ВЗЯЛИСЬ ЗА НОВОЕ

Об архитектурной выставке на площади Славы начистоту

 1 496

Автор: Максим Фёдоров

Сегодня на площади Славы откроется выставка «Самарская архитектура на перекрестке времени и культуры». Подаваться это будет как лучшие примеры архитектурного прошлого и настоящего Самары. На деле же выставка посвящена высоткам и домундиальным строениям.

ДГ побывал на площади Славы за день до официального открытия выставки и разобрался, что на самом деле собираются преподнести местным жителям.

Организатором мероприятия выступил самарский Союз архитекторов России. Поддержку в организации оказали Белый дом, мэрия и областное управление госохраны объектов культурного наследия.

На титульном стенде в самом начале площади Славы говорится, что выставка архитектурной истории Самары определяет «национальную идентичность». По мнению организаторов, здесь представлены лучшие архитектурные ансамбли Самары и самые удачные примеры интеграции современной архитектуры с культурным наследием старого города.

IMG_2272

При этом в экспозиции представлено всего 20 памятников архитектуры (из нескольких сотен, существующих в городе). В пять стендов организаторы уместили всю настоящую архитектурную историю Самары от дореволюционного зодчества до советского модернизма. Остальные стенды посвящены современной архитектуре и проектам мега-стройки, приуроченной к проведению ЧМ-2018 в Самаре.

Принцип «тетриса»

С тем, что организаторы называют здание ж/д вокзала, высотки возле «Ладьи» и даже отель «Ренессанс» удачными примерами современной архитектуры, ещё можно как-то смириться. Однако приходишь в полное недоумение, когда в пример ставят реконструкцию здания ликёроводочного завода «Родник» на Льва Толстого.

Реконструкция проходила по принципу «тетриса» – на историческое здание наслаивались поочерёдно четыре этажа стеклянных прямоугольников, чтобы в итоге получилась безобразная офисная многоэтажка.

Однако в оправдание на стенде указано, что офисный центр взял серебряный диплом на фестивале «Зодчество 2010». Награда сомнительная. Ведь об уровне этого фестиваля говорит хотя бы тот факт, что в числе лауреатов здесь критикуемый многими проект московского парка «Зарядье».

Тот же принцип использовался при реконструкции каменного двухэтажного здания на Садовой. Объект культурного наследия, построенный в начале XX века, путём наслоения бесцветных прямоугольников из стекла и металла превратили в девятиэтажную гостиницу.

На стенде такой тип «реконструкции» называют «деликатной интеграцией нового объекта в историческую застройку». Составители текста на стенде также указывают, что использовали метод «исторической проницаемости». На их языке это значит – «сохранение следов прошлого при строительстве нового».

2b4084aa-ee5a-4a93-aa9e-014edca7d08f

Оправдывая нелепость конструкции, стенд уверяет нас, что «9 этаж с высоты человеческого роста вообще не виден, а 8 этаж растворяется за частым ритмом металлических Г-образных элементов». Если подойти к дому вплотную, прижавшись лбом к стене, то, конечно, надстрой виден не будет. В остальных же случаях – «тетрис» собрал полную фигуру.

Грехи отцов

В экспозицию также попали здания, которые, по мнению организаторов, отлично вписываются в ландшафт исторического центра.

Отдельный стенд посвящён строящейся гостинице Lotte. Согласно описанию на стенде, архитектурное решение громоздкого здания в 16 этажей на пересечении Самарской и Красноармейской «выдержано в стиле старого города».

Здесь стоит уточнить, о каком городе идёт речь, и действительно ли организаторы полагают, что многоэтажка на месте объектов культурного наследия, которые лишились охранного статуса, выдержана в стиле двух-трёхэтажных купеческих особняков начала XX века.

Однако организаторы выставки пошли дальше и выделили дом на Алексея Толстого в «21 квартале» Самары как один из лучших примеров интеграции нового со старым. На стенде сообщается, что архитектурная концепция этого здания «не предполагает излишнее кокетство с историзмом, но тем не менее, не противоречит старому окружению».

В этом случае нельзя не согласиться со стендом. Ведь противоречить уже нечему. До реализации проекта ЖК «21 квартал» в этом районе было 7 памятников архитектуры. Сейчас осталось всего три – один уничтожен, два лишились охранного статуса, и ещё один пойдёт под новую застройку.

Время вперёд

Остальные стенды посвящены либо высоткам, либо проектам, возводимым к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Так, организаторы выставки ставят в пример архитектурного наследия Самары ТОЦ «Скала Холл» на Московском шоссе, ТОЦ «Галактика» на углу Ярмарочной и Ульяновской, бизнес-центр «Миллениум» на Мичурина и ЖК «На Вилоновской».

Среди предчемпионатных проектов на стендах красуется строящаяся «Самара Арена», проекты речного вокзала и Ледового дворца, сроки начала строительства которых постоянно сдвигаются, а также крытый велотрек, у которого сроки строительства даже не определены.

IMG_2277

Самую малую часть стендов занимают здания городских музеев, театров и библиотек. Но организаторы выставки отвели отдельный стенд для демонстрации проекта реконструкции Московского шоссе. В описании к этому стенду о недочётах проекта не говорится.


P.S.: Выставка откроется сегодня в 14:00 на площади Славы, напротив главного входа в Белый дом. Сколько простоит экспозиция, не уточняется.

Фото обложки отсюда
Фото зданий отсюда 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook 

comments powered by HyperComments