,
Еще каких-то 30 лет назад Московское шоссе за улицей Ташкентской вполне можно было назвать загородной трассой. Конечно, тут были жилые поселки, чего стоит хотя бы Мехзавод, но они явно уступали дачным массивам, совхозным полям, лесам и перелескам.
Подтверждает мои слова и соавтор этой статьи Евгений Альмяшев:
Но в постсоветский период жизнь вокруг этого участка Московского шоссе изменилась кардинально. Появились новые жилые микрорайоны, высотные дома и вездесущие торговые центры. Судьбу участка Московского шоссе от 16 до 24 километра мы проследим с XIX века по наши дни. Сведения о дореволюционных временах почерпнуты из краеведческих записок купца Константина Головкина.
— Часть первая: 4 ГПЗ, Ботанический сад и студгородок авиаторов;
— Часть вторая: парк Гагарина, Средние сады, КАТЭК и ипподром.
Московское шоссе. От улицы Ташкентской до Волжского шоссе.
Здания, расположенные на этом отрезке, имеют адрес по 16 и 17 километрам Московского шоссе. А мы предоставим слово купцу и краеведу Константину Головкину: «На 10-й версте Семейкинское шоссе пересекает Лучинин колок.»
Напомним, что колок — это небольшой лес среди поля, степи или пашни. Пройдет более полувека и Лучинин (Лучинский) колок станет парком 60-летия Советской власти. В краеведческой картотеке купца Головкина мы находим о нем такие сведения:
«Это заросший и запущенный лес смешанных пород чернолесья, состоящий из дуба, липы, клена и осины. Лес довольно старый, деревья его лет 40-50-ти. Шоссе, проходя через него, сразу спускается в низину. Название получил, как говорят, от того, что в нем находился пчельник некоего Лучинина».
Здешняя автобусная остановка называется 16-й километр. Все здания, имеющие адреса по нему, находятся вблизи или в самом лесопарке. В годы войны в его центральной части находились подземные склады завода имени Масленникова. Все было честь по чести: вышки, колючая проволока и ВОХровцы.
Однако, в 1990-х годах эта территория была сдана в аренду под коммерческие площади.
Взглянем на эту территорию на спутниковом снимке 1965 года. Условные обозначения:
Красная линия — Московское шоссе, а цифры обозначают:
1 — территория лесопарка им. 60-летия Октября,
2 — Место, где сейчас стоит стадион «Самара Арена»,
3 — Пересечение с улицей Алма-Атинской.
Местность, что и говорить, изменилась кардинально. Неизменными остались лишь домики поселка Радиоцентр, хорошо заметные в центре кадра. Но ни один из них адреса по Московскому шоссе не имеет.
Интересен этот отрезок и тем, что впервые с 1949 года на Московское шоссе вернулся трамвай. Идущий параллельно ему отрезок новой ветки имеет длину всего 1,5 километра. Но учитывая то, что новых трамвайных линий в Самаре не строили с 1986 года, будем довольствоваться малым.
На пересечении с улицей Алма-Атинской начинается 17-й километр Московского шоссе. На спутниковом снимке января 1965 года Алма-Атинская отмечена красной линией. Звездочкой отмечено место, где сейчас раскинулись корпуса ТЦ «Московский».
Как вы видите, тогда улица Алма-Атинская не имела какого-то серьезного транспортного значения. Ситуация изменилась в 1972 году, после начала строительства XV микрорайона и ввода в строй первой очереди Куйбышевской ТЭЦ.
По обе стороны от Московского шоссе на его 17-м километре тогда были дачи. Как минимум те, что по нечетной стороне, принадлежали работникам ЗИМа. Сейчас здесь пустырь, на который уже зарятся застройщики.
В верхней части снимка можно видеть территорию филиала 4ГПЗ, а слева от нее — небольшой кусочек частного сектора. Благодаря архивному документу мы узнаем, что у него было собственное имя — поселок СМУ-22 «а».
В 1965 году никакого Ракитовского шоссе еще не было в помине, а у шоссе Волжского был лишь «прототип» — узкая проселочная дорога, которая хорошо видна на спутниковом снимке.
Обращает на себя внимание и лесок, тянущийся от центра снимка влево. На картах советского периода его называют урочище Нагорная дача. В дореволюционные времена этот лесной массив именовался Лимерским колком. От какого слова было образовано это название, пока узнать не удалось.
Московское шоссе. От Волжского шоссе до Красного Пахаря
Следующий километр Московского шоссе — 18-й, не в пример известней своих коллег, и даже удостоился чести стать отдельным вернкуляром в нашем исследовании «Открывая город».
Но прежде скажем о еще двух шоссе, расположенных рядом. Волжское шоссе в своем современном виде появилось в конце 1968 года. Это было важное событие – во-первых, разгружался район Мехзавода, во-вторых сократился путь из Куйбышева до Тольятти, где вовсю строился ВАЗ, а также до аэропорта Курумоч. Ракитовское шоссе начали прокладывать летом 1975 года. Стройка шла от Московского шоссе вниз и благополучно завершилась в конце 1977 года с открытием путепровода через железную дорогу около платформы Вишнёвая.
Ну а теперь 18-й километр. Еще в конце XIX века здесь находился хутор Балахонцев. Фамилия для Самары весьма приметная. В 1773 году комендант города капитан Иван Балахонцев сдал Самару без боя отряду сподвижника Емельяна Пугачева, атаману Арапову. Хутор, конечно, назван не в его честь. Во второй половине XIX века были другие дворяне Балахонцевы, владевшие землей в Самарском уезде.
От территории нынешнего Мехзавода хутор Балахонцев отделял Паршенский овраг, облагороженный к ЧМ-2018.
Где-то в глубине лесного массива находится и озеро Паршино. Оба этих топонима напоминают нам о дворянах Паршенских, владевших в дореволюционные времена этой землей.
Напротив него — Кругленький колок. Этот лесной массивчик дожил до наших дней и находится между территорией ТЦ «Московский» и дачными массивами «Знамя Октября» и «Мичуринец».
По-настоящему жизнь в этой локации закипела в послевоенные годы, когда у 4 ГПЗ появилась необходимость в серийном выпуске приборных подшипников. Они имели повышенные требования к степени точности своего изготовления, которые нельзя было обеспечить на имевшихся площадях предприятия. По инициативе тогдашнего директора завода Александра Васильева было решено строить филиал завода. Местом был выбран 18 километр тогда еще Семейкинского шоссе.
Само строительство стартовало весной 1950 года и к зиме 1953/54 гг. в целом было завершено. 5 января 1954 года собрали первую партию подшипников. Одновременно с этим велось жилое строительство, конечно же самое простое, барачное. Описания жизни рабочего поселка в первые годы его существования наводят тоску. Неблагоустроенность 18 километра была выдающейся.
На первых порах поселок состоял из пяти двухэтажных домов. В конце 1950-х годов к ним добавились ещё две двухэтажки, построенные «горьковским» методом. В 1958 году на предприятие заехал сам Леонид Брежнев.
Видимо, двухэтажные домики заводского поселка его не очень впечатлили, и спустя пару лет 18-й километр украсил ряд пятиэтажных домов.
Взглянем на спутниковый снимок 1967 года. На нем помимо жилых домов прекрасно видны здания школы № 171 и детского сада № 244.
В 1979 году к 25-летию начала работы завода Приборных подшипников была составлена летопись его жизни, из которой мы в частности узнаем, что в 1971-1975 году поселок обогатился стадионом «Спутник» и Домом культуры (ныне перестроен и перепрофилирован в автосалон).
Но даже в годы застоя проблем у поселка 18 километр оставалось предостаточно. Здесь и нестабильная работа общественного транспорта, отсутствие молочного и овощного магазинов, высокий криминогенный уровень.
В годы перестройки некоторые проблемы удалось решить. Например, поселок стал снабжаться мягкой волжской водой, а для стоящих в очереди на жилье в 1991 году были построены дома №№ 1 и 1 «А». Но многие проблемы, в частности, отсутствие капремонта и слабое развитие соцкультбыта, оставались.
Несмотря на свою непростую судьбу, поселок 18 километр выстоял и более того — стал одним из эпицентров жилого строительства в Кировском районе города. Правда, в жертву новостройкам в 2009 году был принесен стадион «Спутник». Жив и завод приборных подшипников, одно из немногих напоминаний о существовании некогда великого 4 ГПЗ.
Напротив поселка 18 километр в советские годы находился питомник декоративного садоводства. А в 1996 году на его площадях был построен ТЦ «Московский», изменившийся с тех пор до неузнаваемости.
Следующим километром Московского шоссе является 19-й. Путь к нему лежит через уже упоминавшийся нами Паршенский овраг. Константин Головкин пишет, что «Тут налево стояла корчма (шинок — постоялый двор), а направо — 2-3 амбара».
По своей застройке 19 километр Московского шоссе неравномерен. По левую сторону лежит частный сектор поселка Мехзавод. Справа — различные административные здания, как раз имеющие адреса в стиле «Московское шоссе 19 километр, №». Здесь же различные садово-дачные товарищества, появившиеся в конце 1940-х годов.
Описание этой локации у Константина Головкина тоже не слишком велико: «В 13,5 верстах влево — усадьба Постникова». Да, именно здесь, на территории нынешнего Мехзавода у Нестора Постникова размещалось производство кумыса и филиал его лечебницы под названием «Дальний кумыс». Подробнее об этом читайте в статье об улице Крестьянка.
Далее Московское шоссе проходит через поселок Мехзавод. Точнее, через шесть его номерных кварталов — №№ 1, 2, 4, 7, 10, 11. Останавливаться на них подробно мы не будем, так как их жилой фонд адресов по Московскому шоссе не имеет. То ли дело завод «Салют». Он имеет адрес по 23-у километру Московского шоссе, а расположенные рядом с ним административные здания по 20 и 22 километрам соответственно.
Мехзавод начали стоить в 1937 году для обеспечения потребностей строящегося в районе Красной Глинки Гидроузла.
Однако в 1940 году от идеи строительства ГЭС в створе Жигулевских и Сокольих гор отказались. В годы войны механический завод перешел на производство бронекорпусов для штурмовиков ИЛ-2. В 1942 году на заводе работало порядка 2500 человек.
По счастью, на заводе «Салют» имеется музей предприятия, освещающий его историю от бронекорпусов ИЛ-2 до времен конверсии, когда «Салют» производил термосы и мотоблоки. Фоторепортаж из музея смотрите здесь.
Нашлось место Мехзаводу и на немецкой схеме Куйбышева 1942 года. На ней мы отметили его территорию красным контуром.
Обратите внимание, что на завод была проложена отдельная железнодорожная ветка, сохранившаяся по сей день.
Прощаясь с Мехзаводом, все-таки скажем еще о паре его достопримечательностей. Во-первых, о памятнике Сергею Кирову в 10-м квартале, а во-вторых — о подземном переходе под Московским шоссе, прорытом в 1985 году.
Московское шоссе. От Красного Пахаря до выезда из города
В советское время 23 километр Московского шоссе был последним в черте города. Но даже в этих далеких краях находились объекты, о которых писали куйбышевские газеты. В частности, тут имелись цветочные оранжереи и грузовая станция междугородних перевозок.
В этом же районе расположен овраг Башкирский, он же Орлов, через который Московское шоссе проходит по небольшому мосту.
Константин Головкин пишет об этой локации: «Влево от шоссе небольшой хутор Канденков. Вправо, в низине, у оврага стоит большой черный крест. Рассказывают, что в 80-х годах прошлого столетия на этом месте был убит и ограблен сельский торговец Прохоров (брат Василия Леонтьевича Прохорова), который возвращался в село с товаром на 2-3 возах.»
Что любопытно, Василий Прохоров уже упоминался в одном из материалов ДГ. Ему принадлежал дом на улице Буянова, сгоревший в 2015 году.
Уже в постсоветский период крайним километром Московского шоссе в черте города стал 24-й, адрес по которому, в частности, имеют ТЦ «Мега» и микрорайон «Шведская слобода». Об этих краях Константин Головкин писал следующее: «В 18 верстах шоссе начинает идти по землям села Семейкино до самого села. В 19,5 верстах от города овраг Козелковский. В 21 версте — овраг Кабальный, и в 23 с небольшим верстах — село Семейкино«.
Вот об этих последних верстах мы и поговорим. Ведь именно по ним проходило Семейкинское шоссе до 1966 года. Посмотрим на карты разных лет.
Как вы видите, тогдашнее Семейкинское шоссе проходило восточней своей нынешней трассы, в том числе и прямо по территории села Новосемейкино. При этом оно причудливо переплеталось с железнодорожной веткой. Красноглинская железная дорога появилась позже Семейкинского шоссе и стала пересекать его в трёх местах, что вряд ли было удобно, но это терпели свыше 25 лет.
«Спрямление» Московского шоссе, в рамках строительства дороги от Куйбышева до Уфы, началось летом 1964 года.
Ниже представлен спутниковый снимок января 1965 года. Красной линией помечена старая трассировка Семейкинского шоссе, синей линией — нынешняя трассировка Московского шоссе, а зелёная линия обозначает Красноглинскую железную дорогу.
Просека под нынешнее Московское шоссе была уже прорублена, но самого шоссе в 1965 году еще не было. Стоит сказать, что «расхождения» в трассировке Семейкинского и Московского шоссе были и в районе все того же Башкирского (Орлова) оврага. Этот район мы отметили красным овалом. Желтая линия — нынешняя трасса Московского шоссе.
Окончание работ по строительству магистрали, именуемой ныне как Федеральная автомобильная дорога М-5 «Урал», произошло в канун 1966 года.
А наше путешествие по Московскому шоссе подошло к концу. Надеемся, что после прочтения наших материалов оно стало для вас родным.
Текст: Андрей Артемов и Евгений Альмяшев
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
— Мориса Тореза
— Московское шоссе. Часть №1 и Часть №2
Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook