,
Улица, о которой сегодня пойдет речь, находится в пограничной зоне между историческим центром и панельными микрорайонами поселка Кузнецовых. Сразу скажем о ее недостатках: здесь нет дореволюционных зданий, а названа она в честь человека, в Самаре ни разу не бывавшего. Итак, встречайте, улица Урицкого!
Отсчет ее истории мы начнем с 1910 года. Тогда улица Урицкого еще называлась Ново-Александровской, являясь как бы продолжением улицы Александровской (Вилоновской). Она также была границей между Закладбищенским и Мещанским поселками. С достопримечательностями здесь было туго. К таковым можно отнести лишь канатный завод некоего Попова и колокольный завод купца Василия Буслаева, к тому моменту уже не работающий.
Ветры перемен задули для улицы Ново-Александровской в середине 1920-х годов. Время было непростое. Самарская губерния преодолевала последствия недавнего и страшного голода в Поволжье, еще не успело возобновиться жилое строительство, зато по ее столице прокатилась волна переименований улиц. В 1925 году Ново-Александровская получила имя председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого, чье убийство 30 августа 1918 года стало одним из главных поводов для проведения политики «красного террора».
В этот же период в нашем городе решался вопрос о расширении трамвайной сети. Прежде всего планировалось облагодетельствовать жителей окраин Самары. На представленном ниже проекте мы видим, что трамвайная линия проектировалась по улицам Урицкого (Ново-Александровской) – Астраханской (Пензенской) – Владимирской – Мещанской (Пролетарской) — Мельничной (Клиническая) с выходом на Соловьиную (Мичурина).
Естественно, этот круговой маршрут был существенно урезан, но по улице Урицкого, как и было обещано, прошел. Кроме того, в связи с укладкой трамвайных путей она была расширена — за счет уже упомянутого завода Буслаева и части Всехсвятского кладбища.
Открытие нового маршрута состоялась 2 августа 1927 года. Ему был присвоен номер 6. Обратите внимание, что в газетной заметке трамвай рассматривается в том числе как средство борьбы с демисезонной распутицей.
Линия обслуживалась одновагонными трамваями, что позволило не строить разворотное кольцо или петлю. Доезжая до тупика (район нынешней остановки «Крымская площадь»), вагоновожатый переходил в другую кабину и ехал обратно. Процесс можно представить глядя на следующее фото.
Так появился топоним «Шестой тупик», который часто упоминался в городских газетах по самым разным поводам. А в обиходе самарцев он был связан с кладбищами, бывшими и нынешними, посему «отбыть в Шестой тупик» означало то же самое, что «отправиться в последний путь». Разворотная петля, позволившая использовать на маршруте №6 прицепные вагоны, была сооружена лишь в 1938 году.
Приход общественного транспорта на улицу Урицкого способствовал и ее жилой застройке. Здесь, на территории бывшего сада купца Чаковского, в 1927 году появился поселок «Железнодорожник».
Судя по всему, этот поселок находился в глубине квартала, примерно там, где сейчас находятся здания с адресами по Коллективному и Колхозному переулкам. Дома были кооперативными. Из следующей газетной заметки 1927 года можно узнать финансовую схему их постройки.
С поселком «Железнодорожник», возможно, какое-то время соседствовал тот самый канатный завод. Во всяком случае в 1926 году это предприятие набирало работников на бирже труда, а его контора располагалась по адресу улица Урицкая, №3/1.
Тогда же, в 1927 году, была озвучена идея превращения старых городских кладбищ в парки. Этот процесс был не быстрым и в случае с Всехсвятским кладбищем, чьей границей границей была улица Урицкого, затянулся на 11 лет.
Прочувствовать атмосферу эпохи заката НЭПа позволяет следующая газетная заметка 1928 года, в которой описывается работа «супермаркета», находившегося на площади Урицкого. Также из нее мы узнаем, что служители культа пытались построить здесь церковь, но на одном из собраний местных рабочих было принято решение «реквизнуть» уже привезенные для этого строительные материалы, которые в итоги пошли на постройку продуктовой лавки.
По-настоящему прорывными для улицы Урицкого стали 1930-е годы. Тогда здесь появились первые высотные дома, которые можно видеть на следующем фото.
Они также строились силами Управления железной дороги. В период с 1930 по 1933 год были возведены дома №4, 6, и 8. Первоначально они имели фасады в стилистике конструктивизма, которые отражали секционную структуру здания. Позднее, в начале 1950-х годов, дома были надстроены до четырех этажей, некоторые из них обрели балконы и декоративные элементы (пилястры, частичную рустовку стен и т.д).
Изменения не коснулись дома №6, внешний вид которого так и остался по-конструктивистки аскетичным. А вот дом №8, более всего перелицованный под сталинскую неоклассику, в 2020 году был наделен статусом ОКН регионального значения. Автором его реконструкции некоторые источники называют Петра Щербачева.
Во второй половине 1950-х годов все вышеуказанные дома были соединены друг с другом пятиэтажными вставками.
Отдельно стоит сказать о доме №2. На его долю выпала почетная миссия архитектурного оформления перекрестка улиц Урицкого, Спортивной и Никитинской площади. Поэтому он появился чуть позже остальных, на рубеже 1930 — 40-х годов, и был четырехэтажным изначально.
Его проект, как и проект всего квартала, разработали в 1-й мастерской Архитектурно-планировочного управления, руководителем которого был автор генплана «Большой Куйбышев» Абрам Каневский.
Чем еще порадовали 1930-е годы улицу Урицкого? Открытием сразу двух учебных заведений.
В октябре 1936 года начались занятия в школе № 86 НКПС (т.е. железнодорожников).
Сейчас в этом здании находится средняя общеобразовательная школа №137 и детская музыкальная школа №14.
О тесной связи этого здания с железой дорогой напоминает находящийся рядом с ним арт-объект.
Тут же мы скажем и о соседнем здании с адресом Урицкого, 5. Сейчас в нем находится Куйбышевский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания. По данным Публичной кадастровой карты, здание построено в 1938 году. В советское время в нем находились детские ясли-сад №104.
В сентябре 1939 года вступила в строй школа №42, рассчитанная на вдвое большее число учащихся. Обратите внимание, что построили ее на территории Горзеленхоза и первоначально она относилась к улице Вокзальной (Агибалова).
В 1962 году к зданию со стороны улицы Агибалова было пристроено дополнительное крыло. Сейчас в нем находится спортзал и лаборатории технологии и информатики. А это вид на школу №42 со стороны улицы Спортивной.
Также добавим, что трамвайная линия, шедшая по улице Урицкого, проходила между школьной территорией и стадионом «Локомотив». Это можно наблюдать на следующем фото середины 1950-х годов.
Между двумя учебными заведениями улицы Урицкого в декабре 1938 года появился объект, имеющий прямое отношение к подрастающему поколению, — Детский парк, позднее получивший имя героя Гражданской войны Николая Щорса. Но открыть его планировали еще в 1930-м.
Закреплено это место отдыха было также за КЖД. Поэтому главная достопримечательность парка имела железнодорожное происхождение.
Сейчас от той железной дороги остались лишь рельсы и шпалы. Ну и фотографии периода ее функционирования.
В 1988 году железнодорожники установили в парке Щорса списанный пассажирский вагон, в котором было открыто кафе под названием «Голубой вагон».
Он был припаркован недалеко от Дома пионеров Железнодорожного района, который был введен в эксплуатацию в феврале 1981 года.
Сейчас в здании Дворца пионеров размещается ЦВР «Парус», а также дирекция парка имени Щорса.
Со стороны улицы Урицкого к нему примыкает бывшее здание стрелкового тира ДОССАФ, построенное в 1956 году.
В прошлом году он был снесен. Неоклассический фасад здания с портиком был заменен на нечто современное, но мало эстетичное.
Вернемся в парк Щорса и пройдемся по его нынешним достопримечательностям, благо их тут хватает. Вот, например, установленная в 2014 году у бывшего тира пушка ЗИС-2.
Очень милы артефакты советской эпохи — выложенные мозаикой скульптуры фольклорных персонажей: голова богатыря-великана из поэмы «Руслан и Людмила» и Царевна-лягушка.
К животному миру парка Щорса можно отнести и слонов, которые в советское время стояли на территории находившегося рядом детской сада (сейчас на его месте здание с адресом Спортивная, 17).
В 2008 году в парке Щорса был открыт памятный знак в честь Сергея Платонова, русского историка, умершего в Самаре и похороненного на Всехсвятском кладбище, часть территории которого и стала парком Щорса.
Ну и на десерт — памятник человеку, давшему парку свое героическое имя, Николаю Щорсу. Он был открыт в год 400-летия города.
На этой торжественной ноте мы прощаемся с 1930-ми годами и переходим в следующее десятилетие. По вполне понятным причинам на улице Урицкого не появилось новых зданий, но зато была дополнительно благоустроена трамвайная линия.
В 1949 году трудящиеся города Куйбышева просили продлить маршрут №6 до центра поселка Кузнцецова. Трудно сказать, какое именно место они имели в виду.
Ждать этого пришлось довольно долго. Лишь в ноябре 1956 года была проложена привычная нам линия по улицам Пензенской/Тухачевского. Чуть позднее, на рубеже 1950-60-х годов, трамвайные пути на улице Урицкого были разобраны, а рогатый электротранспорт пошел по улице Красноармейской.
Это потребовало реконструкции площади и сноса нескольких расположенных на ней торговых точек.
Также этот период отметился ростом жилого строительства. Здание, изначально построенное в стиле сталинского ампира, на улице Урицкого одно — это дом №9 на углу с Красноармейской. Его возвели в 1955 году.
Спустя шесть лет прямо напротив него началось строительство квартала пятиэтажных домов, которые, конечно, уступали в красоте фасадов, но зато брали количеством. Возводились они силами работников локомотивного и вагонного депо.
Еще один пятиэтажный дом был построен чуть поодаль, его фасад выходил на площадь Урицкого. По мере сноса расположенного рядом частного сектора он рос в длину, став в итоге П-образным.
К 1963 году все пятиэтажки улицы Урицкого были достроены и она пропала с градостроительных радаров.
Лишь на излете правления дорогого Леонида Ильича здесь началась кипучая деятельность. Так, в 1981 году был построен не только упомянутый нами Дворец пионеров и школьников, но и райисполком Железнодорожного района, получивший адрес Урицкого, 21.
Что интересно, возвели его в самом центре бывшего Закладбищенского поселка, от которого в 1980-х годах еще оставалось множество домов, имевших адреса по улицам Дерябинской и Самойловской. Само собой, все они были аварийными, а их жильцы жаждали переселения. В 1990 году они устраивали пикет у находящегося рядом с их домишками райисполкомом.
Весной 1987 года улица Урицкого стала частью нового микрорайона братьев Кузнецовых, чему была посвящена обширная статья в «Волжской Заре».
На приведенном в статье рисунке изображены дома на противоположной стороне квартала (проспект Карла Маркса, 23 / Владимирская, 31). Обратите внимание на геометрической узор, которым украшены их торцы. Такой же изначально имелся и на двенадцатиэтажке с адресом Урицкого, 28.
В 2020 году его место занял мурал, посвященный 75-летию Победы. Его героями стали Народный артист Михаил Пуговкин, Герой Соцтруда токарь-фрезеровщик КАЗа Дмитрий Ворфоломеев и Герой СССР летчица Ольга Санфирова.
Панельные дома №28 и №30 были возведены в 1988 году.
Улица Урицкого была на слуху и в постсоветский период — в связи с новыми строительными проектами. В 2004 году в бывшем Закладбищенском поселке обосновалась группа компаний «Уран». На ее счету было немало крупных проектов: от реконструкции театра оперы и балета до строительства гостиницы Holliday Inn на улице Алексея Толстого, а штаб-квартира находилась в бизнес-центре «Деловой мир» (Урицкого, 19).
В расположенном справа пятиэтажном корпусе разместились судебные приставы (УФССП по Самарской области).
Вот что не успела построить ГК «Уран», так это новое здание правительства Самарской области. Работы на объекте велись с 2010 по 2013 год, после чего стройка была заморожена, а группа компаний, названная в честь древнегреческого бога неба, вскоре почила в бозе. Вот каким изначально виделось застройщику это здание.
В 2015 году площадь Урицкого была переименована в Крымскую. После того, как стало известно, что Самара примет матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года, именно она планировалась как место отправления скоростного трамвая, который, как мы знаем, так и остался несбыточным проектом.
В 2019 году Крымская площадь была реконструирована и благоустроена.
В конце того же года было торжественно открыто достроенное таки здание — нет, не правительства Самарской области, а Шестого кассационного суда. Адрес оно тоже поменяло: с Урицкого, 23 на Крымскую площадь, 1.
Всплывать в самарском инфополе улица Урицкого будет еще не один год. Ведь именно к ней — когда-нибудь — должна прийти и здесь же закончиться магистраль Центральная.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Современные фото улицы Ульяновской: Елена Вагнер
Обложка: фото из коллекции самарского краеведа Владимира Самарцева
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
— Ставропольская
— Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
— Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2
— Строителей
— Ташкентская
— Теннисная
— Товарная
— Тухачевского
— Ульяновская
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter