В рамках спецпроекта «Энциклопедия самарских улиц» мы постепенно завершаем исследование буквы А. Подробному обзору сегодня подвергнется улица названная в честь Героя Советского Союза Александра Матросова, на историю которой прольет свет краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев.
Мои комментарии и дополнения к авторскому тексту будут даны курсивом.
Прежде всего предлагаю разобраться в том, когда на улице Александра Матросова впервые «появилась жизнь», и сколько имён она сменила за время своего существования.
Итак, давным-давно существовал населённый пункт под названием Томашев Колок. Располагался он далеко от городской черты старой Самары, где-то в районе современных улиц Ново-Вокзальной и Стара-Загоры. 130 лет назад в версте (чуть более километра) от Томашева Колка была открыта психиатрическая больница, и название «Томашево» стало для самарцев нарицательным.
Можно сказать, что будущая улица Матросова начала заселяться в той своей части, которая и по сию пору остаётся преимущественно частным сектором – на отрезке между улицей Нагорной и проспектом Карла Маркса.
Один из бывших корпусов психиатрической больницы. Ныне находится за ее пределами и используется как жилой дом (Александра Матросова, 153в).
Сейчас же улица Александра Матросова берёт своё начало из окрестностей железнодорожной станции Безымянка и завершается вблизи бывшей Линдовской железной дороги.
В Википедии пишут, что бывшая 12 линия Безымянки в 1951 году была переименована в улицу Школьную, а в 1965 году она получила своё нынешнее название. При этом Школьной называется отрезок улицы от ее начала до Черемшанской, а оставшуюся часть якобы именовали Томашевским проездом. Но утверждение это весьма и весьма спорно.
В вышеозначенный период — с 1951 и по 1965 годы — будущая улица Александра Матросова в городской прессе именовалась исключительно Томашевским проездом. Можно ознакомиться со списками избирательных округов к целому ряду выборов, где названия улиц и кварталов тех лет печатались весьма добросовестно, а можно просто открыть номер «Волжской коммуны» от 6 октября 1956 года. Там на всю газетную страницу опубликована схема города с разбивкой по районам. Поскольку по Томашевскому проезду проходила часть границы между тогдашними Молотовским и Кировским районами, его на схеме упомянули отдельно.
Вероятно, название «Школьная» носила не сама улица, а трамвайная остановка, расположенная на улице Победы вблизи её пересечения с Томашевским проездом. В 1965 году переименовали как проезд, так и остановку. С целью узнать, отчего же остановка носила такое название, познакомимся поближе с двухэтажным зданием по адресу: Матросова, 13.
Его построили летом 1940 года. В течение четверти века здесь размещалась школа № 80, над которой шефствовал 9 ГПЗ.
Как вы видите, жизнь на Безымянке кипела и до Великой Отечественной войны. Промышленный кластер стал складываться здесь за несколько лет до ее начала. Город-сад железнодорожников обрастал «слободами», что хорошо видно на карте 1940 года, где отмечены поселки «2-я Пятилетка», «Станция Безымянка» и поселок завода им. Куйбышева (до революции — Сажерез). Строительство крупной для тех лет школы было насущной необходимостью.
(Зеленым цветом на карте отмечена будущая улица Победы, желтым — Александра Матросова)
Занятно, но даже в середине 50-х годов к школе было сложно подходить со стороны улицы Победы.
Затем неподалёку, на улице Свободы, бригада знаменитого Петра Мачнева возвела новое трёхэтажное здание, куда школа №80 и переехала. Свои десять школьных лет я провёл именно там. Несмотря на былое шефство, нынешняя школа №80 носит имя Земеца, а не Швидака, к примеру. Старое здание школы отошло к РайОНО, куда нас, старшеклассников, снимая с уроков, иногда отправляли разгружать мебель.
Таким образом за год до начала Великой Отечественной жизнь на будущей Матросова била ключом в двух разных частях улицы – «внизу», около школы №80 и «вверху», близ «психушки». Так, на выборах 1939 года клуб психбольницы размещал у себя урны сразу для трёх избирательных округов.
Советские избирательные списки — весьма ценный источник для изучения географии города. Так, благодаря им мы узнаём, что помимо хутора «Томашевка», поблизости от психиатрической больницы располагался некий поселок черепичного завода и Песчаный участок. Географическая их привязка к современной карте города пока отсутствует.
Можно ознакомиться и с еще одной картой Куйбышева 1940 года, на которой окрестности Томашева Колка даны более подробно.
Что касается военных лет, то застройке (преимущественно барачной) подвергся квартал №656, расположенный в границах Матросова, Вольской, Ново-Вокзальной и Свободы. В 1943 году немцы уже могли видеть его через свою фотоаппаратуру: улица Александра Матросова отмечена на снимке желтым цветом. Хорошо видно отдельно стоящее здание школы №80.
Ниже — немецкая схема Безымянки 1943 года. Единственный застроенный квартал №656 на улице Александра Матросова отмечен красным.
После окончания войны часть города в границах нынешних улиц XXII Партсъезда, Вольской, Матросова и Победы была застроена исключительно частными домами, некоторые из которых дожили и до наших дней. Физкультурной и Красных Коммунаров здесь не было вовсе, а на их месте располагались улицы, словно бы скопированные из старой части города – Крупской, Рабочая, Ульяновская и Пролетарская.
Все эти названия — остатки «дорегулярной» застройки Безымянки (1920-1930-х годов), корни которой находятся все в том же городе-саде железнодорожников. Единственное, что от нее осталось — небольшая улица Кирова, что идет параллельно железной дороге близ станции Пятилетка.
Многоэтажная застройка неторопливо двигалась сюда со стороны Воронежской, и до улицы Матросова она добралась не сразу. Во всяком случае, на фотографии 1954 года, снятой откуда-то с Физкультурной/Ново-Вокзальной, в стороне Матросова видны только частные домишки (отмечены красным эллипсом).
Застройка перекрёстка Победы и Матросова. 1957 год.
Панорама 1954 года в сторону улицы Матросова, от угла Победы и Ново-Вокзальной
Переломным для улицы Матросова стал 1957 год. Во-первых, сюда добралась-таки застройка 4-5-этажными домами, осуществлявшаяся стройтрестами Куйбышева. Во-вторых, были освоены подходы к улице Матросова со стороны Вольской и Ставропольской, но иными методами.
В конце 1956 года на весь СССР прогремел горьковский метод «народной стройки». Суть его заключалась в том, чтобы рабочие крупных заводов из числа нуждающихся в жилье сами бы строили его во внеурочное время. Обеспечение стройматериалами, механизмами, а также выделение на народные стройки некоторого числа профессиональных строителей шло на уровне предприятий или отдельных цехов. Пионером внедрения этого метода стал Горьковский автозавод, а в 1957 году его подхватила вся страна.
Кварталы народной стройки обычно застраивались домами в два этажа, но особо мощные заводы могли строить и в 3-5 этажей. В 1957 году на просторы квартала по нечётной стороне Матросова от Вольской до Сердобской вышли рабочие Авиазавода №18, а по чётной стороне Матросова от Юных Пионеров до Ставропольской – рабочие 9 ГПЗ. Не грех процитировать пару предложений из «Волжской коммуны» за 28 августа 1957 года: «Всего лишь полгода назад улица Вольская кончалась на западе обширным пустырём. Но однажды зимним днём пришла сюда группа людей».
«Народные дома» 9 ГПЗ.
«Народные дома» Авиазавода №18 (ныне — Авиакор)
Следующий этап: появление в районе улицы Физкультурной в 1959 году крупноблочных и панельных домов.
(Перекрёсток с Физкультурной – фото 1959 и 2017 годов)
Авиазавод за два года застроил пространство между Вольской и нынешним стадионом «Орбита», после чего пересёк улицу Матросова и продолжил строительство, но уже домами в 4-5 этажей. Точно так же 9 ГПЗ пересёк сразу и Матросова, и Ставропольскую, осуществляя застройку домами в 3-4 этажа.
Дома Авиационного завода повышенной этажности. Александра Матросова/Сердобская
Дома 9ГПЗ повышенной этажности. Александра Матросова/Ставропольская.
Каким был внешний вид улицы Александра Матросова (выделена красным) и окрестностей полвека назад, можно увидеть со спутниковых снимков мая 1967 года.
Александра Матросова от Красных Коммунаров до Ставропольской
Александра Матросова от Юных Пионеров до Линдовской железнодорожной ветки
К тому времени предприятия Авиазавод №18 и 9 ГПЗ уже застроили практически все свои площади из числа примыкавших к обозреваемой улице. Квартал 631 в границах Матросова, Ставропольской, Нагорной и Средне-Садовой застраивался трестами, но в городской прессе о нём писали мало, так как в эти годы велись более крупные и значимые стройки VII и IX микрорайонов. Вообще, на улице Матросова много кто успел отметиться. К примеру, дом №13а построили под общежитие ТТУ, но отдельно я расскажу о работе строительного цеха №20 завода «Гидроавтоматика».
Небольшое по меркам Куйбышева предприятие приступило к освоению улицы Александра Матросова в середине 1960-х годов, вклинившись между стройками уже упоминавшихся промышленных гигантов — Авиазавода №18 и 9 ГПЗ. Сначала были построены дома по четной стороне улицы в районе пересечения с проспектом Юных Пионеров. В частности, в 1968 году возвели общежитие по адресу: Матросова, 76а. В нём в течение одного года были прописаны мои родители.
(Александра Матросова, 76а — слева)
Естественно, такая густонаселенность рабочим классом требовала соответствующего транспортного обеспечения. В 1968 году по улице Александра Матросова впервые пролег маршрут общественного транспорта. Это были троллейбусы несвойственных для Куйбышева буквенных маршрутов «А» и «Б».
(Маршрут троллейбуса А выделен зеленым, маршрут троллейбуса Б выделен красным)
Маршрут А шёл из Юнгородка по Физкультурной через рынок, Вольскую и делал разворот по Матросова вниз к Физкультурной, а маршрут Б двигался из Юнгородка же по Физкультурной с разворотом через Матросова на Вольскую. Удлинение имеющейся в городе троллейбусной сети всего лишь на два квартала вызывало у некоторых горожан недоумение, но тут надо иметь в виду два нюанса.
Во-первых, как раз на этой трассе были испробованы новые способы крепления контактной сети, а также впервые применены «карманы» — на остановке троллейбус заезжал в такой «карман», не мешая движению прочего транспорта, следующего за ним. Эти «карманы» существуют на Матросова и по сию пору.
Во-вторых, новая линия способствовала тому, что в 1970 году вместо маршрутиков «А» и «Б» запустили полновесный длинный маршрут троллейбуса №14, схема которого приведена ниже.
Как раз вскоре после пуска 14-го маршрута 9 ГПЗ возвело по улице Александра Матросова подряд три дома с №№ 12, 14, 16, а чуть выше этих домов, в угловом здании по Свободы, 77 завод «Гидроавтоматика» реконструировал свою медсанчасть.
В 1975 году «Гидроавтоматика» громко заявила о себе и по другую сторону улицы. Предприятию был отдан под расселение и застройку квартал 656 – тот самый, который вы видели на немецком снимке 1943 года.
Ранее там уже были построены такие важные объекты, как здание управления Стройтреста №11 и кинотеатр «Юность», но там же располагались и давно требующие сноса бараки (36 штук) – вместе с уличными уборными, водоразборными колонками и прочими «радостями» неустроенного быта. Работы было очень много, но коллектив завода располагал сильным директором по фамилии Шишков, весьма приличным строительным цехом (по моим прикидкам, именно «Гидроавтоматика» построила первое девятиэтажное здание на проспекте Кирова) и неиссякаемым желанием трудиться. За неполные три пятилетки предприятие снесло здесь все бараки до единого, построив вместо них 12 новых жилых зданий (в диапазоне от одноподъездных до восьмиподъездных) плюс два общежития, детский сад «Теремок» и кое-что ещё. Те дома, которые имели приписку к Матросова, я перечислю поимённо.
В 1975 году был построен дом под номером 17. Он находился на склоне, поэтому явилась возможность сделать «нулевой» этаж на половину фасада здания. Его отдали под заводскую ЖЭК.
В 1976 году завод застраивал угол Матросова и Вольской тремя домами, двое из которых нумеруются по Матросова – 25 и 27. Тогда же было решено применить красный кирпич в комбинации с привычным серым, что сделало внешний вид этих домов более весёлым.
В 1977 году были возведены дома №№ 19 и 21. Наша семья прожила в 21-м доме почти 11 лет, а всего в нём насчитывалось 209 квартир. Здесь также был задействован «нулевой» полуэтаж, отданный в распоряжение клуба юных техников «Радуга». Кроме того, после двух лет подготовки открылся заводской стадион «Орбита», под который не пожалели 10 гектар площадей. Хорошо помню и два его футбольных поля, и даже то, что к одному из полей примыкала трибуна.
В 1978 году построили дом №23, а весной 1980 года рядом с ним был сдан в эксплуатацию детсад «Теремок» по Матросова, 17 А. Итого — 678 квартир в шести домах за четыре года. Не случайно среди жителей заводского квартала новые дома неофициально звали «шишковками». Директор покинул свой пост в 1985 году, и после этого завод уже никогда не строил столь быстро.
(Угловая застройка по Матросова – Вольской с применением красного силикатного кирпича)
Вспоминая те времена с некоей высоты прожитых лет, должен сказать о том, что квартал 656 для своего времени был вполне удобен для проживания. Я уж молчу о том, что в соседнем квартале 679 (это между Ново-Вокзальной и Калинина) снос бараков (и то частичный) произошёл лет на 20 позже.
В час пик заводчанам подавались максимально возможные по вместимости автобусы маршрута №28 – «Икарусы»-гармошки. Все необходимые магазины были в шаговой доступности, а столь вожделенная «стекляшка» располагалась через дорогу по Матросова, 46/Вольской, 25. Кинотеатр «Юность» о двух залах тоже был козырем квартала, хотя для просмотра широкоформатных картин приходилось ездить на автобусе маршрута №38 до «Шипки».
Улица Матросова на схеме города 1978 года
Остановка «пикового» маршрута №28 на фоне «стекляшки».
На заводской площадке «Гидроавтоматика» располагалась бок о бок с предприятием КАПО – нынешним «Авиаагрегатом». Этот завод строил свои дома неподалёку, ведя застройку в том числе и по улице Свободы. В 1988 году КАПО зашло и на улицу Матросова, сдав дом под номером 18.
Про постсоветские годы улицы можно рассказать не особо много. Из маршрутов общественного транспорта выжил лишь автобус №38 жив, причём помимо больших машин по нему ходят и маршрутки. Стадион «Орбита» изменился так, что с точки зрения описания улицы Матросова о нём теперь ничего не скажешь. Там, где в марте 1986 года я гонял на лыжах, в начале XXI века выросли высотные дома. Правда, стоит сказать, что площадь стадиона изначально была избыточной.
Угол Матросова и Нагорной, примыкающий к «психушке», застроили разнообразными сооружениями, где соседствуют «гаишники» с областными «эмчеэсовцами». Ещё дальше размещены подразделения районного ПЖРТ и «Водоканала». Радует, что с курмышами по Матросова ведут борьбу хотя бы по нечётной стороне этой улицы.
(Главное управление МЧС России по Самарской области — Александра Матросова, 153б)
Чтобы не завершать рассказ об улице Александра Матросова на минорно-курмышовой ноте, обратимся к светлому. В «нижней» части улицы недалеко от пересечения с Победой расположены два заведения, которых не было при Союзе: это татарская школа «Яктылык» и небольшая православная церковь в честь Святителя Луки Крымского.
Думаю, что для мрачноватого района вблизи Безымянки такое соседство можно считать позитивным.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте