,
В нашей «Энциклопедии самарских улиц» еще ни разу не удостоилась крупной полноценной статьи ни одна из улиц Куйбышевского района. Для этой почетной миссии мы выбрали Пугачевский тракт.
Почему именно его? В первую очередь из-за протяженности, немалого числа жилых домов и почти двух десятков маршрутов общественного транспорта.
Пугачевский тракт является связующим звеном между Новокуйбышевским и Стромиловским шоссе. Его предком можно считать дореволюционную дорогу, ведущую в уездный город Самарской губернии Николаевск (ныне — Пугачев). На представленной ниже карте 1912 года ее участок, соответствующей нынешнему Пугачевскому тракту, отмечен красной стрелкой.
Нашлось Пугачевскому тракту место и на немецкой карте-схеме Куйбышева 1943 года. Причина понятна: здесь находился военный аэродром Кряж.
По имеющейся информации, он был построен в начале 1930-х годов. Во время Великой Отечественной войны использовался как один из аэродромов 1-й запасной авиабригады ВВС РККА.
12 апреля 1961 года Ил-14 поднялся с аэродрома Кряж и полетел в Энгельс. Казалось бы, рядовой полет, но из Энгельса в Куйбышев (уже на аэродром «Безымянка») он вез самого Юрия Гагарина!
По-настоящему «космическим» аэродром Кряж стал 7 августа 1961 года. Тогда сюда из рабочего поселка Красный Кут Саратовской области был доставлен только что проведший более суток в космосе Герман Титов. Практически сразу же после приземления второй человек в космосе покинул Стошку и отравился на 1-ю просеку.
Касательно аэродрома Кряж удалось найти любопытные документы, повествующие о том, как здание его аэровокзала сначала хотели превратить в пельменную, но потом передали органам правопорядка.
В документах адресом аэровокзала значится Пугачевский тракт, 1. Судя по всему, сейчас это здание приписано к улице Егорова и имеет по ней номер 18.
В истории аэродрома Кряж были и неприятные эпизоды. Так, 25 января 1997 года здесь едва не погибла хоккейная команда ЦСК ВВС. Самарским летчикам предстояло отправиться в Череповец на матч с «Северсталью». Погодные условия были неблагоприятные, но военный Ан-24 с хоккеистами на борту все-таки решился подняться в воздух. Однако при взлете он задел шасси сугроб. Только чудом, уткнувшись носом в другой сугроб, Ан-24 не врезался в строения аэродрома и избежал воспламенения разлившегося керосина.
Аэродром Кряж в строю и в XXI веке. Тренировки парадных расчетов перед парадом в честь 75-летия Победы проходили именно здесь.
Но что-то мы слишком забежали вперед.
Если говорить о самом названии — Пугачевский тракт — появилось оно, по всей видимости, в начале 1950-х годов. Во всяком случае, впервые его упоминают избирательные списки 1954 года.
Вероятнее всего, под домами №№ 6 — 22 скрывается частный сектор между улицами Молдавской и Нефтяников. Эти дома были построены в период с 1948 по 1952 год.
Многоэтажная застройка Пугачевского тракта началась в 1956 году, в районе площади Пугачева, в центре которой установлен бюст Валериана Куйбышева.
Самый известный самарский большевик появился здесь в 1977 году. Что касается площади Пугачева, то топоним этот малоизвестный, но тем не менее встречающийся в туристических путеводителях по Самаре 1978 и 1981 годов.
По имеющейся информации, площадь Пугачева появилась в Куйбышевском районе в январе 1961 года. К этому моменту здесь имелось уже немало жилых домов. В конце 1950-х годов были построены дома №62, 64, 66.
Здесь же был построен детский сад №363 (сейчас — школа-интернат №136).
С 1960 года новостройки направились в сторону остановки «Заготзерно». К этому моменту на Стошку уже ходил троллейбус, трасса его пролегала в том числе и по Пугачевскому тракту.
А вот как симпатично выглядел один из тамошних дворов в 1985 году.
Теперь посмотрим на спутниковый снимок 1965 года. Красной стрелкой отмечены «припаркованные» на аэродроме Кряж самолеты, а желтой — построенные в годы войны бараки, на месте которых буквально через год будут возведены дома №10, 12 и 14 по Пугачевскому тракту.
В избирательных списках Пугачевский тракт в 1965 году отображался следующим образом.
До лета 1972 года жилая застройка Стошки не превышала пяти этажей. Первый девятиэтажный панельный дом (скорее всего, он имеет номер 31) был смонтирован в течение второго полугодия 1972 года.
Район новостроек, названный 26-м кварталом, возводился на заболоченной местности, что было чревато разными проблемами – от удорожания «нулевого цикла» строительства до обилия комаров.
«Многие старожилы района помнят, что еще совсем недавно в этих местах ловили рыбу и охотились на уток, а ребятишки не представляли лучшего места для купания», — писала заводская многотиражка КНПЗ в 1983 году. Сама заметка посвящалась плохому содержанию внутриподвальных помещений, вследствие чего сильно расплодились комары.
Но комары — не помеха градостроительному развитию Куйбышевского района, поэтому новые пяти- и десятиэтажные дома вблизи Пугачевского тракта появлялись исправно.
Кроме того, в мае 1975 года пейзаж Пугачевского тракта (на перекрестке с Ново-Молодежным переулком) обогатился подземным переходом.
Следующая достопримечательность не заставила себя ждать. В период с марта 1976 по ноябрь 1977 трест «Куйбышевремстрой» возвёл крытый рынок Куйбышевского района. Тогдашний его адрес — Пугачёвский тракт, 1.
В целом же застройка этого района велась новокуйбышевским трестом № 25, в дома которого въезжали работники КНПЗ и «Волгабурмаша».
Во времена брежневского застоя заводские, трестовские и им подобные многотиражки зачастую выглядели интереснее общедоступных «Коммуны», «Зари» и «Комсомольца», т.к. в них активнее вскрывались и бичевались недостатки.
К примеру, в 1977-1978 годах новокуйбышевцы строили дом с будущим номером 61 – пятиэтажный, но длинный, на девять подъездов, да ещё и со встроенным первым этажом. В ходе обсуждения в прессе текущих проблем не обошлось без ссылок на цитаты товарища Брежнева.
Ещё одним источником неблагоустройства стал заводской стадион ВБМ, именуемый «Буровик». Команда заводчан играла в первенстве области и была весьма приличной, а вот футбольная арена оставляла желать лучшего.
За жилыми домами подтянулись и образовательные учреждения. Так, в 1975 году была возведена школа №24. По воспоминаниям очевидцев, на ее месте находилось озеро под названием Солдатка.
В начале 1980-х на Пугачевском тракте, 35а был построен детский сад №96.
Еще одной нежилой достопримечательностью Пугачевского тракта стал райком партии Куйбышевского района, построенный в 1980-х годах. Ныне — здание Куйбышевского районного суда.
Что касается нечётной стороны тракта, прилегающей к аэродрому, то она застраивалась с 1990 года – сначала пятиэтажными домами, а чуть позднее и десятиэтажками.
Некоторые дома здесь строил Приволжский военный округ. Так, в доме №17 получали квартиры работники завода авиационного технического оборудования.
Сейчас, в 2020 году, Пугачевский тракт стал частью второй очереди строительства Фрунзенского моста. В месте пересечения тракта с улицей Грозненской появится новая дорожная развязка.
Текст: Андрей Артемов и Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото обложки: Алексей Авдейчев
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Улица Полевая
— Улица Промышленности
— Улица Пугачевская
— Улица Пролетарская
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram