Улица Металлистов

 444

Автор: Андрей Артёмов

.


,

Проходит по территории Кировского и Промышленного районов города. Ориентировочная дата появления на карте Самары – начало 1940-х годов.

До весны 1949 года — 4-я линия Безымянки.

На представленной ниже немецкой схеме Куйбышева 1942 года улица Металлистов отмечена красной линией.

Схема Куйбышева 1943 год

В те годы застройка улицы Металлистов была представлена исключительно бараками. Двухэтажки, которые можно наблюдать на ней сейчас, строились уже в начале 1950-х годов.

Посмотрим на избирательные списки 1950 года и попытаемся понять, что из себя тогда представляла улица Металлистов.

По всей видимости, тогдашняя нумерация домов отличалась от нынешней или, что более вероятно, была допущена опечатка. Дома, приписанные к избирательному участку №2/191, должны иметь номера 48, 50, 52 и 54.

Как видно из избирательных списков, самым густонаселенным был участок улицы Металлистов (красная линия), между Теннисной (желтая линия) и Свободы (синяя линия). Все упомянутые в них дома, от №1 до №28, были бараками и до наших дней не дожили.

1965 год

В 1953-54-х годах улица Металлистов обогатилась трехэтажными домами. Их нынешние номера 36а и 64.

Улица Металлистов (2)

Спустя 10 лет на улице Металлистов появится первая пятиэтажка, на углу с проспектом Металлургов. Стоит также сказать, что в те годы она напрямую доходила до улицы Ставропольской, что хорошо видно на снимке со спутника.

Кусок Металлистов

С одной стороны здесь были все те же бараки, с другой — частный сектор. Позже эта территория пойдёт под застройку завода им. Фрунзе.

В 1956 году случилось редкое событие – в областной «молодёжке» опубликовали фотоснимки с улицы Металлистов. Повод был, как это водится, не из приятных.

Говоря о хрущевских временах, упомянем о путеводителе по Куйбышеву 1962 года. Там улица Металлистов упоминается в связи с проходившем по ней автобусом №9.

ФОТО-15-Металлистов-автобус № 9

На момент выпуска путеводителя мост через железную дорогу в створе улицы XXII Партсъезда ещё не был сдан в эксплуатацию, поэтому «девятка» гоняла на «Мясуху» через старый Кировский мост. Уже спустя четыре года маршрут был изменен и улица Металлистов лишилась собственного маршрута общественного транспорта.

Зато с середины 1960-х она стала стремительно избавляться от барачного наследия военных лет. «Очистку» нечетной стороны улицы Металлистов взял на себя завод «Прогресс».

ФОТО-19-Металлистов-За ударные темпы-1969-6 ноября-Поб.131-Мет.13Металлистов, 13. 1969 год

Он на протяжении всех 1980-х годов занимался застройкой большого барачного пространства в границах улиц Металлистов, Свободы, Пугачёвской и Победы. Дома ракетчиков легко отличаются от остальных тем, что они монтировались из силикатных блоков прямоугольной формы.

Дома Прогресса

Хотя масштаб строительства «Прогресса» был довольно весомым, старых заводских фотографий именно с улицы Металлистов практически нет. Исключением стал снимок 1986 года, сделанный на углу со  Свободой.

ФОТО-25-Металлистов-Заводская жизнь-1986-17 октября-Своб.149-Мет.21

Четную сторону улицы Металлистов в этом районе застраивал Авиационный завод. Заводу им. Фрунзе досталась уже упоминаемая нами локация между проспектом Юных Пионеров и улицей Ставропольской. Им были построены дома №№ 67, 70 и 72а. При заселении первого из них не обошлось без проблем.

Еще раньше, в первой половине 1970-х годов «свечки» появились в самом начале улицы Металлистов, около бывшего завода ЖБИ.

Свечки у ЖБИ

В Санкт-Петербурге металлистам посвящен целый проспект.


Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Фото: Елена Вагнер

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments