УМНЫЙ ЧЕТВЕРГ

Рома Ежевичкин про машину мечты своими руками

 2 730

Автор: Максим Фёдоров

.


,

15х4 — формат научно-популярных лекториев, где каждое мероприятие — четыре коротенькие лекции длительностью в 15 минут, за которые эксперт в той или иной области рассказывает вам о сложном простыми словами, иллюстрируя их схемами и иногда таблицами с котиками. Иногда по четвергам на ДГ появляются самые интересные лекции в сжатом формате – ничего лишнего, только по делу.

Рома-ЕжевичкинМы законспектировали лекцию историка Ромы Ежевичкина – он рассказал, как в СССР с помощью смолы и ткани собирали спорткары, как музыканты и руководители кружков становились автоконструкторами, почему наши самоделы самые крутые в мире, и чем они живут сегодня.

Почему собирать автомобиль – это хардкор

В Советском Союзе техническое творчество было важным моментом в воспитании и организации досуга. В каждом городе было по несколько кружков авиа- и судомоделей в школах и домах пионеров. Мальчишки собирали целые лайнеры из картона, фанеры и жести. Но в это же время их отцы творили истинный хардкор, собирая настоящие автомобили.

Движение самодельщиков прозвали Самавто. При этом собирали не только автомобили, но и лодки, мотоциклы, прицепы. По большому счёту, Самавто можно разделить на две большие группы: изделия, которые создавали не на автозаводах, а на автобазах или ремонтных предприятиях, и собственно машины ручной работы.

Самые популярные самоделки

Наиболее известная промышленная самоделка – это автобус «Кубань». Одна из самых страшных машин, придуманных человечеством. «Кубань» собрали в 1962 году по заказу Министерства культуры, чтобы ездить по сёлам и возить артистов.

К сожалению, этот автомобиль производили чуть ли не до нулевых. За это время успели сделать 113 тысяч штук таких машин. При этом конструкция практически не изменялась. И вполне возможно, что в детской страшилке про гроб на колёсиках речь шла именно про автобус «Кубань».

5989610_xlarge

Есть ещё один довольно популярный самодел – микроавтобус «Старт». Его собирали на Украине. Молодые инженеры и рабочие решили сделать удобный и вместительный микроавтобус, который бы отвечал времени и актуальному дизайну. Поэтому «Старт» считался довольно красивой машиной.

Во избежание мучений иногда использовались металлические листы. Из них делали отдельные элементы. Известен случай, когда одному украинскому мастеру потребовалась гнутая крыша. Разумеется, станка для того, чтобы нагибать металл, у него не было. Тогда мастер выстрелил из ружья в металлический лист, и когда тот согнулся, покрыл его стеклотканью и эпоксидной смолой.

Особенность этого микроавтобуса – типовые детали, позаимствованные у «Волги» Газ-21. Ещё «Старт» известен по фильму «Кавказская пленница». Именно на этом микроавтобусе героиня Натальи Варлей уезжает, оставляя Шурика в одиночестве.

Без названия

Движение Самавто зародилось ещё до войны. Его драйверами выступили лётчики. Объяснение простое – эти люди были наиболее технически образованными. Вот, например, автомобиль лётчика Иванова. Выполнен он в стиле того времени. И, наверное, если бы я не сказал, что это самоделка, вы могли бы подумать, что перед нами представитель малоизвестной немецкой марки.

02

Из чего делали автомобили

Главный материал для создания собственного автомобиля – водопроводные трубы, уголки и любые длинные металлические предметы. Они резались под углом, сваривались, и получалась рама.

Потом эта рама оклеивалась стеклотканью. В свою очередь, стеклоткань покрывали эпоксидной смолой. Занятие не из приятных. Потому что ты жутко чешешься от стеклоткани, а эпоксидная смола непередаваемо воняет.

Часто использовались детали серийных машин. Это типичная авторазборка – вытаскивали двигатели, трансмиссию, колёса, приборы, стёкла и двери.

??????????

Однако непосредственно до сборки самоделы долго рисовали эскизы. Некоторые начинали придумывать свой автомобиль ещё со школы. Можно сказать, что это была мечта длиною в жизнь. И когда накапливалось достаточно идей и знаний, делали модели из пластилина или пенопласта.

Известен случай, когда один инженер строил себе амфибию. Несколько месяцев он обкатывал модель в ванной. И только после всех тестов приступил к сборке.

Таким способом постепенно собирали машину. И считалось в порядке вещей потратить на это 8 лет жизни.

Наиболее выдающиеся советские самоделки

Автомобиль «Ленинград» Аркадия Бабича. Двухместная машина с двигателем от лимузина. Безумно красивая машина. Ещё у неё была одна приятная особенность – могла разгоняться до 200 км/ч.

fourlinks_1956leningrad_1000

Микроавтобус «Турист». Очень популярная была тема – строить полноприводный микроавтобус из деталей, которые к полноприводным автомобилям вообще никак не были приспособлены. Чем примечательна эта машина – снимаешь тент, и она превращается в пикап. А ещё интерес вызывает конструкция, ведь «плиты» по периметру корпуса – это обычные противни.

 

06

Спортивная машина «Гран Туризмо». Создали её братья Щербинины. Оба они были дизайнерами, поэтому их машина очень продумана. Они сварили раму во дворе, занесли в квартиру и уже там делали свой автомобиль. Когда закончили работать, разобрали внешнюю стену квартиры (а жили братья не на первом этаже), вынесли машину во двор и там окончательно доделали.

Samavto-(8)

Братья Алгебраистовы собрали автомобиль «Юна». В отличие от большинства самоделов, братья Алгебраистовы собрали около десятка кузовов своей машины, которые уехали на Кавказ и даже Дальний Восток.

197e0644-464f-457c-f095-0773f24d6faf

Армянский автомобиль Генрика Матевосяна «Орор». Генрик создавал свой автомобиль у себя в лоджии, поэтому спускать на землю пришлось с помощью крана.

1114494

Вездеход «Нева» Николая Яковлева и Владимира Капусто. Не путать с заводской «Нивой», которая, кстати, не такая вездеходная, как самоделка. История у «Невы» сложилась удачно – эти самодельные машины попали в тренд автомобилестроения того времени.

14

Амфибия «Тритон». Её автор Дмитрий Кудрячков был музыкантом, играл на английском рожке. Поскольку никто из великих композиторов не написал ничего для английского рожка, Дмитрий Кудрячков часто сидел за сценой. И как раз в это время он рисовал чертежи своей мечты.

c8979cd0981a300f42e7ae7f92677b35

Мечтал музыкант о глиссере (быстроходный катер). Но хотелось ему и машину свою. Тогда Кудрячков решил спроектировать глиссер с колёсами. Получилось уникальное создание: шестиместная амфибия, у которой даже есть зона для готовки.

Наверное, высшим достижением Самавто можно считать «Панголину» Александра Кулыгина. В этой машине прекрасно всё. Во-первых, история. Кулыгин работал электриком и преподавателем в кружке пионеров. И пионеры помогали ему эту машину собирать. Во-вторых, она талантливо выполнена с технической стороны.

009

Машина примечательна тем, что у неё нет дверей. Попасть в салон можно было, подняв передний кузов (в «Ламборджини» до этого не додумались). У автомобиля вообще не было зеркал. Вместо них Кулыгин установил на крышу перископ. А ещё он установил себе бортовой компьютер, сделанный из инженерного калькулятора «Электроник».

Как власти относились к движению Самавто

Вполне себе положительно. Конечно, у самоделов были технические ограничения на создание машин: по мощности, по весу, по габаритам корпуса. Но это не мешало творить.

692caas-960

Власти часто устраивали для участников движения Самавто слёты, пробеги. А в главном автомобильном институте в Москве открыли отдельную секцию по взаимодействию с Самавто. Самодельщиков приглашали на заводы, а их машины обкатывали на профессиональных полигонах, тестировали в лабораториях, давали советы по улучшению и разбирали ошибки.

Зачем люди собирали автомобили

Люди строили автомобиль по 6-7 лет. Хотя могли отстоять в очереди. Денег на сборку своей машины уходило столько же, как и на покупку серийного автомобиля. Но самоделы не обращали на это внимания. У людей была мечта, и они тратили годы жизни, чтобы ее воплотить.

Чем сейчас живёт движение самоделов

Сегодня движение Самавто сохраняет традиции. Молодые люди реставрируют советские машины. Самодельщики собираются в социальных сетях. Точно так же, как их отцы и деды, проводят всё свободное время в гаражах, тратят все доступные деньги. И всё это ради одного – создать уникальную машину мечты.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»