,
Сегодня мы продолжим путешествие по улице Степана Разина, любимой улице старой Самары краеведа ДГ Андрея Артемова.
Начнем мы с квартала, в котором стоит церковь, давшая улице ее основное дореволюционное название — Вознесенская. Двигаться будем по направлению, заданному этой фотографией.
Квартал Вознесенского собора
С исторической застройкой тут, слава богу, все в порядке. Даже самый молодой дом уже достиг пенсионного возраста. Галерея купеческой Самары начинается с дома коллежского асессора, известного самарского нотариуса Михаила Афанасьева и его супруги.
Михаил Семенович оставил свой след не только в самарской юриспруденции, но и в спорте. Он был одним из главных инициаторов создания Самарского яхт-клуба и первым его командором.
Небольшое лирическое отступление. В Самаре яхт-клуб был создан лишь в 1909 году, в то время как в соседнем Саратове аж в 1876-м! Но вернёмся к дому Афанасьева. В 1915 году его владельцем стал купеческий сын Петр Сурошников, чей отец Василий Сурошников владел знаменитым модерновым особняком на углу улиц Пионерской и Алексея Толстого.
После Гражданской войны началась медицинская история этого здания. В советский период оно было известно как «больница водников». Как тут не вспомнить, что именно самарские речники выбрали улице Вознесенской ее нынешнее имя.
Имеет дом Афанасьева отношение и к теме «Куйбышев — запасная столица». Дело в том, в октябре 1941 года в «больницу водников» было переведено лечебно-санитарное управление Кремля. Здесь успел полечиться даже Дмитрий Ильич Ульянов, специально прибывший для этого в Куйбышев в июле 1942 года.
В 1957-59 годах дом Афанасьева был надстроен по проекту Петра Щербачева. Медики получили новые квадратные метры, а вот само здание утратило свою архитектурную выразительность.
Буквально в 50 метрах от больницы водников находится еще одна работа архитектора Филарета Засухина — дом купеческого сына Михаила Юрина (Степана Разина, 52).
Дом хоть и насыщен элементами архитектуры классицизма, но фасад имеет асимметричный, украшенный одной-единственной гермой.
Теперь переходим к самому сладкому и экзотичному блюду нашего архитектурного меню — особняку купеческой жены Ольги Юриной-Серебрянниковой авторства Александра Щербачева.
За что мы его любим? Конечно же, за его фасад в псевдомавританском стиле.
Вот что писал о нем (и особняке Белоусова с улицы Куйбышева) архитектор Ваган Каркарьян:
«На облике этих образцов эклектики отразилось заимствование внешних форм мавританской архитектуры: подковообразные и стрельчатые арки, башенки в виде «минаретов», стены с глубоким рустом, сталактитовые декоративные детали».
Нужно сказать, что у дома Юриной (во втором браке — Серебрянниковой) небольшие минареты тоже имелись, пока дом еще был одноэтажным.
Когда дом «подрос» — точно не известно, но руку к надстройке наверняка приложил все тот же Александр Щербачев, так как первый и второй этажи стилистически однородны.
Во времена недолгого правления КОМУЧа в доме Юриной находилась канцелярия вице-консула Франции Люсьена Камо. Об этом самарцам сообщали местные газеты, призвав членов французской колонии приходить сюда для регистрации.
Красные в годы Гражданской войны тоже не обходили особняк Юриной стороной. После освобождения Самары от белочехов здесь находилось Управление контроля Восточного фронта 4-й армии, осенью 1919 года — Особый отдел Туркестанского фронта. В 1920 году особняк заняли вездесущие самарские водники — районное управление речной милиции.
С 1940 по 1961 годы здесь находился архив партийной истории обкома КПСС. Затем какое-то время располагался детский сад — по слухам, находившийся в ведении куйбышевского отдела КГБ.
Как указывают авторы книги «Три века самарской дерматовенерологии», «передача этого здания областному диспансеру говорит о том, что власти города и области с вниманием, уважением и пониманием относятся к нуждам дерматовенерологической службы». Медики заселились в особняк Юриной-Серебрянниковой в 1970-х годах.
Напоследок заглянем во двор этого памятника архитектуры, в котором о красочности его мавританского фасада, увы, ничто не напоминает.
В прошлой статье, посвященной улице Степана Разина, мы упоминали о городском казенном училище, основанном в 1825 году. В 1849 году его здание сгорело. С тех пор первое учебное заведение Самары скиталось по «съемным квартирам». В 1880 году оно вернулось на ту же улицу, с которой начинало свой путь.
Власти города выкупили дом у купца Лаптева и отдали его под размещение училища, далеким потомком которого является нынешняя школа №63 им. Мельникова (Степана Разина, 49).
Добавим, что до 1880 года дом купца Лаптева арендовали духовная семинария и духовное училище, а в здании имелась своя домовая церковь в честь святых Иоакима и Анны. Таким образом мы плавно переходим к религиозной тематике. К стоящему напротив школы №63 Свято-Вознесенскому собору (Степана Разина, 78).
Это старейший самарский храм, построенный в камне, еще в догубернскую эпоху. Первая Вознесенская церковь, деревянная, была перенесена сюда в 1813 году с закрытого тогда первого городского кладбища.
В 1841 году началось ее возведение в каменном виде, которое завершилось освящением храма в 1848 году. После того, как наш город стал центром губернии, Вознесенская церковь стала кафедральным собором. Здесь же было освящено Самарское знамя. Здесь же венчались Алексей Пешков и Екатерина Волжина. В общем, дореволюционный бэкграунд у этого здания крепкий.
В 1930 году Вознесенская церковь была закрыта, а ее здание отдали под размещение клуба кустарей.
Новому очагу культуры было дано имя Менделя Хатаевича, партийного деятеля, руководившего Средневолжским краем в 1928—1932 годах.
В 1941 году здание церкви передали военным ПриВО, которые сделали из него склад. Купол и колокольня были снесены, а внутреннее пространство было разделено на два этажа. Лишь в 1993 году здание было передано РПЦ.
Начался длительный процесс его реставрации, закончившийся в 1999 году восстановлением колокольни.
Завершим же мы рассказ об этом квартале на самом молодом его доме, который, хоть и построен в советское время, имеет дореволюционные корни.
Информацию об этой симпатичной сталинке удалось отыскать в книге архитектора Марии Мошковой «Дорогу осилит идущий». Как оказалось, в 1950 году по ее проекту двумя этажами был надстроен архив областного суда и бывшая камера предварительного заключения. Получившееся здание Мария Георгиевна именует Домом юристов.
Однако есть альтернативная версия, согласно которой надстроенные этажи предназначались для работников завода клапанов. Это объясняет и эмблему в виде щита, на котором находятся скрещенные кронциркуль, шестеренка и молот.
По другим данным, судебный архив областного суда был надстроен в 1955 году Петром Щербачевым.
Интересно, что сайт «Реформа ЖКХ» не знает дома с адресом Степана Разина, 51. На нем эта сталинка проходит под хитрым адресом — Куйбышева, д. 60/51/31б. И годом постройки указан также 1955 год. Так что, пожалуй, авторство, при всем уважении к Марии Георгиевне, мы отдадим Петру Александровичу.
Квартал уважаемых людей
Между Венцека и Ленинградской улица Степана Разина не поразит нас множеством архитектурных откровений, зато мы встретим целую россыпь замечательных людей.
Первым из них будет купец Константин Головкин, детство которого прошло на улице Степана Разина. Первые три года жизни он с семьей жил в съемной квартире в доме купца Головачева (Степана Разина, 55).
Потом в доме №44, который находился на месте ДК им. Дзержинского. Улицу Степана Разина Константин Павлович покинул в десятилетнем возрасте, когда его отец смог позволить себе покупку дома на улице Дворянской.
Еще нечетная сторона улицы Степана Разина в этом квартале представлена домами советской постройки. Вот милая скромная сталинка с номером 59.
Возведена она в 1952 году для руководства строящегося в то время Куйбышевского металлургического завода. Именно здесь, на третьем этаже, жил его первый директор Павел Мочалов. Одним из его соседей был управляющий строительно-монтажного треста №11 Владимир Волгин, который также участвовал в строительстве Куйбышевского металлургического завода.
Приглянулся этот квартал и архитекторам. Так, автор Дома промышленности Василий Сухов в 1933—34 годах спроектировал и построил первый в Самаре кооперативный жилой дом (Степана Разина, 61), в котором и получил четырехкомнатную квартиру. А соседний дом №61 построил в те же годы Петр Щербачев. Внешне оба дома выглядят весьма аскетично.
Чего не скажешь о доме архитектора Платона Шаманского, который стоит на углу с улицей Ленинградской. Построен он в 1915 году, а его внешность представляет собой микс из элементов ампира, модерна и эклектики.
Хотя правильнее будет сказать не построен с нуля, а перестроен. Первоначальный его вид вы можете видеть на следующем фото.
Тогда он принадлежал капитану, агенту пароходства «Кавказ и Меркурий» Ивану Ляховскому. Контора этой организации располагалась в этом же доме, о чем свидетельствуют вывески на фасаде.
В годы войны в доходном доме архитектора Шаманского разместилось посольство Китая. И это были не единственные дипломаты, обретшие после начала Великой Отечественной свой новый дом на улице Степана Разина. Заглянем во двор доходного дома Платона Шаманского.
На месте пустыря некогда стоял красивейший особняк лесопромышленника Фирса Наймушина, в котором в годы войны работала Британская Военная миссия.
Процесс разрушения этого памятника архитектуры был запущен пожаром 2007 года и завершился сносом руин особняка спустя восемь лет. Еще в 2016 году владелец этого земельного участка — «Корпорация «Кошелев» — анонсировал свое намерение восстановить дом Наймушина.
В октябре прошлого года дело сдвинулось с мертвой точки. На пустыре, где когда-то стоял особняк Наймушина, появилась сторожка, которая пребывает там и по сию пору. Мы будем надеяться, что рано или поздно этот памятник архитектуры будет восстановлен. Тем, кто хочет подробнее узнать об особняке Наймушина, предлагаем эту статью, а всех остальных приглашаем проследовать к дому №94а.
Он как раз являет пример того, как восстановили в первозданном виде снесенный дореволюционный дом. В нем жила семья Позернов — юрист и общественный деятель Карл Карлович вместе с супругой Марией Михайловной. Они были главными «опекунами» Максима Горького в его самарский период, в частности, нашли ему квартиру все на той же улице Вознесенской.
Соседями Позернов было семейство дворян Тимрот, глава которого Егор Александрович был близким знакомым Льва Толстого. Именно благодаря его содействию классик русской литературы обзавелся в 1871 году хутором на территории нынешнего Алексеевского района.
Свой модерновый внешний вид дом семейства Тимрот (Степана Разина, 92) получил уже при новой владелице, бузулукской мещанке Анне Агеевой, в 1916 году.
В завершение этой главы рекомендуем вам исследовать двор домов №86 — 88. Каких-либо выдающихся людей в нем нам обнаружить не удалось, но место однозначно атмосферное.
Пройдя вглубь этого двора до конца, можно увидеть историческую мечеть, что стоит на улице Алексея Толстого. Но на нее мы полюбуемся в следующий раз.
Квартал Максима Горького и дипломатов
Идейно отрезок улицы Степана Разина от Ленинградской до Некрасовской будет продолжать тему квартала уважаемых людей. Но тут будет один ярко выраженный хедлайнер — Максим Горький.
Начинается квартал с новостройки (Степана Разина, 110), которую начали возводить, страшно сказать, в 2002 году. Долгие годы за ней находился овраг, засыпанный кирпичом, который выглядел вполне постапокалиптично. Сейчас от него не осталось и следа. Скоро на его месте вырастут многоэтажные дома.
Вряд ли они порадуют нас своим внешним видом, но и историческая застройка здесь, будем честны, была не самой впечатляющей.
Может быть, глядя на именно эти домики, Максим Горький написал: «Прежде всего в Самаре бросается в глаза общий характер её архитектуры. Тяжёлые, без каких-либо украшений, тупые и как бы чем-то приплюснутые дома заставляют предположить, что и люди, живущие в них, тоже тупы, тяжелы и приплюснуты жизнью».
Но до дома самого классика мы еще доберемся, а пока обратимся к дипломатам. И не военных лет, а современным. Ведь в доме №71а находится консульство Италии.
Помимо дипломатов нам на улице Степана Разина уже встречались медицинские учреждения, и этот адрес не исключение. Так, в 1936 году дом №71 занимало краевое отоларингологическое общество, председателем которого был профессор Адольф Финк. Дед известного филолога Льва Финка. Жил он рядом — в доме №73 (сейчас — 73а). Соседями его также были врачи — профессор Евгений Голишевский, Самуил Гринберг и другие.
Пожалуй, по нечетной стороне улицы Степана Разина мы и продолжим наш путь. Заглянем в еще один дворик, что между домами №75 и 77а. Мозаика на стенах — это все, что осталось от арт-пространства «Дом искусств», которое лет пять назад находилось в доме, стоящем в глубине этого двора.
Движемся дальше, к еще одной интересной парочке домов — №№81 и 83.
Первый примечателен тем, что в нем успел пожить дедушка актера Андрея Миронова по отцовской линии, юрист Семен Менакер. Его сосед (в списках ОКН — «Дом мещанина П.И. Васильева») красив внешне. Особенно его башня, на которую нынешние владельцы не преминули привесить спутниковую тарелку.
Полюбоваться на него Максим Горький, живший напротив, не успел, так как свой современный внешний вид дом №83 приобрел уже в 1900-х годах.
Ну а теперь переходим к дому, в котором с мая по декабрь 1895 года проживал «буревестник революции».
Что интересно, он тоже имеет отношение к Аппенинскому полуострову, так как принадлежал самарскому мещанину итальянского происхождения Перини. Максим Горький занимал здесь комнату в квартире частного поверенного Дмитрия Кишкина, родного брата уже упомянутой нами Марии Позерн.
18 июня 1941 года в этом доме открылся литературно-мемориальный музей Горького. Проработал он тут совсем недолго: его помещение было отдано под размещение посольства Греции.
Повторно музей открылся уже в 1946 году. Как сообщает книга «Памятники истории и культуры Куйбышевской области», мемориальная комната писателя была восстановлена по плану его коллеги по «Самарской газете» Александра Смирнова-Треплева и воспоминаниям супруги Горького Екатерины Пешковой.
В 1986 году музей был закрыт в связи с необходимостью проведения противоаварийных работ. Вернуться на улицу Степана Разина ему было уже не суждено. Почему это произошло, читайте в статье 1991 года, написанной директором литературно-мемориального музея им. Горького Маргаритой Лимаровой.
В ней, помимо всего прочего, упоминается филиал гостиницы «Центральная», известный в краеведческих кругах как дом Сивре.
Не известны ни точная дата его постройки, ни имя архитектора, разработавшего проект. Доподлинно известно, что в конце XIX века дом принадлежал Анне Федоровне Сивре, которая в 1867 году открыла в Самаре мужскую подготовительную школу. Как писал Петр Алабин в своей книге «Двадцатипятилетие Самары, как губернского города»: «Здесь преподают Закон Божий; языки: русский, французский, немецкий и латинский; арифметику, географию, чистописание и — за особую плату — музыку. <..> В 1875 году было 13 учеников, все православного вероисповедания и купеческого звания».
Предположительно в 1903 году это усадебное место приобрел Александр Смирнов-Треплев. Дальнейшая судьба этого модернового особняка до последнего времени была неизвестна. Но благодаря недавней статье филолога и краеведа Михаила Перепелкина мы узнали, что в 1918 году здесь располагался отдел искусств, а позднее — общежитие (или гостиница) для артистов городского театра.
Во второй половине 1920-х годов дом Сивре-Смирнова отдали военным. На следующем фото можно рассмотреть вывеску «Дом военведа ПриВО».
Что ж, информация очень важная и интересная. Хотя человек, рассказавший Михаилу Перепелкину о советском периоде истории этого особняка, в интервью приводит достаточно сомнительные данные о его дореволюционных владельцах. В частности, семейство Сивре он считает мормонами. Метрические книги это смелое предположение отвергают. Анна Сивре была православной, а ее муж Вениамин Урбанович — католиком.
В позднесоветский период особняк Сивре-Смирнова занимал филиал гостиницы «Центральная», позже получивший собственной имя — «Самара». По легенде здесь во времена перестройки останавливались приезжавшие в Куйбышев на гастроли звезды советской эстрады. В частности, в 1986 году — Алла Пугачева.
Завершим мы рассказ об этом квартале зданиями, связанными с темой «Куйбышева — запасной столицы». Так, в доме №130 в годы войны находилось посольство Ирана.
А в доходном доме инженера-техника Владимира Твардовского (Степана Разина, 91), построенном в 1917 году, жили эвакуированные в Самару артисты Большого театра.
Под взглядами маскаронов этого полосатого красавца перейдем улицу Некрасовскую.
Квартал новостроек
Непреложный закон старой Самары — последние кварталы улиц, идущих параллельно Волге, содержат в себе минимальное (если не нулевое) количество дореволюционных зданий. Улица Степана Разина это подтверждает. Здесь нас сразу встречают расселенные дома, ждущие своей очереди на снос.
За дореволюционный колорит в этом квартале отвечает только Дом удельного ведомства. Та часть этого Г-образного здания, которая имеет адрес по улице Степана Разина, 93, построена ориентировочно в 1907 году.
В советское время его, как водится, надстроили двумя этажами. Радует, что некоторые дореволюционные детали здания дожили-таки до наших дней.
На следующем снимке — дом №103 в своем неотреставрированном виде. Так его внешний вид больше соответствует году постройки — 1930-му. Возвели его для сотрудников Госбанка, что находится в этом же квартале, но на улице Куйбышева.
Дальше остаются только загораживающие небо высотки, «радующие» глаз прохожих оттенками серого и коричневого цветов.
Надо сказать, что всего этого (и даже Госбанка) могло и не быть. Дело в том, что одной из площадок для строительства Ленинского мемориала (ныне — музей им. Алабина) рассматривалось пересечение улиц Льва Толстого и Куйбышева. Вот как это выглядело бы с Волги.
А вот здание несостоявшегося Ленинского мемориала поближе.
Надо сказать, что на месте, где его планировали построить, исторической застройки к нынешнему моменту почти не осталось. Музейное здание смотрелось бы, как по мне, не хуже безликих высоток. Но победителей, как говорится, не судят.
Текст: Андрей Артемов
Фото: Елена Вагнер
ДГ благодарит за предоставление материалов для статьи начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина.
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
— Ставропольская
— Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
— Старый и Стационарный переулки
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте