Воспоминания о том, как жил и умер cамарский ипподром

КОНИ? НЕТ, НЕ КОНИ

Воспоминания о том, как жил и умер cамарский ипподром

Автор:

ИСТОРИИ
293

Словосочетание «самарский ипподром» в очередной раз вторглось в городское информационное пространство. С одной стороны, говорят о перспективах ипподрома как такового – в связи с обещаниями построить новый конно-спортивный комплекс. С другой – ободряют друг друга новостями с места ипподрома бывшего, где вот-вот должен открыться новый ФОК. И в бассейн, расположившийся на месте конюшен, уже даже залили воду.  Для нас же все это стало поводом просто вспомнить об ушедшем навсегда. Ну, чтобы было что рассказать детям, заинтересовавшимся, например, почему остановка, на которой расположен храм, супермаркет и автосалоны, носит необычное название: ипподром.

Текст: Татьяна Пуш, фото из открытых источников

ипподром3

Ипподром — бродяга

Начнем с того, что свое местоположение самарский ипподром менял не один раз. Да что там, скачки в далеком 19-м веке проходили зимой на льду реки Самарки (первые рысистые испытания состоялись в городе в январе 1891 года). Чуть позже в городе подобие ипподрома появилось на пересечении нынешних улиц Куйбышева и Красноармейской. А в 1903 году место для конных забегов переехало на территорию нынешнего ЗИМа. Где лошади мирно существовали до 1921 года. Но затем, как это часто бывает, прогресс победил лошадей, завод начал разрастаться и лошадники на какое-то время остались без собственной территории. В 1930 году конюшни и беговые дорожки были организованы на месте нынешнего Аэрокоса. И только через шесть лет для ипподрома было определено место на «окраине города». Где он и существовал до последнего времени.

ипподром7

Привередливые кони

Обосновавшись на новом месте, самарский ипподром несколько раз перестраивался и модернизировался. Так, электричество в конюшни провели, например, только в 1946 году. А знаменитую «дугу», ставшую визитной карточкой ипподрома, и вовсе поставили только в семидесятых годах. Мало кто знает, но первоначально дугу должна была венчать тройка мчащихся лошадей. Однако, установить коней не получилось по техническим причинам. Впрочем, городская легенда гласит, что в конце семидесятых руководство ипподрома решило довести «дугу» до логического завершения.

ипподром2

Правда, найти тех, кто согласился бы сделать тройку, долгое время не удавалось. Пока за дело не взялись молодые самарские скульпторы. Когда макет тройки был готов, то была устроена, как бы сейчас сказали, презентация, на которую позвали журналистов и общественных деятелей. Однако, гипсовые кони, выполненные в натуральную величину, неожиданно развалились на глазах у изумленной публики на мелкие кусочки. Похоронив, таким образом, идею довести проект до конца. А кроме того, как уверяют, и приличную сумму денег. Закупленные для воплощения скульптуры материалы, в том числе и несколько тонн листовой бронзы, якобы исчезли в неизвестном направлении. А журналистам настоятельно рекомендовали позабыть все увиденное.

Последняя крупная перестройка ждала ипподром, по иронии судьбы в 1985 году. Именно тогда появились новые трибуны, рассчитанные на две тысячи зрителей. И судейско-административный корпус с рубкой высотой в пять этажей.

ипподром6

Легенда о Биплане

Впрочем, совсем без памятников лошадям ипподром не остался. По дороге к конюшням расположился скромный серый памятник с фотографией коня. Могила легендарного орловского рыска по кличке Биплан. В Самару, вернее, тогда Куйбышев, конь попал в 1977 году  из Энгельса. И стал настоящей звездой всесоюзного масштаба, завоевав более 40 престижных наград на соревнованиях разного уровня.

Погиб Биплан в 1984 году, и от сотрудников ипподрома мне приходилось слышать две версии этого события. По одной — во время заезда в Ульяновске Биплан попал под коляску наездника, и получил серьезные травмы. Так что спасти коня не удалось. По второй – гибель легендарного коня стала местью завистливых людей. Якобы Биплана, разгоряченного после забега, кто-то специально опоил холодной водой. Несмотря на усилия ветеринаров, конь заболел и умер. «Сгорев», буквально, за одну ночь. Как бы то ни было, но сердце и голову чемпиона привезли в Самару и захоронили на территории ипподрома. И даже через десятилетия на скромной лошадиной могилке можно было обнаружить скромные букетики цветов. Их приносили, как правило, ученицы спортивной школы. Сейчас найти даже следов могилы – невозможно. Как именно она исчезла, и куда делся памятник — тайна, покрытая мраком. Впрочем, бывшие сотрудники ипподрома уверяют, что ее просто сравняли с землей, а камень вывезли со строительным мусором на свалку.

ипподром1

О лошадях и коровах

Самарский ипподром, конечно, не лондонский. Но и на нем были свои легенды. Например, известный многим в городе «мужик на корове». Немолодой мужчина лихо рассекал по Самаре на санях, запряженных коровой. Животное покорно и даже как-то легко везло своего наездника.

-Так это же наш легендарный Максимыч Скрипников! – восклицали все, с кем я делилась воспоминанием.

Борис Скрипников, наездник первой категории, действительно, для Самары был легендой.  Трехкратный чемпион Советского Союза, обладатель несчетных наград и титулов. Его тройка – Лужок, Набат и Валик в свое время стала обладателем награды на выставке в Лейпциге, снималась в фильме «Огонь, вода и медные трубы». Сам Скрипников на ипподроме проработал более 30 лет, а уйдя на пенсию, обзавелся ездовыми коровами. И бывал на ипподроме практически каждый день.

ипподром9 (1)

Ну, а что касается коров, то их вокруг ипподрома было действительно не мало. Многие сотрудники жили в частном секторе возле конюшен и разводили рогатую живность. Так что в былые времена пробка на улице Ново-Садовой могла образоваться не из-за активного движения, а по вине коров, лениво и вальяжно переходящих трассу в поисках сочной травы. Горожане терпели и даже умилялись. Сейчас такой экзотики, увы, уже нигде в черте Самары не встретишь.

Конец истории

Самарский ипподром пережил многое. Несколько лет здесь был, например, книжный рынок. Одно время лошади буквально соседствовали с автомобилями, которые здесь продавались. Это потом железные кони разъехались по специализированным салонам, в том числе и вокруг лошадиного царства. В 90-е годы ипподром буквально спасли женщины –большая часть представителей сильной половины человечества была вынуждена покинуть любимое место в поисках денег. А вот дамы за крошечную зарплату приходили в конюшни, работали с детьми, чистили денники, выезжали на дорожки. В 2003 году, казалось, на ипподром вернулась жизнь. Снова заработал тотализатор, где делались крошечные, но ставки, что-то обновили и подлатали. Впрочем, старожилы не скрывают: к этому моменту ипподрому требовалась серьезная и очень дорогостоящая реконструкция. Денег на которую, судя по всему, ни у кого не было.

ипподром5

Умирал ипподром тяжело. В последнюю зиму в конюшнях отключили отопление и воду, без которой лошади просто не могли выжить. В результате доставка воды превратилась почти в смысл жизни тех, кто приходил в конюшни. Тащили в баклажках, везли на машинах и даже на санках. Их расчета 30 литров в сутки на одну лошадь. Труд был адский и, как оказалось, практически бесполезный. Ипподрома больше нет. Остались только воспоминания и название остановки. И догадки: история закончилась, или просто на время прервалась. И продолжиться, пусть и в другом месте.

Комментарии: