КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Вольская: больница им. Семашко, автостанция, лицей «Престиж» и школа-интернат

 5 997

Автор: Андрей Артёмов

.





,

Улица Вольская ценна тем, что является дважды заслуженной улицей Безымянки. Главного негласного района Самары. Поэтому кардинально обновить посвященную ей скромную по размерам статью 2018 года – святое дело!

Чтобы получить от нас звание дважды заслуженной улицы Безымянки, нужно выполнить два условия. Первое — проходить только по территории этого района. Второе требование — более сложное. Безымянка как негласный район города (вернакуляр) находится на территории трех районов административных — Кировского, Промышленного и Советского. Но лишь считанное количество улиц Безымянки проходит по всем трем. Улица Вольская как раз из таких.

И раз уж мы заговорили о Безымянке в целом, не лишним будет добавить в статью карту. Ее мы составили в декабре 2020 года, а в октябре 2022-го немного исправили и дополнили. На карте представлена сама Безымянка и родственные ей районы.

Выбрав интересующий вас район и кликнув на его название, вы перейдете в статью из краеведческой коллекции ДГ, которая наиболее полно освещает его историю и достопримечательности.

Ну а теперь перейдем исключительно к улице Вольской, историю которой мы разделили на несколько временных отрезков.

Довоенные времена

Старейшие дома на улице Вольской сосредоточены в частном секторе между улицами Воронежской и Краснодонской, который начали застраивать в 1938-39 годах. У этого поселка даже было свое название – имени Пятилетки.

На приведенном выше снимке – ветлечебница с адресом Вольская, 108. Удивительно, но в газете «Рабочий» Куйбышевского металлургического завода за 13 октября 1965 года нашлась большая статья с упоминанием этого здания. Описанные в ней события хорошо бы легли в основу сценария какой-нибудь советской мелодрамы.

В 1979 году были озвучены планы снести этот частный сектор. Построить на его месте современный микрорайон вызвался Куйбышевский авиационный завод (далее — КуАЗ). Но в 1980-х годах КуАЗ начал застройку 16 микрорайона, а еще одну стройплощадку, видимо, даже это предприятие не потянуло.

Также в довоенный период, в 1939 году, были построены двухэтажные дома между переулком Юрия Павлова и улицей Воронежской.

Вот, собственно, и все, что успели возвести на Вольской до войны. К слову, тогда улица была на километр длиннее, чем сейчас. По генеральному плану города «Большой Куйбышев» архитектора Абрама Каневского, Вольская должна была пересекать улицу 22 Партсъезда и доходить до перекрестка Дыбенко и Советской Армии.

Сейчас об этом напоминает лишь нумерация домов, которая начинается с цифр 9 и 44. Утраченный участок улицы Вольской также можно видеть на спутниковом снимке 1966 года. Обратите внимание, какой широкой здесь была запроектирована так и не состоявшаяся проезжая часть.

Недостающие дома по улице Вольской можно отыскать в списках избирательных округов 1965 года.

Улица Вольская в годы Великой Отечественной войны

В 1941 году строительная активность на улице Вольской сосредоточилась в квартале между проспектом Кирова и Краснодонской. Помимо четырех жилых домов тут был построен детский сад № 3, ныне занимаемый управлением соцзащиты Промышленного района.

Но главной стройплощадкой военных лет на улице Вольской стала Центральная больница Кировского района, с 1967 года носящая имя наркома здравоохранения Николая Семашко.

По правде говоря, официальный адрес этого медицинского учреждения – Калинина, 32. Но большая часть корпусов больницы имени Семашко имеет адреса все-таки по Вольской. Среди них прежде всего выделяется бывший тубдиспансер — пожалуй, самое архитектурно выразительное здание на всей улице Вольской.

Точная дата его постройки не известна. В книге архитектора Алексея Моргуна «От крепости Самара до города Куйбышева» здание просто обозначено как типовой проект районной больницы, без указания его авторов.

Что мы можем сказать точно – возвели это здание до 1957 года. Вот фотография одиноко стоящего тубдиспансера с видом на улицу Ново-Вокзальную. Этот пустынный пейзаж в 1957 году разнообразят двухэтажные дома работников КуАЗа, но об этом позже.

Значительно больше информации о стоящем рядом неврологическом отделении больницы им. Семашко. Оно было построено в 1950 году и первоначально там размещался родильный дом. Это здание, как и туберкулезный корпус, является выявленным объектом культурного наследия.

Как мы уже упоминали, в 1967 году больнице было присвоено имя Николая Семашко. Переименование удачно совпало с 25-летием медицинского учреждения.

В 1969 году было построено здание второго диспансерного отделения больницы им. Семашко.

Напоследок упомянем небольшой по размерам, но весьма «популярный» у самарцев травмпункт с адресом Вольская, 76в.

Но вернемся во времена Великой Отечественной. Тогда на улице Вольской появилось несколько десятков бараков, по счастью, не доживших до наших дней. Их можно лицезреть на снимке, сделанном 10 апреля 1943 года с борта самолёта-разведчика Юнкерс-88. Улица Вольская отмечена на нем красной линией, а улица Ново-Вокзальная – синей. Барачные кварталы взяты в зеленый контур. Самые стойкие из этих бараков дожили до начала XXI века.

В завершение рассказа о военном времени в истории Вольской дадим ссылку на наш материал о карте-схеме Безымянки 1944 года, в котором эта улица не единожды упоминается. Хотя бы потому, что вдоль нее, от Каховской до Ново-Вокзальной, проходила загадочная железнодорожная ветка.

Послевоенная семилетка

Уже в победном 45-м на углу с проспектом Кирова открылась школа № 84, известная своей обширной спортплощадкой. Сейчас это здание — один из корпусов детской школы искусств № 4 с адресом по проспекту Кирова.

Рядом с ней в том же 1945 году построили общежитие моторостроительного завода им. Фрунзе.

Двухэтажные дома, что напротив (№№ 117, 119, 121), возвели в 1947 году. Они находились на балансе завода «Прогресс».


Впрочем, жители дома №119 даже спустя пять лет после его постройки мучались от неотрегулированной системы отопления.

Но, пожалуй, главной достопримечательностью этого участка улицы Вольской на протяжении полувека была автостанция с одноименным названием. Она представляла собой, не побоимся этого слова, памятник деревянного зодчества. Ниже приведены снимки конца 1960-х годов, предоставленные нам краеведом Павлом Пешковым.

На следующем фото счастливые куйбышевцы штурмуют автобус № 6, отбывающий на поляну им. Фрунзе.

Автостанция перестала существовать в 2010-х годах, а ее деревянное здание снесли и того раньше.

Но вернемся в послевоенный период. В 1947 году для работников авиационного завода № 18 («Авиакор»)  были возведены дома №№ 107, 109 и 111.

Заводу № 35 (ныне – «Авиаагрегат») достался участок у Безымянского рынка. В 1945 году для  работников завода построили дом № 97, а спустя шесть лет – №№ 95 и 99.

Наиболее симпатичен в архитектурном плане квартал № 688, в центре которого – открытая в 1950 году школа № 109. К этому моменту улица Вольская получила свое нынешнее имя. Ее переименовали из 4-й улицы Безымянки в 1949 году.

Этот квартал находился в сфере влияния завода «Прогресс». Ниже представлен снимок 1951 года, в центре которого позирует дом № 94 по улице Вольской.

Годы народных строек

После 1951 года улица Вольская ушла в пятилетний строительный отпуск. Меж тем народонаселение Куйбышева и в частности Безымянки неуклонно росло. Решать жилищную проблему за счет сноса бараков достаточно хлопотно. Более перспективным шагом посчитали застройку пустырей, которыми изобиловала западная часть Безымянки.

Дома строились самой простой архитектуры, двухэтажные, силами самих рабочих в свободное от исполнения прямых обязанностей время.

Куйбышевский авиационный завод в 1957-59 годах таким образом застроил отрезок Вольской от Ново-Вокзальной до улицы Александра Матросова. Ниже приведены заметки из многотиражки КуАЗа, повествующие об этом.

В 1960 году строители перешагнули улицу Александра Матросова и направились к территории построенной годом ранее школы-интерната № 4 (Вольская, 40).

В итоге с 1960 по 1962 году КуАЗ возвел дома №№ 42, 44, 46, 50, 52, 52а и 54 по улице Вольской.

Об этом районе в многогитиражке авиастроителей писали редко, но метко. Заметка 1961 года посвящена незаконной перепланировке в свежепостроенном доме №50.

1960-е годы на Вольской

Свой вклад в застройку улицы в этот период внесли куйбышевские железнодорожники. Построенные ими в первой половине 1960-х годов хрущевки серии 1-335 находятся на нечетной стороне Вольской между улицами 22 Партсъезда и Александра Матросова. Их отличительная особенность — два окна на торцевых стенах здания. Помимо панельных хрущевок, в ведении железнодорожников были  кирпичные дома №№ 15, 23 и 25.

Среди здешних достопримечательностей можно выделить военкомат Советского и Железнодорожного районов (Вольская, 15) и детскую школу искусств № 4 (Вольская, 23).


В этом же районе находится главное учебное заведение улицы Вольской — лицей «Престиж». Первоначально это была школа № 154, открылась она в 1960 году.


В 1976 году было принято решение превратить ее в межшкольный учебно-производственный комбинат. Что и было сделано, но далеко не сразу.

Доводилось бывать в этом здании и соавтору этой статьи Евгению Альмяшеву: «В свою последнюю школьную зиму 1989-1990 годов наш класс ходил сюда заниматься информатикой, поскольку  родная школа № 80 соответствующих мощностей не имела.»

Рядом с «Престижем» в советское время находился детский сад № 106, ныне занимаемый учебным центром ведомственной охраны РЖД.

Если в первой половине 1960-х годов Вольская застраивалась активно, то вторая половина не пополнила ее пейзажи жилыми домами. Зато на углу с Ново-Вокзальной в 1966 году возвели здание трикотажного ателье.

Немного подросла и троллейбусная линия. В 1968 году был проложен новый ее участок по  Вольской: от улицы Калинина до Александра Матросова.

Улица Вольская во времена застоя

В течение 1970-х годов одним барачным кварталом на Безымянке стало меньше. Случилось это на нечетной стороне улицы Вольской, между улицей Александра Матросова и Ново-Вокзальной. Угол с последней в 1972 году «забил» стройтрест №11. В качестве архитектурного излишества на этом доме имеется тяга голубой плитки над окнами последнего этажа.

В том же 1972 году улица Вольская стала полностью троллейбусной. Спасибо за это стоит сказать маршруту № 15. Правда, трасса его несколько отличалась от нынешней.

Во второй половине 1970-х годов почин треста № 11 в квартале 656 поддержал завод «Гидроавтоматика». На счету его строительного цеха дома №№ 55 и 57, возведенные в 1976 году.

На рубеже 1970-80-х годов к ним добавились №№ 59, 61 и 65. Интересно, что в конце 1982 года жители новых домов по улице Вольской настаивали на строительстве хоккейной «коробки», хотя такие уже были в двух соседних дворах.

Третья «коробка» в итоге появилась, но до наших дней не дожила.

В 1978 году на улице Вольской появился первый по настоящему высотный дом. Он предназначался для кадровых рабочих Куйбышевского авиационного завода.

Эта девятиэтажка получила адрес Вольская, 48.

Постсоветское время

К моменту развала Советского Союза на улице Вольской имелся один неприкаянный квартал — № 678, напротив больницы им. Семашко. Взялись за его реновацию только на рубеже веков.

Ниже приведен спутниковый снимок 2002 года. Красной стрелкой на нем отмечены бараки военных лет, а синей — построенный в 2000 году дом № 81.

Скриншот выполнен на сервисе Google Earth Pro. 7 апреля 2022 года Роскомнадзор отнес все сервисы Google к сайтам, нарушающим законодательство РФ

Тот самый дом № 83 с полукруглыми лоджиями — типовой проект еще 1980-х годов.


Истреблено барачное наследие 1940-х годов было к 2011 году. Во дворах возведенных здесь высоток можно найти немало, по меркам окраинного района, интересного. Например, арт-объект в виде избушки на курьих ножках или винтажного представителя отечественного автопрома.

В ближайшие годы количество самарцев с пропиской по улице Вольской наверняка возрастет. Ее двухэтажные кварталы внесены в список перспективных районов для комплексной застройки. В частности, высотки планировали построить на участке между Краснодонской и переулком Юрия Павлова. Кроме того, на месте снесенной школы-интерната так и напрашивается высотный квартал.


Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фотографии: Елена Вагнер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте