,
Алфавит «Энциклопедии самарских улиц» добрался до переулка с романтическим названием Сиреневый. На ум сразу приходит песня Юрия Антонова, но постоять здесь в тени или бродить до полуночи захотят только прожженные нонконформисты или искатели приключений.
Район, в котором находится Сиреневый переулок, известен самарцам, а прежде всего жителям Куйбышевского района, как Кирзавод-6. При знакомстве с его историей на ум приходят строки Пастернака:
«И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба».
В нашей сегодняшней статье в качестве краеведческой почвы выступит тот самый кирпичный завод, появившийся здесь еще в дореволюционные времена, а в качестве судьбы — микрорайон «Озерный», построенный в 2010 году для переселения жителей ветхого и аварийного жилья. Однако очень скоро его дома приобрели такой же незавидный статус. Но обо всем по порядку.
История появления кирпичного производства в этой местности уходит корнями во времена Самары купеческой. Осваивать эту территорию стали мещане Шигаевы, которым к 1912 году принадлежало два предприятия на территории нынешнего Куйбышевского района.
Из двух представленных выше заводов наш кирпичный завод №6 скорее всего имеет отношение к Маркелу Михайловичу. Обратите внимание, что он оснащен паровым двигателем. Судя по путеводителю по Самаре 1925 года, среди прочих кирпичных заводов такой двигатель имеет именно завод Шигаева.
Сделаем небольшое технологическое отступление: под термином «кирпичный завод» в те годы подразумевалось предприятие, выпускающее красный (он же керамический) кирпич из глины. Если кирпич изготовлялся из других видов сырья: песка и извести, то он считался белым (силикатным).
Глина в этих краях и вправду имелась. Расположенный восточнее Кирзавода-6 поселок Песчаная Глинка до 1980-х годов именовался Красной Глинкой. В 1867-68 годах имением с аналогичным названием владел принц Александр Гессенский, брат Марии Александровны, которая была женой Александра II.
Его местоположение купец и краевед Константин Головкин описывает так: «Граница имения Красная Глинка лежит в 4-х верстах по прямому направлению на юго-восток от плашкоутного моста через реку Самарку; в северо-западном углу ее расположена станция Кряж».
Но вернемся в 1925 год. Как мы помним, завод Шигаева бездействовал, но тем не менее удостоился чести попасть на карту Самарского уезда 1926 года.
Точной даты, когда этот кирпичный завод вновь был запущен, мы не нашли, но как минимум в марте 1932 года он уже работал. И более того, перешел на круглогодичный режим.
По данным справочника «Весь Куйбышев» 1936 года, кирпичный завод №6 входил в состав краевого «Стромтреста». В этих списках нет кирзавода №1, который находился близ станции Кряж, т.к. он относился к железнодорожному ведомству (НКПС). К слову, в момент издания справочника поселок Кирзавод-6 имел свою собственную школу — начальную №56.
Слабым местом Кирзавода-6 было (и остается) местоположение. Еще в 1934 году озвучено предложение устроить плотину через озеро Гатное для решения проблемы транспортной доступности. Упоминаемая в статье улица Нововокзальная сейчас носит имя Степана Халтурина.
Проект, естественно, реализован не был. А мы тем временем взглянем на карту Самары 1934 года. На ней обозначены:
Синей стрелкой — поселок Кирзавод-6,
Зеленой стрелкой — неизвестный кирпичный завод,
Красная стрелка — тот самый поселок Красная Глинка, о котором мы упоминали выше.
Можно предположить, что неопознанный кирпичный завод относился к ПриВО. Во всяком случае, такое предприятие фигурирует в избирательных списках 1945 года.
Летом 1938 года вставал вопрос об организации автобусного движения между Куйбышевом и поселком Кряж, но полностью решить его удалось только после строительства в 1954 году автогужевого моста через реку Самарку.
Доехать до Кирзавода-6 в советское время можно было на автобусе №15, потомком которого является автобус №32, имеющий более протяженный маршрут: от с/х «Кряж» до площади Революции.
Но не будем забегать так далеко. Уделим немного внимания военному времени. По состоянию на май 1943 года кирпичный завод №6 был одним из семи аналогичных предприятий Куйбышева. 9 октября того же года его рабочими было собрано 5585 рублей для приобретения подарков бойцам Красной Армии в честь XXVI годовщины Октября. В годы войны на берегу озера Гатное, что радом с поселком Кирзавод-6, выделяли землю под огороды семьям самарских железнодорожников. Прочесть об этом можно здесь.
Нужно отметить, что деятельность кирпичного завода №6 в конце 1930-х и первой половине 1940 -х годов часто связывают с Самарлагом и его потомком Безымянлагом. Такая информация периодически всплывает в интернет-пространстве. Выглядит крайне нелогичным производить кирпичи для строительства корпусов авиационных заводов Юнгородка в 12 километрах от него, да еще и на другой стороне Самарки.
Архивные документы отправляют кирпичный комбинат Самарлага в более логичное место — к одноимённой железнодорожной платформе.
Близость железной дороги упоминается в воспоминаниях заключенного Безымянлага Ильи Долгова: «Рабочий день у нас длился по 14 часов, а иной раз работали с утра до утра, когда привозили стройматериалы, и их надо было срочно выгрузить, т.к. вагоны и платформы нужны были в другом месте под погрузку».
Впрочем, нельзя исключать, что заключенные все-таки посещали кирпичный завод №6, но не на регулярной основе, а в составе «подкомандировок». Происходить это могло не раньше 1943 года, когда основные мощности Безымянлага были переброшены на строительство завода №443 (ныне — КНПЗ).
Об одной из таких «подкомандировок» рассказывает следующий документ, правда, речь в нем идет о кирпичном заводе, расположенном близ железнодорожной станции Кряж (он же — кирпичный завод №1).
Но вернемся непосредственно к поселку Кирзавод-6.
Довоенная его застройка до наших дней не сохранилась. В Публичной кадастровой карте можно найти сведения о доме №5 по Сиреневому переулку, возведенном в 1933 году. Дома, дожившие до наших дней, внешне похожи друг на друга, хотя строились они в разное время (№ 1 в 1958, № 6 в 1951, № 7 в 1955 и № 10 — в 1963).
Вот как выглядит один из этих домов изнутри.
В доме №7 по Сиреневому переулку находится главный очаг культуры Кирзавода-6 — библиотека №26. В справочнике 1979 года она имеет сложносоставной адрес — поселок Кряж 6, Кирзавод, 16.
Обращают на себя внимание трубы стального цвета, расположенные по периметру домов – это самодельные дымоходы.
На высоте в два этажа застройка Кирзавода-6 не остановилась. В 1984 году была возведена пятиэтажка с адресом Таганская, 15.
В 1992 году появился дом №7 по улице Кирзавод-6.
В том же 1992 году газета «Волжская заря» переживала за озеро Гатное, на которое со всех сторон надвигаются жилые массивы.
Действительно, генплан города размещал на обширной территории от линии железной дороги до Южного шоссе новый крупный микрорайон — Самарское Заречье. Но его строительство так и не началось. А в ноябре этого года самарское отделение Союза архитекторов России высказалось против создания жилой зоны на месте природного комплекса озера Гатное.
Поселок Кирзавод-6 так и оставался бы одним из самарских курмышей, если бы в 2009 году в нем не начали строительство микрорайона «Озерный», о котором мы уже упоминали в начале статьи. Его трехэтажные дома, коих было построено 17, получили адреса по Сиреневому переулку.
Однако радость была недолгой. В 2016 году областной арбитражный суд признал 200 квартир из 757 непригодными для проживания. Проблем была масса: от трещин в стенах до затопления подвалов грунтовыми водами. Надо отметить, что большинство этих дефектов было видно невооруженным глазом сразу после заселения.
По состоянию на март 2020 года в поселке «Озерный» имеются 148 незаселенных квартир, находящихся в муниципальной собственности. В июле этого года они были переведены из жилого фонда в маневренный. Туда, например, было предложено временно переселиться семьям из дома №153 по улице Галактионовской, у которого в 5 сентября 2020 года обрушилась стена.
Также адрес по Сиреневому переулку имеет единственный в округе супермаркет.
Дальнейшие перспективы микрорайона «Озерный» туманны. Обещанный еще 10 лет назад детский сад тут так и не построили. Остаются у жителей претензии и к работе общественного транспорта.
Кто знает, может быть когда-нибудь мы сможем полюбоваться на поселок Кирзавод-6 с высоты птичьего полета благодаря канатной дороге, которую планирую проложить от железнодорожного вокзала до микрорайона «Южный город».
Из плюсов поселка Кирзавод-6 можно упомянуть близость озера Гатное и других, более мелких водоемов. Также он понравится любителям заброшек. Руин в Кирзаводе-6 и его окрестностях хватает.
Богат поселок и на весьма фотогеничных представителей семейства кошачьих, которым нипочем коммунальные и транспортные тяготы двуногих жителей Кирзавода-6.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Фото: Алексей Авдейчев (в т.ч. обложка), Евгений Альмяшев
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Улица Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Улица Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Улица Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Улица Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Полевая
— Промышленности
— Пугачевская
— Пролетарская
— Пугачевский тракт
— Пушкина
— Рабочий городок
— Рабочая
— Улица Революционная. Часть №1 / Часть №
— Республиканская
— Рыльская (Западный поселок Безымянки)
— Улица Садовая. Часть №1 / Часть №2
— Самарская
— Свободы
— Сергея Лазо
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте