,
«Энциклопедия самарских улиц» ДГ долисталась до Садовой. Одной из любимых улиц старой Самары нашего штатного краеведа Андрея Артемова. Со всеми ее красотами он вас и познакомит в этой статье.
В моей табели о рангах улица Садовая имеет звание адмирала, а если перевести с флотского языка на более привычный нам спортивный — занимает почетное второе место. Уступает она только улице, также идущей параллельно Волге, о которой мы напишем совсем скоро, а пока сосредоточимся на Садовой.
Улица эта, если можно так выразиться, камерная. Она сумела сохранить свое дореволюционное название, что редкость для исторического центра. Садовая малоавтомобильна, что большой плюс для любителей прогулок. Ее игнорирует даже общественный транспорт. Последним на Садовой был автобус возивший дачников на Барбашину поляну во второй половине 1920-х годов.
Обходили эту улицу стороной и большие архитектурные стили, оставив на память о себе по одному-два заметных здания. Чего у Садовой не отнять (хотя XXI век всячески стремится это сделать), так это деревянного зодчества, очень разнообразного и заслуживающего пристального изучения.
А мы начнем познание Садовой от перекрестка с улицей Затонной, то есть с побережья реки Самары. Вот как он выглядел в одну из зим начала 2000-х годов
Места эти «курмышевые», заповедные, напоминающие расположенный по другую сторону железнодорожных путей поселок Запанской.
Дома здесь невысоки, приземисты, а иногда и кособоки, поэтому стоящий чуть на горе трехэтажный дом №20 кажется настоящим великаном.
Насыплю немного соли на раны. Взгляните, как великодержавно выглядел первоначальный проект этого дома. Видимо, на его реализацию у мещанки Сусловой не хватило финансов.
Но даже в нынешнем виде дом производит приятное впечатление и является объектом культурного наследия.
Чтобы еще больше повысить градус масштабности и этажности, пересечем улицу Венцека. Если бы мы это сделали 90 лет назад, то увидели бы вот такую картину. Штакетником огорожена стройплощадка будущей школы №39.
Вот она уже в построенном виде. Башенный кран на заднем плане готовится поучаствовать в возведении дома №78 по улице Венцека, которое завершится в 2004 году.
Чуть поодаль от школы №39, на противоположной стороне улицы Садовой, обосновались силовые структуры. Но прежде чем отдать должное им, поглядим на богато украшенный деревянной резьбой дом №32.
Может быть, когда-нибудь найдется отважный этнограф или архитектор, который сможет описать все те символы и знаки, которая она несет в себе. Пока такого исследования нет, попробуем сами. Обратите внимание на вертикальный элемент слева от таблички с номером дома. Его силуэт напоминает лебедя. Если его развернуть горизонтально, как это сделано в нижней части наличника, то он уже похож на загадочного двухголового змея.
Но вернемся к обещанным силовым ведомствам. Одноэтажное здание с чертами псевдорусского стиля (Садовая, 45) было построено в 1908 году для Самарского жандармского управления. Проект разработал архитектор Александр Щербачев.
В середине 1920-х годов здесь располагался Губернский уголовный розыск, а при нем — криминальный музей с двумя отделениями: преступности и борьбы с преступностью. Впрочем, посетить его могли только лица, причастные к судебному и розыскному делу.
Примерно в 1960-х годах здание передали военным, и долгое время здесь находился военкомат Самарского района.
Дальше нас ждет одно из самых известных и многострадальных зданий на улице Садовой — хоральная синагога.
Два года назад мы посвятили ее истории отдельный материал, но новая информация о таком знаковом объекте не заставила себя ждать.
Вот, например, кадры кинохроники, на которых запечатлен процесс превращения синагоги в ДК им. Коминтерна.
К слову, при реставрации обнажилась надпись, сделанная над входом в синагогу в 1928 году.
Постсоветский период в истории синагоги также был очень насыщенным. Вот, например, в октябре 1994 года тогдашний владелец здания — хлебозавод №8 — получил разрешение открыть здесь магазин-пиццерию. А уже в ноябре вышло постановление Главы города «О передаче права собственности на здания по адресам Садовая, 49 и Чапаевская, 82 «Еврейскому национальному центру». Впрочем, уже в марте 1995 года оно было отменено.
В сентябре 1996 года синагогу Самарскому еврейскому национальному центру вернули. При этом некоторые строения на ее территории так и продолжали принадлежать «Хлебокомбинату».
В середине 2000-х годов патронаж над хоральной синагогой будут оспаривать две крупные организации — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) и Федерация еврейских общин России (ФЕОР). Итогом этих дрязг стало нынешнее состояние синагоги.
Здание сейчас напоминает скелет выброшенного на берег диковинного морского зверя. Глядя на это видео, даже примерно представить, когда завершится реконструкция хоральной синагоги, очень и очень трудно.
Также в подвешенном состоянии находится и идея установки памятника человеку-легенде, самарскому юродивому Пине Гофману. Еще два года назад его решено было «прописать» в сквере на углу Садовой и Ленинградской.
Однако, несмотря на уверенную победу в голосовании, Пиня Гофман рядом с хоральной синагогой так и не забронзовел.
От всех этих архитектурно-исторических потрясений можно отдохнуть в следующем квартале. Тем более, здесь есть своя синагога Ор Исраэль.
Следующий двор не менее интересен. Там скрыт объект культурного наследия с очень длинным названием: «Управление 2-ой полицейской части г.Самары: казармы для служителей, конюшни, каретник, трубная, баня, ледник. Архитектор А.У. Зеленко». Датой его постройки обозначен 1900 год.
Помимо того, что к полицейской части приложил руку Александр Зеленко, так ее еще и посещала Марина Цветаева. 15 июля 1911 года пристав второй полицейской части города Самары оставил в паспорте поэтессы отметку о регистрации в нашем городе, в доме №35 по улице Троицкой.
В середине 1920-х годов при этой пожарной части имелся собственный музей. У него было несколько отделов, например «Как мы горим», «Отчего мы горим» и «Чем мы работаем».
На нечетной стороне Садовой, рядом с Некрасовской, мы обнаруживаем дореволюционный мини-микрорайон из трех идентичных домов. В списке объектов культурного наследия их именуют «Доходные дома Шихобаловых», а датой постройки называют 1913 — 1918 годы.
Вообще земельный участок под домами №79 и 81 еще в 1899 году действительно принадлежал Шихобаловым: Николаю, Ивану, Павлу и Петру Ивановичам.
Но есть и другая версия появления этих домов. Согласно ней, они построены во второй половине 1920-х годов ЖАКТом «Самфинработник».
Упоминание самарского купечества уравновесим парой слов об их политических противниках, которые, так уж сложилось, группировались в доме с адресом Садовая, 72. В 1892 году здесь снимал квартиру Яков Тейтель. Его жилище стало своего рода салоном, где собирались, как бы сейчас сказали, активные горожане и общественные деятели.
Вот как писал об этом Максим Горький: «Там, в его квартире, еженедельно собирались все наиболее живые, интересные люди города, впрочем – не очень богатого такими людьми. У него бывали все, начиная с председателя окружного суда Анненкова, потомка декабриста, великого умника и «джентльмена», включая марксистов, сотрудников «Самарского вестника» и сотрудников враждебной «Вестнику» «Самарской газеты», – враждебной, кажется, не столь «идеологически», как по силе конкуренции. Бывали адвокаты-либералы и молодые люди неопределённого рода занятий, но очень преступных мыслей и намерений. Странно было встречать таких людей «вольными» гостями судебного следователя, тем более странно, что они отнюдь не скрывали ни мыслей, ни намерений своих».
Помимо упомянутого Владимира Анненкова, квартиру Якова Тейтеля посещал Владимир Ульянов и его товарищи из марксистского кружка. Также дом №72 по улице Садовой носит на себе памятную табличку в честь Валериана Куйбышева. Но, как мы считаем, Валериан Владимирович жил в соседнем доме, ныне снесенном. Его фотографию можно увидеть в статье об улице Некрасовской.
Вообще перекресток Садовой и Некрасовской и его окрестности были любимы революционерами. В этой локации успели пожить Марк Елизаров, Алексей Рыков, Исаак Лалаянц. Отдельно скажем о доме №74 по Садовой, так как в нем жил Валериан Куйбышев вместе со своей боевой подругой Прасковьей Стяжкиной. Здесь их и повязала царская охранка в ночь с 17 на 18 сентября 1916 года.
О любовной драме Куйбышева и Стяжкиной можно прочесть здесь.
Вообще этот квартал, от Некрасовской до Льва Толстого, является моим любимым на улице Садовой. Здесь много домов с богатой и причудливой деревянной резьбой, укромных и уютных двориков, а новостройки не так высоки и вызывающи.
При этом район близок к Покровскому кафедральному собору, который в позднесоветский период был одним из двух действующих в Куйбышеве храмов. Наверное, поэтому именно здесь на заре перестройки подыскали новый дом для Епархиального управления русской православной церкви.
Обратите внимание, что сначала церковникам хотели отдать дом №76 (ныне снесенный). Также из этих архивных документов мы узнаем, что раньше Епархиальное управление находилось на Ленинской, 180. Но это здание попадало в зону влияния Ленинского мемориала и было приговорено к сносу.
Епархиальное управление находилось на улице Садовой вплоть до 2005 года, пока не переехало в бывший корпус Политеха на углу Вилоновской и Молодогвардейской.
Продолжая церковную тематику, взглянем на дом №97, который вот уже полтора года находится в состоянии постепенного сноса, так как еще 10 лет назад был признан незаконной постройкой.
Исторический дом с адресом №97 был деревянным и двухэтажным. Именно в нем с 1918 по 1929 год размещался молитвенный дом армянской религиозной общины «Святой Гевонд».
На этом церковную тему мы закрываем. Отдохнем от нее в каком-нибудь симпатичном самарском дворике. Выбор в этом квартале достаточно велик, мы наугад отправились во двор дома №90 и сразу же столкнулись с симпатичным, хоть и худосочным, аборигеном.
На Садовую это усадебное место выходит двумя деревянными домиками. Неказистыми, но, глядя на них, так и хочется перефразировать Михаила Жванецкого: «Нет, что-то есть в этих потемневших от времени досках, в этом металлическом корыте, висящем на оконной раме как серьга в ухе пирата, в этом граффити, изображающем теплое мещанское чаепитие».
Внутри двора еще один дом, но уже крупный, обстоятельный, судя по фасаду — на нижние 2/3 дореволюционный.
Здесь также имеются милые граффити, а справа немного видна активно плодоносящая слива.
Двор дома №94 удивит нас архитектурным решением. Стоящий там дом имеет эркер, хотя обычно этим элементом снабжались здания, выходящие на красную линию.
Он не смог прожить в мире этом без потерь: увы, утрачены остроконечные шатры на крыше этого дома.
Но, как бы ни было приятно исследовать самарские дворики, мы должны вырваться на оперативный простор.
Противоположная сторона Садовой здесь насыщена крайне симпатичными деревянными домами: №№105, 107 и 109. Возьмем первый из них, дом Архипа Цеглеева. Его эркер, нависший над проездной аркой, украшен не только деревянной резьбой, но и типично модерновым элементом — круглым трехчастным окном.
Увы, деревянную оконную раму заменил пластик, а слуховые окна шатра наглухо закрыты железными листами. А вот каким запечатлел этот выявленный объект культурного наследия архитектор Ваган Каркарьян. Рисунок датирован 2000 годом.
Соседний дом №107 — полноценный ОКН: «Дом М.А. Никольской — А.И. Лапиной», который привлекает к себе внимание массивными резными кронштейнами.
Этот квартал полон фактурных деталей. Вот, например, дверь дома №109. Хоть сейчас в кадр документального фильма о купеческой Самаре, если бы не дверные звонки.
Стремительно пересечем шумную улицу Льва Толстого и вновь переведем дыхание, стоя у деревянных домиков. Здесь они поменьше размерами, но также симпатичны. Вообще в деревянном зодчестве Самары размер не имеет значения, и даже самые крохотные дома в три окна могут быть снабжены очень замысловатой резьбой. Мирный быт этих малышей мог быть нарушен одиозным проектом «Пять кварталов», который, впрочем, так и не был реализован.
Кстати, именно с этого квартала он должен был стартовать, поэтому некоторые дома здесь уже расселены. Конкретно тот, что запечатлен на следующем фото, №106 — еще жилой.
Обратите внимание на навершие оконных наличников. Оно дает немалый простор для фантазии. Лично мне оно напоминает парящего мотылька, на крыльях которого нашлось место солярным знакам (или это изображения цветов?), косому андреевскому кресту, а на концах крыльев можно разглядеть углубления, внешне напоминающие колосья.
Также обратите внимание на то, что даже слуховое окно здесь удостоилось богатой резьбы, а полотенце снабжено пропильной резьбой в виде сердечка.
У этого дома тоже есть утраченные элементы: кресты-обереги на лопатках.
В паре минут ходьбы от этого трехоконного малыша стоит уже отселенный «Дом с пагодой» (Садовая, 124). Сама эта надстройка, отсылающая нас то ли к эстетике Дальнего Востока, то ли к храмовому зодчеству Западной Украины, вряд ли имеет какую-то функциональную значимость. Она здесь для красоты.
Для нее же — столь вычурные резные колонны, поддерживающие эту пагоду. Что любопытно, этот расселенный дом также является объектом культурного наследия — «Дом жилой на усадебном месте П.О. Тузлуковой».
На фоне всего этого запустения не может не радовать макаронная фабрика. Почти ровесница легендарного Жигулевского пивзавода, детище прусского подданного Оскара Кеницера исправно работает по сей день. Хотя, конечно, не с таким размахом, как предприятие его приятеля Альферда фон Вакано.
Сердце требует продолжения духоподъемной темы торжества дореволюционной Самары, поэтому поглядим в глаза льву на фасаде дома мещан Кузьминых (Садовая, 143).
Этот дореволюционный особняк ценен тем, что он единственный, выживший при строительстве Ленинского мемориала, известного нам как музей Алабина. Возможно, свою роль сыграло то, что здесь находился детский сад №26.
Прочесть интервью с потомком владельцев этого дома, мещан Кузьминых, можно здесь. А мы в завершение скажем, что особняк имеет отношение и к теме Куйбышева — запасной столицы СССР, о которой мы на Садовой еще не вспоминали. Дом Кузьминых в 1941-1943 годах занимала военная миссия США.
А ведь даже его могло здесь не быть. Вот один из макетов Ленинского мемориала 1970-х годов. Улица Садовая отмечена красной линией, а улица Рабочая — желтой.
Как можно видеть, вообще ни одного исторического здания куйбышевские градостроители здесь не оставили. Возрадуемся тому, что проект не реализован, и поглядим, чем может порадовать четная сторона улицы Садовой в районе музея Алабина.
Самый первый парень на деревне здесь — «Дом жилой на усадьбе Голубевых» (Садовая, 144). Этот объект культурного наследия настолько скрыт за деревьями, что сфотографировать его можно лишь фрагментарно.
Гражданок Голубевых звали Любовь и Александра Ивановны. По состоянию на 1899 год им принадлежало несколько домов в Самаре, но этот на улице Садовой был самым крупным и выразительным.
Чего не скажешь о доме №154. Внешность его банальна, зато историческая начинка необычайно богата. Если мы заглянем в список ОКН, то обнаружим, что его помпезно величают «Дом, в котором жил видный революционер А.П. Скляренко, на квартире которого собирался первый марксистский кружок, руководимый В.И.Лениным». Это описание подтверждается мемориальной доской.
Хотя на самом деле дом священника Ефима Белгородского, квартиру в котором снимал Алексей Скляренко, до наших дней не дожил. Он сгорел, а на его каменном подвальном этаже построили новый дом, стену которого и украшает мемориальная доска.
Что касается Алексея Скляренко, то он, хоть и не был коренным волжанином, был не прочь выпить пива, подбил Ильича отправиться в жигулевскую кругосветку, любил путешествовать сам, успев, например, поработать на железной дороге в Маньчжурии. Впрочем, на чужбине Скляренко пристрастился к зеленому змию. «А старого приятеля мне очень и очень жаль», — писал по этому поводу в письме своей матери Владимир Ленин, находившийся на тот момент в Лондоне.
Алкоголизм Алексей Скляренко победит, но подорванное тюрьмами и ссылками здоровье не позволит ему дожить по светлых дней Октября.
На этой несколько минорной ноте мы сегодня простимся с улицей Садовой. Оставшаяся ее часть будет также минорна с точки зрения сохранности исторической застройки, но при этом мы обещаем вам несколько модерновых зданий и пример качественной реновации городского пространства.
Текст: Андрей Артемов
Фото: Елена Вагнер
ДГ благодарит за предоставление материалов для статьи начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина.
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте