдия Тутеволь, ученица  Аристарха Лентулова и Александра Дейнеки. Она — автор двух панно в вестибюле ДК им. Кирова. Верхнюю часть одного из них занимает фигура Дедала (фото № 1 и 2), второго — раскинувший руки рабочий (фото № 3 и 4).

Ниже представлены фотографии из коллекции Дворца культуры на площади Кирова и фондов СОГАСПИ, которые иллюстрируют творческую активность советского периода в его стенах.

Сейчас Дворец культуры им. Кирова находится на реконструкции, которая должна завершиться в 2023 году.

Памятник Кирову

Объект культурного наследия регионального значения

Изначально памятник Сергею Мироновичу планировали открыть в 1961 году. Затем установку памятника перенесли на 1966 год — год 80-летия со дня рождения Кирова. Финансовая сторона вопроса ложилась на плечи предприятий Кировского района.

Но в итоге установка памятника была приурочена к более масштабному событию — полувековому юбилею Октябрьской революции, а заодно и к 25-летию Кировского района.

В книге «Памятники истории и культуры Куйбышевской области» памятнику дается такая характеристика: «Скульптура передает типичную позу Сергея Мироновича — пламенного революционного трибуна». Автором памятника назван скульптор О.Н. Иванов.

В 1971 году аналогичная скульптурное изображение Сергея Мироновича было установлено в Ленинграде, на территории завода подъемно-транспортного оборудования имени Кирова (Набережная Обводного канала, 118аае).

«Красный Шанхай»

Проспект Кирова, 143 / Физкультурная, 117 (квартал 716)
Выявленный объект культурного наследия: «Дом жилой с магазином «Шанхай»»

Этот краснокирпичный гигант был построен в 1957 году на месте бараков военных лет. Возведение «Шанхая» курировал завод № 24 им. Фрунзе. Во всемирной паутине этой информации нет, но на помощь приходят многотиражки моторостроителей. В данном случае, за 1960-й год.

В «Красном Шанхае» было 315 квартир — большая для второй половины 1950-х годов цифра. Тем не менее, куйбышевские газеты писали о нем крайне редко. Следующая заметка от 30 января 1957 года — по сути единственная. И то в центре внимания в ней не сам дом-гигант, а гастроном на его первом этаже.

«Зеленый Шанхай»

Проспект Кирова, 42 / Физкультурная, 115 (квартал 713)
Выявленный объект культурного наследия: «Дом жилой»

Проектирование и строительство этого дома велось с 1945 по 1948 год. Здание состоит из 11 типовых секций, утвержденных техническим советом Наркомата авиационной промышленности для строительства в 1945 году. Первый этаж запроектирован из кирпича, второй и третий – из шлакозольных блоков. В доме насчитывалось 162 квартиры. Большая часть из них была отдана работникам моторостроительного завода им. Фрунзе.

В 1948 году городской отдел по делам архитектуры выбрал «Зеленый Шанхай» для участия во Всероссийским конкурсе лучших зданий, возведенных в том году.


По его итогам приказом Управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР № 143 от 23 апреля 1949 года  за строительство 162-квартирного жилого дома по Кировскому шоссе в г. Куйбышеве, за хорошее композиционное решение здания и архитектуру фасада, за высокое качество строительных и отделочных работ, за применение передовых методов строительства коллектив строителей, в том числе автор проекта архитектор Николай Кузнецов, был награжден второй премией.

Сталинка завода «Прогресс»

Физкультурная, 112 / Проспект Кирова, 44 (квартал 712)
Выявленный объект культурного наследия: «Дом жилой с учреждениями»

Если южный фланг площади Кирова застраивал моторостроительный завод № 24, то западный достался авиационному заводу № 1 им. Сталина (ныне – РКЦ «Прогресс»). По воспоминаниям известного самарского врача-ортопеда Евгения Ковалева, дом строили пленные немцы. Еще один интересный фрагмент из его воспоминаний: «На втором этаже нашего дома были три квартиры, которые работали как заводская гостиница. В ней останавливались Кожедуб — трижды Герой Советского Союза, Покрышкин — трижды Герой Советского Союза. Здоровые такие мужики! Я спускаюсь по лестнице, смотрю — они, герои. Мы же их всех в лицо тогда знали. Я замер, рот открыл, а они меня по голове потрепали, и вниз спустились. За самолетами приезжали на завод».

