,
Сегодня мы поговорим о районе, который с полным правом может именоваться курмышом. Он со всех сторон окружен железнодорожными путями, гаражными массивами, промзонами и вообще является частью Юнгородка. Образуют этот райончик два переулка — Старый и Стационарный.
При всей видимой депрессивности он обладает несвойственными самарским курмышам чертами: здесь имеются архитектурно выразительные здания, памятник (пусть и малоизвестный), крупный техникум, да и транспортная проблема стоит не так остро. Район дуалистичный, а значит история его тоже весьма интересна.
Для начала дадим ему имя. В списках избирательных округов и краеведческой литературе он именуется Призаводской (вариант — Предзаводской) площадкой. Помимо Старого и Стационарного, в нее входили переулок Костромской и исчезнувший в лихие 90-е Ясельный. Свои нынешние имена они получили только в 1957 году. До этого дома здесь нумеровались по кварталам, упоминания о которых можно найти в Публичной кадастровой карте.
Сама же Призаводская площадка входила в состав Южного поселка Безымянки. Вернакулярная цепочка (от больше к меньшему) выглядит следующим образом: Юнгородок — поселок — квартал.
На представленной ниже немецкой схеме Куйбышева 1943 года Призаводская площадка отмечена красной звездочкой. Красная линия — улица Земеца, синяя линия — Заводское шоссе. Как мы видим, железнодорожные пути тогда шли напрямую на территорию авиационного завода №1 (РКЦ «Прогресс»).
Строительство здесь жилых домов началось также в 1943 году силами только что созданного стройтреста №11. Шлакоблочные двухэтажки были по тем суровым временам вполне неплохим жильем. В советское время они стояли на балансе авиационных заводов №1 («Прогресс») и №18 («Авиакор»).
Думается, с коммунальными проблемами жители этих двухэтажек-ветеранов встречаются и сейчас, но внутрь этих домов мы заглядывать не стали, ограничившись видами весьма уютных двориков.
Все они построены в 1943 — 46 годах. Надо еще отметить, что здесь же, на Призаводской площадке, сходятся две «директорские» улицы Юнгородка — Земеца и Литвинова.
Медицинский кластер
С ним связаны самые архитектурно выразительные здания в этом районе. Так, весьма солидно смотрится бывший стационар медсанчасти №3 Куйбышевского авиационного завода (Литвинова, 129).
В прессе о нем, увы, писали нечасто. Удалось нам найти лишь жалобу медиков в газете «Волжская Заря» (октябрь 1980 года) на неуклонный рост числа гаражей рядом со зданием медсанчасти.
Позднее здесь был открыт стоматологический центр «Авиакора». О нелегкой судьбе этого здания ДГ писал в октябре 2018 года.
Соседний адрес — Литвинова, 131 — также принадлежал уже бывшему медицинскому учреждению. В позднесоветский период в нем размещался стационар детской городской больницы №9.
Еще более привлекательно здание с адресом Стационарный переулок, 4. Его портик с шестью колоннами ионического ордера — яркий (хоть и остающийся без внимания) пример освоения классического наследия в советской архитектуре. Не имеющий, увы, никакого охранного статуса.
Информации об этом здании крайне мало. Известна дата его постройки — 1944 год. Для Куйбышева военного времени объект, что и говорить, впечатляющий. По имеющимся у нас данным, в советское время это был профилакторий завода «Прогресс», на рубеже XX — XXI веков превращенный в жилой дом.
Очаг культуры
Между двумя бывшими медучреждениями разместился дом культуры. Тоже бывший. Клуб «Волга» был одним из первых, построенных на Безымянке, — по-видимому, еще в годы войны. Тогда он имел адрес Южный поселок, дом №18. Его фотографий того периода не сохранилось.
Доподлинно не известно, силами какого предприятия был возведен клуб «Волга». Однако мы точно знаем, что в начале 1970-х годов он принадлежал заводу КАПО (ныне — «Авиаагрегат»), который затеял строительство его нового, современного здания.
Завершить его смогли только в 1988 году. Зато здание получилось вполне симпатичным, в духе советского модернизма.
Есть сведения, что в середине 1990-х в ДК «Волга» открылся ночной клуб «Черный кот». Отбивший клиентуру у «Пеликана», но достаточно быстро уступивший пальму первенства «Манхэттену». Всемирная паутина о «Черном коте» почти ничего не помнит, зато имеется красочное описание в газете «Будни»:
«Через некоторое время своего существования «Черный кот» стал ассоциироваться с кучей шприцев и иголок в радиусе 50 метров. Также непременным атрибутом заведения была до столбняка обкурившаяся братва. Которая, как и полагается, била в рожу всякому, кто за это на нее косо смотрит.
12 июля 1997 года. Газета «Будни».
Впрочем, эта статье точного местоположения «Черного кота» не указывает, ограничиваясь указанием «в Юнгородке».
Уже несколько лет «Волгу» пытаются продать. Ее текущая цена на Авито чуть меньше 13 миллионов рублей. Пожалуй, не так уж и дорого для 2726 квадратных метров. Да и внутри здание выглядит более-менее пристойно, но отважится ли кто-то на покупку «Волги» — большой вопрос.
Учебные заведения
Помимо медицинских учреждений и дома культуры Призаводская площадка может похвастаться наличием нескольких учебных заведений. Одно из них появилось еще в годы войны. Это была школа рабочей молодежи завода №18 им. Ворошилова, помещавшаяся в одноэтажном бараке.
Чуть позже в надстроенном до двух этажей здании находилось ГПТУ №5, являвшееся базовым училищем для Куйбышевского авиационного завода.
К 1970-м годам стало понятно, что оно не соответствует уровню предприятия-гиганта. Для кузницы его кадров было решено построить новое здание.
Как мы видим, место для нового здания ГПТУ №5 выбрали в районе уже несуществующего ДК «Мир», но потом его «сослали» на Призаводскую площадку. Стройка планировалась достаточно масштабная и для нее пришлось снести несколько жилых домов: ул. Электрифицированная (Литвинова), 133 и Стационарный переулок, 9 и 12.
Их жители наверняка радовались, ведь жизнь в этих шлакоблочных домах была не сахар. О их нелегком быте можно прочесть в многотиражке авиационного завода «За ударные темпы».
Новое здание ГПТУ №5 получило адрес Стационарный переулок, 11. До этого его имел дом, также мучавший своих жильцов. В заводскую многотиражку они жаловались: «У нас нет настоящей кухни, и мы вынуждены готовить пищу в грязном неприспособленном помещении, которое переоборудовано под кухню из санузла».
Однако строительство нового здания ГПТУ и его общежития шло весьма неторопливо.
Общежитие (Стационарный переулок, 11) было введено в эксплуатацию в 1987 году, тогда же достраивался и сам учебный корпус.
Сейчас бывшее здание ГПТУ №5 — второй корпус Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения имени Дмитрия Козлова.
А первый корпус этого учебного заведения расположен неподалеку, прямо за железнодорожным «полукругом».
Свою историю он ведет от ГПТУ №12, которое было закреплено за заводом «Прогресс». В отличие от авиаторов, ютившихся в двухэтажном шлакоблочном здании, ракетчикам повезло. Они грызли гранит науки в кирпичной четырехэтажке на Земеца, 24а.
Ракетчики построили для своего ГПТУ новое здание в 1986 году.
А вот общежитие для него было построено заранее, еще в 1983 году. Оно стало одним из «подарков» строительного цеха завода «Прогресс» к 90-летию этого предприятия. Напомним, что начинался путь космического гиганта в Москве с производства велосипедов.
Объединенные ГПТУ №5 и №12 стали Самарским техникумом авиационного и промышленного машиностроения имени Дмитрия Козлова.
Завершая тему образования, скажем, что в советское время по адресу Стационарный переулок, 7 имелось еще и ГПТУ-32, готовившее рабочих разных специальностей: от электрогазосварщиков до машинистов бумагоделательных машин.
Малоизвестный памятник
Теперь пришла пора поглядеть на анонсированный в начале этой стать памятник. Располагается он в очень укромном месте — между ДК «Волга», неоклассическим домом с колоннами и зданием «Специального управления федеральной противопожарной службы № 39 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Старый переулок, 7).
Бронзовый пожарный запечатлен Ингой Пеннер.
Ясельный переулок
Помимо Старого, Стационарного и Костромского переулков на Призаводской площадке раньше имелся еще один. Своему названию он обязан детским яслям №28. Где они находились, установить пока не удалось. Все жилые дома по Ясельному переулку были снесены к середине 1990-х годов.
Однако карты Гугл верят в то, что он еще жив и проходит рядом с трамвайным кольцом маршрутов №9, 13 и 24.
Мы же считаем, что Ясельный переулок шел по несколько другой траектории: параллельно железнодорожной линии, идущей от станции Самарка к станции Пятилетка. На спутниковом снимке 1967 года мы отметили его красной линией. Синяя линия — Костромской переулок. Желтый круг показывает место, где сейчас находится трамвайное кольцо.
Еще одна потеря для детей Призаводской площадки — детский сад №104, также переформатированный под жилой дом (Земеца, 13).
Железнодорожные пути
Призаводская площадка неразрывно связана с железной дорогой. У нее даже есть «эксклюзивная» станция — Мирная.
В далеком прошлом она именовалась 139-м километром. Первая электричка прибыла на нее 7 ноября 1944 года.
В советские времена станцией Мирная активно пользовались работники многочисленных заводов Юнгородка. При этом существовали разные проблемы, начиная от опоздания электричек и кончая неблагоустроенностью пассажирских платформ и станционных зданий. Примеры этого можно почерпнуть в старых газетах, причём не только в многотиражках предприятий, но и в общегородских «Волжской Коммуне» и «Волжской Заре».
Когда-то на Мирной действительно был перекидной пешеходный мостик, на котором в 1980-е годы соавтор этой статьи Евгений Альмяшев любил ожидать электричку. Оттуда был хороший вид на город – в частности, на район улиц Советской Армии и Блюхера с трубой ЦОК, радиотелефонной вышкой «Алтай» и тремя двенадцатиэтажками ЦСКБ.
Что же касается железнодорожного полукруга, по которому движутся электрички на Жигулевское море и Курумоч, то точная дата его постройки неизвестна.
Вероятнее всего, это середина 1950-х годов. Во всяком случае, в прессе он впервые упоминается 21 августа 1957 года. Своим появлением этот путь явно обязан Жигулевской ГЭС, в ходе строительства которой возрос железнодорожный трафик в сторону Тольятти.
Для путепровода была сооружена специальная насыпь, через тоннель в которой можно попасть на Призаводскую площадку со стороны улицы Земеца.
Надеемся, что после прочтения нашей статьи вы убедились, что этот район является одним из самых интересных и содержательных курмышей Самары. Однозначно подходящим для экстремального нонконформистского туризма.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Фото: Инга Пеннер, Евгений Альмяшев, Павел Пешков
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
— Ставропольская
— Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter