,
Сегодня речь пойдет об улице, будущее которой было предсказано еще в геплане «Большой Куйбышев». Об улице с типично советским названием — Промышленности.
Во второй половине 1930-х годов планировалось, что она будет грузовой магистралью, своего рода обводной дорогой. Жилой застройки вдоль улицы Промышленности не планировалось. Но генплану «Большой Куйбышев» относительно нее не суждено было сбыться. Самарцы обжили улицу Промышленности. И начался этот процесс в годы войны.
Есть сведения, что тогда она носила незамысловатое название — улица на Машстрое, по имени жилого поселка завода №525 (он же «Металлист»). Дальше пошел процесс ее топонимического созревания. В 1945 году она стала Промышленным проездом, на следующий год уже улицей Промышленной и только в 1950 году получила свое нынешнее звучание, став улицей Промышленности.
Застройка в те годы была, само собой, барачной и непритязательной. Однако, некоторые здания построенные во время Великой Отечественной, сохранились до наших дней. Это частные дома, которые стоят по нечетной стороне улицы Промышленности (между улицей Советской Армии и Боевым переулком).
Двухэтажные дома, имеющие адреса по улице Промышленности, появились позднее, в 1950-1951 годах.
Помимо жилых домов здесь были и другие важные объекты. Например, школа №107, открывшая свои двери 1 сентября 1950 года.
В доме №288 находился детский сад завода «Металлист», имевший номер 85.
Обратим внимание и на дом №278. Некогда в нем располагался отдел кадров завода «Металлист». Благодаря ему все заводские корпуса получили такой же адрес, хотя географически находятся через дорогу, на нечетной стороне улицы Промышленности.
И раз уж мы заговорили об этом предприятии, давайте отправимся к его заводоуправлению. На подступах к нему нас встречает стела в духе символизма.
Интерпретировать ее с художественной точки зрения можно по разному, мы же скажем пару слов о самом предприятии.
Завод №525 (позднее — «Металлист») родился в украинском городе Артемовск. После эвакуации в Куйбышев в него влились еще несколько заводов, например, №66 из города Тула. Главной продукцией «Металлиста» в годы войны были пулеметы ДШК и ШКАС.
К слову, о заводской проходной военных лет имеется прекрасная статья в многотиражке «Металлиста» за апрель 1990 года.
С 1964 года завод стал производить комплектующие для авиационной и ракетно-космической техники.
Переход к авиационно-космической продукции по времени совпал с изменением облика улицы Промышленности. Во-первых, ровно в 1964 году по ней прошел трамвай. Прокладка путей для него потребовала сноса нескольких жилых бараков.
Тогда же, в начале 1960-х годов, по улице Промышленности стал курсировать автобус №13.
Вслед за транспортом на улицу Промышленности пришло современное жилое строительство. Во второй половине 1960-х годов «Металлист» всерьёз взялся за обустройство своей призаводской площадки. Этому процессу во многом способствовал приход на завод нового директора — Бориса Карякина. Первая пятиэтажка на улице Промышленности появилась в 1968 году.
В этом доме №296 находился приемный пункт «Куйбышевоблхимчистки» и ателье.
В 1969 году застройка пришла и на нечетную сторону улицы Промышленности. Здесь были возведены в том числе и девятиэтажные дома.
К 1975 году здесь оставался всего один барак военных лет, о чем радостно сообщала многотиражка «Металлиста».
Кирпичные пятиэтажки возводились самим заводом. Но здесь трудились и строители новокуйбышевского Стройтреста № 25, из-под рук которых выходили панельные пятиэтажки улучшенной планировки.
В 1975-76 годах ансамбль девятиэтажных домов украсил перекресток проезда 9 мая и улицы Промышленности.
К слову, в 1970-е годы «машстроевский» участок улицы Промышленности ругали за малое количество светофоров.
Как итог, рассматривалась возможность организации подземного перехода на перекрестке проезда 9 мая и улицы Промышленности.
В 1976-78 годах были построены дома №277 и 277а.
Далее велась уже достаточно локальная, точечная застройка. В 1981 году «Металлист» построил два дома с номерами 298 и 300.
Их внешний вид, серо-силикатный, брутальный — застывшая в кирпичной кладке эпоха зрелого брежневского застоя (позволим себе такое архитектурно-политическое сравнение).
В 1984 году был построен крупный дом на углу с улицей Советской Армии, но адреса по Промышленности он не имеет.
Естественно, вместе в жилыми домами возводились образовательные учреждения. Так, в 1975 году был построен детский сад «Журавушка», который до сих пор в строю и может похвастаться граффити на фасаде.
Это типовой проект, как и его коллега с адресом Промышленности, 317. Хотя здесь невооруженным глазом видны некоторые архитектурные излишества, например, кованые элементы.
Этот детский комбинат был построен в 1984 году и мог похвастаться наличием бассейна и зимнего сада.
Сейчас здание занимают несколько арендаторов, в том числе ВУЗ со сложносочиненным названием — Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия.
Поблизости есть еще одно учебное заведение — лицей №131 «Созвездие». Изначально — школа с аналогичным номером, которая была построена в 1987 году.
Теперь, когда мы окончательно разобрались с самым густонаселенным, машстроевским отрезком улицы Промышленности, взглянем на нее целиком, при помощи спутникового снимка 1965 года.
Отрезок №1. От Ракитной до Авроры
Пришествие сюда жилой застройки можно датировать рубежом 1940-50-х годов. С тех пор здешний пейзаж изменился слабо. Самой интересной на этом отрезке стоит признать территорию, объединенную адресом Промышленности, 64 с многочисленными литерами. На спутниковом снимке она отмечена синим контуром.
На немецкой карте-схеме Куйбышева 1944 года эта территория обозначалась как «склад взрывчатки». Склады находились здесь и в послевоенное время, причем их история обросла обширным слоем городских легенд. Отобрав из них самые лакомые куски, можно получить прекрасную достопримечательность из цикла «Подземная Самара».
Итак, склады были лишь прикрытием, а под их территорией находился секретный завод военной оптики. По подземным тоннелям он соединялся с военным складом №64, что близ поселка Толевый. Другие размышления местных жителей об этом загадочном объекте можно прочесть здесь.
Мы же перейдем к фактам, которые не вызывают никаких вопросов. В 1973-1974 годах открылся комплекс из двух мостов, выводящих улицу Авроры из города через железнодорожные пути и через реку Самару в южном направлении. Это сразу же повысило значимость улицы Промышленности. Тогда был заасфальтирован ее участок от Структурной до Авроры. В марте 1975 года по нему стал курсировать автобусный маршрут № 52.
На первых порах он не доходил до самой Авроры и крутился в районе Карьерных улиц.
Отрезок №2. От Авроры до Аэродромной
К этому отрезку у нас у нас имеется интересный архивный документ 1973 года. Речь в нем идет о сносе домов.
Под ковш экскаватора планировалось пустить пять построек. Удивляет география собственников этих домов. Текстильно-швейная фабрика, которой принадлежал барак на улице Промышленности, находилась на другом конце города — Николая Панова, 16. Рынок Кировского района (в народе Безымянский), конечно, поближе, но принадлежавший ему дом почему-то даже не имел номера.
Отрезок улицы Промышленности от Авроры до Аэродромной был заасфальтирован весной 1978 года, и, видимо, тогда же была сделана полукольцевая развязка у Измайловского переулка, которой и мешали дома №232 и 234 из приведенного выше документа.
Также достопримечательностью этого отрезка улицы Промышленности можно считать дом №141, с надписью «Миру мир!» и датой постройки — 1956 год.
Эта колоритная двухэтажка даже засветилась в куйбышевской прессе — увы, в негативном ключе.
Благодаря этой газетной заметке мы узнаем новый топоним — «поселок 11-го стройтреста».
В годы перестройки пристального внимания со стороны застройщиков удостоился перекресток улиц Промышленности и Авроры. Здесь планировали построить то филиал ПАТП-1, то жилой квартал для работников «Металлиста».
Один жилой дом здесь и вправду был построен, но лишь спустя 27 лет. Впрочем, к заводу «Металлист» он отношения не имеет.
Отрезок №3. От Аэродромной до Гагарина
Здесь, как говорится, без комментариев: частный сектор и бараки. Надо сказать что вообще в 1965 году максимальная высота строений улицы Промышленности равнялась двум этажам.
Сейчас же рекорд высоты принадлежит домам №176-178, которые десятиэтажны. И этот рекорд наверняка будет побит.
Текст: Андрей Артемов и Евгений Альмяшев
Архивные документы: Евгений Малинкин
Фото: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Некрасовская
— Никитинская
— Николая Панова
— Ново-Вокзальная
— Ново-Садовая. Часть №1 / Часть №2 / Часть №3
— Олимпийская
— Осипенко
— Партизанская
— Первомайская
— Пензенская
— Печерская
— Пионерская
— Улица Победы. Часть №1 / Часть №2
— Улица Полевая
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook и Instagram