,
Сегодня речь пойдет об улице, которую можно назвать одной из официальных границ главного негласного района Самары — Безымянки. До 1949 года она незатейливо называлась 1-й линией Безымянки, после чего была переименована в честь родины Алексея Толстого — города Пугачев, что в Саратовской области.
Судя по немецким картам-схемам Куйбышева, улица Пугачевская и впрямь была северной границей Безымянки. Тогда, в годы Великой Отечественной, она была совсем невелика, умещаясь между улицей Победы (синяя линия) и улицей Свободы (желтая линия).
Другая немецкая карта-схема 1943 года более подробна. На ней можно обнаружить железнодорожную ветку, которая проходила близ перекрестка улиц Свободы и Пугачевской.
Здесь же видна еще одна часть Пугачевской. Она шла от нынешней Ставропольской, пересекала Линдовскую железнодорожную ветку и завершалась в 1-м Сад-Совхозе, чьи плодовые деревья занимали большую часть нынешних 12, 13, 14 и 15-го микрорайонов.
Пожалуй, с этой части улицы Пугачевской мы и начнем. Здесь нас встречает частный сектор, с достаточно элегантными домами.
Этот участок нечетной стороны улицы Пугачевской застраивался с 1949 года.
Напротив него печально известный 66 квартал. Так уж сложилось, что именно его дома являются в Самаре символом аварийного жилья. Хотя будем честны, видали мы дома и похуже.
Эти двухэтажки были построены стройтрестом №11 в 1953 году. Частная застройка между ними и улицей Черемшанской появилась в те же годы.
На пересечении Пугачевской и Нагороной нас ждет первая весомая достопримечательность — Пассажирское автоторанспортное предприятие №5.
Автобусники СВТУ положили глаз на эту локацию еще в первой половине 1960-х годов. Прежний единый автобусный парк, располагавшийся на улице Мориса Тореза, начал обрастать филиалами, один из которых разместился на пространстве между стадионом Стройтреста № 11 и Безымянским кладбищем.
На приведенном ниже спутниковом снимке 1966 года улица Пугачевская отмечена красной линией, а улице Нагорная — синей. Стадион стройтреста №11 отмечен красной звездочкой, а западная трибуна «Металлурга» — синей.
Мощности предприятия быстро росли, а вдобавок к этому его было решено укомплектовать венгерскими автобусами «Икарус», которые с точки зрения климата были особо капризны. В октябре 1966 года куйбышевский горисполком распорядился отдать стройтрестовский стадион под дальнейшую застройку ПАТП №5. Строители такой перспективе не обрадовались, пусть их спортбаза и состояла из деревянного сарая да вытоптанной не огороженной поляны.
Так или иначе, свой стадион они не отстояли. Новый гараж для ПАТП-5 по Пугачёвской, 71а, впрочем, строился неспешно, за что в 1969 году дважды подвергался критике от «Волжской Зари».
В 1986 году на территории ПАТП-5 был построен новый производственно-бытовой корпус. Сейчас его занимает транспортное предприятие «Самара Авто Газ».
Для любителей темы общественного транспорта еще одна заметка, рассказывающих о житье-бытье венгерских «Икарусов» на улице Пугачевской.
Поговорив о «заозерном» отрезке улицы Пугачевской, пройдемся по парку 50-летия Октября, который и делит ее на две части. Задание для самых наблюдательных — пересчитать всех уток на следующем фото.
Как можно заметить на этом фото, дно и берега озера оккупировали различные водоросли. Да и само Песчаное в 2020 году достаточно сильно обмелело. В свете этого назидательной выглядит найденная Евгением Альмяшевым газетная заметка за июль 1965 года.
«Пусть уж лучше будет здесь зеленая трава, чем грязное болото», — резюмирует автор заметки. Нужно сказать, что такая судьба уже постигла озеро в парке «Молодежный». Песчаному же повезло, в 1967 году его берега были укреплены бетонными плитами, а само озеро наполнено водой, став полноценной достопримечательностью городка Металлургов.
Выходим из парка и любуемся стелой, благодаря которой именно вход в него с улицы Пугачевской можно считать центральным.
Оставшийся «доозерный» отрезок улицы Пугачевской мы исследуем по хронологическому принципу. Первым из сохранившихся до наших дней домов здесь стал дом №59, построенный в 1954 году.
И пусть напрямую в газетных заметках об этом не говорится, он наверняка построен для рабочих Куйбышевского металлургического завода (далее — КМЗ). Тем более именно рядом с ним находилось одно из общежитий КМЗ, прозванных в народе «пиками».
На представленном ниже снимке — вид на улице Пугачевскую в конце 1980-х годов. Дом №59 (в левом углу) отмечен красной стрелкой.
Дом снабжен достаточным количеством соцреалистического декора, который, однако, скрыт от посторонних глаз за многочисленными деревьями.
В 1955 году на углу с Победой была построена крупная сталинка для работников авиазавода №18 (ныне — Авиакор).
Спустя два года напротив нее появилась малоприметная кирпичная двухэтажка (Пугачевская, 22а). Она была делом рук завода «Прогресс».
Что интересно, в избирательных списках 1950 года упоминается лишь один дом по улице Пугачевской, с номером 22. Почему нумерация начиналась именно с этой цифры — загадка. Возможно в планах было продление Пугачевской до улицы Физкультурной.
Далее мы посмотрим на спутниковый снимок 1965 года. Улица Пугачевская отмечена на нем красной линией.
Красная стрелочка указывает на «прогрессовский» дом №22а. Рядом с ним еще несколько таких же домов, образующих небольшой квартал. С ними соседствуют множественные бараки, а от улицы Свободы к парку Металлургов тянется частный сектор.
В красном кружке здание, крайне важное для всего Кировского района. Оно изначально было построено как школа №36, однако с конца 1970-х до 1991 года в нем располагался ЗАГС Кировского района.
Теперь, держа в уме снимок 1965 года, посмотрим, что произошло с улицей Пугачевской спустя два года. Желтым контуром выделены ее дома-обновки. Также обратите внимание на то, как изменился контур озера Песчаного.
Дома, находящиеся между улицами Победы и Свободы, были построены авиационным заводом. Особое внимание здесь можно уделить дому №21, который в 1967 году как раз достраивался. На одном из его торцов можно найти рекламный артефакт советской эпохи. Рекламная конструкция указывает на дом с адресом Пугачевская, 21а, где некогда находился цех №1 производственного объединения «Куйбышевоблтелерадиобыттехника».
На другом торце — мемориальная доска в честь Героя Соцтруда токаря Виктора Петрова, трудившегося на заводе «Прогресс».
И именно дому №21 посчастливилось попасть на страницы многотиражки Куйбышевского авиационного завода.
Между проспектом Металлургов и улицей Свободы застройку вел Куйбышевский металлургический завод. В конце 1967 года был сдан угловой дом по адресу Металлургов, 67 / Пугачёвской, 55. Известен он был прежде всего благодаря книжному магазину.
Чуть позже появился практически аналогичный дом на противоположной стороне улицы Пугачевской. Не заставил себя ждать и детский сад №343, открытый в 1968 году.
Могучие силикатнокирпичные кони приходили на смену чахлым лошадкам частного сектора. Новоселы из числа металлургов радовались новым квартирам на страницах заводской многотиражки.
Следующего дома на с адресом по улице Пугачевской пришлось ждать десять лет. Зато он выгодно отличался внешним обликом. Это была «малосемейка» с номером 61. За внешний вид жители городка Металлургов называют ее «Утюги».
На «высотном» снимке городка Металлургов 1981 года этот дом мы отметили красной стрелкой.
Пройдет семь лет и на противоположной от него стороне Пугачевской будет построено еще одна «малосемейка» (№40), но никакими архитектурными излишествами она не обладает.
Следующий всплеск строительной активности пришелся на годы перестройки. Завод «Прогресс» взялся за застройку своего квартала в границах Кузнецкой, Свободы, Победы и Пугачевской. Процесс, впрочем, растянулся на 15 лет. Лишь в 2003 году были достроены дома №2а и 6.
В приведенной выше газетной заметке, сделанной за три месяца до распада СССР, показана половина дома № 8 (номер 34 из подписи к фото является строительным, а не адресным). Главной потерей в этой локации стала пельменно-блинная №1, находившаяся в снесенном доме №26 по улице Пугачевской.
В центре квартала затесалось административное здание 2007 года постройки, некогда принадлежавшее «Сбербанку».
В ближайшие годы улица Пугачевская может прирасти новыми домами на своем «заозерном» участке, где имеются пустыри и двухэтажные дома 66-го квартала. Хотя, с учетом неторопливости реновации в том районе, «ближайшие годы» могут растянуться на десятилетия.
Текст: Андрей Артемов и Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Улица Полевая
— Улица Промышленности
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram