История одной площади

Как из заброшенного пустыря выросло главное общественное пространство Железнодорожного района

 3 401

Автор: Редакция

.

,

На карте Самары площадь Урицкого появилась только в 1982 году. Название, недолго думая, ей дали по улице, в которую она утыкалась. Что же касается улицы, то свое имя она поменяла в 1926 году.  Была улица Александровская, стала Урицкого. Так в самарской топонимике закрепили имя человека, который никогда не был в нашем городе, а прославился тем, что сложил свою голову в пожаре революции.

Моисей Соломонович Урицкий, сподвижник Ленина, был председателем Петроградской ЧК. В 1918 году его застрелил Леонид Каннегисер. Так он отомстил за смерть друга, расстрелянного по приказу ЧК. Имя Урицкого 20 лет носила даже Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, но здравомыслие победило, и в 1944 году ей вернули прежнее название.

Интересно, что будущая площадь Урицкого всегда была свободным пространством, только без всякого названия. Посмотрите на карту 1910 года. Со стороны реки Самара она граничила с двумя кладбищами, с задней стороны её подпирал кирпичный завод, а все остальное было занято частным сектором. Не совсем понятно назначение этого пространства, но в 1938 году оно оказалось очень удобным, чтобы сделать на нем разворотную петлю для трамвая. Это позволило ТТУ выпускать на маршрут №6 прицепные вагоны. Так внутри трамвайных рельс образовалось кольцо, которое оставалось пустым долгие годы. Ну или почти пустым.

Карта Самары 1910 годов

По свидетельствам очевидцев, на этой территории стоял один двухэтажный дом, в котором жили четыре семьи. Но всех расселили в 1989 году, а потом на этом же месте появился коттедж, куда въехала коммерческая структура Никиты Федоровича Хведчика. Был такой персонаж из «лихих 90-х», которого называли покровителем тогдашнего мэра Георгия Лиманского. Офис был обнесен глухим забором, изредка ворота открывались, чтобы впустить или выпустить черный джип. Глава Железнодорожного района Вадим Тюнин говорит, что связать здание с фамилией Хведчика официально нельзя. Причина одна: коттедж нигде не был оформлен.

Фотографии Юрия Прокофьева. Больше фото ищите здесь.

Вадим Тюнин: «Еще 10 лет назад это была грустная площадка с одной асфальтированной дорожкой, рядом с которой стоял незаконно построенный домик. Легенды ходят разные. Я знаю, что там располагалось предприятие «Самарасвязьинформ», и его связывали с фамилией Хведчика. Но в Росеестре дом никак не значился. Никита Хведчик уехал из страны, и здание стояло заброшенным. Там много лет жили бомжи. Потом здание, наконец, снесли».

Начиная с 70-х годов вокруг трамвайного кольца начали строится блочные здания нового микрорайона. Но эту территорию никто не трогал. Вопрос: почему? Ответ, вероятнее всего, связан с планами советского периода по строительству здесь скоростной магистрали. Потом её назовут магистраль «Центральная», а в советских документах она будет безымянной. Посмотрите на эту карту. Скоростная магистраль по генплану 1986 года должна была идти по проспекту Карла Маркса, перемахивать железнодорожные пути, затем реку Самара и уноситься вдаль. Первый губернатор Константин Титов в конце 90-х запыленный проект автомагистрали вытащил на свет божий, и «Центральная» начала строиться. Но до этого места она не дошла и непонятно, дойдет ли когда-нибудь.
План 1986 года
Как же выглядело это место с громким названием площадь и как оно использовалось людьми?

Елена Лапушкина, глава г.о. Самара

«Это была такая не очень ухоженная территория, на которой никто не гулял и которой пользовались, сокращая путь от одной остановки до другой. Там стоял малопонятный домик. Когда-то он был приличный, потом там произошло два или три пожара, и он превратился почти в руины. В нем обитали люди без определенного места жительства. И, конечно, нареканий на этот сквер у нас было более чем достаточно. Но вместе с тем было и желание привести его в божеский вид. Когда я работала в администрации Железнодорожного района, мы каждый год проводили там субботники. Это был негласно закрепленный за сотрудниками администрации участок для главной апрельской уборки. Мы там и цветы сами сажали. Но, безусловно, ресурса района никогда не хватало».

Екатерина Елизарова, местный житель:

«На эту площадь Урицкого никто из нас лишний раз старался не ходить. Там обычно бродили стаи бродячих собак, а по кустам прятались бомжи. Как-то раз я заглянула в эти кусты, а там мангал на кирпичиках и кастрюля. Видно, что-то они себе там готовили. На территории стояли скамейки и горел один фонарь посередине. Еще стоял загадочный заброшенный коттедж. Поговаривали, что это дача какого-то чиновника».

Андрей Савельев, местный житель

«Это был сквер собачников. Больше там никто не гулял. Там были очень красивые мощные деревья, — он мне этим нравился. Зимой выглядел особенно здорово. Я фотографировал его даже иногда. Сквозь этот сквер я ходил постоянно, потому что обходить вокруг долго. Но было в голове, что когда-нибудь сквер исчезнет, потому что поверх него пройдет магистраль «Центральная».

В 2014 году к России был присоединен Крым. Эйфория от этого события проявлялась разными способами. Депутат Губернской Думы Дмитрий Сивиркин предложил отметить это событие переименованием площади Урицкого в Крымскую площадь. С бюрократической точки зрения это было сделать несложно – пространство стояло пустым, без обременений. Мысль понравилась, и 13 июля 2015 года состоялось переименование. Постановление подписал тогдашний мэр Олег Фурсов. Но перед тем, как принять решение, был проведен опрос жителей близлежащих домов о переименовании. Имелся даже проект вместе с площадью изменить название улицы Урицкого. Но он не удался.

DCIM100MEDIADJI_0087.JPG

Елена Москвичева, руководитель аппарата Администрации г.о. Самара:

«Сквер Урицкого. Печальные воспоминания. Опасения вызывал заброшенный дом, полуразрушенный и заколоченный. Мы все время ждали, что там что-то произойдет. Интересно, что за много лет работы в администрации Железнодорожного района ни разу на встречах с жителями не звучал вопрос по этой территории. Наших жителей больше волновали дворы, то есть их придомовое пространство. А потом площадь переименовали в Крымскую. Мы думали, что неплохо было бы переименовать и улицу. Обращались к историкам, чтобы понять историческую значимость личности Урицкого для города. Взвешивали все «за» и «против». Разумеется, вели опрос среди жителей. Мы понимали, что будут затронуты интересы многих жителей, поэтому их слово стало решающим. Они высказались против».

В 2018 году проект реконструкции Крымской площади победил в общественном голосовании по благоустройству общественных территорий. Многие согласятся, что трудно было представить такое преображение. Из никчемного пространства, заросшего бурьяном, архитекторы сделали настоящий парк, наполненный многими смыслами. Конечно, основу концепции продиктовало название. Поэтому появились арт-объекты, посвященные черноморскому полуострову. Ялтинский маяк, Воронцовская ротонда и мозаичное панно в виде карты Крыма.

Аделя Иваева – одна из архитекторов, которые принимали участие в проекте. Она рассказывает, что многие именитые архитекторы Самары делали какие-то детали общего проекта. Например, автор пергол —  Леонид Кудеров. Ротонду предложил  Игорь Галахов.

Аделя Иваева, архитектор:  

«Крымская площадь никогда не воспринималась как сквер. Скорее транзитная зона между трамвайной остановкой и домами. А сейчас это место притяжения людей. В момент открытия в сентябре прошлого года здесь был аншлаг. Еще я вижу, как по- разному работает это пространство в течение дня. Здесь происходит постоянная смена аудитории. Утром и днем – это люди старшего возраста и дети, а вечером лавки-волны обрастают молодежью.

Крымская площадь – один из немногих объектов, который  был реализован по максимальному плану. Хотя изначально здесь была другая задумка. Тут была геопластика, обтекаемые формы. Не было ни ротонды, ни маяка. Речь шла о том, чтобы воспроизвести крымский ландшафт, в том числе природный. А эти арт-объекты появились потом, в том числе и по предложению главного архитектора города Игоря Галахова.

Его ротонда, кстати, не форосская, как кажется. Это не реплика, а некий образ. Мы, наоборот, хотели уйти от классических вещей и осовременить образ. Поэтому ротонда деревянная и с квадратными колоннами. Тем не менее символичность несет. Кроме того, фонтан, если на него посмотреть из окон, выполнен в форме карты Крыма.

Конечно, если говорить про жителей, то их пожелания были гораздо прозаичнее. Они очень хотели фонтан. Задача архитекторов была наполнить смыслом каждый арт-объект.

DCIM100MEDIADJI_0107.JPG

Сам сквер довольно маленький. Детскую площадку здесь нельзя устраивать, потому что сквер в окружении дороги. Многие жители изначально высказывались негативно – что здесь делать сквер нельзя. Но, поскольку мы живем в городе, приходится маневрировать».

Если проект автомагистрали «Центральная» когда-нибудь будет реализован, то часть сквера пострадает. Глава Железнодорожного района Вадим Тюнин так комментирует этот момент: «Да, эта зона всегда рассматривалась для отвода под магистраль. Но при замерах поняли, что сквер только частично попадает в так называемую «красную линию». Когда принимали решение о строительстве, специально продумывали, какое покрытие выбрать. И выбор пал на плитку, потому что её легко переложить. Проспект Карла Маркса «отрежет» от сквера около пятой части. Но ни перголы, ни маяк не пострадают. Общую планировку как раз из-за этого переделывали много раз, чтобы потом обойтись минимальными потерями».

Текст: Анастасия Кнор

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте, Facebook и Instagram

HYPER_COMM

comments powered by HyperComments

HYPER_COMM