В 1950-х годах дом № 44 по проспекту Кирова дважды попадал на страницы многотиражки завода «Прогресс». Вот заметка 1951 года, автор который выражает радость по поводу реновации квартала 712. Мы же усомнимся, что почившая улица Коротенькая могла сохранится здесь до момента постройки сталинки завода «Прогресс». Ведь в 1941 году именно в квартале 712 была сооружена разворотная петля трамвая № 3, связывавшего Безымянку с историческим центром города. Хотя, конечно, какие-то отдельные домишки могли сохраниться здесь и после ее появления.


Во второй заметке, датированной 1958 годом, рассказывается о казусе, возникшем при ремонте  фасада дома № 44.

Сталинка авиазавода № 1

Проспект Кирова, 46 (квартал 712)
Выявленный объект культурного наследия: «Дом жилой»

Строилась с сентября 1945-го по декабрь 1948 года для работников все того же «Прогресса». Сейчас рассмотреть этот дом проблематично, мешают многочисленные торговые киоски. Да и деревья заметно подросли по сравнению с 1950-ми годами, когда было сделано следующее фото.

В скверике перед домом, видимо в 1970-80-х годах, были установлены малые архитектурные формы с элементами мозаики.

Дом с филиалом универмага «Юность»

Проспект Кирова, 48 / Физкультурная, 113 (квартал 712)
Выявленный объект культурного наследия: «Дом жилой с магазином»

Думаю, не стоит говорить, какое предприятие курировало постройку этого дома. Для жителей Безымянки он был ценен тем, что на его первом этаже с 1952 года начал работу филиал универмага «Юность».

В 1975 году на фасаде здания была установлена мемориальная доска в честь переименования 2-й улицы Безымянки в улицу Победы. Произошло это переименование, напомним, в 1949 году.

Напоследок винтажная фотография дома № 48 по проспекту Кирова, в которой нас привлекла большая рекламная вывеска на его крыше. Эта могучая конструкция призывала жителей и гостей Безымянки хранить деньги в сберегательной кассе.

Дом в поселке строителей заводов НКАП

Проспект Кирова, 50 / Улица Победы, 112 (квартал 711)

Выходящий на площадь Кирова угловой дом построен в 1943 году, несколько позже своих соседей по кварталу 711. Находился он, скорее всего, на балансе Куйбышевского авиационного завода (в годы войны – авиазавод № 18 им. Ворошилова). Но немалая часть домов в этом квартале была закреплена за авиазаводом № 1, которым руководил Виктор Литвинов. Вот отрывок из воспоминаний его дочери: «Нас поселили в доме № 56 по Кировскому проспекту. Говорят, что этот дом называли Домом Правительства. Туда вскоре приехал и отец, который сопровождал эшелон с оборудованием для завода. Десять дней перевозки».

Ниже представлена фотография 1965 года, в левой части которой находится дом № 112 по улице Победы.

Историческая застройка на месте ТРК «Вива-Лэнд»

Нечетная сторона улицы Победы от проспекта Кирова до улицы Каховской (квартал 731)

Открытый в апреле 2010 года ТРК «Вива-Лэнд» был построен на месте 13 двухэтажек, возведенных в 1940-х годах. В годы Великой Отечественной они возводились из саманных блоков.


Такие же дома, давно расселенные, мы сейчас можем наблюдать в том же квартале по улицам Каховской и Свободы. Дом, выходивший на перекресток проспекта Кирова и улицы Победы, был примечателен наличием парикмахерской.

В 1946 году со стороны проспекта Кирова авиазвод № 18 им. Ворошилова (позднее – Куйбышевский авиационный) построил три шлакоблочных дома, один из которых (Кирова, 155) до сих пор не снесен. На следующем фото он позирует в левой части кадра.

Эти дома удостоились премии на республиканском конкурсе в номинации «Лучшие жилые дома».


Рассказ о «довивалэндной» истории квартала 731 мы завершим фотографией винтажной остановки общественного транспорта. Это могучее металлическое изделие было изготовлено на Куйбышевском авиационном заводе.

Подземный переход

Перекресток улицы Победы и проспекта Кирова

Первый подземный переход в нашем городе. Открыт в ноябре 1966 года к радости всех жителей Безымянки.


Куйбышевские фотографы часто снимали площадь Кирова так, чтобы в кадр попадал этот подземный переход.


Современные фото: Инга Пеннер, Андрей Артемов
Фото интерьеров ДК им. Кирова: Дарья Григоревская
Фотографии советского периода: коллекция краеведа Владимира Самарцева, группы ВКонтакте — «Вот такая Самара» и «Музей истории авиационного завода«
Материалы из куйбышевских газет: Евгений Альмяшев

ДГ благодарит начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина, за предоставленные материалы.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте