Улица Литвинова

 2 123

Автор: Андрей Артёмов

.


,

Проходит по территории Кировского и Промышленного районов города. Дата появления на карте Самары — 1940-е годы.

До 1984 года — улица Электрифицированная.  Была переименована в честь Виктора Яковлевича Литвинова, директора (с 1944 по 1962 годы) Авиационного завода № 1 (ныне РКЦ «Прогресс»), дважды Героя Социалистического Труда.

ФОТО-Литвинова-52-ВЗя-1984-05-28-переименование Электриф. в Литвин1984 год.

Нумерация по улице Литвинова начинается со стороны Смышляевки, достигая максимального значения у платформы Мирная. Любопытно, что на протяжении примерно двух километров она идёт по обеим сторонам железной дороги Самара – Кинель. Если на выезде из города возникают пробки, некоторые лихие водители «маршруток» (к примеру, № 124) стремятся объехать их именно на этом участке.

Подавляющее большинство жилых домов по улице Литвинова – это частный сектор. Но адрес по ней имеют и несколько крупных зданий. Например, построенная в 1961 год школа-интернат.

В честь нее была названа железнодорожная платформа Интернатная, которая до 1990-х годов находилась близ пересечения улиц Литвинова и Конструктивной.

Не обошла стороной эта улица и поселок Восточный (он же — Негритянский). Нумерацию по Литвинова в нем имеют шесть домов. Большая часть из них построена в 1972-74-х годах, последним, в 1984 году, был возведен дом №322«А».

На противоположной стороне улицы Литвинова, в своеобразной изоляции от внешнего мира, находятся два дома, построенные, по всей видимости, силами РЖД.

Два здания имеющих адрес по улице Литвинова есть и на территории Юнгородка. Они построены в годы войны, когда эта локация называлась Предзаводской площадкой. Адрес Литвинова, 129, где еще совсем недавно находилась стоматологическая поликлиника №8, осенью прошлого года попал на страницы ДГ.

Предзаводская площадка

Что касается частного сектора на улице Литвинова, то его история уходит корнями в дореволюционные времена. Публичная кадастровая карта датирует постройку самого старого дома (№79) 1900 годом. Активная застройка этой локации, называвшейся в начале прошлого века Эдельсоновским поселоком, началась в конце 1910-х годов. В 1930-х он был поглощён Зубчаниновкой.

На представленной ниже карте 1934 года нынешняя улица Литвинова отмечена красной линией. В те времена она была значительно короче и начиналась от Офицерской.

Карта Самары 1934 года

Уже в военное время нынешняя улица Литвинова стала застраиваться с противоположного конца. Здесь царствовали бараки времен войны, которые тянулись от станции Мирная, примерно до улицы Гурьевской.

Bezymjanka1943

Оставшийся «прогал» между Гурьевской и Офицерской был застроен все тем же частным сектором в 1950-х годах. Способствовало освоению этой территории электричка, маршрут которой был продлен в 1951 году от станции «Мирная» до Смышляевки.

Интересно, что на митинге 1944 года присутствовали и выступали два региональных руководителя, которые впоследствии станут министрами СССР – это первый секретарь Куйбышевского обкома партии Василий Жаворонков (будущий министр торговли и министр государственного контроля) и начальник Куйбышевской железной дороги Борис Бещев (будущий министр путей сообщения).

Изначально электрификация железнодорожных путей коснулась только третьего из них, специально выделенного под электрички. К 1957 году направление Куйбышев – Кинель было электрифицировано уже полностью. Вероятно именно тогда, в честь этого радостного события, улица и получила свое замысловатое название — Электрифицированная.  В 1959 году она впервые появляется в избирательных списках. Спустя 8 лет в них появляется и развернутая нумерация ее домов.

На спутниковых снимках 1967 года мы отметили улицу Литвинова красной линией, а идущее параллельно ей Зубчаниновское шоссе — желтой.

Улица Литвинова, 1

На следующем снимке — отрезок Литвинова, от улицы Современной до Арзамасской. Звездочкой отмечена железнодорожная станция «Зубчаниновка», которая была открыта в 1914 году.

Литвинова, 2

Несколько раз она попадала на страницы городской прессы, где подвергалась критике за неблагоустроенность.

Несмотря на свою периферийность, улица Литвинова может похвастаться наличием музея, полное название которого Поволжский музей железнодорожной техники.

Фоторепортаж ДГ оттуда ищите здесь.

Текст и фото: Евгений Альмяшев, Андрей Артемов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook