КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Стрелка реки Самары: нефтяные баки Нобелей, страшный пожар 48-го, грузовой порт и несостоявшийся стадион

 5 177

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Стрелка реки Самары не только географический объект, но и одна из улиц Самарского района. И сегодня мы расскажем и о том, и о другом.

Стрелка реки Волги и Самарки

Начнем со времен, когда никакой стрелки Самары и Волги не было. Зато была Самарская перебоина. Вот что о ней писал в своей краеведческой картотеке купец Константин Головкин:

«На плане 1804 года показано, что река Самарка, впадая в Волгу, пересекала теперешнюю косу в том месте, где ныне положена железнодорожная линия береговой ветки и где поставлены нефтяные краны для налива нефти из баков в вагоны–цистерны.

Правее реки Самарки на нынешнем русле Волги был песчаный наносный остров, верхний конец которого начинался от Успенской улицы (ныне — Комсомольская). Благодаря этому острову, устье реки Самарки было значительно ниже современного и, надо полагать, было примерно у нижнего конца Коровьего острова.

Этот песок отделялся от современной линии берега Волги небольшим проливом реки Самарки, вода которого впадала в Волгу против Успенского спуска – благодаря этому-то проливу песок омывался со всех четырех сторон водой, образуя остров. Ширина пролива была от 25 до 40 сажен».

Самарская перебоина

Таким образом, максимальная ширина Самарской перебоины составляла 80 метров. Упоминает ее в своей книге «25-летие Самары как губернского города» городской голова Петр Алабин: «… Жители сего города водою довольствуются из рек: Самары, Самарской перебоины и Волги».

К 1820-м годам глубина перебоины при спаде воды составляла всего 20 сантиметров. А в конце 1830-х годов она полностью пересохла и образовалась привычная нам коса, она же – стрелка. Место было пустынное, и власти города употребили его для извлечения выгоды. Землю на косе стали сдавать под склады горючих материалов – мазута, нефти и керосина.

Крупные фирмы, такие как товарищество «Братья Нобель», торговое общество «Мазут», «Каспийское товарищество» и прочие, построили здесь ряд громадных железных резервуаров – баков для налива и хранения нефти и керосина. По трубам эти баки наполнялись нефтью, керосином и мазутом посредством перекачки их с подходящих к берегу наливных барж. Естественно, около этой промзоны образовался небольшой поселок, в котором жили рабочие, караульщики и заведующие баками лица. С течением времени место заросло большими осокорями.

К слову, отца семейства Нобелей, Эммануила, журнал Forbes ставит на почетное второе место в списке 10 богатейших предпринимателей дореволюционной России. Доверенным лицом товарищества «Братьев Нобель» в Самаре был Александр Вернер, отец известного в Самаре архитектора.

Но, как говорится, не нефтью единой. Были на стрелке и конторы-пристани, принадлежавшие купцам Ивана Константинову и А.С. Полетаеву.

Ближе к городу находился щепной ряд, где продавались различные товары, изготовленные из дерева (посуда, мебель и т.д.). А между ним и нефтяными баками, на пустыре, проходили конские ярмарки. Эта локация как раз таки и запечатлена на фотографии.

Щепной рынок на стрелке Самары и Волги

Здесь обитали персонажи горьковского дна: босяки, крестьяне, пришедшие на заработок в город, крючники с волжских пристаней. Свой досуг они могли провести в многочисленных чайных, в которых особенно страждущим подавали и «белый» 40-градусный чай.

Чайные Самары 1915 год1915 год.

В 1888 году в этот район пришла железная дорога. Ветка отделила территорию щепных рядов (будущего поселка Щепновка) от непосредственно косы.

Карта Самары 1910 год

В книге «Вся Самара» 1925 года купец и краевед Константин Головкин кратко аттестует Стрелку реки Самары как один из пригородов города: «Коса. Между реками Самаркой и Волгой до полотна железнодорожной ветки: склады и нефтяные баки Райнефтеторга».

В 1929 году была впервые была озвучена идея постройки в Самаре нового глубоководного порта. Здесь сошлись необходимость соответствия нашего города величественным идеям индустриализации и проблема обмеления Волги из-за намыва речного песка.

Стрелка реки Самары-ФОТО-07-ВКа-1929-11-24-необх-ть в глубоковод. речпорте

А вот статья 1935 года. Про стрелку Волги и Самары в нем ни слова, хотя упоминается поселок Щепновка, который надлежит снести и устроить на его месте бульвар. Нефтяные пристани и нефтесклады планировалось перенести в район Сухой Самарки.

Стрелка реки Самары-ФОТО-08-ВКа-1935-02-21-о благоустр. порта-min

Забегая вперед, скажем, что этого так и не было сделано. «Черное золото» на Стрелке засветилось и на немецкой карте Куйбышева 1942 года. Под №85 на ней значится: «Хранение нефти от 40 до 50 наземных резервуаров вместимостью около 3000 т каждый».

Куйбышев 1942 года

Но вернемся во времена культа личности. В генплане 1937 года «Большой Куйбышев» о стрелке не просто вспоминают, но и пророчат ей большое будущее:

«Набережная реки Волги решается двумя основными террасами — верхней и нижней. Нижняя набережная, начинаясь от стрелки, где река Самарка впадает в реку Волгу, тянется непрерывной лентой до нового водопровода (НФС на Советской Армии — прим. авт.). Стрелка будет отмечена монументальной колонной-маяком, подчеркивающим начало города».

Этим грандиозным планам тоже не суждено было бы свершиться. Пока же поглядим на то, как выглядела стрелка со стороны Волги.

Всеобщее внимание горожан к стрелке было привлечено 4 июля 1948 года. В тот день была сильная гроза, кульминация которой пришлась примерно на 10 часов утра. В это время грозовые облака накатили на центральную часть Куйбышева, дождь лил как из ведра, а молнии в небе сверкали почти беспрерывно. Одна из них ударила прямо в резервуар №18 с сырой нефтью, стоящий на перевалочной базе «Главнефтеснаба» на берегу реки Самарки. Находящаяся в резервуаре нефть тут же вспыхнула ярким пламенем, и буквально за несколько секунд огромная емкость превратилась в гигантский факел.

Огромная толпа зевак скопилась на левом берегу реки Самарки. Десятки лодочников встали на якоря на середине реки и тоже наблюдали за пожаром, при этом не прекращая рыбачить. Попытки пожарных сбить огонь оказались тщетными, и один из баков в итоге взорвался. Пылающая нефть выбросилась до середины реки, накрыв несколько пожарных машин и часть лодок, стоявших на фарватере. Лодки мгновенно загорелись и многие попавшие под этот выброс погибли. Почти половина Самарки была охвачена пламенем. Всего в том страшном пожаре погибло 35 человек, из них 19 были огнеборцами. Последние были похоронены в братской могиле на городском кладбище.

Ниже представлен отчет комиссии при Куйбышевском обкоме КПСС о пожаре на базе «Главнефтеснаба» из фондов СОГАСПИ.

Пожар в Самаре в 1948 году

В том же 1948 году пристань города Куйбышева получила статус порта, тогда же было организовано Волжское грузовое речное пароходство.

Далее мы перенесемся в 1963 год, когда уже шли работы по строительству привычного нам грузового порта на стрелке реки Самары.

Стрелка реки Самары-ФОТО-10-ВКа-1963-08-08-про новый Речпорт-min

Его появление было приурочено к пуску Саратовской ГЭС. Волга под ее воздействием изменилась: усложнились условия плавания, значительно увеличилась ширина русла Волги, более чем на четыре метра поднялся уровень воды. В связи с чем требовались новые, современные порты.

Стрелка реки Самары-ФОТО-12-Советский Танкер-1965-25 декабря

В 1966 году работы по сооружению нового грузового порта велись полным ходом, о чем, конечно же, писали куйбышевские газеты.

Стрелка реки Самары-ФОТО-13-ВКа-1966-04-13-новости речпорта

Полностью он вступил в строй спустя два года. В тот же период была произведена реконструкция грузового участка Верхний Мол (близ Молодогвардейского спуска) и появился новый речной порт в Сызрани.

Спустя десять лет стрелка была уже вполне обжита куйбышевскими речниками. Так, в справочнике 1979 года адрес по ней имеют: добровольно-спортивное общество «Водник», отделение автотранспортного предприятия №1 по речному порту и Куйбышевский участок судоходной инспекции волжского бассейна.

В XXI веке стрелка Волги и Самары тоже была в центре внимания. В начале 2010-х ее рассматривали как одну из возможных площадок для строительства стадиона к мундиалю. От этой идеи достаточно быстро отказались, но стрелку в покое не оставили. Институт «Ленгипрогор» в 2013 году разработал проект организации здесь зеленой зоны с конгресс-холлом и зданием дворца бракосочетаний.

Проект застройки стрелки

Одной стрелкой этот проект не ограничивался. Под кардинальную перестройку попадали все кварталы близ Хлебной площади вплоть до улицы Комсомольской. Наделав много шуму в рядах градозащитной общественности, проект, по счастью, так и не был претворен в жизнь. Вспомнить, как ломались копья вокруг проекта «Ленгипрогра», можно здесь.

Грузовой порт на стрелке выжил, но уже в 2015 году появились планы перебросить его на Красную Глинку, в район устья реки Сок. Прочесть об этом подробнее можно здесь.

Последнее, чем грозят стрелке Волги и Самары архитекторы (на сей раз французские), — постройка восьми зданий-матрешек, каждое из которых получит имя одного из притоков Волги.

Впрочем, этот проект весьма затратный, требующий, в частности, берегоукрепления, да и находится он пока только на стадии концепта. Так что у грузового порта есть все шансы задержаться на улице Стрелка реки Самары еще на пару, может быть даже десятков, лет.


Текст: Андрей Артемов
Заметки из куйбышевских газет: Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Визуализация проектов застройки взята здесь.

Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова
Григория Аксакова
Дыбенко
Енисейская
Ерошевского
Заводское шоссе
Земеца
Ивана Булкина
Калинина
Проспект Карла Маркса
Каховская
Проспект Кирова
Комсомольская площадь
Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
Краснодонская
Площадь Куйбышева
Куйбышева
Проспект Ленина
Лесная
Ленинская
Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
Льва Толстого
Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
Маяковского
Проспект Масленникова
Проспект Металлургов
Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Некрасовская
Никитинская
Николая Панова
Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
Олимпийская
Осипенко
Партизанская
Первомайская
Пензенская
Печерская
Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
Полевая
Промышленности
Пугачевская
Пролетарская
Пугачевский тракт
Пушкина
Рабочий городок
Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
Республиканская
Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
Самарская
Свободы
Сергея Лазо
Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
Солнечная
Спортивная
Ставропольская
— Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter