,
Сегодня речь пойдет о городской площади, адрес на которой имеет всего одно здание. Но какая это площадь и какое это здание!
За свою историю она сменила несколько названий:
— До 1924 года площадь называлась Соборной,
— С 1924 по 1935 годы — Коммунальной,
— В 1935 года площадь была переименована в площадь Куйбышева
Пристальное внимание мы уделим истории здания театра оперы и балета, адрес которого — Площадь Куйбышева, 1. Впрочем, дореволюционную судьбу этой локации мы тоже не обойдем стороной. Все-таки почти полвека на нынешней площади Куйбышева стоял величественный кафедральный собор.
Сведения о его строительстве мы почерпнем в краеведческой картотеке Константина Головкина:
До этого времени город, разрастаясь к северу, в беспорядке застроил и будущую площадь. Площадь долгое время строительства собора представляла из себя изрытую ямами местность , которая образовалась оттого, что горожане брали здесь песок для построек. В нижнем подвальном этаже собора ютились, имея бесплатный ночлег и проводя летом ночи, разного рода темные люди.
В мае 1866 г. начальник губернии распорядился об очистке площади от обывательских домов и усадеб для постройки Кафедрального собора. Оказалось, что под эту площадь должно отойти 4 квартала, на которых имелось 102 дворовых места. Перевод жителей на другое место продолжался еще в 70х годах по постановлению городской думы.
В 1869 г. 25 мая был совершена закладка собора в память спасения императора Александра II от покушения бывшего 4 апреля 1866 года. Собор построен по плану архитектора профессора тайного советника Жибера. Постройка продолжалась 25 лет. Стоимость храма составила 517906 рублей, из которых 372109 руб. ассигновано городской думой и 145797 руб. собрано пожертвованиями».
Книгу профессора Георгия Бичурова, посвященную истории Самарского кафедрального собора, читайте здесь.
В декабре 1929 года было принято решение о строительстве самого большого в городе Дворца культуры. Первоначально планировалось реконструировать здание кафедрального собора, прежде всего перепланировать его внутреннее пространство, демонтировать купола и главки. Разработку проекта поручили архитектору Петру Щербачеву.
Однако спустя полгода решение было изменено. В связи со сложностью переоборудования храма под ДК, а также из-за финансовой затратности этого проекта кафедральный собор было решено разобрать. Его снос начался в том же 1930 году.
Кафедральный собор был полностью разобран к весне 1932 года, но сама Коммунальная площадь была завалена строительным мусором. В городском бюджете не было денег ни на ее расчистку, ни на строительство Дворца культуры.
После переименования Самары в Куйбышев было принято решение о постройке памятника Валериану Владимировичу. В апреле 1935 года Совнаркомом были выделены необходимые на его постройку средства. Сроком открытия памятника было назначено 1 мая 1936 года. Вероятно именно тогда руководству Куйбышевского края удалось выбить и средства на постройку Дворца культуры, который был бы композиционно связан с памятником Куйбышеву.
Архитектору Александру Полеву было поручено в срочном порядке составить задание на проектирование ДК. Объем здания не должен был превышать 60000 кубических метров, а стоимость работ не должна была превышать 5 миллионов рублей.
В мае 1935 года было принято решение установить памятник, а вместе с ним и построить здание Дворца культуры на Коммунальной площади. Вскоре было решено отказаться от идеи конкурса, а заключить договор на разработку проекта с маститым советским архитектором Алексеем Щусевым.
В итоге договорится со Щусевым не удалось и проектирование взяли на себя архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Может так было задумано изначально, ведь в представленном выше документе указывается: « … с привлечением для разработки проекта людей по усмотрению тов. Щусева». Видимо этими людьми и стали Щуко с Гельфрейхом, разработанный которыми эскизный проект Дворца культуры выглядел так.
Однако столичные архитекторы были поражены недугом гигантомании и, как следствие, втрое превысили объем здания и в четыре раза — его стоимость. Щуко и Гельфрейх переработали проект, но даже в «ужатом» виде он оказался слишком затратным, и договор с ними был расторгнут.
Куйбышевский Горсовет сразу же устроил закрытый конкурс, к участию в котором были приглашены местные архитекторы. Было разработано четыре проекта, каждый из которых в той или иной степени был подвергнут критике.
1. Проект Абрама Каневского.
2. Проект Петра Щербачева.
3. Проект Александра Полева.
4. Проект Николая Каценеленбогена (при участии Николая Телицына).
В итоге за счет более простой и понятной планировки внутренних помещений на уровне Крайисполкома победил последний проект.
Вместе с тем он и проект Александра Полева были представлены на утверждение в Наркомпрос РСФСР, которым в то время руководил Андрей Бубнов, до революции некоторые время живший в Самаре. Оба проекта подверглись критике, но разработка Каценеленбогена была оценена выше, в том числе и скульптором Манизером, автором памятника Валериану Куйбышеву. Свои изменения в проект самарских архитекторов внес известный ленинградский зодчий Ной Троцкий. Окончательный эскизный проект куйбышевского Дворца культуры был утвержден в апреле 1936 года.
Также он был отобран для экспонирования на Парижской выставке. Сроком окончания строительства была была объявлена осень 1936 года. Стройматериалы для него доставлялись со всего СССР. Цемент — с сенгилеевского завода «Большевик», гравий — из Оренбурга, восемь тонн гвоздей были доставлены из Сталинграда, два вагона стали прибыло из Донбасса. Местными стройматериалами были бутовый камень, алебастр и черный дуб. На стройке трудились преимущественно наемные рабочие из сельской местности. Осенью многие из них возвращались в села на уборку урожая.
В течении 1935 года велись преимущественно земляные работы. Был засыпан котлован на месте Кафедрального собора и начато рытье нового под Дворец культуры.
Что любопытно, первоначально размещать в здании Дворца культуры профессиональный театр не планировалось. Дать ему там помещения решили лишь в апреле 1937 года. Это в свою очередь вновь изменило проект здания — со стороны улицы Галактионовской решено было построить для нужд театралов дополнительные подсобные помещения. 25 марта 1938 года Облисполком принял решение о предоставление помещений во Дворце культуры Художественному музею (до этого он входил в состав музея краеведческого, который располагался в особняке Сурошникова).
К 5 мая 1938 года здание Дворца культуры было готово на 91,5%, его техническая готовность составила 86,5%. 1 октября был составлен акт о передаче ДК от Управления строительством его директору Михаилу Лакиреву. Ввод здания в эксплуатацию состоялся 4 ноября 1938 года. Днем позже состоялось торжественное открытие памятника Валериану Куйбышеву. Ниже представлены заметки из газеты «Волжская коммуна» от 5 ноября 1938 года.
Ниже представлена схема помещений Дворца культуры им. Куйбышева.
Вот как описывают архитектурные достоинства Дворца культуры им. Куйбышева архитекторы Виталий Стадников и Олег Федоров в своей книге «81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре» (2006 год).
В книге «Архитектурный путеводитель Самара 1920-1940-х годов» отмечается интересная деталь: «Спаренные колонны несут в себе новый символический смысл — связь рабочих и крестьян. Статуи физкультурницы и рабочего, читающего книгу, установлены и нишах ризалитов и указывают на назначение здания».
Дворец культуры имени Куйбышева попал на страницы альбома «Советская архитектура за XXX лет РСФСР» изданного в 1950 году.
В годы Великой Отечественной войны большую часть Дворца культуры им. Куйбышева занимал эвакуированный в наш город Большой театр. Подробную историю его пребывания в нашем городе читайте здесь.
Еще одна достопримечательность площади Куйбышева — так называемый бункер Калинина (Объект №2). Вход в него располагается в неприметном здании близ Дворца культуры.
Он строился одновременно с бункером Сталина и предназначался для эвакуации Генерального штаба Красной Армии. На приведенных ниже фотографиях краеведа Игоря Махтева, внутренние помещения бункера Калинина в 2002 году.
Этот объект и поныне не утратил своего стратегического значения.
С 2006 по 2010 годы велась масштабная реставрация здания театра оперы и балета. В ходе нее была заменена скульптура рабочего с книгой, т.к она была признана аварийной. Что характерно, физкультурница с мячом сохранилась лучше своего спутника и до сих пор украшает фасад театра опера и балета, несмотря на свой преклонный, по человеческим меркам, возраст.
При работе над статьей были использованы материалы:
— Из книги «Архитектура и градостроительство Самары 1920-х — начала 1940-х годов» (2010 год),
— Группы Архивы Самарской области соцсети Вконтакте,
— Из блога Вадима Кондратьева.
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Улицы Майская и Минская
— Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Проспект Масленникова
— Маяковского
— Проспект Металлургов
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте