Моторостроительный завод №24 им. Фрунзе («ОДК-Кузнецов»)

 563

Автор: Редакция

.


,

1 мая 2025 года на Аллее Трудовой Славы открылась выставка «Город Куйбышев. Трудовой подвиг», посвященная работе промышленных предприятий нашего города в период Великой Отечественной войны. Над ее созданием трудились в том числе и журналисты ДГ.

Мы хотим сделать материалы этой выставки доступными каждому горожанину и продолжаем серию публикаций, посвященных работе куйбышевских заводов и фабрик в годы Великой Отечественной войны.

История нынешнего промышленного гиганта Самары началась в 1912 году на глухой окраине Москвы, за Семеновской заставой. Здесь организовала небольшой завод французская акционерная компания авиационных моторов «Гном и Рон».

Выпуск первой продукции на предприятии совпал с началом Первой мировой войны. После Октябрьской революции завод национализировали. В 1927 году предприятие стало именоваться заводом № 24 им. М.В. Фрунзе.

В 1932 году здесь начался выпуск передового на тот момент авиационного мотора «АМ-34» конструкции Александра Микулина.

В середине 1940 года фрунзенцы освоили производство более совершенных моторов – «АМ-35а» и «АМ-38». За это 23 августа 1941 года завод им. Фрунзе был награжден орденом Ленина.


Вручение ордена Ленина заводу № 24 им. Фрунзе. В центре кадра директор предприятия Михаил Жезлов.

К тому моменту его цеха и корпуса были одной из приоритетных целей для пилотов Люфтваффе. Работа завода была крайне затруднена постоянными налетами немецкой авиации.

8 октября 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны об эвакуации предприятия в Куйбышев.

Москвичи переезжали не на пустое место. Еще с конца 1940 года в Куйбышеве, к юго-востоку от железнодорожной станции «Безымянка», велось строительство моторостроительного завода № 337.

К моменту приезда москвичей здесь уже было около 1500 единиц оборудования и свыше 5000 рабочих и инженерно-технического состава. Завод № 337 НКАП готовился к запуску производства двигателя АМ-35.

Помимо предприятия из Москвы на территорию нынешнего «ОДК-Кузнецов» были эвакуированы еще два авиационных завода: № 452 из Днепропетровска и № 459 из Могилева.

27 ноября, проследив за отправкой в Куйбышев последних эшелонов с оборудованием, в наш город прилетели директор завода им. Фрунзе Михаил Жезлов и главный инженер Анатолий Куинджи.

Наркомат авиационной промышленности поставил перед ними задачу: в декабре выпустить 400 моторов, а в январе 1942 года полностью восстановить довоенные показатели производства. Добиться этого сразу после эвакуации было очень сложно.

Тем не менее, 25 декабря 1941 года на Безымянке впервые послышался гул со стороны заводской испытательной станции. Там проходило испытание первого двигателя АМ-38.

Завод им. Фрунзе прочно встал на ноги на самарской земле. За 1942 год на предприятии было изготовлено почти на 2,5 тысячи моторов больше, чем в 1941-м.



1943 год. Открытие памятника Михаилу Фрунзе на территории завода. Скульптор Василий Акимов.

В победном 45-м завод им. Фрунзе выпускал по 35 двигателей в день! Всего же за годы Великой Отечественной предприятие произвело более 43 тысяч моторов:

АМ-35 для истребителей МиГ-1 и МиГ-3,
АМ-38Ф для штурмовиков Ил-2,
АМ-42 для штурмовиков Ил-10,
ГАМ-34 для торпедных бронекатеров.

За образцовое выполнение заданий Правительства по производству моторов завод имени Фрунзе в июле 1945 года был награжден орденом Красного Знамени.


Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте