,
Стрелка реки Самары не только географический объект, но и одна из улиц Самарского района. И сегодня мы расскажем и о том, и о другом.
Начнем со времен, когда никакой стрелки Самары и Волги не было. Зато была Самарская перебоина. Вот что о ней писал в своей краеведческой картотеке купец Константин Головкин:
«На плане 1804 года показано, что река Самарка, впадая в Волгу, пересекала теперешнюю косу в том месте, где ныне положена железнодорожная линия береговой ветки и где поставлены нефтяные краны для налива нефти из баков в вагоны–цистерны.
Правее реки Самарки на нынешнем русле Волги был песчаный наносный остров, верхний конец которого начинался от Успенской улицы (ныне — Комсомольская). Благодаря этому острову, устье реки Самарки было значительно ниже современного и, надо полагать, было примерно у нижнего конца Коровьего острова.
Этот песок отделялся от современной линии берега Волги небольшим проливом реки Самарки, вода которого впадала в Волгу против Успенского спуска – благодаря этому-то проливу песок омывался со всех четырех сторон водой, образуя остров. Ширина пролива была от 25 до 40 сажен».
Таким образом, максимальная ширина Самарской перебоины составляла 80 метров. Упоминает ее в своей книге «25-летие Самары как губернского города» городской голова Петр Алабин: «… Жители сего города водою довольствуются из рек: Самары, Самарской перебоины и Волги».
К 1820-м годам глубина перебоины при спаде воды составляла всего 20 сантиметров. А в конце 1830-х годов она полностью пересохла и образовалась привычная нам коса, она же – стрелка. Место было пустынное, и власти города употребили его для извлечения выгоды. Землю на косе стали сдавать под склады горючих материалов – мазута, нефти и керосина.
Крупные фирмы, такие как товарищество «Братья Нобель», торговое общество «Мазут», «Каспийское товарищество» и прочие, построили здесь ряд громадных железных резервуаров – баков для налива и хранения нефти и керосина. По трубам эти баки наполнялись нефтью, керосином и мазутом посредством перекачки их с подходящих к берегу наливных барж. Естественно, около этой промзоны образовался небольшой поселок, в котором жили рабочие, караульщики и заведующие баками лица. С течением времени место заросло большими осокорями.
К слову, отца семейства Нобелей, Эммануила, журнал Forbes ставит на почетное второе место в списке 10 богатейших предпринимателей дореволюционной России. Доверенным лицом товарищества «Братьев Нобель» в Самаре был Александр Вернер, отец известного в Самаре архитектора.
Но, как говорится, не нефтью единой. Были на стрелке и конторы-пристани, принадлежавшие купцам Ивана Константинову и А.С. Полетаеву.
Ближе к городу находился щепной ряд, где продавались различные товары, изготовленные из дерева (посуда, мебель и т.д.). А между ним и нефтяными баками, на пустыре, проходили конские ярмарки. Эта локация как раз таки и запечатлена на фотографии.
Здесь обитали персонажи горьковского дна: босяки, крестьяне, пришедшие на заработок в город, крючники с волжских пристаней. Свой досуг они могли провести в многочисленных чайных, в которых особенно страждущим подавали и «белый» 40-градусный чай.
В 1888 году в этот район пришла железная дорога. Ветка отделила территорию щепных рядов (будущего поселка Щепновка) от непосредственно косы.
В книге «Вся Самара» 1925 года купец и краевед Константин Головкин кратко аттестует Стрелку реки Самары как один из пригородов города: «Коса. Между реками Самаркой и Волгой до полотна железнодорожной ветки: склады и нефтяные баки Райнефтеторга».
В 1929 году была впервые была озвучена идея постройки в Самаре нового глубоководного порта. Здесь сошлись необходимость соответствия нашего города величественным идеям индустриализации и проблема обмеления Волги из-за намыва речного песка.
А вот статья 1935 года. Про стрелку Волги и Самары в нем ни слова, хотя упоминается поселок Щепновка, который надлежит снести и устроить на его месте бульвар. Нефтяные пристани и нефтесклады планировалось перенести в район Сухой Самарки.
Забегая вперед, скажем, что этого так и не было сделано. «Черное золото» на Стрелке засветилось и на немецкой карте Куйбышева 1942 года. Под №85 на ней значится: «Хранение нефти от 40 до 50 наземных резервуаров вместимостью около 3000 т каждый».
Но вернемся во времена культа личности. В генплане 1937 года «Большой Куйбышев» о стрелке не просто вспоминают, но и пророчат ей большое будущее:
«Набережная реки Волги решается двумя основными террасами — верхней и нижней. Нижняя набережная, начинаясь от стрелки, где река Самарка впадает в реку Волгу, тянется непрерывной лентой до нового водопровода (НФС на Советской Армии — прим. авт.). Стрелка будет отмечена монументальной колонной-маяком, подчеркивающим начало города».
Этим грандиозным планам тоже не суждено было бы свершиться. Пока же поглядим на то, как выглядела стрелка со стороны Волги.
Всеобщее внимание горожан к стрелке было привлечено 4 июля 1948 года. В тот день была сильная гроза, кульминация которой пришлась примерно на 10 часов утра. В это время грозовые облака накатили на центральную часть Куйбышева, дождь лил как из ведра, а молнии в небе сверкали почти беспрерывно. Одна из них ударила прямо в резервуар №18 с сырой нефтью, стоящий на перевалочной базе «Главнефтеснаба» на берегу реки Самарки. Находящаяся в резервуаре нефть тут же вспыхнула ярким пламенем, и буквально за несколько секунд огромная емкость превратилась в гигантский факел.
Огромная толпа зевак скопилась на левом берегу реки Самарки. Десятки лодочников встали на якоря на середине реки и тоже наблюдали за пожаром, при этом не прекращая рыбачить. Попытки пожарных сбить огонь оказались тщетными, и один из баков в итоге взорвался. Пылающая нефть выбросилась до середины реки, накрыв несколько пожарных машин и часть лодок, стоявших на фарватере. Лодки мгновенно загорелись и многие попавшие под этот выброс погибли. Почти половина Самарки была охвачена пламенем. Всего в том страшном пожаре погибло 35 человек, из них 19 были огнеборцами. Последние были похоронены в братской могиле на городском кладбище.
Ниже представлен отчет комиссии при Куйбышевском обкоме КПСС о пожаре на базе «Главнефтеснаба» из фондов СОГАСПИ.
В том же 1948 году пристань города Куйбышева получила статус порта, тогда же было организовано Волжское грузовое речное пароходство.
Далее мы перенесемся в 1963 год, когда уже шли работы по строительству привычного нам грузового порта на стрелке реки Самары.
Его появление было приурочено к пуску Саратовской ГЭС. Волга под ее воздействием изменилась: усложнились условия плавания, значительно увеличилась ширина русла Волги, более чем на четыре метра поднялся уровень воды. В связи с чем требовались новые, современные порты.
В 1966 году работы по сооружению нового грузового порта велись полным ходом, о чем, конечно же, писали куйбышевские газеты.
Полностью он вступил в строй спустя два года. В тот же период была произведена реконструкция грузового участка Верхний Мол (близ Молодогвардейского спуска) и появился новый речной порт в Сызрани.
Спустя десять лет стрелка была уже вполне обжита куйбышевскими речниками. Так, в справочнике 1979 года адрес по ней имеют: добровольно-спортивное общество «Водник», отделение автотранспортного предприятия №1 по речному порту и Куйбышевский участок судоходной инспекции волжского бассейна.
В XXI веке стрелка Волги и Самары тоже была в центре внимания. В начале 2010-х ее рассматривали как одну из возможных площадок для строительства стадиона к мундиалю. От этой идеи достаточно быстро отказались, но стрелку в покое не оставили. Институт «Ленгипрогор» в 2013 году разработал проект организации здесь зеленой зоны с конгресс-холлом и зданием дворца бракосочетаний.
Одной стрелкой этот проект не ограничивался. Под кардинальную перестройку попадали все кварталы близ Хлебной площади вплоть до улицы Комсомольской. Наделав много шуму в рядах градозащитной общественности, проект, по счастью, так и не был претворен в жизнь. Вспомнить, как ломались копья вокруг проекта «Ленгипрогра», можно здесь.
Грузовой порт на стрелке выжил, но уже в 2015 году появились планы перебросить его на Красную Глинку, в район устья реки Сок. Прочесть об этом подробнее можно здесь.
Последнее, чем грозят стрелке Волги и Самары архитекторы (на сей раз французские), — постройка восьми зданий-матрешек, каждое из которых получит имя одного из притоков Волги.
Впрочем, этот проект весьма затратный, требующий, в частности, берегоукрепления, да и находится он пока только на стадии концепта. Так что у грузового порта есть все шансы задержаться на улице Стрелка реки Самары еще на пару, может быть даже десятков, лет.
Текст: Андрей Артемов
Заметки из куйбышевских газет: Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Визуализация проектов застройки взята здесь.
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
— Сиреневый переулок (Кирзавод-6)
— Советская Армия. Часть №1 / Часть №2
— Солнечная
— Спортивная
— Ставропольская
— Стара-Загора. Часть №1 / Часть №2
— Старый и Стационарный переулки
— Улица Степана Разина. Часть №1 / Часть №2
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter