,
Сегодня речь пойдет о проспекте, который дал название одному из самых известных негласных районов города. И пусть он невелик по протяженности, рассказывать о его истории и достопримечательностях можно долго. Итак, встречайте — Проспект Металлургов!
Начнем мы с небольшого градостроительного вступления. К 1937 году под руководством архитектора Абрама Каневского был разработан генеральный план развития города под названием «Большой Куйбышев». В книге «Архитектура и градостроительство Самары в 1920-х — начала 1940-х годов» (авторы — А.К. Синельник и В.А. Самогоров) дается его схема.
Согласно ей, восточной границей Куйбышева служит нынешний проспект Кирова. Однако, в этой же книге есть еще один интересный документ: альтернативный план развития города. Его авторы — архитектурно-планировочное управление и бюро планировки г. Куйбышева. План датирован 1935 годом, расчетный период для его осуществления — 13 лет.
Руководитель АПУ, архитектор Полев, тоже не видел проспект Металлургов самостоятельной топонимической единицей. В красном контуре — территория, которую согласно генплану должен был занять автомобильный завод. Границы его были весьма обширны: проспект Кирова, железнодорожная линия, улица Елизарова и проспект Юных Пионеров.
Подведем итог: в 1930-х годах жилая застройка современной территории городка Металлургов не планировалась.
Но градостроитель полагает, а неумолимый ход истории располагает. Великая Отечественная война заставила пересмотреть предыдущие генпланы. «Большой Куйбышев» был скорректирован. Следующая его схема дается в книге «Архитектура города Куйбышева и области» 1947 года выпуска. Здесь проспект Металлургов уже присутствует (отмечен красной линией).
Но, как вы сами понимаете, это план, а вот какова была реальная застройка Металла к 1943 году. Это немецкая схема Куйбышева, на которой мы отметили нынешний проспект Металлургов красной линией. Для наглядности проспект Кирова показан синей линией, а улица Победы — зеленой.
Сразу бросается в глаза достаточно крупный квартал, находящийся как бы в изоляции от соседних. По имеющейся информации это был поселок УСС (Участка служебного собаководства). Кинологи обеспечивали охрану стройплощадок, рабочих и жилых зон Безымянлага. Нынешний проспект Металлургов был его южной границей, между улицами Севастопольской и Металлистов.
Постройки поселка УСС, вероятнее всего, были временными. Стоящие сейчас на их месте двухэтажные дома построены в 1950-1951 годах.
Вернувшись к немецкой схеме, можно обнаружить на противоположной стороне проспекта Металлургов небольшой прямоугольник. Предположительно это склад строительных материалов, находившийся в районе улиц Кузнецкой и Пугачевской.
Еще один артефакт военного времени — здание механической прачечной на углу с улицей Металлистов. Еще не так давно она принадлежала заводу «Прогресс».
О ней содержится весьма любопытная информация в ЖЖ самарского блогера Владимира Нехорошева. Согласно ей, оборудование будущей куйбышевской прачечной было добыто советскими войсками после разгрома армии Паулюса под Сталинградом. Пришедшие всерьез и надолго к волжским берегам немцы планировали построить гарнизонную прачечную. Этим делом занимались хиви — добровольные помощники Вермахта из числа граждан Франции.
В итоге все это прачечное богатство досталось Безымянлагу. Открылась Центральная электро-механическая прачечная 7 ноября 1943 года, а спустя пять лет перешла на баланс завода «Прогресс».
Полноценная застройка проспекта Металлургов частным сектором вероятнее всего происходила с 1946 по 1952 годы. Тогда, впрочем, он скромно именовался улицей Сталинабадской. В 1961 году Сталинабад превратился обратно в Душанбе, а карта Куйбышева пополнилась новым проспектом со стопроцентно тематичным названием.
Впервые в списках избирательных округов улица Сталинабадская засветилась в 1950 году.
Дома с 17 по 25, по всей видимости, были бараками, где-то в районе Юбилейной / Металлистов. Школа №65 находилась где-то в коттеджном поселке между нынешними улицами Елизарова и Алма-Атинской. Номера домов в избирательных списках не указали. Где именно находилось здание с адресом улица Сталинабадская, 95г остается только гадать.
В избирательных списках 1954 года нашлось место четырем домам по улице Сталинабадской.
В 1953 году на проспекте Металлургов появилось первое трехэтажное здание — жилой дом, ныне имеющий №19а. Два его брата-близнеца находятся поблизости, на улице Металлистов.
Но самое интересное разворачивалось не здесь. С 1950 года началось возведение крупнейшего в Европе металлургического завода, специализировавшегося на «крылатом металле» — алюминии.
Одновременно с этим развернулась дискуссия по поводу того, где возводить рабочий поселок будущего завода.
Первый секретарь обкома Александр Пузанов настаивал на выборе места ближе к историческому центру. Директор завода Павел Мочалов отстаивал идею строительства рабочего поселка рядом с заводом. В пользу этого говорил как географический фактор близости рабочих кварталов к предприятию, так и уже готовый проект планировки будущего Городка металлургов. Споры были не шуточные, но по счастью, товарищ Пузанов пошел на повышение в Совмин РСФСР и проблема разрешилась сама собой.
Первые дома металлургического завода были построены в 1952 году трестом «Промстрой». За придание этим типовым общагам более монументального вида выступил главный архитектор Куйбышева Андрей Матвеев.
Так на проспекте Металлургов появились «Пики», или, как называет их в своей книге «Река моей жизни» сам Павел Мочалов, «дома с итальянскими башенками».
До наших дней сохранилось одно из этих двух общежитий, то, что стоит на площади Мочалова.
В дальнейшем застройку городка металлургов взял на себя трест «Металлургстрой», которым также руководил Павел Мочалов. От нынешней площади, носящей его имя, и до КМЗ был проложен бульвар, который по обеим сторонам обступили пятиэтажные дома, преимущественно сталинки.
Само собой, эта стройка активно освещалась в прессе. Вот, например, заметка 1955 года. Снимок сделан от здания кинотеатра «Октябрь» в сторону улицы Гвардейской. На первом плане видна стройплощадка дома №77 по проспекту Металлургов.
Интересен пассаж про то, что городок металлургов появился на месте пустыря. Если взглянуть на фотографии 1950-х годов, то территория кажется, напротив, весьма обжитой.
Возможно, под пустырем автор заметки имел в виду непосредственно территорию КМЗ. По воспоминаниям Петра Мочалова, там находились огороды. Не забыли газетчики поднять и транспортный вопрос. Трамвайная ветка по улицам Алма-Атинской и Олимпийской пришла в городок Металлургов в ноябре 1953 года. В 1955-56 годах улица Сталинабадская была заасфальтирована в свете скорого пуска но ней троллейбуса.
Троллейбусная линия была пущена в 1957 году. Здесь появился маршрут №7. Но вернемся к куйбышевским газетам.
На приведенных выше снимках — дом №80 по проспекту Металлургов, построенный в 1955 году. Тогда там находился книжный магазин, а позднее появилась легендарная кулинария «Белочка».
Высотная застройка от нынешней площади Мочалова двигалась к улице Алма-Атинской на протяжении шести лет, с 1955 по 1961 годы, пройдя через известное постановление о борьбе с архитектурными излишествами.
Более поздние дома (1960-61 годы), стоящие ближе к заводу, полностью лишены декора.
В первой половине 1950-х годов активно застраивалось и начало проспекта Металлургов.
Дом по проспекту Металлургов, 12 в феврале 2016 года был самым обсуждаемым домом в Самаре. Причина была неприятная: один из его балконов рухнул на землю.
Также в 1957-1958 годах был застроен квартал между улицами Советской и Кузнецкой.
Но жилое строительство это хорошо, а без культурного досуга в советское время никуда. В городке Металлургов за пять лет появились два очага культуры.
Первым стал клуб «Октябрь», позднее переформатированный под кинотеатр. Его постройка была вопросом насущным. К 1954 году коллектив треста «Металлургстрой» и самого КМЗ насчитывал уже несколько тысяч человек. За неимением подходящего помещения собрания проводили в столовой барачного типа около литейного цеха на территории завода. Высидеть несколько часов в тесном и душном помещении было для их участников тяжелым испытанием.
Руководство завода обратилось в Москву с просьбой дать разрешение быстрыми темпами построить типовой кинотеатр на 700 мест, который до постройки полноценного Дворца культуры использовался бы для культурно-массовой работы, а затем — в качестве кинотеатра. Ровно за шесть отведенных на строительство месяцев, день в день, кинотеатр с широкоформатным экраном был построен и сдан в эксплуатацию. Произошло это 7 ноября 1954 года.
В 1990-х годах кинотеатр «Октябрь» был закрыт. Здесь появился одноименный торговый центр. Даже в свете активного и комплексного благоустройства проспекта Металлургов и площади Мочалова будущее «Октября» по-прежнему остается туманным.
Строительство самого Дворца культуры не заставило себя ждать. Для директора КМЗ Павла Мочалова его строительство было делом чести. Отставать от других заводов, имевших свои, подчас весьма помпезные, ДК (вспомним хотя бы «Мир» моторостроителей) не хотелось.
Строительство этого объекта началось в 1956 году. Проект разработал архитектор Константин Барташевич. Позволить себе размах сталинского ампира в то время было уже затруднительно. Выход был найден в скульптурах, автором которых стал Алексей Фролов.
19 июля 1959 года в ДК «Металлург» состоялось первое театральное представление. Выступали артисты ленинградского театр им. Пушкина. Официальной датой открытия ДК стало 25 августа 1959 года.
Дополнительный повод для гордости в том, что Дворец культуры металлургов является объектом культурного наследия регионального значения. К 1959 году ансамбль площади Мочалова сформировался полностью. Впрочем, за ДК еще находился частный сектор, но на фотографии он не попадал.
Вот что писал о этом архитектурном ансамбле самарский архитектор Алексей Моргун: «Удачно складывалась застройка трапециевидной площади Металлургов, на которой в окружении добротных угловых зданий с башенными завершениями открыли Дворец культуры на 800 мест. Для его строительства использовали типовой проект, а отделку интерьеров осуществили местные архитекторы и скульпторы.
Вместе с построенным напротив кинотеатром «Октябрь», вход в который подчеркивает строчная арочная лоджия, новый Дворец занял господствующее положение в ансамбле просторной площади и удачно вписался в озелененный сквер. Строгий восьмиколонный портик и две многофигурные скульптурные композиции придали ему черты монументальности.»
Такие масштабы строительства плавно подводили к главному событию — официальному приему в эксплуатацию и полноценному пуску металлургического завода. Вообще пуск предприятия произошел 4 ноября 1955 года. Госкомиссия приняла его в эксплуатацию 5 июля 1960 года.
Заводу было присвоено имя Ленина, а на предзаводской площадке появился памятник Владимиру Ильичу, автором которого был маститый советский скульптор Николай Томский, на счету которого, например, памятники Ломоносову и Кутузову в Москве.
В мемуарах Петра Мочалова идея установки памятника описана так: «Видимо, одновременно она посетила многих. И меня в том числе». Удивительно, но этого Ильича скульптор Томский изготовил для одного из колхозов Средней Азии. Однако труженики аулов ее вовремя не выкупили. Мраморный постамент предназначался для другого памятника, но тоже в итоге оказался свободным.
«Все это делалось, по-существу, заочно, но когда памятник был установлен, то все получилось очень хорошо» — резюмирует Павел Мочалов в своих мемуарах. Также директор КМЗ упоминает, что установка Ильича в городке Металлургов даже не была согласована с руководителем Куйбышевского обкома.
Меж тем район продолжал обрастать инфраструктурным мясом. Так, недалеко от завода появились два знаковых для городка Металлургов здания. В 1960 году была открыта музыкальная школа №9.
Но одной культурой жив не будешь, и спустя четыре года через дорогу открылся Дом одежды. Симптоматично, что Дом обуви находился на другом конце Куйбышева, рядом с универмагом «Юность».
А мы тем временем подобрались к 1965 году, который нам очень интересен в связи с американскими спутниковыми снимками нашего города.
Проспект Металлургов на них практически такой же, как сейчас, за исключением пары моментов. На углу с улицей Металлистов отмечены фиолетовыми линиями два барака времен войны, где с 1954 по 1973 год размещалось ПТУ №21, готовившее будущих представителей класса-гегемона (слесарей, токарей, фрезеровщиков и т.д).
Ощутимые участки частного сектора сохранялись на отрезке от Советской до Елизарова. Обратите внимание на то, что в 1965 году на проспекте Металлургов имелись перекрестки с Ташкентским переулком (зелёная линия) и улицей Нежинской (синяя линия).
Избирательные списки того же года таковы.
Уличная сетка тогда была уже вполне сформирована, и ни одна улица не исчезла с карты Самары, разве что некоторые были переименованы. Здания, в которых жители Металла волеизъявлялись, тоже на месте. И даже нумерация домов практически та же.
Но уже в следующем, 1966 году внешний вид проспекта Металлургов немного изменится, на нем появятся дома №69 и 71.
Обратимся к спутниковому снимку 1967 года.
Красными линиями отмечен строящийся дом на углу с улицей Пугачевской, который был широко известен местным жителям по расположенному в нем книжному магазину.
Евгению Альмяшеву довелось покупать здесь контурные карты для уроков истории, а Андрей Артемов приобрел книгу Игоря Акимушкина «Мир животных», которая стала отправной точкой в его любви к гигантским вымершим рептилиям.
Одновременно с ним строился дом №71а. Его возводили для работников КАПО – «Авиаагрегата». К 1969 году будут построены дома №61 и 69а. Последний был крупнопанельной «хрущёвкой», но возводили его всё те же металлурги, хотя обычно панельные дома строились ДСК.
В голубом контуре на снимке — озеро в Парке культуры и отдыха имени 50-летия Октября. Видно, что оно после берегоукрепления изменило форму, если сравнивать со снимком 1965 года. В зелёном контуре — строящийся бассейн «Нептун». Жёлтой линией помечена улица Юбилейная с пятиэтажками, которые возводил завод «Прогресс». К 1970 году ракетчики добрались по ней до Проспекта Металлургов и возвели протяженный угловой дом.
Годы застоя принесли в жизнь проспекта Металлургов немало нового. Во-первых, появилась первая девятиэтажка (№23), как раз на месте двух бараков между улицами Металлистов и Советской. Сдавали дом в две очереди – в конце 1973 года и в мае 1974 года.
Во-вторых, весной 1980 года была открыта трамвайная линия по улице Советской, соединившая Безымянку с XV микрорайоном.
Оставалось покончить с последним куском частного сектора, выходившим прямо на проспект Металлургов. Это был квартал №907 между улицами Советской и Пугачевской. На его застройку понадобилось девять лет.
В центре квартала была построена школа №133. Ныне она превратилась в гимназию, которой присвоено имя Максима Оводенко, директора КМЗ, при котором и был застроен этот квартал.
Самым молодым домом на проспекте Металлургов на данный момент является №56. Он построен в 1995 году, и ради него снесли одно из общежитий с пиками.
Еще одно наследие постсоветского периода — появившиеся в городке Металлургов церкви. Две из них — в честь Святого князя Владимира и в честь иконы Похвала Пресвятой Богородицы — находятся на перекрестке с улицей Кузнецкой, занимая территорию бывшего детского сада. Еще одни храм, Спасо-Богородицкий, строится в сквере за улицей Алма-Атинской.
В самое ближайшее время на проспекте Металлургов станет одной достопримечательностью больше. Рядом с Дворцом культуры будет установлен памятник первом директору КМЗ Павлу Мочалову.
При подготовке статьи использованы:
Брошюра «Куйбышевский металлургический». 1985 год.
Книга воспоминаний Павла Мочалова «Река моей жизни». 1986 год.
Книга «Куйбышевский металлургический завод». 1988 год.
Материалы из куйбышевских газет найдены Евгением Альмяшевым.
Архивные фото и документы сотрудником СОГАСПИ Евгением Малинкиным.
Современные фотографии: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Улицы Майская и Минская
— Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Проспект Масленникова
— Маяковского
Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook