КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Улица Спортивная: Всехсвятское кладбище, стадион и бассейн «Локомотив», хлебозавод №2 и мозаичные панно
7 783
,
Сегодня мы поговорим об улице, получившей имя уже при советской власти, хотя окрестности ее начали осваиваться еще в дореволюционные времена. Ее протяженность — чуть более километра, но зато многие гости Самары первой видят именно ее. Итак, улица Спортивная!
Глава №1. Дореволюционные времена
Знакомство с ее историей начнется в 1910 году. На карте Самары тех времен мы отметили современную улицу Спортивную красной линией.
Давайте разберем подробнее, что мы здесь видим. Во-первых, на месте нынешней Комсомольской площади зеленые насаждения, обозначенные как «садик». Площади мы посвятили отдельную статью, но в ней не упомянут один примечательный факт: здесь в начале 1910-х годов находилось одно из первых в Самаре футбольных полей. Так что безымянный садик — место вполне заслуженное.
Расположенный на другой стороне улицы Алексеевской, то бишь Красноармейской, Вокзальный садик тоже послужит на благо спорта, но спустя 15 лет после составления этой карты. За ним по четной стороне улицы Спортивной наблюдается пустырь.
Нечетная же сторона более интересна. На месте девятиэтажных домов у железнодорожного вокзала отмечен некий «продовольственный пункт». Кроме надписи на карте от него ничего не осталось, а вот Константиновская богадельня (Спортивная, 11), точнее ее здание, живет и процветает.
К слову, это единственный объект культурного наследия на улице Спортивной.
Купец 1-й гильдии Иван Васильевич Константинов еще в 1867 году обратился в городскую думу Самары за разрешением на постройку богадельни. Она была построена лишь спустя десять лет, но за свой меценатский порыв Константинов был удостоен звания почетного гражданина города — первым из представителей купеческого сословия. Сейчас в здании богадельни располагается корпус Самарского государственного колледжа, а в советское время — железнодорожное ПТУ № 28.

С двух сторон территорию Константиновской богадельни окружало Всехсвятское кладбище. Подробнее о нем вы можете прочесть в нашей специализированной «погостной» статье.
Территория Всехсвятского кладбища доходила до нынешней улицы Урицкого, за которой располагалось несколько купеческих садов: Чаковского, Дунаева и Субботина. Последний удостоился упоминания в краеведческой картотеке Константина Головкина:
«В 1872 году введен был во владение дачей (садом) Семен Устинович Субботин. <…> На участке находилось несколько кое-каких построек и ветряная мельница о двух подставах.
Сад составляет восточную границу Петропавловской площади и сам окружен с севера местом склада керосина Дочара и спичечной фабрикой Зелихмана, с запада место Епархиального ведомства и Духовная богадельня, а с юга место Дунаева (Дунаевский сад). Во время войны в 1915 году в саду были размещены военнопленные турки».
Нужно заметить, что в 1909 году в саду Субботина (на тот момент он принадлежал Андрею Андреевичу, внуку Семена Устиновича) открылся один из первых в Самаре детских садов. По воспоминаниям руководителя Субботинского детского сада Анатолия Титова большинство его воспитанников были ребятами хулиганистыми. Но тут уж ничего не попишешь — окраина города. Впрочем, к нынешней улице Спортивной это прямого отношения не имеет.
Глава №2. Время первых пятилеток
Еще во второй половине 1920-х годов окрестности железнодорожного вокзала стали одним из мест, где новая, советская Самара наиболее активно вытесняла Самару купеческую. Были застроены вокзальные садики. Там, где гоняли мяч первые самарские футбольеры, было построено здание управления Самара-Златоустовской железной дороги. А за ним разместилась главная спортивная арена тогдашней Самары — стадион «Локомотив».
Как и положено подобным объектам в нашем городе, рождался он в муках. Решение о строительстве было принято еще в 1924 году. Но возводить подобные объекты в Самаре попросту не умели. Помимо стандартного недостатка финансирования, помучиться пришлось и с рельефом местности. «Для того, чтобы утрамбовать землю на спортплощадке, физкультурники должны были на себе доставить с берега Волги особый железный каток в несколько сот пудов весом», — писала газета «Коммуна» в 1925 году.
Пройдя через все препятствия, 12 июня 1927 года «Красный спортивный стадион» был открыт. В первом матче сборная Самары обыграла сборную Ульяновска со счетом 7:1.
А вот название спортивной арены, видимо, посчитали слишком вычурным и сменили в ноябре того же года. Теперь это был «Стадион имени десятилетия Октября». На баланс железнодорожников он перешел в мае 1929 года, а название «Локомотив» стадион получил в 1936 году.
Теперь пару слов об архитектуре. В 1934 году на «Локомотиве» был построен административный корпус, судя по сохранившимся фото — деревянный и весьма конструктивистский.
У павильона стадиона железнодорожников куйбышевских любителей спорта встречал Владимир Ильич.
Для любителей более экстремальных видов спорта на «Локомотиве» была сооружена парашютная вышка. На заднем плане в кадр попала уже знакомая нам Константиновская богадельня.

Вообще в 1935 году «Локомотив» из просто стадиона превращался в развлекательный центр под открытым небом. Здесь тебе и летний театр, и площадка для танцев, и буфет ресторанного типа.
Впрочем, если ты не железнодорожник, изволь выложить 20 копеек.
Окончательно вписал себя в историю города «Локомотив» после того, как на его поле провела свою первую игру команда «Крылья Советов». Матч состоялся 3 мая 1942 года. В том противостоянии «Крылья Советов» уступили хозяевам поля, куйбышевским железнодорожникам, со счетом 3:5, но это тема для отдельного разговора.
На следующем фото вы можете видеть стадион «Локомотив» осенью 1966 года. Только что построен спортивный корпус по улице Агибалова (в левой части кадра), а вот бассейн будет возведен в следующем, 1967 году.
Он снабжен весьма симпатичными мозаичными панно, которые, правда, трудно разглядеть.Успейте сделать это до весны, когда упругие тела советских спортсменок скроет листва.
Теперь перенесемся в 1974 год, когда на стадион «Локомотив» пожаловал финал турнира «Кожаный мяч».
Расстанемся мы с «Локомотивом» образца 1984 года, когда куйбышевские журналисты сошлись на его поле с командой «Авось» приехавшего на гастроли в наш город театра Ленком. Вот как вспоминала об этом газета «Волжская Коммуна».

Завершив тему спортивных зрелищ, перейдем к хлебу. В 1926 году было официально закрыто Всехсвятское кладбище. Власти города посчитали слишком расточительным не использовать такое географически удобное место. В итоге в 1931 году здесь началось строительство автоматического хлебозавода.
Принят в эксплуатацию он был 8 марта 1933 года.

По состоянию на февраль 1936 года хлебозавод №2 выпускал 70 тонн хлеба в сутки.
Что интересно, тогда его адрес был Спортивная, 4, в то время как сейчас — Спортивная, 13.

Отдельно радует тот факт, что хлебозавод по-прежнему на плаву, в отличие от многих своих, даже более молодых, коллег.
Еще один участок Всехсвятского кладбища в 1937 году стал парком имени Щорса.

Во времена, когда был сделан приведенный ниже снимок, парк Щорса имел адрес Спортивная, 19. Сейчас же он прописан по улице Урицкого, 1а. Посему его описание мы оставим для улицы Моисея Соломоновича.

Также в 1930-х годах на улице Спортивной велось и кое-какое жилое строительство на территории уже упомянутых купеческих садов.
По имеющейся информации, это кооперативные дома, построенные, видимо, силами работников железной дороги.
Не забудем мы и о четной стороне Спортивной, от улицы Урицкого до Коммунистической. Чуть ли не в дореволюционные времена здесь находились так называемые «болгарские огороды». Из-за политического переворота в конце 1886 года в Россию перебралось значительное количество болгарских эмигрантов. Большая их часть осела в Одессе, но кое-кто добрался и до Волги. В Самаре основным занятием болгар стало овощеводство. На арендованных у города землях они разбивали огороды и торговали своей продукцией на рынках города.
Одним из таких мест стала Петропавловская (ныне — Никитинская) площадь. Относительно нее имеется вот такое газетное объявление 1929 года, в котором также упоминается братская нам балканская страна.

В 1930-х годах на этом месте обосновалось теплично-парниковое хозяйство горторга. Территорию, которую оно занимало, можно увидеть на карте Самары 1934 года.

И здесь нас снова настигает футбол. Дело в том, что теплицами этими руководил Иван Иванович Карпов, отец легендарного куйбышевского футболиста и тренера Виктора Карпова.
Вот какой была эта местность в 1940-х годах: «Болгарские огороды» располагались от нынешнего Губернского рынка до универмага «Самара». Во время войны здесь стояла зенитная батарея, которая иногда по ночам палила в небо. Осколки снарядов застревали в крышах, падали наземь, становясь трофеями вездесущих мальчишек. Вдоль огородов шла покатая дорога в сторону вокзала, вся усыпанная битым стеклом с парников. По этой дороге местные пацаны с утра до темноты гоняли мяч. Баталии прерывались скудным обедом, а Виктор в это время лез на крышу конторы, где его ждали любимые голуби (он был заядлый «коржатник»). Конкуренцию ему составлял Саша Гулевский, державший голубей по другую сторону «болгарки», на улице Буянова.
Это отрывок из материала «Самарских известий», посвященного юбилею Виктора Карпова. А мы попробуем определить, на крыше какого здания будущий тренер «Крыльев Советов» гонял голубей. Вот фото середины 1950-х годов. Уже построен Губернский рынок и парадные сталинки, но еще нет ЦУМа «Самара». Одноэтажное здание на его месте вполне похоже на контору тепличного хозяйства.
Также обратите внимание на маленький флигелек слева от него. Это неприметное здание еще сыграет свою роль в архитектурном облике улицы Спортивной.
Глава №3. От победы до застоя
Осенью 1953 года на улицу Спортивную полноценно пришел общественный транспорт — троллейбус. «Неполноценно» здесь уже имелся трамвай, пересекавший Спортивную в районе улицы Урицкого. Оба вида транспорта удачно попали в кадр куйбышевского фотографа в 1955 году.
Фотографии троллейбуса и трамвая, мчавшихся мимо свежепостроенных домов, символизировали заботу партии и правительства о своих подданных. Парадные сталинки вдоль улицы Спортивной были выстроены в 1955-57 годах.
В куйбышевских газетах той поры они были частыми гостями.
В советское время у трех из них была достаточно нестандартная нумерация домов — 5/25, 5/26 и 5/27. Начнем, пожалуй, с последнего. Сейчас адрес этого дома — Спортивная, 25в. Интересен он тем, что там располагалось Куйбышевское книжное издательство.
Логично предположить, что дом №5/26 стал домом с адресом Спортивная, 25б.
И, соответственно, дом №5/25 сейчас — Спортивная, 25а. Он украшен лепниной в виде главных символов страны Советов. Жил в нем герой СССР, генерал-майор авиации Георгий Губанов.
Угол с улицей Чернореченской архитектурно оформило административное здание треста «Куйбышевнефтегеофизика».
Нашлось место на улице Спортивной и хрущевкам. Это дома №10 и 12, построенные железнодорожниками в 1961 году. Это были «хрущёвки» ранних серий – торцевые окна расположены в крайних панелях, а не в центральных, также здесь узкие (по ширине окна, а не по ширине панели) балконы.
Дом №14 был возведен в 1963 году. Его окна выходили на здание ныне утраченного Пригородного автовокзала. В 1965 году улица Спортивная была «закруглена» г-образным домом №29. Первый его этаж еще в советские времена заняли энергетики — «Волгоэлектромонтаж» и куйбышевское отделение проектного института «Электропроект».
В завершение этой главы скажем о двух объектах, которые находятся вблизи Спортивной, но адреса получили по другим улицам.
Во-первых, это Губернский рынок, он же — Крытый рынок Ленинского района (Агибалова, 19). Он строился по проекту архитектора Петра Щербачева с 1950 по 1955 годы.

Что любопытно, в те же годы началось проектирование нового универмага рядом с железнодорожным вокзалом. В 1953 году «Волжская Коммуна» оптимистично сообщала, что его постройка займет 2 — 3 года.

На самом же деле строительство ЦУМа «Самара» началось в 1961 году, а принят в эксплуатацию он был в 1967-м. Адрес он получил по улице Вилоновской.
В 1963 году на улице Спортивной было введено одностороннее движение автотранспорта.

Транспорт же общественный ходил по ней в две стороны до 1991 года.
Позднесоветский период
Даже к началу 1970-х годов на улице Спортивной еще сохранился один островок Самары купеческой. И речь идет не о Константиновской богадельне. Тот островок виден на панораме Комсомольской площади 1967 года в правой части кадра.
В период с 1971 по 1975 годы здесь были построены три девятиэтажных дома. На следующем фото видно строительство самого «молодого» из них, стоящего на углу с улицей Красноармейской.
Еще одна его фотография, но уже со стороны улицы Красноармейской. Обратите внимание, что здесь имелся мини-сквер, ныне застроенный торговыми павильонами.
В 1982 году между вокзалом и нынешним ТЦ «Гудок» был построен Самарский информационно-вычислительный центр РЖД (Спортивная, 1а)

По всей видимости, к 400-летию Самары улицу Спортивную украсила краеведческо-патриотическая мозаика, на которой запечатлены крепость Засекина и главные достопримечательности города.
Глава 4. Постсоветский период
Для начала взглянем на следующее фото 1980-х годов. Здесь мы видим ЦУМ «Самара» и тот самый одноэтажный «флигелек», который разглядывали на черно-белой фотографии 1950-х годов.
Это общественный туалет, на месте которого в 2000 году был построен ТЦ «Триумф» (ныне практически бездействующий).
Последнее построенное на улице Спортивной здание имеет адрес Спортивная, 17.
Возвели его для служителей Фемиды на месте довоенного ясли-сада №1, принадлежавшего хлебозаводу №2.
Вот такая она, Спортивная. Улица, наглядно показывающая, что протяженность не имеет значения. И даже за пределами исторического центра есть о чем поговорить, на что посмотреть, о чем порадоваться и поскорбеть.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Архивные фотографии: Евгений Малинкин
Современные фотографии улицы Спортивной: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram