,
Сегодня мы «продегустируем» улицу с весьма интересным историко-градостроительным вкусом. Итак, встречайте, улица Революционная!
Если заглянуть в книгу «Улицы Самары» Евгения Суровикова, то там можно найти сразу несколько ее имен: Ближние Сады, Бульварный проезд, Крайняя, Школьный переулок и, наконец, Второй проезд.
Ближние сады существовали еще совсем недавно. По состоянию на 2003 год это была маленькая улочка на месте нынешнего дома №147 по улице Мичурина.
Местоположение Бульварного проезда остается загадкой. Возможно, так непродолжительное время назывался участок Революционной от Аэродромной до Гагарина.
С улицей Крайней и Вторым проездом мы встретимся по ходу текста. А вот что касается Школьного переулка, то о нем скажем прямо сейчас, учитывая, что так именовался «начальный» участок нынешней Революционной. Школьный переулок начинался от Учительского переулка и достигал Московского шоссе.
Все эти разрозненные улочки, бульвары и переулки стали улицей Революционной в 1962 году.
Ее заселение самарцами началось еще в дореволюционный период. Уцелевший кусочек частного сектора на углу с Учительским переулком помнит последние годы Самары купеческой. В какую-то масштабную застройку это не переросло. Так, нечетная сторона улицы Революционной близ школы №58 обзавелась домами лишь в 1941 году.
Частный сектор, включающий в себя дома с № 10 по № 26, и вовсе молод. Он появился во второй половине 1950-х годов. Наблюдается градостроительная эволюция: дореволюционные сады и купеческие дачи уступали место частной застройке, а спустя полвека частная застройка пала перед высотным жилым строительством.
Стоит отметить, что курмыши на нечетной стороне улицы Революционной хотели ликвидировать еще в 1991 году. Здесь могли быть построены дома для работников ЗИМа, но впереди у предприятия были слишком тяжелые времена. Таким образом частный сектор по нечетной стороне Революционной дожил до середины 2000-х годов.
С какой же даты нам начать подробное повествование об улице Революционной? За точку отсчета мы возьмем 1937 год, когда был разработан генплан развития города под названием «Большой Куйбышев». Согласно нему главный общественно-административный центр Куйбышева должен был находится в районе пересечения улицы Революционной и Московского шоссе.
Наиболее светлое будущее рисовалось для района Ближних садов.
«Главная площадь открыта одной своей стороной на Волгу, другие три стороны застраиваются административными и общественными зданиями. Венчающим силуэт города будет здание облисполкома, которое хорошо будет видно со всех точек города и особенно с Волги. Спуск к реке решён рядом террасообразно расположенных архитектурных узлов и площадей».
Увы, ничего из задуманного реализовать не удалось. Генеральные планы 1960-80-х годов такой значимости улице Революционной уже не предавали. По ним парадно выходить к Волге (огибая Ботанический сад) должна была улица Авроры. Впрочем, новый административный центр города из этих генпланов также не был реализован.
Однако некоторая строительная активность на будущей Революционной в годы разработки «Большого Куйбышева» имелась. Связана она была с территорией автоколонны №1817. Одно из ее зданий с адресом Революционная, 72 датировано 1938 годом постройки.
Токарно-слесарный цех скорее всего был частью гаража военно-строительного управления ПриВО. В наследие от него нам осталось название улицы — Гаражная. Что касается автоколонны №1817, то она появилась в 1951 году. Сейчас вся ее территория застроена зданиями торгово-офисной направленности.
В марте 1941 года на территории гаража Военно-строительного управления ПриВО началось строительство Военно-механического завода №1. После начала войны сюда было эвакуировано аналогичное предприятие из Киева. Два завода объединились и стали выпускать разнообразную продукцию: от деталей для «Катюш» до гвоздей. В советское время предприятие именовалось Куйбышевским механическим заводом №1, и специализировалось на производстве кранов (стреловых, башенных, рельсовых и т.д). Заводской клуб был центром избирательных участков.
С 1993 по 2012 год предприятие именовалось ОАО «Сокол». Сейчас его территория активно застраивается высотными домами. Все что осталось от завода — остановка общественного транспорта «Мехзавод №1».
И раз уж мы вспомнили о временах Великой Отечественной войны, то упомянем и о Линдовской железной дороге, которая была пущена в эксплуатацию 1 мая 1942 года. В фотографии, которая сопровождает первую газетную заметку, можно видеть два шлагбаума, в случае необходимости перекрывавших движение по Революционной. Вторая заметка рассказывает об угольном складе 4 ГПЗ, расположенном рядом с Линдовской железнодорожной веткой.
Территория угольного склада активно застраивалась в 2010-е годы. Здесь появились ТЦ, ресторан быстрого питания и, что особенно радует, футбольный манеж «РФЛ-Арена». Он был открыт в сентябре 2018 года.
Но вернемся обратно, в послевоенные времена. В 1948 году было построено здание с адресом Революционная, 66. Сейчас это одно из отделений противотуберкулезного диспансера.
В 1949 году были построены дома №94 и 96, которые мы смело можем отнести к примерам деревянного зодчества.
Вероятнее всего, именно они имели до 1962 года имели адрес по улице Крайней, которая была границей Северного поселка железнодорожников. Ниже представлена схема этого района, составленная краеведом-энтузиастом Павлом Пешковым. Дома №94 и 96 по улице Революционной отмечены в ней красным контуром.
В 1951-1953 годах были построены двухэтажные дома в районе улиц Печёрской и Артёмовской. Никаких архитектурных откровений. Сугубо утилитарное, типовое жилье.
В 1957 году был построен еще один двухэтажный дом — №103, в непосредственной близости от Механического завода №1.
Но по-настоящему меняться внешний вид улицы Революционной стал лишь в 1960 году. На углу с улицей Гагарина возникли высотные для тех лет здания — строительная школа № 21 треста «Куйбышевремстрой» (ныне — многопрофильный колледж им. Валерия Бартенева) и четырехэтажный жилой дом №90.
В том же 1960 году улица Революционная попала на синема-карту карту Куйбышева. Здесь всем миром был построен кинотеатр «Вымпел».
На первых порах его адрес обозначался как Семейкинское шоссе / 2-й проезд. В радиусе двух километров у него не было конкурентов, что обеспечило кинотеатру большое количество зрителей. За первые 10 лет работы «Вымпел» посетили 5 миллионов человек, хотя зал у него был небольшой.
В середине 1990-х годов здание кинотеатра перешло в собственность евангелистской общины под руководством пастора Василия Ляшевского. Персонажа скандального, в 2011 году отметившегося дракой с сотрудником прокуратуры Октябрьского района. Сейчас здание кинотеатра «Вымпел» находится в заброшенном состоянии.
В 1961 году застройка улицы Революционной вышла на новый уровень. Площадкой для этого стала территория бывшего аэродрома ДОСААФ. Для нашего города это был первый опыт такого масштабного микрорайонного строительства.
Архитектор Алексей Моргун в своей книге «От крепости Самара до города Куйбышева» писал:
«До начала застройки территории учебного аэродрома Куйбышевский совнархоз организовал заказной конкурс на проект планировки этой свободной территории в юго-западной части города. В конкурсе приняли участие проектные коллективы Горпроекта, Гипровостокнефти и Промстройпроекта. <…> На пересечении Второго проезда с улицей Аэродромной были построены три крупных микрорайона, спланированных пока по квартальному принципу. Главная ось района (ул. Революционная) с бульваром замыкается в перспективе Домом молодежи и десятиэтажной гостиницей.
Строительство впервые было концентрированным, почти одновременным и дало городу сразу более 200 тыс. кв. метров малометражной, хорошо обустроенной площади. Район получил хотя и скромный, но довольно цельный внешний облик и, конечно, содействовал ускорению разрешения жилищной проблемы».
1 сентября 1961 года на углу нынешних улиц Революционной и Мориса Тореза открылась школа-интернат № 6 (ныне — Самарский казачий кадетский корпус).
И пусть она имеет адрес по улице Мориса Тореза, но вот храм Андрея Первозванного, открытый на территории школы-интерната в 2017 году, получил адрес по Революционной.
В 1962-1963 годах обе стороны улицы Революционной на отрезке между Аэродромной и Мориса Тореза были застроены жилыми домами, а в центре улицы был разбит бульвар. Почти все дома были обычными «хрущёвками», но в двух случаях были смонтированы крупноблочные дома (№№ 139 и 140) более ранних серий.
Чуть позднее перед домом №139 будет построено двухэтажное здание ателье «Силуэт». Ниже приведена газетная заметка, посвященная его первому юбилею.
Ныне здесь гостиничный комплекс и магазины, вход в которые охраняют два льва.
Летом 1963 года на углу с улицей Аэродромной начали строить первый в городе дом высотой в 9 этажей. Вот как описывается его возведение в книге «Пути созидания» посвященной деятельности строительно-монтажного треста №11:
«Готовились к этому исподволь: посылали людей на учебу в Москву и Ленинград, где уже был накоплен опыт. Занятия велись во всех звеньях строительной цепочки. <…> Небоскреб, возникший на пересечении улиц Революционной и Аэродромной, приезжали посмотреть и из Тольятти, Новокуйбышевска, Сызрани».
А вот снятая с его крыши панорама 1-го микрорайона ДОСААФ опубликованная в ноябре 1963 года.
Дом на углу Революционной и Аэродромной перестал быть уникальным уже в следующем году, когда аналогичное здание было построено на улице Гагарина. Но все-таки именно микрорайон ДОССАФ был первым, принявшим на своей территории девятиэтажного гостя.
Тогда же на улице Революционной появился первый общественный транспорт. Им стал автобус №2, конечная остановка которого была на месте будущего Дома молодёжи.
Стоит отметить, что одновременно с микрорайоном ДОСААФ велась застройка между улицами Маломосковской и Подшипниковой, но в газетные заметки тамошние дома не попадали. То ли дело открыточный вид бульвара с видом на первую в Куйбышеве девятиэтажку.
Впереди улицу Революционную ждали великие дела, о которых мы расскажем во второй части нашего материала.
А пока небольшой bonus track. Год 1979-й, на гастролях в Куйбышеве группа «Аквариум». Вот они идут к улице Революционной от «Гамака». Рецензию на тот концерт из газеты «Красное знамя» прилагаем.
Текст: Евгений Альмяшев, Андрей Артемов
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram