Завод №305 НКАП («Гидроавтоматика»)
803
,
1 мая 2025 года на Аллее Трудовой Славы открылась выставка «Город Куйбышев. Трудовой подвиг», посвященная работе промышленных предприятий нашего города в период Великой Отечественной войны. Над ее созданием трудились в том числе и журналисты ДГ.
Мы хотим сделать материалы этой выставки доступными каждому горожанину и продолжаем серию публикаций, посвященных работе куйбышевских заводов и фабрик в годы Великой Отечественной войны.

В 1937 году в Москве, в поселке Сокол, на базе завода № 3 треста «Установка» Центрального института труда было начато строительство завода по выпуску крепежных нормалей, авиационных фитингов и элементов натяжения троса, болтов, гаек и заклепок.
4 сентября 1938 года состоялся запуск его первой очереди. Продукция здесь изготавливалась на зарубежных станках-автоматах по технологии массового производства.
Мирная жизнь завода № 305 продолжалась всего три года… Ночью 11 октября 1941 года первый эшелон с его оборудованием и работниками отправился в Куйбышев.
Путь на берега Волги занял долгие три недели – приходилось пропускать составы с солдатами, едущими на фронт.
В Куйбышеве заводу № 305 выделили часть территории самолетостроительного завода № 122, строительство которого начали еще в 1940 году.
Большую часть этой площадки также занимали эвакуированные москвичи – работники завода № 1 им. Сталина (позднее – «Прогресс»). Монтаж оборудования и достройка корпусов шли одновременно.
Уже 24 ноября 1941 года завод № 305 возобновил выпуск продукции на новом месте. Один из работников позднее вспоминал те тяжелые месяцы:
Станки стояли очень плотно один от другого. По проходу ходили люди, таскали крючком ящики с деталями, и ездила телега, запряженная рыжим жеребцом. На ней вывозили стружку от станков. На этой же телеге развозили металл, который на руках подтаскивали к станкам».
По мере обустройства в Куйбышеве заводу № 305 требовалось все больше рабочих рук. На него направляли выпускников ремесленных училищ – из Киева, Херсона, Сталинграда, блокадного Ленинграда.
В районах нынешней Ульяновской области была мобилизована молодежь, в основном девушки. Для них делали специальные подставки из досок, так как рост многих новоиспеченных станочниц не позволял им доставать с пола до ручек управления. Но немыслимые для мирного времени задания они выполняли уверенно, а чаще всего и перевыполняли.
Не прошло и года после эвакуации, а завод № 305 увеличил выпуск продукции в 3,3 раза. В каждом штурмовике Ил-2 были изготовленные на нем детали.
В 1943 году завод освоил выпуск новых агрегатов – кранов шасси, фильтров и антиобледенителей. К концу Великой Отечественной войны здесь стали производить самовзрывные заклепки и анкерные гайки.
В 1941 году из Москвы в Куйбышев приехало всего 500 работников завода № 305, а в победном 45-м на предприятии трудилось уже 3000 человек.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте