,
Сегодня мы окинем краеведческим взором дальнюю окраину Безымянки. Улицу, которая играла заметную роль в жизни этого района еще в довоенный период. Итак, встречайте, Черемшанская!
До 1949 года она именовалась Восьмой улицей Безымянки. Потом была переименована в Гражданскую.
Название, впрочем, не прижилось, и спустя девять лет улица стала Черемшанской в честь притока Волги — реки Большой Черемшан, чей исток находится в Клявлинском районе Самарской области.
Теперь же перейдем непосредственно к улице Черемшанской, которая четко разбивается на четыре градостроительных отрезка.
Отрезок №1. Район школы №178
Здесь все просто. На этом отрезке улица Черемшанская застроена частным сектором, который появился здесь в 1956—62 годах. Какие-то дома сохранились до наших дней без изменений, какие-то заменены на вполне презентабельные коттеджи.
На спутниковом снимке 1965 года видно, что этот участок Черемшанской зияет пустотами.
Красной звездочкой отмечен участок, где в 1999 году будет построена школа №178.
Пройдя от улицы XXII Партсъезда до улицы Александра Матросова, Черемшанская упирается в территорию психиатрической больницы и прерывается почти на полкилометра.
Отрезок №2. Томашев колок и «Красные дома»
Здесь нас сразу же встречает довоенное здание – школа №50 (Черемшанская, 70), построенная в 1938 году. Сейчас в ее стенах находится Самарский региональный центр для одаренных детей. К слову, занявший второе место в рейтинге школ Самары по результатам ЕГЭ 2021 года.
В год открытия школы основной контингент ее учеников составляли жители Томашева Колка. Географически район этого поселка включал в себя обширные пространства от нынешнего 8-го микрорайона до психиатрической больницы на улице Нагорной.
Какое-то время школа №50 находилась практически в чистом поле, соседствуя лишь с корпусами вышеозначенного медицинского учреждения. Лишь в 1946 году началась частная застройка между проспектом Кирова и улицей Воронежской. Появления же двухэтажных жилых домов пришлось ждать еще 10 лет. В 1957 году ими был застроен участок между улицами Воронежской и Краснодонской. Возводил их завод «Прогресс».
Участок от Воронежской до Калинина был в сфере интересов моторостроительного завода им. Фрунзе.
Что интересно, Поселок мастеров (он же – Городок строителей, он же — «Красные дома») строился в 1958—59 годах, одновременно с частным сектором на противоположной стороне Черемшанской.
В 1978 году высотность этого отрезка увеличилась до пяти этажей. Домом №97а отметился все тот же моторостроительный завод.
Рядом с ним нами был обнаружен замечательный представитель Самары котической.
Во второй половине 1970-х годов на углу Черемшанской и Роторного переулка было построено здание Куйбышевского специализированного монтажно-наладочного управления треста «Югспецавтоматика». В настоящее время здесь же находится экспертно-криминалистический центр областного УВД.
Напоследок упомянем автобус №20. Этот малоизвестный маршрут во второй половине 1960-х годов связывал район «Красных домов» с Юнгородком.
В 1970-х годах он был переброшен в 15 микрорайон, и с тех пор улицу Черемшанскую связывают с общественным транспортом только названия остановок на проспекте Кирова и улице Советской.
Отрезок №3. Пролетарский поселок и 66 квартал
К началу Великой Отечественной войны улица Черемшанская была северной границей Пролетарского поселка, появившегося на рубеже 1930—40-х годов. Застройка здесь была исключительно частная, на таких улицах, как Угличская и Кромская, она дожила до XXI века. В советское же время несколько куйбышевских заводов-гигантов планомерно откусывали от Пролетарского поселка квартал за кварталом под высотное жилое строительство.
Между проспектом Кирова и Минской хозяйничал Металлургический завод им. Ленина. В 1953 году им были построены два общежития – Черемшанская, 129 и 131. В первом сейчас находится прокуратура Кировского района.
В 1966 году металлурги отметились на улице Черемшанской жилым дом №150 и детским садом №306. Об этом радостном событии даже написал «Волжский Комсомолец».
Некогда в районе этого дома и детского сада находился стихийный продуктовый рынок, но пару лет назад его ликвидировали.
Но шире всего на этом участке улицы Черемшанской развернулся Куйбышевский авиационный завод. Освоив во второй половине 1970-х годов площадку в Юнгородке (микрорайон «Авиа»), предприятие подыскало новое место для жилого строительства. Им стал Пролетарский поселок, которому суждено было превратиться в 16 микрорайон.
Во время выхода этой заметки уже достраивался первый высотный дом этого района с адресом Черемшанская, 156.
Строительство в этом районе было не таким простым, все-таки надо было сносить достаточно плотную, хоть и частную, жилую застройку. Так, дом по Черемшанской №158 был введен в эксплуатацию лишь спустя три года после своего соседа.
Этот дом удостоился отдельной статьи на страницах ДГ в связи с тем, что соседствует с моргом городской больницы №8.
Немного забежим вперед в хронологии нашего повествования и продолжим похоронную тему. У Пролетарского поселка имелось свое кладбище, которое отмечено на карте Куйбышева 1940 года.
Погост располагался в границах улиц Майской, Мирной, Советской и Черемшанской, ближе к последней. Существовал он, по всей видимости, в 1930—40-х годах, после чего был упразднен в связи с появлением Безымянского кладбища. Впрочем, возможно, кладбище более старое и имеет отношение к уже упомянутому нами поселку Томашев Колок.
Позднее место, где располагалось кладбище Пролетарского поселка, стало частью территории школы №73. В начале 1990-х годов часть ее была отдана под возведение дома с адресом Черемшанская, 160. Дети из окрестных домов, исследуя место строительства, натыкались на человеческие останки. Самые смелые приносили кости домой, за что получали ремня от родителей.
Немного отойдем от похоронно-кладбищенской темы и взглянем на граффити, украшающие дома №158 и 160 по улице Черемшанской.
Теперь вернемся во времена перестройки. Центр 16 микрорайона архитектурно обозначен двумя крупными домами, стоящими друг напротив друга, – Черемшанская, 137 и 139. Они были возведены в 1986—88 годах. Их главной фишкой были четыре пристроя, в которых разместились различные магазины.
Сейчас безошибочно можно определить лишь местоположение лишь промтоварного магазина.
Интересна и заметка от августа 1987 года, опубликованная в газете «Волжская Заря». В ней рассказывается о том что уже построено и что еще предстоит построить в 16 микрорайоне.
Среди уже существующих объектов указан некий мини-стадион, местоположение которого пока установить не удалось. Анонсированные в заметке детские сады были возведенный в срок.
Сейчас в бывшем детском садике №387 находится дневной пансион-84 и детская школа искусств №15. Металлическая ромашка на фасаде здания, к счастью, уцелела.
Другой детский сад, №459, немного стилизованный под средневековый замок, был открыт в 1990 году.
Помимо Куйбышевского авиационного завода, небольшую лепту в застройку 16 микрорайона внес трест «Промстрой», на счету которого дома №№145, 147, 149.
Возводили их в смутное время – на рубеже 1980-90-х годов, что только способствовало медленному благоустройству придомовой территории.
Из заметки не совсем ясно, о какой именно баньке, построенной кооператорами, идет речь. Поблизости действительно имелась баня №12 (Черемшанская, 157), но появилась она за 30 лет до написания этой статьи. В XXI веке к ее зданию был пристроен мини-рынок.
Близ перекрестка Черемшанской и Советской высятся одни из самарских ветеранов-недостроев. Их возведение началось еще в 2007 году и достаточно скоро прекратилась, породив несколько сотен обманутых дольщиков. Лишь в прошлом году было решено вдохнуть в них новую жизнь. По какой улице они получат адреса, Советской или Черемшанской, – вопрос открытый.
Мы же перейдем трамвайные пути и окажемся в чарующем мире каркасно-засыпных двухэтажек, более известном как 66 квартал.
Дюжина таких домов с адресами по улице Черемшанской была построена в 1953—54 годах. Жили, по крайней мере в некоторых из них, работники уже знакомого нам завода им. Фрунзе. Мирное существование этого района в конце 1970-х годов нарушил путепровод по улице Ташкентской, из-за которого мимо двухэтажек Черемшанской стали ездить грузовые автомобили. Путь большинства из них лежал на улицу Мирную, в гараж Безымянского АТП.
В 1980 году дополнительную шумовую нагрузку для жителей местных двухэтажек обеспечила еще и трамвайная линия.
Отрезок №4. Нагорная канавка и 15а микрорайон
Между двумя «среднеазиатскими» улицами – Ташкентской и Алма-Атинской — раскинулся 15а микрорайон. Типичное царство панелек с набором курмышовых примет: дымящие трубы ТЭЦ, гаражные массивы, заброшенная железнодорожная ветка. Добавьте сюда ноябрьскую промозглость — и коктейль «Градостроительная безысходность» готов.
Застройка 15а микрорайона началась в 1973 году. На следующем фото, сделанном 10 августа для многотиражки Домостроительного комбината, запечатлены дома №№ 224 – 240 по Черемшанской.
В 1974 году в 15а микрорайоне была открыта школа №38 (Черемшанская, 244).
Здесь же нам встречается еще одна школа, уже знакомая, под номером 50.
В 15а микрорайон она переехала в том же 1983 году.
Также адреса по улице Черемшанской здесь имели аж четыре детских сада, судьба которых в постсоветский период сложилась по-разному.
Детский сад №462 (Черемшанская, 228) строился ЦСКБ-«Прогресс», введен в эксплуатацию в ноябре 1991 года.
Детский сад №187 (Черемшанская, 230) построен в 1983 году силами 9 ГПЗ. В 1990-х годах отдан в распоряжение пограничной службы.
Рядом с забором бывшего детского сада №187 нами была замечена белка.
Детский сад №162 (Черемшанская, 244а) построен во второй половине 1980-х годов. Спустя 20 лет перепрофилирован под детский епархиальный центр. В начале 2010-х по проекту архитектора Михаила Макридина рядом была построена церковь Сергия Радонежского.
Детский сад №179 (Черемшанская, 250) был открыт в 1979 году и работает по сей день.
Была в 15а микрорайоне и своя библиотека, которая располагалась в трехкомнатной квартире в доме №238 по улице Черемшанской. До наших дней она не дожила.
Завершив рассказ о четной стороне этого отрезка улицы Черемшанской, скажем и о нечетной, пусть она и представлена промзоной.
Отделяет две стороны Черемшанской друг от друга не только Линдовская железная дорога, но и Нагорная канавка. История этого рукотворного оврага, известного самарцам также как Вонючий Дунай, уходит своими корнями в 1940-е годы.
Целью ее создания было отведение излишков воды из многочисленных водоемов, расположенных на территории 7-го микрорайона (Воронежские озера) и в Сад-Совхозе (12 и 13 микрорайоны). Нагорная канавка тянулась далеко на север, где-то между железнодорожными платформами Вишневая и Дачная впадая в небольшую речушку Яблоньку, а через нее в проходящую по территории Зубчаниновки Орловку.
По мере засыпки большей части озер в номерных микрорайонах и строительства современных коллекторов свое первоначальное значение Нагорная канавка утратила, превратившись в место выброса отходов.
Хотя еще в середине 1990-х годов Вонючий Дунай портил жизнь многим самарцам, живущим близ перекрестка проспекта Кирова и Карла Маркса. Маленькое озерцо, водами которого не брезгуют даже утки, сохраняется здесь по сей день.
Сейчас между жилыми домами 15а микрорайона и Нагорной канавкой расположены два ряда гаражей, которые появились здесь в 1980-х годах. До этого тут находилась лесопосадка.
Нечетная сторона улицы напротив 15а микрорайона представлена различными зданиями промышленно-складской направленности с адресами Черемшанская, 197 и 199 с различными литерами.
Появились они после 1965 года. На сделанном тогда американцами спутниковом снимке локация между Безымянским кладбищем и улицей Черемшанской девственно чиста.
Здесь, до строительства Куйбышевского металлургического завода, проходила изначальная трасса Линдовской железной дороги. На спутниковом снимке 1965 года она отмечена синей линией. Красная линия — существовавшая на тот момент трасса Линдовской железной дороги, а зеленая — улица Пугачевская.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Улица Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
— Ставропольская
— Улица Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
— Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2
— Строителей
— Ташкентская
— Теннисная
— Товарная
— Тухачевского
— Ульяновская
— Урицкого
— Улица Физкультурная. Часть №1 / Часть №2
— Фрунзе
— Хлебная площадь
— Площадь Чапаева
— Улица Чапаевская. Часть №1 / Часть №2
— Челюскинцев
— Чернореченская
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter