,
Продолжаем исследование одной из самых недооценённых улиц старой Самары — Садовой. Сегодня мы пройдем ее от Рабочей до Полевой и окончательно полюбим, со всеми ее минусами и плюсами. Именно такую установку дает вам штатный краевед ДГ Андрей Артемов.
Если посмотреть вдаль по маршруту нашего следования, то сразу становится понятно, что легко и просто не будет. Ведь сразу бросаются в глаза многочисленные новостройки. Даже без использования дедуктивного метода можно предположить, что не так давно на их месте находилась историческая среда, со своими архитектурными жемчужинами. Что ж, это действительно так.
Вот, например, какой симпатичный дом стоял прямо на углу Садовой и Рабочей.
Больше всего в его внешнем виде привлекает внимание чешуйчатый купол, который мы можем рассмотреть и с другого ракурса благодаря фотографии из фондов СОГАСПИ.
Приятная полутораэтажная то ли эклектика, то ли неоклассика, но в любом случае здание, создававшее ту самую историческую среду.
Жителям Куйбышева этот дом был хорошо известен. В нем поочередно находились страхкасса, Дом санитарного просвещения и хирургическое отделение онкодиспансера. Строительство на его месте высотки сопровождалась нарушением регламентов и завершилось лишь в 1999 году.
На ликвидацию исторической застройки в этом квартале намекает и нумерация домов. После дома №156 сразу следует №166. Вот ему повезло. Буквально неделю назад он был признан полноценным ОКН регионального значения: «Дом статского советника Ф.Б. Трабша. В годы войны там располагалась дипломатическая миссия Бельгии (арх. Тепфер Ф.Б.) (1913 г.)».
К слову, после господина Трабша в 1916 году домом владел купец Борис Иванцов. Недавно мы публиковали очень колоритные воспоминания его внука, касающиеся истории семьи Иванцовых после отъезда из Самары в 1918 году.
Переведя дух и отдохнув взглядом на доме Трабша, возвращаемся к болезненной теме новостроек, а в случае с домом по Садовой, 170 — «долгостроек». До их появления здесь находился один из самых величественных каменно-деревянных домов Самары, принадлежавший личному почетному гражданину города Александру Титову. Вот каким запечатлел его Ваган Каркарьян в 2000 году.
Ваган Гайкович в своей книге «Тайны деревянных украсов Самары» отмечал: «Здание богато декорировано деревянной резьбой. Особенно красиво полотенце, резьба которого напоминает кружева и вышивку».
А вот изображения более приземленные. Дом Титова (Садовая, 172) и его почившие коллеги под номерами 170 и 174.
Ну и, конечно, ее величество высотка «Трансгруза». Сколько о ней уже было сказано «добрых» слов градозащитниками и урбанистами. Сколько раз вспоминали и стоявший на ее месте дом Льва Гергардта (Садовая, 176).
Но что самое интересное, именно здесь планировалось возвести высотные дома еще в годы застоя. Вот макет застройки окрестностей Ленинского мемориала, выполненный в 1970-х годах, из книги «Космический Куйбышев».
Улица Садовая отмечена на нем красной линией, а Вилоновская — синей. На музей Алабина указывает красная стрелка, а на особняк архитектора Зеленко — синяя.
И пусть амбициозный план реновации исторического центра не был реализован, высотки на улице Садовой все-таки появились. И могут возникнуть еще, но жители 109 квартала отбиваются от них как могут. Последний, четвертый по счету проект его межевания, разработанный компанией «Трансгруз», был отклонен и отправлен на доработку 11 сентября этого года. Но думается, эта попытка не последняя, так что будем начеку, как живущая в этом квартале кошка.
Живет она во двориках ютящихся у подножия трансгрузовского небоскреба деревянных домиков. Обидно, что самый симпатичный их них уже снесен. На следующем фото начала 2000-х годов он стоит крайним слева.
Обратите внимание на резные решетки сбоку от окон. Что в данном случае хотел сказать художник, точнее плотник? Возможно, решетки изображают взборонованное поле, а может быть, они используются как оберег от злых духов.
Увы, «Дом с решетками» стал одной из недавних потерь самарского деревянного зодчества. Снесли его около 7 лет назад.
Думаю, наступил момент вспомнить о существовании и нечетной стороны улицы Садовой, которую мы упорно игнорировали. Заставляет нас это сделать дом №207.
Это весьма интересная попытка показать, как можно использовать приемы стиля модерн в XXI веке. Тем более, успешные примеры есть, например, дом «Муха» на площади Чапаева. Но касательно дома на Садовой хочется процитировать слова одной из «масок» Аркадия Райкина: «Мне кажется, надо мягче, тоньше и деликатнее».
В доме №207 бросается в глаза современность стройматериалов. Пластиковые окна кажутся слишком пластиковыми, особенно учитывая нетривиальность фасада, синие стекла слишком синими, коричневые подтеки от кондиционеров более заметными.
Но здание и архитектор, его спроектировавший, с моей точки зрения, заслуживают внимания за попытку вырваться из скучной строительной повседневности исторического центра Самары, где прибыль от квадратного метра оставляет эстетику далеко позади.
Опять переметнемся на четную сторону улицы Садовой. Прощаясь со 109 кварталом, вспомним о доме №202, принадлежавшему действительному статскому советнику Херувимову.
Увы, в последние годы своей жизни он уже выглядел печально, поэтому посмотреть на него лучше глазами Вагана Каркарьяна.
Пройдя пару десятков метров, мы оказываемся на улице Ульяновской, где к нашей прогулке присоединяется новый попутчик: архитектурный стиль конструктивизм.
Вот он в самом центре кадра. Зеленоватый, обшарпанный, но округлый и с ленточным остеклением лестничных маршей.
Это жилая часть здания Военно-медицинской академии РККА. Медики были его владельцами недолго, с 1937 по 1943 год, уступив свое место Куйбышевскому авиационному институту. Жилая секция здания (Садовая, 208) сохранила, насколько смогла, свой первоначальный внешний вид, чего не скажешь об учебном корпусе, превращенном в ТЦ «Вавилон».
Перейдя улицу Ульяновскую, мы попадаем в зону влияния Воскресенского базара. Вот в его сторону поехала конка на этой дореволюционной фотографии.
Обращает на себя внимание вывеска на доме мещанина Бочкарева (Садовая, 223): «Пивная лавка. С продажей распивочно и на вынос». Есть в этих словах что-то великодержавное, чего не заменят ни ломящиеся полки сетевых супермаркетов, ни бары с крафтовым пивом.
Упомянув пенный напиток, вспомним и его почитателя, самарского марксиста Алексея Скляренко, который сначала жил на Садовой, 154, а потом переехал в дом мещанина Алексея Немцева.
О нем, точнее о них — доме, его владельце и Алексее Скляренко — имеется большая краеведческая статья в газете «Волжская коммуна».
Обращает на себя внимание, что в ней также упоминается заветная вывеска с рекламой пивной лавки. Весьма символично и последнее предложение: «Таких островков старой Самары в городе осталось не так уж много«. Строки эти написаны в 1978 году. Что уж говорить о XXI веке. На ум приходят строки Валерия Брюсова:
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн…
В случае с домиком Немцева — не модерн и не такой уж бесстыжий. Комплекс из трех зданий, возведенный по концепции «дома-острова», а строился почти десять лет, с конца 1990-х по 2006 год.
Архитектор Сергей Малахов определяет стиль своего творения как метафорический модернизм. Вот краткое описание его основной идеи: «Когда новостройка встраивается в сложную многослойную городскую ткань, не разрывая среду, но достраивая. Она учитывает исторический контекст, но не подражает ему, выглядит современно, «играет» на контрасте, но не доминирует. Вообще, создаётся впечатление, что дом здесь стоял всегда».
Одно из зданий, которое можно принять за часть дома-острова Малахова — кинотеатр «Фурор».
Казалось бы, мы знаем о нем все. Построен в 1913 году лесопромышленником Матвеем Антоновым. Модерн с элементами неоклассики. В 1914 году в здании был открыт кинотеатр «Фурор», в 1950-х годах переименованный в «Первомайский».
Но архивные документы позволяют нанести на модерновый портрет этого здания еще несколько штрихов. Вот, например, решение исполкома о выселении двух семей, проживавших под сценой кинотеатра «Фурор».
А вот документы 1992 года, которые повествуют о том, что выселенный с территории Иверского монастыря Дом науки и техники может перебраться в здание кинотеатра «Первомайский».
И, наконец, документ о передаче бывшего кинотеатра «Первомайский» в руки театра «Самарская площадь». Реставрация здания заняла 12 лет и шла параллельно строительству соседнего дома-острова.
Поддерживает театральную тему дом №239, в котором жил художественный руководитель и гендиректор театра драмы Вячеслав Гвоздков.
Сам дом по своей высотности вписывается в ансамбль застройки Самарской площади, который как раз таки и начинается на улице Садовой. Реновация территории бывшего Воскресенского базара по масштабам уступает разве что строительству набережной.
Глухая окраина города превратилась в и по сей день один из самых желанных районов для проживания. А ведь как по-евразийски выглядели здешние пейзажи 120 лет назад…
Тут же, на углу Ярмарочной и Садовой, в доме купца Кириллова располагается администрация Ленинского района. Напротив него, около внутреннего двора дома «Гидропроекта» — районная доска почета. Пожалуй, их мы прибережем для статьи об улице Ярмарочной.
Перейдя ее, бросим прощальный взгляд на дом «Гидропроекта». Больше со сталинской неоклассикой мы на Садовой не встретимся.
Фасад этого здания привлекает внимание разрушающимися балконными ограждениями. Где-то их и вовсе демонтировали, где-то заменили на новые. Таким образом, дом «Гидропроекта» немножечко «линяет».
К слову, в этом доме жил известный куйбышевский журналист Константин Шестаков, оставивший весьма интересные воспоминания, в том числе и о Воскресенском базаре.
После достаточно долгого перерыва нам вновь встречаются деревянные дома. Обратите внимание на дом №269. Верхняя часть его лопаток украшена солярным знаком, а в средней части можно видеть крупный резной элемент, изображающий древо жизни.
Поблизости стоит облицованный плиткой-«кабанчиком» дом в два окна. Есть сведения, что в 1911 — 1913 годах это здание арендовало Самарское фотографическое общество.
В 1936 году здесь располагалось кафе-закусочная от артели «Большевик». А в конце перестройки здание отдали институту «Волгогипрозем». Сейчас здесь торгуют стройматериалами.
После улицы Маяковского историческая застройка начинает редеть, а за улицей Чкалова и вовсе сходит на нет. Но напоследок Садовая побалует нас весьма интересными зданиями.
Например, одноэтажному дому мещан Сафоновых (Садовая, 228) отдавали должное и архитектор Ваган Каркарьян, и краевед Олег Струков. Главная его фишка — имитация при помощи деревянных элементов каменной архитектуры классицизма. Не поленитесь, поглядите на него целиком, а мы пока покажем вам изогнутый карниз, капители пилястр и могучие кронштейны.
Теперь о грустном: никакого охранного статуса у дома мещан Сафоновых, увы, нет. Это вдвойне опасно, так как именно между улицами Маяковского и Чкалова сосредоточено максимальное количество новостроек 2010-х годов. Как возведенных, так и перешедших в статус долгостроев. Один из них — ЖК «Кристалл» (Садовая, 279).
По соседству с этой махиной, буквально за забором строительной площадки, притаился самый северный образец самарского модерна.
В данном случае северный не в плане архитектурной стилистики, а в географическом отношении. Так далеко к границе Самары модерн не продвигался, если конечно не принимать во внимание дачу купца Головкина.
Такую же, как и на этом доме, глазурованную плитку мы видели на доме №273. Весьма симпатичны косоугольные чердачные окна. Можно отыскать на фасаде и декоративные элементы с растительным орнаментом.
Дом стал объектом культурного наследия еще в советское время, благодаря писателю Николаю Афиногенову (псевдоним — Степной), который жил здесь в 1918 — 1922 годах. Имя это не на слуху. Однако в копилке Николая Степного аж десятитомное собрание сочинений, вышедшее во второй половине 1920-х годов.
Его биография была такой же яркой, как архитектура модерна. Он изъездил Сибирь и Среднюю Азию, два года жил за границей, где слушал лекции в Коммерческой академии города Льежа. В годы Первой мировой войны призванный в армию Афиногенов в составе русского экспедиционного корпуса воюет под Реймсом. Вернувшись на родину, принимает участие в штурме Зимнего дворца: «В Смольном я ночевал все эти дни на столах — писал каждый день фельетоны в «Солдатскую правду», «Деревенскую бедноту», «Рабочий и солдат».
А вот писательский талант Николая Афиногенова был куда более скромным, чем география его путешествий. Примерно как фасад дома, стоящего во дворе. Адрес тот же: Садовая, 291. Похожа и планировка, но внешность его и красавца, выходящего на красную линию, разнятся очень сильно.
В одной из рецензий на произведение Афиногенова Александр Неверов высказался так: «<…> у него говорит не художник, а вечно бегущий куда-то фотограф, размашистый, но не совсем грамотный писарь». Мы же оставим модерново-писательский дом №291 и отправимся дальше.
Чем ближе мы подходим к улице Чкалова, тем больше находим следов упадка и разрушения исторической среды.
Идет процесс ее замещения, если можно так выразиться, микрорайонной застройкой. Хотя некоторые здешние дома делают реверанс в сторону дореволюционной архитектуры. Так, высотка с адресом Садовая, 256 может похвастаться коваными деталями фасада, хоть как-то разукрашивающими его заурядный облик.
За улицей Чкалова время исторической застройки заканчивается. Символом этого мы определили потерявшие стрелки часы из этой замечательной инсталляции.
Дальше идти не очень-то и хочется, но путь нужно пройти до конца. Здесь нет исторической застройки, а новая, высотная, давит своими объемами. Дома №278 и 280 еще и своей депрессивной расцветкой.
Даже в самый погожий и солнечный день смотреть на него физически неприятно. Пусть уж лучше будут стекла, окна и синева. Глаз больше радуется, глядя на них, а душа выбирает меньшее из двух высотных зол этого квартала.
Здесь еще есть новостройки, но говорить о них уже нет ни сил, ни желания. Лучше мы попытаемся разглядеть светлое будущее, как участники митинга 1918 года у триумфальной арки на пересечении Садовой и Полевой. Надеемся, что у нашей сегодняшней героини оно действительно есть.
Текст: Андрей Артемов
Фото: Елена Вагнер
ДГ благодарит за предоставление материалов для статьи начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина.
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram