Ирина Рязанова владеет цветочным бутиком, и в непростое для бизнеса время ей удаётся оставаться на плаву. Благодаря Ире десятки женщин каждый день получают в подарок шикарные букеты роз, и жизнь их становится чуточку радостнее.
История могла бы показаться очередной милой сказкой про принцессу, но не всё так просто. Прежде чем открыть свое дело, Ирина ночевала в круглосуточном магазине, снимала комнату в коммуналке по соседству с бывшими заключёнными и наркоманами и пережила много сложных и даже жутких моментов.
Эта история о том, как осуществить заветную мечту вопреки и где брать силы.
Рабочий день Ирины начинается, когда приходит первое сообщение от клиента. Чаще всего мужчины вспоминают о важных датах в четыре или пять часов утра — мессенджер коротко крякает, и Ира немедленно принимает заказ. На изготовление монобукета уходит минимум три часа: девушка собирается, делает заказ на складе, где профессиональные флористы выбирают свежие цветы специально под пожелания заказчика, а потом едет на точку сбора отпаивать и упаковывать их. Фотографирует получившийся букет, отсылает фото, высылает курьера и контролирует процесс до тех пор, пока виновница торжества не получит заказ. Заказчику присылается отчёт о доставке, а потом всё повторяется энное количество раз — сервис работает круглосуточно.
***
В Самару Ирина приехала из Казахстана — поступать на бюджет программистом. В неё не верила даже мама — до последнего уговаривала не прыгать выше головы, подавать на платное и идти менеджером. И хотя до проходного она не добрала полбалла, но на бюджет всё равно поступила вопреки всему.
— Все удивились очень, потому что старшая сестра завалила первый же экзамен по русскому. И стала я жить в Самаре, вскоре перевелась на заочку, познакомилась с первым мужем, и мы съехались. Год всё было нормально, а потом он начал «наркоманить». Начались постоянные обманы, долги, пропажа вещей. Три года я наивно верила, что всё изменится — он не работал, нам помогали его родители. Купила ему зимнюю куртку, два раза возила домой, к морю. На себя у меня денег как-то не было, хотя я всегда училась и работала. Потом поняла — он не изменится, и либо я принимаю его таким и живу дальше, либо ухожу. А через несколько лет он сел в тюрьму по этой теме.
От неудавшегося брака Ира сбежала в комнату в коммуналке, деньги на которую дал ей папа. А когда приехала, то увидела целую ватагу узбеков, которые спешно покидали помещение.
— Там был притон натуральный, причём варили прямо на кухне. Ночью приходили какие-то люди, открывали ключами дверь и начинали своим варевом из бензина и таблеток коптить. Из-за этого в квартире всегда жарко было, и они ходили полураздетые — бывшие зеки, купола на плечах. Я тогда работала в банке, и приходилось вещи стирать прямо перед тем, как на работу идти — если оставишь на два дня хотя бы, всё провоняет насквозь. Долго потом ещё не могла мимо бензоколонок ходить, всё те стены вставали перед глазами.
Как-то ко мне подошла наркоманка и в лоб спросила: «Зачем ты здесь живёшь, на что ты надеешься? Быстрее ты сдохнешь, чем они».
Мужики-узбеки сбежали, а Ира осталась жить с наркоманами. Сначала жаловалась подружкам, несколько раз вызывала полицейских, но странные соседи к их приходу разбегались в разные стороны, как тараканы. А по ночам снова собирались на кухне и плакали от того, что не могли попасть иглой в вену. Иногда кому-то из них становилось плохо, и приезжала «скорая» — соседи отлёживались под капельницей несколько дней и возвращались обратно, бодрые и полные сил.
— Я ждала, что однажды их всех просто не станет, но становилось только хуже. Как-то ко мне подошла наркоманка и в лоб спросила: «Зачем ты здесь живёшь, на что ты надеешься? Быстрее ты сдохнешь, чем они». Я в ответ только расплакалась, собрала вещи и пошла на работу — потому что больше было некуда идти. Вскоре удалось через коллег найти комнату.
***
— В двадцать лет я прочитала книжку Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Там объяснялось, почему заработать, работая на работе, невозможно, почему вся эта история с работой на кого-то — крысиные бега, и из них нужно вырваться. И стала искать идею, думать о том, чем бы мне вообще хотелось заняться — и всё не могла найти. Но там и про это было написано: идею вы можете искать очень долго, но когда-нибудь она точно к вам придёт, так что начинайте откладывать деньги для её воплощения уже сейчас.
Ира работала мастером маникюра, курьером, продавцом, администратором, сотрудником колл-центра — и всё это время откладывала часть зарплаты на свою пока ещё не сформированную мечту. Наверное, поэтому её клиенты пишут в отзывах о том, что главным достоинством цветочного бутика Adriatique является сервис — Ирина прекрасно знает, что нужно даже самому придирчивому клиенту, и держит с ним связь с момента заказа до получения букета. Работая аналитиком на цветочной базе, она спонтанно решила пойти на курсы для начинающих бизнесменов — тогда по воле случая абстрактная идея начала превращаться во что-то конкретное.
— На курсах нас учили анализировать конкурентов и выявлять уникальное торговое предложение в своём бизнесе. Было много практических заданий, всего мы учились два месяца. Я пришла туда с идеей о цветочном магазине — к тому моменту уже около года работала на цветочной базе и знала всё о внутренней работе, и так появилась идея цветочного бутика премиум-класса. Я нашла в Москве шикарную упаковку для цветов — красивые шляпные коробки, тогда ни у кого таких не было, я первая в Самаре начала их заказывать. Смотрела фотографии с красивыми цветами, дорогими машинами типа Porsche или Mitsubishi, восхитительными девушками, которые эти букеты получают, и подумала: это то, что я хочу видеть в Самаре. Теперь эти салоны являются моими бизнес-партнёрами.
Дальше везло ещё больше: на курсах Ира встретила парня, который знал, как цветочный бизнес начать, раскрутить и продвинуть. Он красиво ухаживал за девушкой, помогал работать с сайтами и рекламой, делился советами — отношений так и не получилось, зато появилось своё дело, которое приносило небольшую прибыль.
— Мы решили, что отношений не будет, и договорились остаться друзьями и партнёрами. Работали в плюс, небольшую выручку делили пополам. У него были долги по кредиту, денег не хватало — пришёл ко мне через три месяца и предложил выкупить долю. Так бутик стал полностью моим, но он продолжал вести аккаунты в соцсетях и заниматься переговорами — когда я попросила сообщить мне пароли, услышала в трубке мат. Он кричал, что всё это придумал он, что всё это только его заслуга, и он ничего мне не отдаст, что мой там только холодильник. Пришлось своего на тот момент мужчину попросить поговорить с ним по-мужски. Я ведь одна осталась тогда, и мне было очень страшно — с этого момента началась другая история.
***
Разговор по-мужски не прошёл даром, и бывший бизнес-партнёр окончательно отвалился. Но цветочный бутик Ирины теперь не давал покоя и её сожителю: он начал ходить на встречи от её имени, переписываться с клиентами с её странички и убеждать в том, что цветы никому не нужны, и ему приходится заставлять своих друзей покупать букеты чуть ли не насильно. Эта мантра произносилась каждый день по нескольку раз, в течение почти полугода.
— До того момента я думала, что мои цветы для людей, что они им приносят радость. Но за полгода сильно в этом разуверилась, наступила полная апатия ко всему. Я продолжала выполнять все заказы, но неохотно — самооценка в ноль ушла. Потом-то поняла, что человек просто игрался в бизнес за мой счёт — все обязательства по аренде, выплате зарплат сотрудникам и бухгалтерии остались полностью на мне, а он только ходил и гордился тем, как всё у него получается. Мы начали ссориться, и дошло до того, что он ударил меня.
Он мне всегда говорил: «Ты от меня никуда не уйдёшь. Со мной все твои проблемы исчезнут. Ты не уйдёшь — я сломаю тебе руки и ноги, только гусеницей уползти сможешь».
Пришлось бежать снова. Ирина позвонила знакомому и попросила срочно за ней приехать. Покидала вещи в машину и уехала восвояси. Сожитель, от которого она сбежала, обманным путём оставил у себя «макбук» и несколько букетов, и она пошла в полицию. Отлежалась в гостинице, долго разговаривала с полицейскими и боялась им поверить.
— Мне этот мужчина настолько вбил в голову, какой он влиятельный человек в этом городе, что первое время у меня просто крышу снесло. Я общалась с полицейскими и была уверена, что они подставные. Если подруга отказывалась от встречи, то я думала: это не просто так, она точно с ним заодно. Этого мужчину до меня бросили две женщины, и он мне всегда говорил: «Тебе крупно повезло! Но если ты захочешь уйти, то никуда от меня никуда не уйдёшь. Со мной все твои проблемы исчезнут. Ты не уйдёшь — я сломаю тебе руки и ноги, только гусеницей уползти сможешь». А я была слепая и верила словам. Боялась его, боялась, что бизнес отберёт. Такой вот человек мне попался.
Ирина говорит, что даже несмотря на всё это, продолжает верить в людей и доброту. Она не хочет быть железной леди с каменным сердцем, и остаётся открытой миру — она просто делает выводы и идёт дальше. Это опыт.
***
Сейчас Ирина справляется со всем сама, но ей всё равно немного страшно: каждый месяц начинается новая гонка. Порой ей кажется, что она сидит на самом дне огромной ямы, из которой будет выкарабкиваться последующие тридцать суток.
Ира говорит, что работать «на дядю» с одной стороны вроде как и легче: хочешь — сиди целый день в офисе и пей кофе, а хочешь — возьми отпуск, выключи трубку и ни о чём не волнуйся. Если всё надоело, можно громко крикнуть с порога: «Ну, до свидания!» и начать с чистого листа. Когда ты владеешь собственным бизнесом, то и ответственность несёшь только перед собой и клиентами:
— Мне часто говорили: «Твои букеты никто не купит — у людей кризис и денег нет. Какой тебе бизнес, на дворе кризис! Сиди и не высовывайся». А я верила в себя, сомневалась и боялась, но шла вперёд. Сейчас ко мне пришла уверенность: я кайфую от того, что делаю, кайфую от положительных отзывов и радостных глаз девушек, от доверия, которое мне оказывают. От этого заряжаешься очень сильно.
Когда тебе бизнесмены говорят: «Не лезь в это, это тяжело», то ты им не веришь. Ты же видишь их перед собой и понимаешь, что они справились. А когда ты сам находишься в этом «тяжело», ты не можешь знать, выберешься ли ты, будет ли хорошо, или будет ещё хуже. Но теперь, если всё плохо, я не могу лежать и ничего не делать. И всегда делаю, чтобы потом хотя бы знать: я не сдалась, я сделала всё, что смогла, моя совесть чиста.
Фото: Максим Густарёв
Adriatique. Монобукет — флористический сервис премиум-класса.
Доставка монобукетов работает круглосуточно и осуществляется в любую точку города.
Адрес: улица Аэродромная, 13 (Дом молодёжи)
Телефоны для связи: +7(846)972-52-32; +7(927)692-52-32
Сайт: adriatique.ru
Партнёрский материал