КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Ставропольская: Шестая улица Безымянки, 66 квартал и утраченные автобусные маршруты

 4 451

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня мы поговорим об одной из самых протяженных улиц Безымянки, которая проходит сразу по трем административным районам Самары — Кировскому, Промышленному и Советскому. Итак, встречайте — Ставропольская!

До 1949 года она именовалась Шестой улицей Безымянки. Спустя девять лет частью Ставропольской станет улица Верхоянская, простиравшаяся от Средне-Садовой до улицы Георгия Ратнера. Взглянем на немецкую схему Куйбышева 1943 года.

Схема 1943 года

Улицу Ставропольскую мы отметили на ней красной линией. Желтая — проспект Кирова.

Слева виден небольшой участок жилой застройки — та самая улица Верхоянская. Обживать эту локацию самарцы начали в 1940 году. В синем контуре — территория поселка имени Пятилетки. Его западной границей как раз и была улица Ставропольская. Он появился в конце 1930-х годов. Зеленый контур — его погодок, поселок Пролетарский, о котором мы подробно писали в статье об улицах Майской и Минской. На другой стороне улицы Ставропольской находились бараки, построенные в начале 1940-х годов.

А вот первых двухэтажных домов пришлось ждать довольно долго. Они появились лишь в 1950 году, на участке между проспектом Кирова и улицей Каховской.

Ставропольская улица Самара
Фото Андрея Артемова

По-настоящему большие дела начались на улице Ставропольской в 1952 году, когда стартовало строительство 66 квартала. В связи с этим ее даже упомянули в «Волжской Коммуне».

Ставропольская-ФОТО-03-ВКа-1952-02-21-об улице СтаврФевраль 1952 год.

Напомним, что эти двухэтажные дома были возведены силами стройтреста №11 и жили в них преимущественно строители. После начала возведения металлургического завода здесь стали выделять жилье и его работникам. Вот как выглядела улица Ставропольская в 1969 году.

Ставропольская-ФОТО-04-Труд строителя-1969-29 апреля-min

Так уж сложилось, что в начале 2000-х годов именно двухэтажки 66 квартала стали символом ветхого и аварийного жилья. Их внешний вид и впрямь удручает.

Процесс постепенного сноса домов в 66 квартале начался в 2000 году, с дома №220.

Ставропольская, 220

Сейчас на очереди его соседи по Ставропольской — дома №224 и 232.  Полностью завершилась зачистка двухэтажек в квартале между Ташкентским переулком и улицей Пугачевской. Тут уцелел один дом, который не был снесен исключительно из-за наличия продуктового магазина (в советское время — №33 Кировского райпищеторга).

Напротив него — бывшее здание салона проката №16, где советский человек мог взять в аренду какую-либо бытовую технику. В XXI веке здесь существовал ночной клуб «Жара», уступивший место грузинскому ресторану.

Ночной клуб на Металлурге

За ним, уже на территории парка 50-летия Советской власти, здание с адресом Ставропольская, 189б. Ныне — прокат коньков, в недавнем прошлом — конюшня.

Конькобежная база
Фото Андрея Артемова
О том, как конный клуб уступил место конькобежному спорту, читайте здесь.

Прежде чем проститься с 66 кварталом, взглянем на самый элитный его дом с адресом Ставропольская, 187. Он один из редких в этом районе кирпичных домов.

Кирпичный дом в 66 квартале

В 1958 году на улице Ставропольской нашлось место для двух крупных «народных строек». Речь идет о «Красных домах» между Гвардейским переулком и улицей Воронежской, а также о квартале 631 близ улицы Александра Матросова.

Ставропольская -- Общий вид строительства квартала 631
1958 год. Вид от остановки «Школа» в сторону улицы Александра Матросова. Позируют дома №№51- 61 по улице Ставропольской.

631 квартал осваивал ГПЗ-9, и в многотиражке этого предприятия можно найти массу заметок, связанных с бедами новоселов. Подшипниковцы жаловались на проблемы с отоплением, с транспортом и дорогами.

Квартал 631 -- ГПЗ 9 -- 1959 год-min

Проблема возникла и со здешним детским садом №296. Его не могли открыть целый год из-за… отсутствия телефонной связи!

Ставропольская-ФОТО-86-Ленинское Знамя-1964-20 ноября-min

Головная боль жителей 631 квартала в XXI веке — громадная высотка, возведенная бок о бок со скромными двухэтажками.

Точечная застройка на улице Ставропольской
Фото Андрея Артемова

На четной стороне улицы Ставропольской хозяйничал моторостроительный завод им. Фрунзе, который в 1960-62 годах добавил к своим «красным домам» квартал между Ново-Вокзальной и Александра Матросова, где высота домов достигала уже трех этажей.

Теперь взглянем на улицу Ставропольскую образца 1965 года.

Улица Ставропольская 1965 год

Здесь еще много пустырей, но нельзя не заметить и пару интересных зданий. Красной стрелкой отмечен Волжский государственный проектный институт по землеустройству «Волгогипрозем».

Ставропольская-ФОТО-35-Ленинское Знамя-1967-30 августа-3-min

Новоселье его сотрудники отмечали осенью 1966 года.

Ставропольская-ФОТО-36-ВКа-1966-10-28-новоселье Гипрозема на СрСад-min

Позднее к зданию был сооружен пристрой, выходящий на улицу Средне-Садовую.

Пристрой к проектному институту

Синяя стрелка на спутниковом снимке указывает на бывшую школу №137 (Ставропольская, 88а). Именно в честь нее была названа местная трамвайная остановка. Сейчас здание делят между собой поисково-спасательный отряд, Управление гражданской защиты и детская школа искусств №14.

Школа искусств №14
Фото Андрея Артемова

В 1965 году жители улицы Ставропольской (от ее начала и до Ново-Вокзальной) ходили голосовать именно сюда.

Ставропольская-ФОТО-38-выборы-1965-4

Следующий интересующий нас отрезок Ставропольской — от Ново-Вокзальной до Каховской. Тон здесь в 1965 году задавали учебные заведения.

Ставропольская в 1965 году - 2

В левом нижнем углу виднеется Т-образное здание школы-интерната №115 (Ставропольская, 108). Красная стрелка указывает на школу №5 (Ставропольская, 116). Обе были открыты в 1960 году.

Школа №5
Фото Андрея Артемова

Рядом находится здание бывшего детского сада №278, ныне занятое отделом ГИБДД и полком ДПС.

Ставропольская, 120

Оставшийся отрезок Ставропольской, от Каховской до Алма-Атинской, самый малоэтажный из всех. С достопримечательностями тут не густо, но мы отнесем к таковым стадион стройтреста №11 (красная стрелка).

Ставропольская в 1965 году

О нем мы уже вспоминали в статье об улице Пугачевской, но нам еще есть что добавить. В заметке 1959 года описывается нелегкий быт здешних спортсменов.

VKts-1959-06-05-pro_stadion_stroiteley-min

Синей стрелкой отмечена утраченная часть спорткомплекса завода «Металлург» — стрелковый тир. Его можно видеть на следующем фото 2013 года на заднем плане.

??????????

А вот еще более «древняя» его фотография — 1972 года, найденная в многотиражке завода «Авиаагрегат».

Ставропольская-ФОТО-63-Передовик-1972-9 февраля-min

Отрезок улицы Ставропольской между Безымянским кладбищем и стадионом «Металлург» не раз попадал в многотиражку Куйбышевского металлургического завода в связи с отсутствием освещения и плохой очисткой тротуаров.

Ставропольская-ФОТО-29-Рабочий-1963-28 сентября-Y-min-min

Ставропольская-ФОТО-30-Рабочий-1966-15 января-Y-min
Заметка 1966 года.

Подводя итоги осмотра спутниковых снимков 1965 года можно констатировать, что улица Ставропольская в то время походила на себя современную процентов на 30, не больше. Поэтому двинемся по ее истории вместе с руководителями страны.

Ставропольская при Леониде Ильиче

Вступление Брежнева в должность генсека улица Ставропольская встретила застройкой в окрестностях остановки «Школа». Архитектурных откровений тут ждать не приходилось, а из достопримечательностей можно отметить Советское отделение Госбанка в доме №86.

К сожалению, в те годы Ставропольская не часто попадала на страницы куйбышевских газет.  Счастливым исключением оказался дом №43, строившийся заводом «Гидроавтоматика».

Его фотография, правда, отыскалась в многотиражке ГПЗ-9. В 1990 году дом №43 упоминался уже в «Волжской Коммуне» из-за протекающей крыши.

Ставропольская-ФОТО-56-Ленинское Знамя-1968-12 июля-min-min
Июль 1968 года. Красной стрелкой отмечена башня телецентра на улице Советской Армии.

В 1969 году завод «Прогресс» начал застройку квартала 701 своими фирменными пятиэтажками из силикатных блоков.

Ставропольская-ФОТО-58-Заводская жизнь-1970-17 февраля-min

Дома похожи как братья-близнецы, поэтому определить, о каком именно — 109, 111 или 113-м — говорится в следующей заметке, трудно.

Ставропольская-ФОТО-59-Заводская жизнь-1970-11 августа-min

В 1972 году, после 15-летнего отсутствия, на улицу Ставропольскую вернулся моторостроительный завод им. Фрунзе. В 1972 году его силами были возведены два корпуса гостиничного типа (Ставропольская, 98). Ниже приведена небольшая зарисовка о суровом «гостиничном» быте.

Ставропольская-ФОТО-66-ВЗя-1975-12-11-душ на Ставр.-min

В пристрое, соединяющем корпуса, было открыто кафе с названием «Встреча».

В том же 1972-м началась неспешная застройка XVIII микрорайона. Пятиэтажки на месте бараков строил все тот же завод им. Фрунзе. Здесь тоже наблюдались проблемы с отоплением, притом сразу во всех домах. Комнатные градусники, как писали жильцы, не поднимались выше 17 градусов.

Ставропольская-ФОТО-67-Моторостроитель-1975-31 января-min

В начале 1980-х годов вспомнили и о начальном отрезке улицы Ставропольской, но озвученные в газетной заметке планы были полностью осуществлены лишь спустя 30 лет.

Ставропольская-ФОТО-74-ВЗя-1981-07-18-о застройке р-на XXII Парт. - Ставр.-minЗаметка от июля 1981 года.

Зато все получилось в квартале 703 между Краснодонской и проспектом Кирова. Одна из здешних пятиэтажек, 1980 года постройки, получила адрес по Ставропольской, 135.

А вот как выглядела улица Ставропольская с высоты птичьего полета в 1981 году.

Куйбышев 1981 года

Ставропольская при Юрии Владимировиче и Константине Устиновиче

Непродолжительный период «гонок на лафетах» оставил на улице Ставропольской лишь два дома — №165 и 167, в уже упомянутом нами 18 микрорайоне. Кроме того, рядом с ними в 1984 году появился детский сад №393 (Ставропольская, 163а).

Детский сад Петушок

Интересное здание с явными архитектурными излишествами и элементами деревянного зодчества.

Тогда же куйбышевские градостроители трудились над планировкой самого загадочного номерного мирокрайона Самары — 17-го, который должен был прийти на смену двухэтажкам 66 квартала.

Ставропольская-ФОТО-73-ВЗя-1984-06-09-о XVII мкр. по Пуг.-Наг.-Ташк.-Ставр.
Заметка от июня 1984 года.

Улица Ставропольская при Михаиле Сергеевиче

Времена перестройки окончательно сформировали облик 18 микрорайона. Тут были построены дома №№169 и 173. Последний нещадно ругали за недоделки.

Ставропольская-ФОТО-72-Моторостроитель-1988-22 апреля-min

Закончилось все в этом квартале панелькой поволжской серии 1991 года постройки.

Панелька на Ставропольской

Тогда же с карты города исчезла проходившая по территории XVIII микрорайона улица Иркутская, оставив после себя лишь упоминание в многотиражке моторостроительного завода.

K_Stavropolskoy-Motorostroitel-1982-5_fevralyaЗаметка от февраля 1982 года.

Ставропольская при Борисе Николаевиче

В постсоветский период появился кирпичный дом авторства Куйбышевского завода кабелей связи на углу со Средне-Садовой. Увы, фамилия архитектора, спроектировавшего этот симпатичный кирпичный дом, остается неизвестной.

Началась постепенная зачистка Пролетарского поселка: в 1993 году был построен дом по Ставропольской, 200. В связи с этим с карты города исчезла улица Краснофлотская.

Улица Ставропольская в XXI веке

При Владимире Владимировиче улица Ставропольская неуклонно хорошела. Был окончательно застроен квартал №606, домами №74, 74а и 74б.

Еще пару высоток возвели между проспектом Кирова и улицей Краснодонской. Построенные в 2007 году дома №202 и 204 лишили карту Самары улицы Бородинской.

Ставропольская, 202

Дома 214, 216 и 218 значительно укоротили улицу Ливенскую.

Завершим мы рассказ об улице Ставропольской темой общественного транспорта. Ведь она могла быть полностью трамвайной! Но обо всем по порядку.

В декабре 1966 года трамвай прошел по Ставропольской на отрезке от Ново-Вокзальной до улицы XXII Партсъезда. Весной 1971 года был уложен еще один километр путей.

Теперь от проспекта Кирова до Безымянской ТЭЦ начал ходить маршрут №21.

Ставропольская-ФОТО-19-ЗРР-1971-02-20-о пуске трамвая маршрута № 21-min

Осенью 1982 года трамвайная линия по Ставропольской соединилась со своей коллегой, шедшей по улице Советской. Трамвай №21 стал ходить на Поляну Фрунзе. Наконец летом 1986 года открылась линия от кольца у Дома Печати до XXII Партсъезда.

Проектировать ее начали еще в 1980 году, и у некоторых жителей улицы Ставропольской возникали опасения за сохранность недвижимости.

Ставропольская-ФОТО-23-ВЗя-1980-03-15-о сносе домов по Ставроп. 26 - 52Заметка от марта 1980 года.

Были планы продлить трамвайную линию от Советской к кольцу на улице Алма-Атинской, но, видимо, оснащенность этого района общественным транспортом посчитали и без того удовлетворительной.

К слову, в ближайшие годы трамвайная значимость Ставропольской возрастет еще больше. Планируется, что рогатый транспорт, следующий по ней от проспекта Кирова, сможет поворачивать на Ново-Вокзальную.

Схема трамвайная

Нашлось на улице Ставропольской место и автобусам. По ней ходит безымянский «эндемик» — №9. Такой биологический термин мы применили к нему, т.к. его маршрут проходит только по территории Безымянки. На ее границы в представлениях соавтора этой статьи Андрея Артемова вы можете взглянуть здесь.

В годы, когда заводы Безымянки работали на полную мощность, таких автобусов-эндемиков было больше. Их маршруты мы для удобства поместили на следующую карту.

Еще в 1980-х годах по Ставропольской (от XXII Партсъезда до Ново-Вокзальной) ходил автобус №55. А привычный нам маршрут №38 следовал по Ставропольской на участке между Воронежской и Ново-Вокзальной.

Последней транспортной новинкой улицы Ставропольской стала маршрутка №295, на которой можно совершить незабываемое путешествие от Речного вокзала в микрорайон «Крутые ключи».

Напоследок — снимок представителей «Самары котической» с улицы Ставропольской.

Коты улицы Ставропольской
Фото Андрея Артемова

Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин

Фото (за исключением указанных): Елена Вагнер

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Маяковского
Проспект Масленникова
Проспект Металлургов
Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Некрасовская
Никитинская
Николая Панова
Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Олимпийская
Осипенко
Партизанская
Первомайская
Пензенская
Печерская
Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
Полевая
Промышленности
Пугачевская
Пролетарская
Пугачевский тракт
Пушкина
Рабочий городок
Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
Республиканская
Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
Самарская
Свободы
Сергея Лазо
Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
Солнечная
Спортивная

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram