,
Сегодня мы поговорим об одной из самых протяженных улиц Безымянки, которая проходит сразу по трем административным районам Самары — Кировскому, Промышленному и Советскому. Итак, встречайте — Ставропольская!
До 1949 года она именовалась Шестой улицей Безымянки. Спустя девять лет частью Ставропольской станет улица Верхоянская, простиравшаяся от Средне-Садовой до улицы Георгия Ратнера. Взглянем на немецкую схему Куйбышева 1943 года.
Улицу Ставропольскую мы отметили на ней красной линией. Желтая — проспект Кирова.
Слева виден небольшой участок жилой застройки — та самая улица Верхоянская. Обживать эту локацию самарцы начали в 1940 году. В синем контуре — территория поселка имени Пятилетки. Его западной границей как раз и была улица Ставропольская. Он появился в конце 1930-х годов. Зеленый контур — его погодок, поселок Пролетарский, о котором мы подробно писали в статье об улицах Майской и Минской. На другой стороне улицы Ставропольской находились бараки, построенные в начале 1940-х годов.
А вот первых двухэтажных домов пришлось ждать довольно долго. Они появились лишь в 1950 году, на участке между проспектом Кирова и улицей Каховской.
По-настоящему большие дела начались на улице Ставропольской в 1952 году, когда стартовало строительство 66 квартала. В связи с этим ее даже упомянули в «Волжской Коммуне».
Напомним, что эти двухэтажные дома были возведены силами стройтреста №11 и жили в них преимущественно строители. После начала возведения металлургического завода здесь стали выделять жилье и его работникам. Вот как выглядела улица Ставропольская в 1969 году.
Так уж сложилось, что в начале 2000-х годов именно двухэтажки 66 квартала стали символом ветхого и аварийного жилья. Их внешний вид и впрямь удручает.
Процесс постепенного сноса домов в 66 квартале начался в 2000 году, с дома №220.
Сейчас на очереди его соседи по Ставропольской — дома №224 и 232. Полностью завершилась зачистка двухэтажек в квартале между Ташкентским переулком и улицей Пугачевской. Тут уцелел один дом, который не был снесен исключительно из-за наличия продуктового магазина (в советское время — №33 Кировского райпищеторга).
Напротив него — бывшее здание салона проката №16, где советский человек мог взять в аренду какую-либо бытовую технику. В XXI веке здесь существовал ночной клуб «Жара», уступивший место грузинскому ресторану.
За ним, уже на территории парка 50-летия Советской власти, здание с адресом Ставропольская, 189б. Ныне — прокат коньков, в недавнем прошлом — конюшня.
Прежде чем проститься с 66 кварталом, взглянем на самый элитный его дом с адресом Ставропольская, 187. Он один из редких в этом районе кирпичных домов.
В 1958 году на улице Ставропольской нашлось место для двух крупных «народных строек». Речь идет о «Красных домах» между Гвардейским переулком и улицей Воронежской, а также о квартале 631 близ улицы Александра Матросова.
631 квартал осваивал ГПЗ-9, и в многотиражке этого предприятия можно найти массу заметок, связанных с бедами новоселов. Подшипниковцы жаловались на проблемы с отоплением, с транспортом и дорогами.
Проблема возникла и со здешним детским садом №296. Его не могли открыть целый год из-за… отсутствия телефонной связи!
Головная боль жителей 631 квартала в XXI веке — громадная высотка, возведенная бок о бок со скромными двухэтажками.
На четной стороне улицы Ставропольской хозяйничал моторостроительный завод им. Фрунзе, который в 1960-62 годах добавил к своим «красным домам» квартал между Ново-Вокзальной и Александра Матросова, где высота домов достигала уже трех этажей.
Теперь взглянем на улицу Ставропольскую образца 1965 года.
Здесь еще много пустырей, но нельзя не заметить и пару интересных зданий. Красной стрелкой отмечен Волжский государственный проектный институт по землеустройству «Волгогипрозем».
Новоселье его сотрудники отмечали осенью 1966 года.
Позднее к зданию был сооружен пристрой, выходящий на улицу Средне-Садовую.
Синяя стрелка на спутниковом снимке указывает на бывшую школу №137 (Ставропольская, 88а). Именно в честь нее была названа местная трамвайная остановка. Сейчас здание делят между собой поисково-спасательный отряд, Управление гражданской защиты и детская школа искусств №14.
В 1965 году жители улицы Ставропольской (от ее начала и до Ново-Вокзальной) ходили голосовать именно сюда.
Следующий интересующий нас отрезок Ставропольской — от Ново-Вокзальной до Каховской. Тон здесь в 1965 году задавали учебные заведения.
В левом нижнем углу виднеется Т-образное здание школы-интерната №115 (Ставропольская, 108). Красная стрелка указывает на школу №5 (Ставропольская, 116). Обе были открыты в 1960 году.
Рядом находится здание бывшего детского сада №278, ныне занятое отделом ГИБДД и полком ДПС.
Оставшийся отрезок Ставропольской, от Каховской до Алма-Атинской, самый малоэтажный из всех. С достопримечательностями тут не густо, но мы отнесем к таковым стадион стройтреста №11 (красная стрелка).
О нем мы уже вспоминали в статье об улице Пугачевской, но нам еще есть что добавить. В заметке 1959 года описывается нелегкий быт здешних спортсменов.
Синей стрелкой отмечена утраченная часть спорткомплекса завода «Металлург» — стрелковый тир. Его можно видеть на следующем фото 2013 года на заднем плане.
А вот еще более «древняя» его фотография — 1972 года, найденная в многотиражке завода «Авиаагрегат».
Отрезок улицы Ставропольской между Безымянским кладбищем и стадионом «Металлург» не раз попадал в многотиражку Куйбышевского металлургического завода в связи с отсутствием освещения и плохой очисткой тротуаров.
Подводя итоги осмотра спутниковых снимков 1965 года можно констатировать, что улица Ставропольская в то время походила на себя современную процентов на 30, не больше. Поэтому двинемся по ее истории вместе с руководителями страны.
Ставропольская при Леониде Ильиче
Вступление Брежнева в должность генсека улица Ставропольская встретила застройкой в окрестностях остановки «Школа». Архитектурных откровений тут ждать не приходилось, а из достопримечательностей можно отметить Советское отделение Госбанка в доме №86.
К сожалению, в те годы Ставропольская не часто попадала на страницы куйбышевских газет. Счастливым исключением оказался дом №43, строившийся заводом «Гидроавтоматика».
Его фотография, правда, отыскалась в многотиражке ГПЗ-9. В 1990 году дом №43 упоминался уже в «Волжской Коммуне» из-за протекающей крыши.
В 1969 году завод «Прогресс» начал застройку квартала 701 своими фирменными пятиэтажками из силикатных блоков.
Дома похожи как братья-близнецы, поэтому определить, о каком именно — 109, 111 или 113-м — говорится в следующей заметке, трудно.
В 1972 году, после 15-летнего отсутствия, на улицу Ставропольскую вернулся моторостроительный завод им. Фрунзе. В 1972 году его силами были возведены два корпуса гостиничного типа (Ставропольская, 98). Ниже приведена небольшая зарисовка о суровом «гостиничном» быте.
В пристрое, соединяющем корпуса, было открыто кафе с названием «Встреча».
В том же 1972-м началась неспешная застройка XVIII микрорайона. Пятиэтажки на месте бараков строил все тот же завод им. Фрунзе. Здесь тоже наблюдались проблемы с отоплением, притом сразу во всех домах. Комнатные градусники, как писали жильцы, не поднимались выше 17 градусов.
В начале 1980-х годов вспомнили и о начальном отрезке улицы Ставропольской, но озвученные в газетной заметке планы были полностью осуществлены лишь спустя 30 лет.
Зато все получилось в квартале 703 между Краснодонской и проспектом Кирова. Одна из здешних пятиэтажек, 1980 года постройки, получила адрес по Ставропольской, 135.
А вот как выглядела улица Ставропольская с высоты птичьего полета в 1981 году.
Ставропольская при Юрии Владимировиче и Константине Устиновиче
Непродолжительный период «гонок на лафетах» оставил на улице Ставропольской лишь два дома — №165 и 167, в уже упомянутом нами 18 микрорайоне. Кроме того, рядом с ними в 1984 году появился детский сад №393 (Ставропольская, 163а).
Интересное здание с явными архитектурными излишествами и элементами деревянного зодчества.
Тогда же куйбышевские градостроители трудились над планировкой самого загадочного номерного мирокрайона Самары — 17-го, который должен был прийти на смену двухэтажкам 66 квартала.
Улица Ставропольская при Михаиле Сергеевиче
Времена перестройки окончательно сформировали облик 18 микрорайона. Тут были построены дома №№169 и 173. Последний нещадно ругали за недоделки.
Закончилось все в этом квартале панелькой поволжской серии 1991 года постройки.
Тогда же с карты города исчезла проходившая по территории XVIII микрорайона улица Иркутская, оставив после себя лишь упоминание в многотиражке моторостроительного завода.
Ставропольская при Борисе Николаевиче
В постсоветский период появился кирпичный дом авторства Куйбышевского завода кабелей связи на углу со Средне-Садовой. Увы, фамилия архитектора, спроектировавшего этот симпатичный кирпичный дом, остается неизвестной.
Началась постепенная зачистка Пролетарского поселка: в 1993 году был построен дом по Ставропольской, 200. В связи с этим с карты города исчезла улица Краснофлотская.
Улица Ставропольская в XXI веке
При Владимире Владимировиче улица Ставропольская неуклонно хорошела. Был окончательно застроен квартал №606, домами №74, 74а и 74б.
Еще пару высоток возвели между проспектом Кирова и улицей Краснодонской. Построенные в 2007 году дома №202 и 204 лишили карту Самары улицы Бородинской.
Дома 214, 216 и 218 значительно укоротили улицу Ливенскую.
Завершим мы рассказ об улице Ставропольской темой общественного транспорта. Ведь она могла быть полностью трамвайной! Но обо всем по порядку.
В декабре 1966 года трамвай прошел по Ставропольской на отрезке от Ново-Вокзальной до улицы XXII Партсъезда. Весной 1971 года был уложен еще один километр путей.
Теперь от проспекта Кирова до Безымянской ТЭЦ начал ходить маршрут №21.
Осенью 1982 года трамвайная линия по Ставропольской соединилась со своей коллегой, шедшей по улице Советской. Трамвай №21 стал ходить на Поляну Фрунзе. Наконец летом 1986 года открылась линия от кольца у Дома Печати до XXII Партсъезда.
Проектировать ее начали еще в 1980 году, и у некоторых жителей улицы Ставропольской возникали опасения за сохранность недвижимости.
Были планы продлить трамвайную линию от Советской к кольцу на улице Алма-Атинской, но, видимо, оснащенность этого района общественным транспортом посчитали и без того удовлетворительной.
К слову, в ближайшие годы трамвайная значимость Ставропольской возрастет еще больше. Планируется, что рогатый транспорт, следующий по ней от проспекта Кирова, сможет поворачивать на Ново-Вокзальную.
Нашлось на улице Ставропольской место и автобусам. По ней ходит безымянский «эндемик» — №9. Такой биологический термин мы применили к нему, т.к. его маршрут проходит только по территории Безымянки. На ее границы в представлениях соавтора этой статьи Андрея Артемова вы можете взглянуть здесь.
В годы, когда заводы Безымянки работали на полную мощность, таких автобусов-эндемиков было больше. Их маршруты мы для удобства поместили на следующую карту.
Еще в 1980-х годах по Ставропольской (от XXII Партсъезда до Ново-Вокзальной) ходил автобус №55. А привычный нам маршрут №38 следовал по Ставропольской на участке между Воронежской и Ново-Вокзальной.
Последней транспортной новинкой улицы Ставропольской стала маршрутка №295, на которой можно совершить незабываемое путешествие от Речного вокзала в микрорайон «Крутые ключи».
Напоследок — снимок представителей «Самары котической» с улицы Ставропольской.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото (за исключением указанных): Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram